Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКА АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССАХ

Работа №170160

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Проблематика обучения аудированию на уроках немецкого языка в средней школе 7
1.1 Аудирование как самостоятельный вид речевой деятельности на иностранном
языке 7
1.2 Методические аспекты обучения аудированию немецкого языка 10
1.2.1 Роль аудирования на уроках немецкого языка в средней школе 14
1.3 Психологические характеристики восприятия на слух речевого сообщения у
обучающихся 7 классов 21
Выводы по главе 1 29
Глава 2 Методические приемы развития навыка аудирования на уроках немецкого языка в средней школе 31
2.1 Виды аудирования 31
2.2 Классификация навыков аудирования 35
2.3 Практические упражнения для развития навыка аудирования у обучающихся
средней школы 41
Выводы по главе 2 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 63
Приложение Г 64

Развитие умения воспринимать и понимать иноязычную речь является одной из первостепенных задач при обучении иностранному языку. Известно, что, аудирование - процесс восприятия и понимания речи на слух. Он является рецептивным видом речевой деятельности. До недавних пор некоторые методисты полагали, что это пассивный вид речевой деятельности и овладеть навыками аудирования не так уж и сложно. Считается, что залогом успешности этого процесса являются правильное восприятие, понимание и переработка услышанного. Как показывает практика в средней школе, работа с данным видом речевой деятельности достаточно трудоемкая и требует больших усилий, так как она имеет специфические особенности и определенную связь с иноязычным общением.
Особенно труден этот вид речевой деятельности в освоении, хотя в обычной жизни человек чаще всего сталкивается именно с рецепцией и пониманием услышанной информации. Слушающий не имеет возможности замедлить темп речи говорящего, упростить используемые грамматические конструкции или проигнорировать неизвестные лексические единицы, поставить аудиосообщение на паузу и поразмыслить. Неважно, происходит ли эта ситуация в реальном времени или в формате экзамена, где время строго ограничено. Поэтому, существуют некоторые закономерные объяснения трудностей при восприятии информации на слух у обучающихся.
Недостаточность практических приемов, методов, а также упражнений для развития навыка аудирования говорит о том, что рассматриваемый вид речевой деятельности, возможно, изучен не в полной мере.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью подготовки обучающихся средней школы к восприятию речи на слух, которая является неотъемлемой частью каждодневной коммуникации.
Кроме того, аудирование входит в контрольный вид заданий при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании и опытной проверке эффективных приемов развития навыка аудирования у обучающихся 7 классов на уроках немецкого языка.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по заявленной тематике;
2. Рассмотреть причины необходимости развития навыка аудирования как самостоятельного вида речевой деятельности;
3. Проанализировать психические процессы, лежащие в основе внутреннего механизма восприятия речи на слух;
4. На основе полученных результатов разработать упражнения для развития навыка аудирования у обучающихся 7 классов на уроках немецкого языка;
5. Апробировать разработанные упражнения для развития навыка аудирования у обучающихся 7 классов на уроках немецкого языка.
Объектом исследования является процесс обучения немецкому языку в средней школе.
Предметом исследования является навык аудирования у обучающихся 7 классов на уроках немецкого языка.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методики: анализ психолого-педагогической литературы по заявленной теме, наблюдение, эмпирические методы, содержащие обобщение полученных результатов с целью разработки практических упражнений.
Теоретическую основу исследования представляют работы, посвященные проблеме обучения аудированию как самостоятельному виду речевой деятельности на уроках иностранного языка в трудах таких авторов, как: Е. И. Пассов, Н. Д. Гальскова, Е. Н. Соловова, J. Rubin, J. M. O’Malley; методические аспекты обучения восприятию иноязычной речи на слух описаны М. Л. Вайсбурд, Л. Д. Цесарским, Т .И. Капитоновой, Л. В. Московкиным, А. Н. Щукиным, И. В. Рахмановым, Н. В. Елухиной, Я. М. Колкером, Е. С. Устиновой, R. Lado и другими; исследования в области психологии, обеспечившие методологическую базу для определения основных механизмов аудирования осуществлялись И. А. Зимней, Г. В. Роговой, Н. Д. Гальсковой и Н. И. Гез, Е. Н. Солововой; методику, позволяющую произвести диагностику степени обученности, представил В. П. Симонов; нормативный документ: ФГОС основного общего образования.
База исследования - средние классы КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат». В экспериментальной группе приняли участие 11 обучающихся 7 класса.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторского комплекса заданий для развития навыка аудирования на уроках немецкого языка в 7 классах (на основе УМК «Вундеркинды. 7 класс». Авторы: О. А. Радченко, И. Ф. Конго, Г. Хебелер).
