Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности коммуникативных девиаций у детей младшего школьного возраста

Работа №170141

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2023
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕВИАЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Социально-психологическая характеристика особенностей детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Содержание и сущность понятий девиация, коммуникативные девиации,
отклонения в коммуникативном поведении 12
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОМММУНИКАТИВНЫХ ДЕВИАЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Организация и аналитико-диагностическая работа по выявлению
коммуникативных девиаций у детей младшего школьного возраста 21
2.2. Разработка и реализация специальной программы, направленной на
обогащение нравственных представлений младших школьников 33
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 50
Приложение Б 52
Приложение В

В последнее время заметно возросли проявления коммуникативных девиаций в поведении детей самых разных возрастов. Эти отклонения обращают на себя внимание и настораживают окружающих (родителей, учителей, общественность). Так как особенности такого поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых нравственных норм и требований, но и несут в себе зачатки и истоки социально-опасных форм девиантного и делинквентного поведения.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. Данное исследование посвящено сложной и значимой социально - психологической проблеме - коммуникативным девиациям, как отклоняющемуся поведению в сфере межличностного общения. В настоящее время эта проблема пока остается малоизученной и требует, как теоретического, так и экспериментального изучения.
В отечественной и зарубежной психологии проблема коммуникативных девиаций в наиболее общем виде (основные методологические подходы к пониманию данного явления) рассматривается в контексте исследований, направленных на изучение:
девиантного поведения и возможностей его профилактики (С.А. Беличева, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Т. Кондрашенко, Ф.Патаки, МРаттер и др.);
более детально (обозначены социально-психологические и психологические критерии) - в рамках социальной психологии затрудненного общения (А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.В. Цуканова и др.);
частично - в исследованиях вербальной агрессии (Л.В.Андреева, Л.М. Семенюк, Ю.В. Щербинина).
Цель: выявить и теоретически обосновать особенности проявлений коммуникативных девиаций у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Описать особенности социально-психологической характеристики младших школьников.
2. Охарактеризовать содержание и сущность понятия отклонения в коммуникативном поведении.
3. Описать организацию и аналитико-диагностическую работу по выявлению коммуникативных девиаций у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать и реализовать специальную программу, направленную на обогащение нравственных представлений младших школьников.
Объект: процесс обогащения нравственных представлений детей младшего школьного возраста
Предмет: особенности отклонений в коммуникативном поведении младших школьников.
Гипотеза: особенностями коммуникативных девиаций являются отклонения в коммуникативном поведении, которые проявляются в ситуациях конфликтного взаимодействия. Снижению проявлений отклонений в коммуникативном поведении будет способствовать разработанная и реализованная специальная программа, направленная на обогащение нравственных представлений у младших школьников.
Методы: теоретические методы: анализ психологической, педагогической, методической литературы и научно-педагогических исследований по проблеме;
Методы эмпирического исследования:
1. анкетирование «Моё отношение к нецензурным выражениям»;
2. тестирование «Что такое хорошо и что такое плохо», (тест адаптированный Н.В. Кулешовой);
3. наблюдение за взаимоотношениями между обучающимися младшего школьного возраста.
4. экспертный опрос с классным руководителем.
Теоретическая и методологическая база исследования основана на научных статьях и публикациях российских и зарубежных исследователей по проблеме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе цели и задач, поставленных в начале работы, можно сделать следующие выводы.
Исследуемый возраст являлся младшим школьным, поэтому для начала мы изучили социально-психологическую характеристику особенностей детей младшего школьного возраста, где опирались на труды Л.С Выготского и В.В Гуровской.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы сформулировали следующее определение «коммуникативные девиации» - это отклонения в коммуникативном поведении, связанные с нарушением нравственных норм и представлений, проявляющиеся в ситуациях конфликтного взаимодействия и выражающиеся в употреблении ненормативной лексики.
Опираясь на данное понятие, мы выделили следующие компоненты:
1. Когнитивный компонент
2. Мотивационно-ценностный компонент
3. Эмоциональный компонент
4. Деятельностный компонент.
На следующем этапе были подобраны методы для диагностики данных компонентов. Этап диагностики позволил выявить уровень нравственных представлений. Мы выявили, что дети не всегда применяют знания о нормах нравственности, часто используют ненормативно-речевое поведение. Так же мы выявили уровень склонности к коммуникативным девиациям детей младшего школьного возраста. Младшие школьники не всегда умеют отвечать за свои поступки и вести себя в соответствии с требованиями и нравственными правилами, принятыми в обществе. В большей степени третьеклассники не умеют проявлять нравственные чувства. Дети не всегда уважительны, отзывчивы и внимательны к окружающим.
Полученные результаты стали основополагающим фактором для разработки и реализации программы. Реализация программы, проведение повторной диагностики и сравнение полученных результатов осуществлялось на следующем этапе. Программа позитивно повлияла на детей, т.к. результаты повторной диагностики показали, что уровень нравственных представлений у большинства младших школьников высокий. А уровень склонности к коммуникативным девиациям стал ниже.
Таким образом, опираясь на полученные результаты нашего исследования, цель достигнута, гипотеза подтверждена и решены поставленные задачи.



