Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ: ПО ЭГО-ДОКУМЕНТАМ

Работа №170172

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Дети войны и особенности их
памяти
1.1. Особенности детской памяти 10
1.2. Контент-анализ анкет детей войны 16
1.3. Особенности военной повседневности детей по материалам анкет 23
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ
ПОВСЕДНЕВНОСТИ В ШКОЛЕ 35
2.1. Преимущества исследовательского метода обучения 35
2.2. Методика сопровождения исследовательской деятельности обучающихся
по изучению военной повседневности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Актуальность. Великая Отечественная война - блестящий пример единства нашего народа против врага. На данный момент существует множество различных подходов к изучению данного события. Важно подчеркнуть, что сохранение истинной истории войны должно осуществляться последовательно. Развитие российской историографии, повышение интереса к такой истории, как история повседневности, военно - исторической антропологии, гендерной истории, устной истории, стал своего рода трамплином для изменения фокуса исследований. Происходит перемещение фокуса с изучения событий на изучение состояний. Это подтолкнуло историков к активному изучению эго-документов. Эго-тексты становятся не просто источниками информации, они становятся хранилищем личного опыта, внутренних переживаний и мыслей самого автора. Изучая историю жизни человека, современный ученый пытается найти в ней нечто большее, чем простые факты, касающиеся того или иного события. Важно определить отношение людей к событиям, которые они изучают, их мысли и опыт на тот момент времени.
Исследование военной повседневности детей не получило должного освещения в историографии и поэтому изучение этой проблемы актуально. Анализ повседневной жизни детей помогает рассматривать конкретные исторические реалии с разных сторон, например, отвергать социальные клише, рассматривая роль самого человека, и видеть его характерные особенности на определенных этапах развития. Обращение к воспоминаниям современников тех событий - детей войны, позволяет исследовать разнообразие индивидуальных реакций жителей провинции на серию политических, культурных, социальных событий, инициированных войной. Кроме того, обращение к воспоминаниям такого рода становится подспорьем для воссоздания повседневного мира детей в контексте ужасающих событий того времени.
Степень изученности. Отметим, что исследования повседневной жизни детей во время Великой Отечественной войны в последние годы набирает обороты. Выявленную литературы мы условно делим на две группы: исторические работы и исследования по социальной психологии. Среди исторических работ наибольшую ценность представляют монографии Зинич М.Р., Смирновой Т.М. в которых раскрываются разнообразные аспекты военной детской повседневности. Сноска!!!
Среди региональных исследований мы выделяем монографию Мезит Л.Э. «Решение социальных проблем населения Красноярского края в годы Великой Отечественной войны». В ней представлено решение социальных проблем в годы Великой Отечественной войны в Красноярском крае. Рассматриваются проблемы снабжения населения продовольствием, промышленными товарами, решаются жилищно-бытовые вопросы и вопросы организации здравоохранения в военный период. На основе архивных источников и воспоминаний жителей края анализируется решение социальных проблем населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: детей, инвалидов и семьей военнослужащих. (Мезит Л.Э. Решение социальных проблем населения в годы Великой Отечественной войны. - Красноярск, 2016., 90 с.)
Побратимы коллективная монография!!!там по всем сибирским регионам,куда эвакуировали ленинградцев есть главы по детям!!!
Кроме того, большой интерес представляет статья Мезит Л.Э. «Детская тыловая повседневность в Сибирской провинции по эго-документам». В статье на основе воспоминаний детей войны, собранных в ходе полевых экспедиций в районах края, анализируется их военная повседневность: организация питания, досуг, посещение школы, бытовые условия жизни. (Мезит Л.Э. Детская тыловая повседневность в Сибирской провинции по эго­документам. // Сборник научных статей участников Всероссийской научно­практической конференции с международным участием, посвященной 80- летию начала Великой Отечественной войне. Курск, 2021., с. 69-73)
Большое значение для моего исследования имеет статья Пушкаревой Н.Л. «История повседневности» и этнографическое исследование быта: расхождения и пересечения». В центр исследовательского внимания помещены дискуссионные аспекты терминологии и герменевтики современной теоретической этнологии, культурологии и истории повседневности как нового направления социальной истории. В статье рассматривается, как соотносятся между собой этнографическое исследование быта и «история повседневности», объявленная самостоятельным аналитическим направлением в рамках «новой социальной истории». Н.Л. Пушкарева дает свое определение повседневности и обращает наше внимание на то, что «повседневность - это совокупность привычных социальных взаимодействий, укладов жизни, правил обихода, это человеческие отношения, каждое из которых - рациональное, т.е. запланированное самими индивидами». (Пушкарева Н.Л. «История повседневности» и этнографическое исследование быта: расхождения и пересечения. URL:
http://www.doiserbia.nb.rs/img/doi/0350-0861/2005/0350-08610553021P.pdf дата обращения???)
