Введение 3
1 Формат интернет-шоу в российском медиапространстве 7
1.1 Понятие «формата» в журналистике 7
1.2 Понятие «интернет-шоу» 9
1.3 Особенности жанра интервью и его виды 13
1.4 Виды вопросов в интервью 19
1.5 Вербальные и невербальные средства общения в рамках интервью 23
1.6 Речевой портрет 26
1.7 YouTube как основная площадка для размещения интернет-шоу:
тенденции, технические возможности 29
2 Анализ шоу «вДудь» 33
2.1 Жанр программы «вДудь» 35
2.2 Разнообразие гостей в программе «вДудь» 39
2.3 Темы, обсуждаемые в программе «вДудь» 41
2.4 Имидж ведущего программы «вДудь» 43
2.5 Вербальные и невербальные средства общения в рамках программы
«вДудь» 44
2.6 Речевые особенности ведущего 48
2.7 Технические характеристики интернет-шоу «вДудь» на YouTube 54
Заключение 57
Список использованных источников 61
Приложение А Контент-анализ героев программы «вДудь» за период 2017 по 2020 г 66
Приложение Б Контент-анализ тем в интернет-шоу «вДудь» 67
Приложение В Контент-анализ видов вопросов в программе «вДудь» 68
Приложение Г Контент-анализ жестов ведущего программы «вДудь» 70
Развитие коммуникационных технологии изменило не только способ получения, обработку и распространение информации, но и способ потребления информации со стороны аудитории медиа. Кардинальные перемены стали возможны благодаря свойствам интернета: интерактивности, мультимедийности и гипертекстуальности. Так аудитория может потреблять информацию на разных платформах и в различных форматах, а также взаимодействовать между собой в режиме онлайн.
«Сетевое поколение» - это настоящий социокультурный феномен наших дней. Для его представителей интернет давно стал привычным и удобным спутником жизни. Человечество вступает в новый информационный этап своего развития, и сетевые технологии играют в нем огромную роль.
Следует отметить, что интернет-аудитория отличается от аудитории традиционных СМИ не только во фрагментальном потреблении информации, но и в предпочтении новых форматов подачи материала, в котором важно не столько полезность информации, сколько то, как её подает автор, его личные качества. [Российский видеоблогинг, 2015]
Так, сегодня молодежь мало интересуют телевизионные передачи, теперь ее внимание сосредоточено на интернет-шоу, которые представляют собой программы различной тематики на видеохостинге YouTube.
Согласно исследованию Mediascope, 53% населения нашей страны регулярно пользуются социальной сетью YouTube для просмотра видеороликов. [Курносова, 2019]
Благодаря большому количеству просмотров ресурс, на котором выложен ролик, размещает свою рекламу, что приносит прибыль авторам интернет-шоу. Данные ролики стали широко известными, о чем свидетельствует большое количество просмотров и стремительно увеличивающаяся аудитория каналов видеохостига YouTube.
Яркий пример интернет-шоу - «вДудь» на одноименном YouTube-канале «вДудь», автором которого является журналист и видеоблогер, Юрий Дудь. Формат интернет-программы представляет собой интервью с известной персоной, цель которого состоит в раскрытии внутреннего мира личности интервьюируемого. С первым выпуском Юрий сформировал свою оригинальную манеру ведения программы, которая заключается в свободном стиле общения с героем интервью, использовании ненормативной лексики в речи, а также в обсуждении “запретных” тем. Это привлекло большое количество зрителей, о чем говорят многочисленные просмотры выпусков шоу. В связи с этим, было решено рассмотреть особенности формата интернет-шоу в российском медиапространстве на примере шоу «вДудь».
Актуальность данного исследования обусловлена популярностью данного интернет-шоу. Компания «Медиалогия», занимающаяся мониторингом и анализом СМИ и социальных сетей, представила рейтинг самых популярных российских YouTube-каналов 2020 года. Согласно его данным, «вДудь» входит в топ-10 каналов на видеохостинге, занимая седьмую строчку. [Медиалогия, 2020]
Объектом данного исследования является формат интернет-шоу в современном российском медиапространстве.
В качестве предмета исследования выступают особенности формата интернет - шоу «вДудь», как одного из видов популярных интернет-шоу в российском медиапространстве.
Стоит отметить, что под особенностями мы подразумеваем характерные черты и свойства, присущие отдельно взятой программе.
Цель исследования - определить особенности формата интернет-шоу «вДудь»
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• дать определение интернет-шоу в российском медиапространстве;
• изучить интервью как самостоятельный жанр программы;
• рассмотреть виды вопросов интервью;
• проанализировать вербальные и невербальные средства общения;
• рассмотреть возможности видеохостинга Youtube как основой платформы для размещения интернет-шоу;
• изучить речевой портрет;
• вывести модель анализа интернет-шоу;
• провести анализ популярного интернет- шоу «вДудь».
Для решения поставленных задач были применены следующие общенаучные методы: наблюдение, описание, сопоставление, дедукция, контент-анализ, сравнительный анализ.
В данной работе будет использоваться сплошная выбора для анализа содержания интернет-шоу, систематическая выборка для определения особенностей речевого поведения ведущего, а также невербальных средств общения.
