Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование технологии «Перевернутый класс» как средства обучения иноязычной письменной речи в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ на уроках немецкого языка

Работа №170165

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения письменной речи на иностранном языке как виду речевой деятельности 9
1.1 Иноязычная письменная речь как вид речевой деятельности 9
1.2 Особенности обучения иноязычной письменной речи на уроках
иностранного языка при подготовке к ЕГЭ 19
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по применению технологии «Перевернутый класс» как средства обучения иноязычной письменной речи в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ на уроках немецкого языка 33
2.1 Анализ возможности использования технологии «Перевернутый класс»
как средства обучения иноязычной письменной речи на уроках немецкого языка в 10-11 классе 33
2.2 Разработка и апробация курса «Schreibe ohne Fehler» на платформе Google Classroom (в дополнение к УМК «Wunderkinder plus 11 класс». Авторы: Радченко О., Лытаева М., Гутброд О.) в рамках применения технологии «Перевернутый класс» как средства обучения иноязычной письменной речи в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ по немецкому
языку 47
Выводы по главе 2 68
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение А 81
Приложение Б 82

Актуальность темы исследования определяется несколькими факторами: согласно требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования от 17.05.2012 № 413 целью обучения становится «научить учиться». Это, в свою очередь требует внедрения в учебный процесс новых эффективных форм работы, технологий и подходов к обучению. [ФГОС, 2012]. От современного учителя ждут, что он будет выступать в роли наставника-тьютора, который будет направлять обучающихся. Технология «Перевернутый класс» является подходом к обучению, отвечающим всем требованиям ФГОС нового поколения.
Технология перевернутого обучения - явление относительно новое в отечественном и зарубежном образовании, элементы ее применения в высшей школе описаны в трудах российских и зарубежных методистов Т. Ю. Басалгиной, О. В. Ремизовой, С. Бейкер, Д. Бергманна, A. Sams, D. Berrett.
Начальная, средняя и старшая школы исследованы в меньшей степени. Педагоги, использующие технологию «Перевернутый класс» отмечают возрастающую самостоятельность и ответственность обучающихся. Информационная среда комфортна для современного обучающегося, вызывает у него повышенный интерес и повышает мотивацию к получению знаний.
Эта технология широко применяется при обучении письменной речи. Обучение иноязычной письменной речи рассматривается в трудах И. Л. Бим, Е. Э. Сысоевой, Т. В. Плешаковой, Е. И. Пассова, A. Raimes.
Раздел «Письмо» занимает важную часть в процессе подготовки к Единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ). Вопросы подготовки к ЕГЭ на уроках иностранного языка раскрывают Т. С. Долина, О. С. Макарова, А. В. Донцов, А. О. Малофей.
Проанализировав УМК Wunderkinder plus 11 класс. Авторы: Радченко О., Лытаева М., Гутброд О., мы пришли к выводу о том, что в данном УМК содержится недостаточно методических материалов и рекомендаций учителям для обучения иноязычной письменной речи при подготовке к письменной части ЕГЭ. Практика показывает, что на раздел ЕГЭ «Письмо» не хватает времени на уроках и вся подготовка сводится к написанию личного письма и эссе в качестве домашнего задания.
Обучение иноязычной письменной речи рассматривается в трудах Н. Д. Гальсковой, Е. И. Пассова, Е. Н. Солововой, A. Raimes, L. Calkins.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Использование технологии «Перевернутый класс» как средства обучения иноязычной письменной речи в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ на уроках немецкого языка».
Объектом исследования является процесс обучения иноязычной письменной речи на уроках немецкого языка.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем средства обучения иноязычной письменной речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучение иноязычной письменной речи при подготовке к разделу «Письмо» ЕГЭ на уроках немецкого языка в 10-11 классе будет более эффективным при использовании технологии «Перевернутый класс».
Цель исследования - теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии «Перевернутый класс» как средства обучения иноязычной письменной речи на уроках немецкого языка в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Описать понятие «иноязычная письменная речь как вид речевой деятельности».
2. Определить особенности обучения иноязычной письменной речи на уроках немецкого языка при подготовке к ЕГЭ.
3. Выявить возможность использования технологии «Перевернутый класс» как средства обучения иноязычной письменной речи на уроках немецкого языка в 10-11 классе.
4. Разработать в рамках применения технологии «Перевернутый класс» как средства обучения иноязычной письменной речи в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ по немецкому языку курс «Schreibe ohne Fehler» на платформе Google Classroom (в дополнение к УМК «Wunderkinder plus 11 класс». Авторы: Радченко О., Лытаева М., Гутброд О.
5. Провести апробацию разработанного курса на базе МАОУ Гимназия №6 (г. Красноярск).