Среди работ по социальной психологии большую помощь в нашей работе оказали ряд работ. Среди них - статья Чуркина М.К. «Воспоминания «детей войны» в коммеморативных практиках российского общества: «место памяти» или «место забвения»? В статье посредством обращения к эго­источникам - воспоминаниям «детей войны», оцениваются новые возможности сохранения и трансляции исторической памяти, преодоления стандартизации и мемориализации прошлого. Установлено, что обращение к эго-источникам в условиях «разрыва» поколенческой памяти являются одной из эффективных коммеморативных практик, в отличие от традиционных способов сохранения памяти, переводящих событие в разряд исторической достопримечательности. Выявлена ценность данного вида источников, а также предложена методика работы с воспоминаниями «детей войны» с учетом современных научно-исследовательских практик. (Чуркин М.К.
Воспоминания «детей войны» в коммеморативных практиках российского общества: «место памяти» или «место забвения»? // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные
исследования. 2016. № 2 (11). С. 86-91.)
Кроме того, большую ценность имеет работа Щегловой Т.К. «Экология жилища и традиции собирательства топлива русским сельским населением юга Западной Сибири в годы войны 1941-1945 гг.: по полевым исследованиям». В данной работе на основе полевых материалов рассматривается собирательство русского сельского населения как адаптивная практика по обеспечению крестьянского жилища топливом в годы войны. Анализируются трудовые традиции, состав участников и их обязанности, способы заготовки и доставки, средства транспортировки и тягловая сила. Выявляются места и традиции хранения топлива. Делается вывод о зависимости собирательства от «кормящего ландшафта» и выделены географические зоны с преобладающими видами топлива. (Щеглова Т.К. Экология жилища и традиции собирательства топлива русским сельским населением юга Западной Сибири в годы войны 1941-1945 гг.: по полевым исследованиям // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 435. С. 167-176.)
Также мной была изучена статья Дорошевой О.А. и Потаповой А.Н. «Школьное образование на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.», которая касается особенностей одного из важнейших аспектов повседневной жизни - образования. В статье рассматриваются вопросы функционирования системы школьного образования на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны. Изучены сложности материально-технического оснащения школ региона, формы и методы сохранения контингента учащихся, обеспеченность педагогическими кадрами. (Дорошева О.А., Потапова А.Н. Школьное образование на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг. // Вопросы национальных и федеративных отношений, издательство «Наука сегодня», М., 2020.)
Кроме того, для решения задач данной работы необходимо проанализировать литературу, касающуюся психологии памяти. Это связано с тем, что воспоминания основаны на субъективной памяти со всеми ее «родовыми признаками»: пробелами, неточностями в именах, контекстах и событиях. При этом мы должны учитывать возникновение автобиографической памяти у ребенка только в определенный период жизни - после выхода из детской амнезии, которая заканчивается в четырехлетнем возрасте. Также нужно иметь ввиду, что детские воспоминания, как правило, «отягощены» поздней авторской рефлексией.
Особенностями памяти на определенных возрастных этапах занимался Л. С. Выготский. (Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Психология памяти: хрестоматия по психологии. М., 2002. 617 с.)
В ходе данного исследования была проанализирована работа Мухиной В.С. «Возрастная психология. Феноменология развития». В данной работе большое внимание уделяется развитию памяти от младенческого возраста до юности, а также выявляются ее характерные черты и особенности на каждом этапе развития. В работе рассмотрены вопросы формирования непроизвольных и произвольных воспоминаний, а также феномен детской амнезии. (Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для ВУЗов. ИЦ Академия, 2006. 608 с.)