Научная новизна данной работы состоит в определении модели комплексного анализа интернет-шоу.
усТеоретическая база научного исследования. Для анализа специфики жанра интервью были использованы работы Р.А Борецкого [Борецкий, 2002], А. В. Колесниченко [Колесниченко, 2008], Г.В Лазутиной [Лазутина, 2012], М.М Лукиной [Лукина, 2005], С.Н Ильченко [Ильченко, 2016]. Особенности коммуникации в сетевых медиа изучены по работам В.И Карасик [Карасик, 2004,], Т.Г Добросклонской [Добросклонская, 2010], О.Я Гойхман [Гойхман, 2008], Л. А Горшковой [Горшкова, 2020]. Психологический аспект в журналистике был изучен с помощью работ О. С Иссерс [Иссерс, 2008], Е.П Ильина [Ильин, 2009], В. Н Кунициной [Куницына, 2001]
Видится необходимым обозначить, что такое понятие, как интернет-шоу недостаточно изучено в теоретической базе исследователей в области сетевых медиа.
Эмпирической базой исследования послужили видеоролики интернет-шоу «вДудь» в количестве 101 выпусков программы, выходившие в период с 2017 года по 2021 год.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в разработку актуальных вопросов, связанных с особенностями интернет- шоу, которые с каждым днем набирают популярность среди аудитории интернета.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты в ходе данного исследования могут быть применены в будущих исследованиях сферы видеоблогинга, а также в шоу-программ в интернете.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, 15 разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении изложены цели и задачи работы, освещает ее актуальность, теоретические предпосылки, цели, задачи и новизну.
Первая глава посвящена теоретическому аспекту работы. В ней рассматривается понятие «формата» в журналистике, определятся понятие интернет-шоу в российском медиапространстве, характеристика формата интернет-шоу. Описываются возможности Youtube, как основной платформы для размещения интернет-шоу. Изучаются особенности коммуникативных и психологических аспектов в интервью, описываются типы интервью, а также языковые техники, применяемые интервьюерами, определяется модель анализа интернет-шоу.
Во второй главе представлено описание и подробный анализ интернет-шоу «вДудь», вербальных и невербальных средств, которые использует ведущий, а также его речевые особенности.
В данном исследовании был рассмотрен формат интернет-шоу, публикующийся на видеохостинге YouTube и пользующийся большой популярностью среди интернет-пользователей, о чем свидетельствуют многочисленные просмотры и лайки.
Целью нашего исследования было определение особенностей формата интернет-шоу «вДудь»
Мы охарактеризовали интернет-шоу как как авторскую интерактивную информационно-развлекательную программу, не ограниченную редакционными рамками за счёт размещения на различных интернет-платформах.
Изучение теоретической базы позволило выделить следующие критерии, по которым осуществлялся анализ интернет-программы для достижения цели:
• разнообразие гостей программы;
• темы;
• жанр программы;
• вербальные и невербальные средства, которые использует ведущий;
• речевые особенности ведущего;
• технические характеристики.
Интернет-шоу «вДудь» - личностное интервью-беседа, цель которого заключается в раскрытии особенностей характера и внутреннего мира приглашенной личности.
В ходе исследования было выявлено, что ведущий программы «вДудь» приглашает персон из различных сфер деятельности. Например, политиков, журналистов, писателей, режиссеров, актеров, предпринимателей, блогеров. Проведенный нами контент-анализ показал, что героями программы «вДудь» чаще всего становятся известные персоны из шоу-бизнеса. Из 101 выпуска, 62 выпуска было посвящено музыкальным артистам, блогерам и стендап-комикам. Это говорит о том, что формат интернет-шоу больше ориентирован на молодую аудиторию. Однако, стоит отметить, что зачастую гости интернет-шоу «вДудь» - это люди, которые популярны «здесь и сейчас». Юрий берет интервью в тот момент, когда приглашённый человек находятся на пике своей популярности или на фоне яркого и актуального события, которое связано с гостем и широко обсуждается в сети.
Разнообразие тем программы очень широкое. Цель интервью - полностью раскрыть собеседника с разных сторон. И это удается осуществить за счет разных тем, которые никак не связаны друг с другом. Это говорит о том, что формат интернет-шоу имеет мобильное содержание. Кроме того, исследование показало, что выпусках «вДудь» ведущий поднимает «острые» и табуированные темы, разрушая стереотипы традиционного интервью. Он не стесняется задавать своим гостям вопросы о заработке, личной жизни, наркотиках, сексуальном опыте и политических взглядах.
В данном формате программы гости и ведущий не стеснены никакими рамками. Интервью из официальной беседы трансформируется в приятельский разговор, где Юрий чаще обращается к интервьюируемому на «ты». Также в некоторых случаях во время программы он вместе с собеседником употребляет алкогольные напитки, параллельно задавая вопросы. Такая неформальная обстановка позволяет получить ответы, которые никому не удавалось получить ранее.
