Введение 4
Глава 1. Теоретические основы применения метода полного физического реагирования на уроках иностранного языка в начальной школе для формирования и развития навыков аудирования 9
1.1.Сущность метода полного физического реагирования 9
1.2 Специфика реализации метода полного физического реагирования в
обучении иностранному языку 14
1.3 Аудирование как один из видов речевой деятельности
19
1.4 Особенности формирования навыков аудирования на уроке иностранного
языка в начальной школе 23
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению метода полного физического реагирования как средства формирования навыков аудирования в обучении иностранному языку школьников 2-го
класса 43
2.1 Анализ учебников для начальных классов на выявление применения
принципов метода полного физического реагирования 43
2.2 Создание комплекса игр с использованием метода полного физического
реагирования для формирования навыков аудирования в обучении иностранному языку во 2-ых классах начальной школы 51
2.3 Анализ результатов проведения работы по внедрению комплекса игр с применением метода полного физического реагирования для формирования и развития навыков аудирования 63
2.4 Методические рекомендации для реализации метода полного физического реагирования в процессе обучения иностранному языку 72
Выводы по 2 главе 78
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложение А 87
Актуальность исследования. Иностранный язык играет важную роль в жизни общества. Необходимость его изучения возрастает с каждым днем. В наше время крайне важно задуматься над задачей раннего школьного обучения этому предмету и возможностями его реализации, поскольку в обществе существует большая потребность в специалистах с качественно высоким уровнем языковой подготовки.
Иностранный язык рассматривается как средство общения и привлечения к культуре другого народа. Это постепенно становится доминирующей стратегией преподавания иностранного языка в начальной школе. Особое внимание отводится обучению иностранному языку школьников в начальных классах, так как в детстве склонность к изучению языков намного большая. В последнее время в педагогике, как и во многих других областях науки происходят преобразования методов обучения иностранному языку, направленные на повышение мотивации, а также на поддержку интереса ученика к изучению иностранного языка.
В современной практике обучения известен метод полного физического реагирования (Total physical response (TPR)), разработанный в семидесятых годах американским психологом Джеймсом Ашером. С помощью данного метода информация усваивается через основные каналы восприятия, что подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов. В наши дни данный метод пользуется популярностью в учебных процессах.
Метод полного физического реагирования при обучении иностранному языку исследовался следующими учеными: Д. Ашер, А. Мухрен, Н.А. Сверлова, О.П. Маркова, М. Бирам, А. Офлаз.
В сфере обучения иностранному языку в начальной школе использовались работы Е.В. Алесиной, Т.А. Ивановой, А.Н. Леонтьева, М.М. Мирзахановой, Е.Ю. Протасовой, Н.А. Щербаковой и другие.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования навыков аудирования обучающихся начальной школы с помощью метода полного физического реагирования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что включение метода полного физического реагирования на уроках иностранного языка в начальной школе положительно повлияет на формирование и развитие навыков аудирования обучающихся.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность применения метода полного физического реагирования на уроках иностранного языка для формирования навыков аудирования обучающихся начальной школы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) изучить содержание понятия метода полного физического реагирования;
2) рассмотреть особенности формирования навыков аудирования на уроке иностранного языка во 2-ых классах начальной школы;
3) проанализировать учебники для начальных классов на выявление применения метода TPR;
4) создать комплекс игр с использованием метода полного физического реагирования для формирования навыков аудирования в обучении иностранному языку в младшей школе;
5) разработать методические рекомендации для реализации метода TPR в процессе обучения иностранному языку.