6. Проанализировать данные опытно-экспериментальной работы и дать рекомендации по внедрению разработанного курса в образовательную практику.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение
документации в сфере среднего (полного) общего образования; анализ и обобщение педагогического опыта, методический эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по обучению иноязычной письменной речи: Н. Д. Гальскова, Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова, A. Raimes, L. Calkins; в сфере обучения иностранному языку при подготовке к ЕГЭ использовались работы М.З. Биболетовой, Т. Н. Коротенко, М. В. Вербицкой; методики применения технологии «Перевернутый класс» на уроках иностранного языка: Е. В. Тулиной, С. И. Царегородцевой, М.Л. Кондаковой, Е.В. Латыповой, A. Sams, D. Berrett.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке курса «Schreibe ohne Fehler» на сервисе Google Classroom с применением технологии «Перевернутый класс» как способа обучения иноязычной письменной речи в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ на уроках немецкого языка.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования разработанного курса при обучении письменной речи на уроке немецкого языка при подготовке к ЕГЭ.
Апробация и этапы исследования.
2019-2021 гг. Определение темы, сбор материала, написание и защита магистерской диссертации на тему исследования.
Апробация материалов исследования осуществлялась через
выступление с докладом на Научно-практической конференции КГПУ им. В.П. Астафьева с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики», посвященной 75-летию факультета иностранных языков в рамках XXII Международного научно­образовательного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука KKI века»: Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2021; выступление с докладом на Х Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева 6-7 декабря 2021 г. и публикацию статьи «Использование технологии Flipped Classroom при обучении иноязычной письменной речи в рамках подготовки к ЕГЭ» в сборнике материалов данной конференции (статья включена в базу данных РИНЦ); выступление с докладом на VIII Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Современный статус немецкого языка: проблемы преподавания и перспективы обучения»: Томск, 2020 г.
Опытно-экспериментальная база исследования. Материалы
исследования апробированы на базе МАОУ Гимназия №6 (г. Красноярск) в 11 классе.
Структура работы: Введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованных источников и приложение. Работа изложена на 81 странице машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования, структура и содержание работы.
В первой главе «Теоретические основы обучения письменной речи на иностранном языке как виду речевой деятельности» раскрывается понятие «иноязычная письменная речь как вид речевой деятельности», описываются психолого-педагогические особенности процесса обучения иноязычной письменной речи на уроках иностранного языка при подготовке к ЕГЭ в старших классах.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа по применению технологии «Перевернутый класс» как средства обучения иноязычной письменной речи в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ на уроках немецкого языка» рассматриваются возможности использования модели «Перевернутый класс» на уроках иностранного языка в старших классах, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию иноязычной письменной речи обучающихся 11 класса с использованием технологии «Перевернутый класс» при подготовке к письменной части ЕГЭ (в дополнение к УМК Wunderkinder plus 11 класс. Авторы: Радченко О., Лытаева М., Гутброд О.). Практическая часть главы содержит описание разработанного автором исследования курса «Schreibe ohne Fehler» на сервисе Google Classroom с применением технологии «Перевернутый класс».
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 51 наименование работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания.
Приложение А включает документы, подтверждающие апробацию разработанного автором исследования курса «Schreibe ohne Fehler» на сервисе Google Classroom с применением технологии «Перевернутый класс» на базе на базе МАОУ Гимназия №6 (г. Красноярск).
Приложение Б содержит вопросы анкетирования обучающихся 11 класса до и после апробации учебного курса на наличие трудностей при выполнении заданий 39 и 40 Единого государственного экзамена.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе данного исследования раскрывается понятие «иноязычная письменная речь как вид речевой деятельности», описываются психолого-педагогические особенности процесса обучения иноязычной письменной речи на уроках иностранного языка при подготовке к ЕГЭ в старших классах.
Во второй главе рассматриваются возможности использования модели «Перевернутый класс» на уроках иностранного языка в старших классах, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию иноязычной письменной речи обучающихся 11 класса с использованием технологии «Перевернутый класс» при подготовке к письменной части ЕГЭ (в дополнение к УМК Wunderkinder plus 11 класс. Авторы: Радченко О., Лытаева М., Гутброд О.). Практическая часть главы содержит описание разработанного автором исследования курса «Schreibe ohne Fehler» на сервисе Google Classroom с применением технологии «Перевернутый класс».
В данном исследовании мы изучили различные точки зрения по вопросу обучения письму и письменной речи отечественных и зарубежных ученых и выяснили, что письменная речь является одним из самых сложных видов речевой деятельности. На сегодняшний день, к сожалению, обучение иноязычной письменной речи, а именно подготовка к письменной части ЕГЭ, сводится лишь к заданию на дом по написанию личного письма и эссе- рассуждения - как очередного тренировочного варианта экзамена.
МАОУ Гимназия №6, на базе которого проводился эксперимент, является школой с углубленным изучением немецкого языка. Несмотря на то, что на этот учебный предмет выделено 6 часов в неделю , этого недостаточно для обучающихся при подготовке к ЕГЭ (особенно на разбор и отработку части «Письмо»). Технология «Перевернутый класс», на наш взгляд является эффективным средством обучения письму при подготовке к ЕГЭ с минимальными временными затратами на уроке, поскольку имеет ряд преимуществ:
• предполагает неограниченный доступ к теоретической части учебных материалов;
• у обучающихся появляется возможность задавать учителю вопросы в ходе написания личного письма и эссе (поскольку они их пишут на уроке);
• помогает обучающимся научиться быстрой концентрации при написании выполнении заданий 39, 40 раздела «Письмо» в ЕГЭ.
В ходе нашего эксперимента по разработке и апробации учебного курса „Schreibe ohne Fehler“, мы пришли к выводу о том, что у обучающихся улучшились результаты по написанию личного письма и эссе из раздела «Письмо» ЕГЭ. Об этом свидетельствуют не только анализы результатов вводного и итогового контроля, но и результаты опроса до и после апробации курса об имеющихся у обучающихся трудностей при выполнении письменной части заданий из раздела ЕГЭ «Письмо».
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что применение технологии «Перевернутый класс» на уроках немецкого языка в 11 классе при обучении иноязычной письменной речи в рамках подготовки к разделу «Письмо», методически оправдано.
На основании данных, представленных в таблицах и диаграммах в практической части нашего исследования, можно сделать вывод о том, что технология «Flipped classroom» зарекомендовала себя как эффективная, инновационная и доступная модель урока как для учителя, так и для обучающегося. При вводном контроле высший балл имело 10% обучающихся, средний - 40%, низкий - 50%. Итоговый контроль после апробации учебного курса показал следующие результаты: высокий балл имели 40% обучающихся, средний - 50%, низкий - 10%.
При реализации модели Flipped Classroom ее главным преимуществом является практическая ориентированность, поскольку основная часть времени на уроке отводится на отработку полученных знаний дистанционно. Помимо этого, появляется возможность разобрать более сложные задания, на которые при традиционной модели обучения чаще всего не хватает времени. С помощью перевернутого обучения обучающиеся имеют возможность взаимодействия друг с другом и используют взаимовыгодное сотрудничество в дистанционном режиме и при работе на уроке. Элементы самостоятельного обучения способствуют развитию личностных качеств обучающихся, самостоятельности, прилежности и приводят к достижению хороших предметных результатов.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке уроков курса «Schreibe ohne Fehler» по лексическим темам всех глав УМК Wunderkinder plus 11, авторы: Радченко О., Лытаева М., Гутброд О. для более детальной проработки каждой из тем.


1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]: учеб.-метод. пособие / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2015. - 448 с.
2. Бабушис, Е.Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации на старшем этапе в школах с углубленным изучением английского языка : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бабушис Елена Евгеньевна. - Тамбов, 2000. - 202 с.
3. Барышников, Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н. В. Барышников. - Москва : Издательство "Просвещение", 2003. - 159 с.
4. Биболетова, М. З. Концепция учебного предмета "Иностранный язык" / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева, А. В. Щепилова // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 9. - С. 2-9.
5. Вартанов, А. В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур / А. В. Вартанов // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2. - С. 21-26.
6. Винокурова, О. С. К проблеме психологии письменной речи / О. С. Винокурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 67. - С. 362-364.
7. Сосновский, Б.А. Возрастная и педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата [Текст]: учеб.-метод. пособие/ Б.А. Сосновский - М., 2017. - 359 с.
8. Воронина, А. В. Обучение иноязычному общению старших школьников
в команде с применением технологии проектной деятельности (на материале французского языка как второго иностранного) : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Воронина Анна Владиславовна.
• Москва, 2010. - 193 с.
9. Вторушина, Н. Ю. Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку / Н. Ю. Вторушина // Альманах современной науки и образования.
• 2010. - № 1-2. - С. 129-132.
10. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур" / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез ; Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - Москва : Academia, 2004. - 335 с.
11. Георгиади, А. А. Использование интернет-технологий при обучении
иноязычной письменной речи в средней школе / А. А. Георгиади, А. В. Корсакова // Переводческий дискурс: междисциплинарный подход : Материалы I всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 27-29 апреля 2017 года / Главный редактор М.В. Норец. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью
«Издательство Типография «Ариал», 2017. - С. 67-71.
12. Глебова, А. О. Развитие графической деятельности у детей дошкольного возраста / А. О. Глебова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2009. - № 1. - С. 63-69.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Глухов - М.: Юрайт, 2016. - 361 с.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-44 // Психология обучения. - 2003. - № 12. - С. 9.
15. Использование проектной деятельности в средней школе при обучении
английскому языку / О. С. Макарова, А. В. Донцов, В. М. Тимченко, А. О. Малофей // Актуальные вопросы высшего профессионального образования : Сборник научных трудов Международной научно­методической конференции, Октябрьский, 24 ноября 2017 года. - Октябрьский: Уфимский государственный нефтяной технический
университет, 2017. - С. 130-133....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