Интервьюер Юрий Дудь имеет свой собственный имидж, который сформировался с самого первого выпуска программы. В каждом видеоролике он предстает перед зрителем в повседневной одежде, независимо от статуса героя интервью. Будь это блогер или же политик, образ Юрия всегда складывается из следующих компонентов: футболка, либо клетчатая рубашка, джинсы и кеды. В руках Юрий всегда держит смартфон и нередко к нему обращается, чтобы зачитать цитату или вопрос.
Также Юрий Дудь отличается свободой речью, под которой подразумевается отхождение от официально -делового стиля. Проведенное исследование показывает, что в интернет-шоу допускается использование грубой лексики, жаргонизмов, вульгаризмов и нецензурной лексики. Также ведущий в процессе разговора употребляет модные слова. Это говорит о том, что он идет в ногу со временем и старается быть «ближе» к своей аудитории. Иными словами, ведущий говорит о «сложном» простым, молодежным языком, что можно отнести к особенности интернет-шоу.
Важным аспектом интервью «вДудь» является характер вопросов, задаваемых интервьюером. Анализ данного эмпирического материала позволил прийти к выводам о том, что наибольшей популярностью в беседе с медийными персонами пользовались фактициризующие, фильтрующие и провокационные виды вопросов. Так, ведущему удавалось получить подробности обсуждаемой темы, разговорить собеседника и вывести его на эмоции.
Во время просмотра программы можно заметить, что Юрий проводит тщательную подготовку к интервью, работая с такими источниками информации, как СМИ и личные социальные сети героя интервью. Полученная информация помогает Дудю составить актуальный вопросник, который будет интересен зрителю.
В процессе разговора Юрий прибегает к таким манипуляциям, как отсылка на неизвестный источник, навешивание ярлыков, градацией, внесение элемента неформальности. Также стоит отметить, что большую часть выпуска Юрий сидит, закинув ногу на ногу. Тем самым интервьюер создает впечатление уверенного в себе человека. Кроме того, ведущий сопровождает свои вопросы или высказывания жестикуляцией. С помощью контент-анализа, мы определили, что чаще всего он прибегает к следующим видам жестов: жесты -иллюстраторы, аффективные жесты, жесты-адаптеры. На основе проанализированных выпусков программы «вДудь» можно сказать, что Юрий Дудь успешно пользуется вербальными и невербальными средствами установления контакта, потому что ведущий достигает цели интервью, получает ответы на поставленные (даже провокационные) вопросы и имеет огромное количество просмотров выпусков своей программы на YouTube.
Интернет-шоу имеет признак интерактивности. Под каждым выпуском люди могут оставлять комментарии, ставить лайки и дизлайки. Так, после выхода выпуска осуществляется сиюминутная коммуникация со зрителем в режиме онлайн. Стоит отметить, что отличие от телевизионных программ, выпуски «вДудь» не ограничены четкими временными рамками, поэтому хронометраж программы «вДудь» всегда разный, варьируется от 50 до двух с половиной часов, что является несомненным плюсом.
Таким образом, особенности формата современного интернет-шоу заключаются в интерактивности, простоте подачи материала, неформальном общении между ведущим и интервьюируемым, а также в многообразии гостей и «остроте» тем, никак не перекликающихся друг с другом.
1 Блохин И. Н. Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2011. - 217 с.
2 Борецкий Р. А. Телевизионная журналистика / Р. А. Борецкий [и др.] ; Редкол.: Г. В. Кузнецов [и др.]. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, Высш. шк., 2002. - 368 с.
3 Видеоблогинг в России [Электронный ресурс] / Innovanews. -
Казань, 2009-2021. - Режим доступа:
http://www.innovanews.ru/info/news/media/7311/
4 Гавра Д. П. Заменят ли блогеры журналистов? Институциональные и неинституциональные игроки на пересечении медиа и сетевого пространств / Д. П. Гавра, В. В. Декалов // ПСОМ. - 2018. - №3-2. - С. 75-81.
5 Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 272 с.
6 Горшкова Л. А. Коммуникативные особенности социального медиа youtube в современном информационном пространстве / Л. А. Горшкова // Медиасреда. - 2020. - №2. - С. 94-100.
7 Григорян М. В. Пособие по журналистике / М. В. Григорян. - Москва : Правда человека, 2007. - 192 с.
8 Григорян М. В. Пособие по журналистике / М. В. Григорян. - Москва : Правда человека, 2007. - 192 с.
9 Гуленко П. В. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» / П. В. Гуленко, Ю. И. Долгова // Вест. Росс. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. - 2016. - № 3. - С.102-110.
10 Добреньков В. И. Методы социологического исследования : учеб. /
B. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 767 с. (Высшее образование).
11 Добросколонская Т. Г. Язык средств массовой информации : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Г. Добросклонская ; [Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. иностранных яз. и регионоведения]. - Москва : Университет, cop. 2010. - 115 с.
12 Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений // Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 576 с.
13 Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается : учеб. псобие. - Санкт-Петербург : Ин-т «Высш. шк. журн. и мае. коммуникаций», 2016.
• 236 с.
14 Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. - Москва : ЛКИ, 2008. - 284 с.
15 Иссерс О. С. Речевое воздействие / О. С. Иссерс. - Москва : Наука, 2011. - 224 с....49