Теоретическую базу исследования составили работы по исследованию метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку: Д. Ашер [Asher, 1984], A. Мухрен [Muhren, 2003], Н.А. Сверлова и О.П. Маркова [Сверлова, Маркова, 2004], М. Бирам [Byram, 2000], А. Офлаз [Oflaz, 2019]; по обучению иностранному языку в начальной школе: Е.В. Алесиной [Алесина, 1987], Т.А. Ивановой [Иванова, 2012], А.Н. Леонтьева [Леонтьев, 1996], М.М. Мирзахановой [Мирзаханова, 2012], Е.Ю. Протасовой [Протасова, 1990], Н.А. Щербаковой [Щербакова, 2013]; по использованию аутентичного песенного текста для формирования навыков аудирования при обучении иностранному языку: Г.И. Воронина [Воронина, 2012], Т.И. Зуева [Зуева, 2013], Н.В. Карева [Карева, 2014], Г.А. Нематджанова и Э. У. Бакирова [Нематджанова, Бакирова, 2015].
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы исследования: критический анализ лингвистической, психолингвистической, психологической литературы по проблеме исследования и обобщение результатов исследований;
• эмпирические методы: мониторинг за учебным процессом, моделирование процесса обучения иностранному языку через контекстуализацию метода полного физического реагирования; диагностические методы: эксперимент и диагностирование; методы статистической обработки данных опытного обучения.
Научная новизна исследования: в процессе работы созданы условия контекстуализации метода полного физического реагирования на уроке иностранного языка. Даны результаты диагностирования обучающихся по окончании апробации эксперимента. Также разработан ряд методических рекомендаций для преподавателей начальной школы, которые помогут реализовать принципы метода полного физического реагирования в процессе обучения английскому языку.
Практическая значимость работы состоит в разработке авторского комплекса игр с использованием метода полного физического реагирования и в возможности использования результатов исследования при обучении английскому языку на практических занятиях.
Сведения об апробации.
Опытно-экспериментальная база исследования: результаты исследования внедрены в образовательный процесс уроков английского языка во 2-ых классах в Частном общеобразовательном учреждении «Образовательный комплекс «Точка будущего» (ЧОУ — «Точка будущего») г. Иркутск.
Результаты апробации были освещены на выступлении с докладом на IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества», КГПУ им. В.П. Астафьева 2021 г.
Публикация одной научной статьи по тематике исследования, которые включены в базу данных РИНЦ в сборниках материалов указанных выше конференций: «Метод полного физического реагирования как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка в начальной школе».
Структура исследования: магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 93 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется гипотеза, определяются цель и задачи, научная новизна и практическая ценность исследования, определяются объект, предмет, методы исследования и сведения об апробации.
В первой главе нашей работы мы определили содержание понятия метода полного физического реагирования при обучении иностранным языкам школьников младшего звена, проанализировали специфику реализации метода TPR в обучении, рассмотрели аудирование с точки зрения одного из видов речевой деятельности, а также выявили особенности формирования навыков аудирования на уроке иностранного языка во 2-ых классах начальной школы.
Во второй главе нашего исследования мы проанализировали три УМК на выявление применения в них метода полного физического реагирования, создали комплекс игр с использованием метода TPR для формирования навыков аудирования в обучении иностранному языку 2-ых классов, а также составили список методических рекомендаций для реализации метода полного физического реагирования в учебном процессе.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, отражаются основные итоги исследования, предоставляются рекомендации по внедрению метода полного физического реагирования при обучении английскому языку во 2-ых классах и планируются задачи для дальнейшего исследования.
Список использованных источников включает 40 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также нормативно-справочные документы.
В Приложении А содержится публикация по теме исследования.
В нашем исследовании мы рассмотрели метод полного физического реагирования как средство формирования навыков аудирования при обучении иностранному языку в начальной школе. На основе анализа нескольких УМК мы сделали вывод, что в них содержится недостаточное количество заданий для развития навыков аудирования при помощи метода TPR. Главная ^особенность рметода кполного звфизического креагирования заключается в том, что с его помощью информация усваивается через основные каналы восприятия, что подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов.
Рассмотрев особенности формирования навыков аудирования на уроке иностранного языка во 2-ых классах начальной школы, мы пришли^ выводу, что зесвулобнаудирование заявробнизанимает евообщважную етяворнроль при обучении иностранному языку ■а начальном Жтапе еобразования, а также хлужит Эффективным ^средством Щ преподавании.