Также мной была рассмотрена статья «Вся правда о детской памяти» на сайте академии развития SMARTUM. В данной статья рассматривается понятие памяти, классификация её видов, возрастные особенности, формирование памяти на различных этапах детства: с 3 до 6 лет, с 6 до 10 лет и т.д. Также рассмотрена проблема торможения и ослабления памяти ребенка. (Вся правда о детской памяти: URL:
https://smartum.by/about us/blog/memorika/vsya-pravda-o-detskoj-pamyati/ дата обращения????)
Вместе с тем обобщающей работы по избранной теме не создано, что подтверждает ее актуальность.
Объектом исследования является военная повседневность детей.
Предмет исследования - условия жизни детей в военный период: питание, досуг, одежда и жилищные условия.
Цель: реконструкция военной повседневности детей на основе их воспоминаний, собранных в ходе полевых экспедиций в различных регионах нашего края.
Задачи:
1. Выявление особенностей детской памяти на разных возрастных этапах.
2. Проведение контент-анализа анкет-воспоминаний детей войны.
3. Выявление особенностей военной повседневности детей по материалам анкет: жилищные условия, питание, одежда, досуг и т.п.
4. Рассмотрение форм и методов работы по изучению истории повседневности в школе.
Источники. К источникам, представляющим большое значение для данной работы, можно отнести полевые исследования, проведение интервью и анкетирования детей войны. Всего в работе были проанализированы 28 анкет «детей войны», проживающих в разных районах нашего края. При всей их субъективности, некоторые из них очень лаконичные и малоинформативные, есть неполностью заполненные анкеты.
А также к источникам я бы отнесла сборник воспоминаний «Мы помним...» (Мы помним.. .Сборник воспоминаний. - Красноярск. Кларетианум. 2005. - 185 с.)где анализ????
При всей субъективности эго-документов, они обладают эмоциональной окрашенностью, деталями, которые «расцвечивают» наши представления о военной поре. Критический анализ эго материалов позволяет решить поставленные задачи.
Использование в совокупности представленных выше источников и литературы позволили решить поставленные цели и задачи исследования.
Методы исследования. В ходе данного исследования были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, классификация. Среди специальных методов, использованных в данной работе, можно отнести проведение анкетирования и интервью с участниками определенных исторических событий, а также метод сравнения.
Практическая значимость. Практическая значимость данной работы заключается возможности организации поисковых отрядов для сбора информации, проведения анкетирования и интервью детей войны в целях дальнейшего изучения темы данной исследовательской работы. Кроме того, возможна организация проектной деятельности, а также проведения исследовательских конкурсов среди школьников, например, «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» и т.п.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня наблюдается активное развитие российской историографии, повышение интереса к такой истории, как история повседневности, военно - исторической антропологии, гендерной истории, устной истории. Данное событие стало серьезным толчком для изменения фокуса исследований. Происходит перемещение фокуса с изучения событий на изучение состояний. Это подтолкнуло историков к активному изучению эго-документов. Эго­тексты становятся не просто источниками информации, они становятся хранилищем личного опыта, внутренних переживаний и мыслей самого автора. Изучая историю жизни человека, современный ученый пытается найти в ней нечто большее, чем простые факты, касающиеся того или иного события. Важно определить отношение людей к событиям, которые они изучают, их мысли и опыт на тот момент времени.
Смещение фокуса внимания исследователя с вопросов информативности источника к эмоциональным переживаниям и ощущениям автора эго-текста открывает дополнительные возможности реконструкции структур повседневности и стратегий поведения человека, локальных сообществ в обстоятельствах риска. Обращение к воспоминаниям детей войны является существенным подспорьем к восстановлению полномерной картины повседневной жизни сельского населения провинции в годы Великой Отечественной войны.