1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
2. Божович Л. И., Конникова Т. Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 134 с.
4. Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у
младших школьников / В. В. Гуровская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 594-595. — URL:
https://moluch.ru/archive/313/71280/(дата обращения: 09.05.2022).
5. Домашкина Н. В. Школьные годы чудесные. Нравственное воспитание школьников. - М.: Глобус, 2007. - 96 с. - сер. «Учебно-воспитательная работа в школе».
6. Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / А.В. Елисеева, Саратов, - 1996. - 182
7. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008.
- 288 с.
8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: изд. «педагогика», 1989г.
9. Карпова Е.В. Луговская А.В. Психологические особенности развития нравственных представлений в школьном возрасте / под ред. В.В. Афанасьева, Ярославский педагогический вестник - Ярославль, 2011. - №1 - Том II (психолого-педагогические науки) - с. 222-225.
10. Киенко Т.С. Ненормативная лексика как социальный феномен. Социологические исследования № 5, 2016. - С. 124-133.
11. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - Москва: ТЦ Сфера, 2001. - 160 с.
12. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - Москва, 2004. - 192 с.
13. Коваль, В.В. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков / В. В. Коваль. - Москва, 1986. - 335 с.
14. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - Санкт-Петербург: ВладосПресс, 2010. - 288 с.
15. Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков:
социальнопсихологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондратенко. - Минск: Беларусь, 1988. - 265 с.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва: Просвещение, 1989.
- 256 с.
17. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире). — Новосибирск, 1990. — С. 72
18. Колесникова, А. Н. Современная характеристика нравственной воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта / А. Н. Колесникова, Г. С. Айрумян, Н. Ф. Борисова.
19. Манько Ю. В., Оганян К. М. Социология молодежи: учебное пособие.
- СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - 316 с.
20. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2016. - 445 с.
21. Мультиурок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://multiurok.ru/index.php/files/mietodika-chto-takoie-khorosho-i-chto-takoie- plokh.html(дата обращения 15.04.2022)
22. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. - М.: Наука, 2006. - 328 с.
23. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в тести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
24. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
25. Скоморохова М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / М.И. Скоморохова, Иркутск, - 1997. - 171 с.
26. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988, стр. 326-341
27. Фромм Эрих Зелигманн. Бегство от свободы. / Эрих Фромм; [пер. с англ. А.Александрова]. - Москва: АСТ, 2018 - 288 с. (серия «Эксклюзивная классика»). Источник: URL: https://psychosearch.ru/biblioteka/732-escape-from-freedom
28. Что признается ненормативной лексикой? [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: URL: http://nsovetnik.ru/pravila povedeniya/chto priznaetsya
nenormativnoj leksikoj/- (дата обращения 11.02.2023)
29. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
30. Ясницкая В. Р., Поляков С. Д. Творчество - коллективное, воздействие - индивидуальное // Директор школы. - 1998. - №1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