Проанализировав учебники для начальных классов на выявление применения метода TPR, мы пришли к выводу, что ни одно есаткижз выбранных аеворн учебных горудйпособий аетсякжне реализует тьклопринципы естьоунпшобучения зсевуолбниностранному тасеякжязыку, аеворн согласно заетьвоулрметоду заетьвлохнпыполного заеетсярумфизического теяворнреагирования гтеяолхини не способствует заетьволхнпы поддержанию мотивации рк обучению. Данное заключение говорит о том, что преподаватель еаьдхлрнфывынужден евдочинпридумывать зтаесеяруми добавлять тьлкомножество новых горудй элементы рв урок, р также Дополнительно ^опираться жа зарубежные рИМК.
Путем эмпирического исследования, нами был создан комплекс игр с использованием метода полного физического реагирования для формирования навыков аудирования в обучении иностранному языку во 2-ых классах начальной школы - это серия из 30 игр с применением метода полного физического реагирования, направленных на формирование и развитие навыков аудирования.
В ходе опытно-эксперементальной работы мы разработали
методические рекомендации для реализации метода TPR в процессе обучения иностранному языку. При использовании метода следует учитывать положения успешной организации работы: коррекция бошибок, расширение зграниц Щчебного рпособия рведение учебного процесса, отказ тот опоры д ж родной зязык, использование вщотивирующих кприемов обучения, организация работы на уроке, определение и формы нучебной ^работы к обучающихсяжобеспечение обратной связи, установление доверительных отношений с обучающимися, расстановка ипарт, оформление йкабинета, установление заявробниконтакта. аеьлрднф
Дальнейшая перспектива исследования состоит в создании комплекса уроков к каждой теме УМК для обучающихся начальных классов общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка с целью развития навыков аудирования обучающихся младшей школы.
1. Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка [Текст] / Е.В. Алесина // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 4. - С. 66-67.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / ред.: А.Г. Асмолов. - М.: «Просвещение», 2011. - 152 с.
3. Афанасьева О.В., Михеева И.В. «Rainbow English» Английский язык. 2 кл. [Текст] / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. -М.: Дрофа, 2014. -111 с.
4. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе [Текст] / М.В. Баклашкина // Иностранные языки в школе. - 2009. - №1. - С. 7-11.
5. Бим И.Л. Об одном из возможных подходов к составлению программы по иностранным языкам [Текст] / И.Л. Бим // ИЯШ. - 1992. - № 1. - С. 3-16.
6. Блохина А.В. Использование метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку на уровне НОО в условиях реализации ФГОС [Текст] / А.В. Блохина // Открытые сетевые инструменты и образовательные технологии в обучении иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности: сб. науч. статей. - Саратов: Саратовский источник, 2017. - С. 25-29.
7. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. «Spotlight» Английский язык 2 кл. [Текст] / Н.И. Быкова и др. - М.: Просвещение, 2013. - 144 с.
8. Вербицкая, М.В., Маккинли, С., Хастингс, Б., Миндрул, О.С. «Forward» Учебник англ. яз. для 8 кл. общеобраз. учрежд. [Текст] / М.В. Вербицкая и др. - М.: Вентана Граф: Person Education Limited, 2015. - 132 с.
9. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка [Текст] / Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2- С. 23-25.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб: Союз, 2014. - 224 с.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез // Лингводидактика и методика. СПб.: Питер, 2014. - 264 с.
12. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления [Текст] / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1987. - №1. - С. 18.
13. Захарова О.Ю. Обучение аудированию аутентичных текстов- интервью учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка: Дис. ... канд. пед. Наук [Текст] / О.Ю. Захарова. - Ярославль, 2009. - С.52-60.
14. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2012. - 241 с.
15. Зуева Т.И. Аутентичный текст в процессе обучения иностранным языкам [Текст] / Т.И. Зуева. - М.: Наука, 2013. - С. 214-217....40