Одной из поставленных нами задач данной исследовательской работы было выявление особенностей детской памяти. Проанализировала литературу по социальной психологии, мы пришли к выводу, что, действительно, память человека в разные возрастные периоды имеет свои особенности. Развитие памяти у ребенка начинается с непроизвольного запоминания (до 3-х лет еще и наблюдается феномен детской амнезии), в дальнейшем начинается переход к развитию преднамеренной, произвольной памяти и ее перестройке к смысловому и абстрактному запоминанию. Безусловно, при анализе воспоминаний детей войны необходимо учитывать данные особенности.
Следующей задачей нашего исследования было проведение контент- анализа анкет детей войны, собранных в ходе полевых экспедиций в различных регионах нашего края. Подводя итоги, можно сделать выводы, что посредством проведения контент-анализа эго-документов, нами была рассмотрена половозрастная структура опрошенных. Представителей женского пола среди респондентов - 78,6 % от числа опрошенных, а
представителей мужского пола - 21, 4 %. Что касается возрастной структуры, то отметим, что среди опрошенных, присутствуют воспоминания детей различным возрастных групп: от 1 года до 17 лет (возраст указан на момент начала войны). Помимо половозрастной структуры, нами были изучены проблемные вопросы, связанные с питанием и жилищем, которые позволили нам выявить процент постоянно голодающих (64,3 %) в военные годы и процент людей, испытывающих трудности с жильем (7,1 %).
Следующей задачей нашей работы стало выявление особенностей повседневной жизни детей в годы Великой Отечественной войны по материалам анкет. Анализ воспоминаний детей войны помог выделить некоторые особенности и составить представление о повседневной жизни детей в тяжелые военные годы. Нами были изучены такие аспекты военной повседневности, как рацион питания, жилищные условия, одежда и обувь, досуг.
Что касается питания, то, как мы упоминали выше, большая часть опрошенных испытывала постоянное чувство голода. В ходе анализа эго­документов, мы выявили, что большую часть рациона питания детей в годы Великой Отечественной войны составляли различные овощные культуры, разнообразные травы. В дефиците находились такие продукты, как мясо, хлеб, мука, сахар. Далее нами был изучен такой вопрос, как нормированное снабжение, т.е. обеспечение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам. Изучив эго-документы, мы пришла к выводу, что карточки на продукты питания и на пром. товары в сельской местности не выдавались. Жителям деревень и поселков предлагалось питаться тем, что выдавалось на трудодни и урожаем со своего огорода. Мы можем еще раз подчеркнуть, что на территории нашего края, особенно в сельской местности присутствовали проблемы со снабжением продуктами питания и пром. товарами по карточкам; помимо этого мы можем отметить, что в сельской местности отсутствовали столовые, а в городах они были довольно бедными со скудным меню.
Анализируя эго-документы, мы также обратили внимание на жилищные условия того времени. Согласно воспоминаниям респондентов, большая часть семей проживала в собственном доме. Также на основе воспоминаний можно сделать выводы, что жилищные условия в военные годы не отличались особыми удобствами. Отопление было печным, топливом могло служить все, что горит; освещались дома чаще всего керосинками, свечами и лучинами, а электричество было редкостью. Что касается водоснабжения, то большая часть респондентов отмечает, что воду брали из колодцев или ближайших рек.
Следующим аспектом исследования было изучение обуви и одежды того времени. Изучая эго-тексты, можно увидеть, что для повседневной жизни детей того периода была характерна изношенность обуви и одежды, практические никто не вспомнил о каких-либо обновках военного времени. Кроме того, отметим, что жители нашего края начали самостоятельно шить одежду и обувь: чирки и бродни; ткать холстину; валять валенки.
Следующим пунктом в нашем исследовании детской повседневности в годы войны стал досуг ребят. Было проанализировано то, чем занимались в свободное время; в какие игры играли; являлись ли ребята участниками Тимуровского движения; посещали ли библиотеки, кинотеатры, клубы, различные мероприятия того времени. На основе воспоминаний опрошенных мы можем сделать вывод, что несмотря на тяжелейшие условия, упорную работу, дети оставались детьми: играли в разнообразные игры, посещали библиотеки и клубы. Также отметим, что наиболее стабильным и привычным оставалось в сибирской провинции военного времени пространство неформальной уличной жизни, что подтверждается и многочисленными фрагментами воспоминаний детей войны.
Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что поставленную задачу удалось выполнить. Взяв за основу материалы воспоминаний детей войны, нам удалось выявить особенности различных аспектов детской военной повседневности таких, как питание, жилищные условия, одежда и обувь, досуг. В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть, что обращение к воспоминаниям детей войны является существенным подспорьем к восстановлению полномерной картины повседневной жизни сибирской провинции в годы Великой Отечественной войны.
Следующей задачей нашего исследования было рассмотрение форм и методов работы по изучению истории повседневности в школе.
Для начала был проанализирован Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и были выявлены требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения образовательной программы. Далее был подобран наиболее подходящий метод по изучению военной повседневности в школе, позволяющий в значительной степени сформировать компетенции, установленные образовательным стандартом. Данным методом является исследовательская деятельность обучающихся. Кроме того, нами была представлена методика сопровождения исследовательской деятельности обучающихся школы. Исследовательскую работу по данной теме, как мы уже говорили, можно разделить на несколько последовательных этапов.
Начинается исследование с выявления актуальности темы. Помимо актуальности, на данном этапе необходимо определить интерес самого исследователя. Формирование интереса к истории повседневности можно начать с рассматривания семейных фотографий, слушанья рассказов бабушек и дедушек о своей жизни и своем детстве. Следующим этапом является сбор стартовых данных: интервью, работа с фотографиями, интернет, ведение записей. После сбора стартовых данных, следующим важным шагом в исследование является определение его объекта и предмета. Следующим действием становится историографическое исследование. Это поможет исследователю расширить и систематизировать собранные стартовые данные.
Следующим и очень важным шагом в исследовании является работа с архивами, знакомство со Всероссийской переписью населения 1917 года, а также с метрическими книгами. Кроме того, нами даются рекомендации по поиску данных о предках, участвовавших в Первой мировой войне 1914-1918 гг. и данных о солдатах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Важным шагом для обучающего, делающего акцент на истории семьи в своем исследовании, является систематизация посредством составления генеалогической схемы. Подводя итоги исследования, учащийся должен получить конечный продукт, которым может стать эссе или статья по исследуемой теме.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что использование в совокупности источников и литературы помогло выполнить поставленные цели и задачи нашего исследования.


1. Балашкина М.Г., Попов А.А. Локальная история: организация
исследовательской и проектной деятельности. - М.: НКЦ Образование, 2022. - 108 с.)
2. Вся правда о детской памяти: [Электронный ресурс] / сайт академии развития SMARTUM. URL: https://smartum.by/about us/blog/memorika/vsya- pravda-o-detskoj -pamyati/
3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Психология памяти: хрестоматия по психологии. М., 2002. 617 с.
4. Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. Москва, 1999. С. 97
5. Дорошева О.А., Потапова А.Н. Школьное образование на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг. // Вопросы национальных и федеративных отношений, издательство «Наука сегодня», М., 2020.
6. Мезит Л.Э. Детская тыловая повседневность в Сибирской провинции по эго­документам. // Сборник научных статей участников Всероссийской научно­практической конференции с международным участием, посвященной 80- летию начала Великой Отечественной войне. Курск, 2021., с. 69-73
7. Мезит Л.Э. Решение социальных проблем населения в годы Великой Отечественной войны. - Красноярск, 2016., 90 с.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для ВУЗов. ИЦ Академия, 2006. 608 с.
9. Пушкарева Н.Л. «История повседневности» и этнографическое
исследование быта: расхождения и пересечения. URL:
http://www.doiserbia.nb.rs/img/doi/0350-0861/2005/0350-08610553021P.pdf
10. Чуркин М.К. Воспоминания «детей войны» в коммеморативных практиках российского общества: «место памяти» или «место забвения»? // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 2 (11). С. 86-91.
11. Щеглова Т.К. Экология жилища и традиции собирательства топлива русским сельским населением юга Западной Сибири в годы войны 1941-1945 гг.: по полевым исследованиям // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 435. С. 167-176.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