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные выводы и упражнения могут в дальнейшем быть использованы для развития и совершенствования навыка аудирования у обучающихся средней школы на немецком языке.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались на студенческой научно­практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 2021). Статья на тему «Практические задания для развития навыка аудирования при обучении немецкому языку в средней школе» опубликована в электронном издании сборника статей (по материалам конференции), включенного в наукометрическую базу РИНЦ (elibrary.ru).
Объем и структура исследования: настоящая выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 66 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной работы были рассмотрены классификации, виды и стадии аудирования, способствующие развитию навыка аудирования на занятиях немецкого языка у обучающихся средней школы.
По нашему мнению, цели и задачи, поставленные в начале работы, были достигнуты. Мы провели исследование научной и методической литературы, касающейся развития навыка аудирования на немецком языке; рассмотрели причины необходимости развития навыка аудирования как самостоятельного вида речевой деятельности; проанализировали психические процессы, лежащие в основе механизмов восприятия иноязычной речи на слух. Цель, которая стояла у нас в начале работы была полностью показана и достигнута, а именно: теоретическое обоснование и опытная проверка эффективных приемов развития навыка аудирования у обучающихся 7 классов на уроках немецкого языка. Также предпринята попытка разработать упражнения, направленные на совершенствование знаний, умений, навыков аудирования на занятиях немецкого языка в 7 классах.
В завершении, хочется подчеркнуть, что обучение аудированию нацелено на овладение умениями понимать речь учителя иностранного языка и одноклассников во время занятия, а также аутентичные тексты. Особое внимание следует уделять предварительному снятию лексических, фонетических и грамматических трудностей, а также письменной фиксации необходимых фрагментов текста во время аудирования. Подобная работа должна осуществляться последовательно и регулярно. Результат отсутствия грамотно построенной и скоординированной работы - низкие результаты, которые демонстрируют обучающиеся при выполнении заданий на аудирование.
Согласно наблюдениям, обучающиеся, вполне понимающие речь учителя, не всегда способны понять иноязычную речь в предъявляемом аудиофрагменте. В реальных условиях не приходится надеяться на то, что каждый человек будет обладать образцовой артикуляцией, четкой дикцией, оптимальным темпом для понимания и осмысления услышанного, и использовать исключительно знакомые лексические единицы и грамматические конструкции. Чем шире семантическое поле и богаче словарный запас слушающего, тем легче будет протекать процесс рецепции. На практике, представители другого языка и культуры в своей речи часто используют идиомы, клише, разговорные формулы, которые носителю другого языка не всегда понятны и привычны слуху. Ввиду этого, успешность аудирования зависит не только от последовательной организации учебного процесса учителем иностранного языка, но и старательной и сосредоточенной работы со стороны обучающихся, которым следует практиковать восприятие иноязычной речи на слух не только на занятиях, развивая умения работы с аудиосообщениями в совокупности с другими видами речевой деятельности, но и слушать больше песен и подкастов, смотреть передачи и фильмы на иностранном языке.
Важно, чтобы учитель не только пробуждал желание к изучению иностранного языка, но и к совершенствованию своих умений и навыков как во время урока, так и после него.


1. Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы международной научно-практической конференции (Омск, 29 марта 2013 г.) / И.С. Абдулхаимова, Е.В. Чухина, Э.В. Акаева [и др.]; под редакцией Г.Г. Бабалова. Омск: Омская юридическая академия, 2013. 168 c. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/29819.html (дата обращения: 28.03.2021).
2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языком как наука и проблемы школьного поведения. М.: Просвещение, 2006. 278 с.
3. Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иноязычной речи на слух: на материале англ. языка. М.: Просвещение, 1965. 79 с.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Изд-во «Академия», 2006. 335 с.
6. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
7. Гез Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // Иностранные языки в школе. 2004. № 5. С. 32 - 34.
8. Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.
9. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно­ориентированной методики // Иностранные языки в школе. 1989. № 2. С. 28­36.
10. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. 1996. № 5. С. 20-29.
11. Елухина Н.В. Методика преподавания иностранного языка. Москва, 2003. 236 с.
12. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. С. 5-33.
13. Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 2009. 312 с.
14. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум. М.: Academia, 2002. 336 с.
15. Кулиш В.Г. Самоучитель немецкого языка. Донецк: ООО ПКФ «Бащ», 2009. 244 с....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