ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 11
1.1. Скоростно-силовые способности как один их видов двигательных
способностей 11
1.2. Анатомо-физиологическая характеристика скоростно-силовых
способностей у хоккеистов 13-14 лет 13
1.3. Особенности роста и развития детей подросткового возраста 23
1.4. Особенности применения средств и методов развития скоростно-силовых
способностей в хоккее с шайбой у детей 13-14 лет на начальном этапе подготовки 27
Выводы по первой главе 50
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
2.1. Методы исследования 52
2.2. Организация исследования 54
Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОВЕРКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ 57
3.1. Разработка методики развития скоростно-силовых способностей у хоккеистов с шайбой в возрасте 13-14 лет 57
3.2. Экспериментальная проверка эффективности внедренной методики в педагогическом эксперименте 64
Выводы по третьей главе 71
Выводы 72
Практические рекомендации 74
Библиографический список литературы 75
Приложения 81
Актуальность исследования. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенных в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.
Хоккей - командная спортивная игра, которая проходит в высоком темпе и насыщена острыми, неожиданными, быстро сменяющимися ситуациями. Хоккей часто называют спортом космических скоростей. Шайба летит над площадкой, мчатся хоккеисты, атака сменяет атаку, то один, то другой вратарь парирует сильнейшие броски. И снова - вперед, на штурм ворот соперника. Игра все быстрее, через каждые 40 - 50 секунд производится замена. За шайбой трудно уследить, а скорости все возрастают, и нет, кажется, им предела. Как бы ни был искусен, техничен хоккеист, насколько бы свободно ни владел он приемами обводки, как бы точно и внезапно ни бросал шайбу в ворота, этих достоинств, для победы, все-таки мало. Успех спортсмена во многом зависит и от его силы, выносливости, скорости, ловкости [4,28].
Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 8 до 13 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 13 до 15 лет. В этом возрасте фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений.
В возрасте 13-14 лет более интенсивно развиваются остальные физические качества, в том числе скоростно-силовые. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых имеет большое значение как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки [7,16].
В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать короткую стандартную тренировочную программу, рассчитанную на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств, проявляемых в хоккее, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих качеств.
Высокий уровень развития скоростно-силовых способностей — основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к игровым ситуациям. В современных программах подготовки хоккеистов высокой квалификации значимость различных скоростно-силовых способностей постоянно возрастает.
В современных условиях развития хоккея, хоккеисты высокого класса обладают сравнительно равными функциональными возможностями, потенциалом технических действий и поэтому очевидна необходимость, поиска новых путей повышения спортивного мастерства хоккеистов еще на ранних этапах их становления, для того чтобы быть успешными во взрослой игре.
Научный поиск нового потенциала системы подготовки в системе методических средств спортивной тренировки должен вести к дальнейшему совершенствованию и оптимизации самого процесса обучения. Под тренировкой хоккеистов понимается - педагогический процесс воспитания, обучения и совершенствования техники и тактики, развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей организма. Учебно-тренировочные занятия с юными хоккеистами, не должны быть ориентированы на достижение высших спортивных результатов на первых этапах многолетнего тренировочного процесса, так как достижение таковых является отдаленной целью. Форсированная подготовка обычно приводит к перегрузке организма юного спортсмена и не способствует его дальнейшему развитию [37].
К сожалению, в практике бывает так, что методики, используемые для взрослых, переносятся в юношеский спорт, это как показывает практика, не всегда позволяет добиваться высоких спортивных результатов.
Обращаясь ко всему процессу подготовки хоккеистов, который состоит из множества составляющих, нужно отметить, что технико-тактическая подготовка, выступает, как одна из самых важных. Она должна базироваться на внедрении новых методик обучения технике и тактике хоккея, особенно на начальных этапах становления хоккеистов.
Всем выше сказанным определилась актуальность предпринятого исследования, направленного на решение ряда конкретных задач, связанных с повышением эффективности учебно-тренировочного процесса для развития скоростно-силовых качеств у мальчиков 12-13 лет.
Противоречия: Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выявить следующие противоречия между:
- повышенными требованиями к нормативным результатам выступлений спортсменов и не соответствием возрастных особенностей спортсменов к выполнению данных нормативов с связи отсутствием ведущих основных физических качеств на различных этапах подготовки.
- формированием ускоренной физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена и в внедрение программного обеспечения и инновационных технологий в процесс спортивной подготовки спортсмена.
Проблема исследования:
Развитие скоростно-силовых качеств у хоккеистов в тренировочном процессе в возрасте 13-14 лет является одним из условий повышения физической подготовленности, но известные программы тренировочных упражнений не всегда приводят к максимальному эффекту и ориентированы на данную возрастную категорию.
Выявленные противоречия, а также недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у хоккеистов 13-14 лет».
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс, у хоккеистов 13-14 лет с шайбой.
Предмет исследования: Методика, влияющая на развитие скоростно-силовых способностей у хоккеистов 13-14 лет с шайбой.
Цель исследования: Обоснование и разработка методики развития скоростно-силовых способностей у хоккеистов на основе выявления особенностей в системе подготовки хоккеистов 13-14 лет в тренировочной и соревновательной деятельности.
Гипотеза: Мы предполагаем, что целенаправленное использование в учебно-тренировочном процессе с хоккеистами 13-14-летнего возраста разработанной методики подготовки позволит эффективно повысить уровень развития их скоростно-силовых способностей, если будут соблюдены следящие условия:
- реализованы принципы физического воспитания (с ударением на принцип постепенности);
- использованы методы обучения и тренировки с преимуществом метода многократных повторений;
- разработана методика развития скоростно-силовых способностей у хоккеистов в возрасте 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Теоритический анализ литературные источники по сбору информации о развитии скоростно-силовых способностей у хоккеистов с шайбой.
2. На основе полученных результатов разработать методику развития скоростно-силовых способностей у хоккеистов в возрасте 13-14 лет с шайбой.
3. Получить данные о практическом применении выбранной нами методики развития скоростно-силовых способностей у хокке 13-14- летнего возраста, занимающихся хоккеем, с учетом возрастных особенностей.
4. Проверить эффективность данной методики развития скоростно¬силовых способностей у хоккеистов с шайбой в педагогическом экмперименте.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- В теории и методике физической культуры и спорта: (Бальсевич В. В., Букатин А. Ю., Быстров В. А., Лакашин Ю. С., Климин В. П., Колосков В. И., Руковицин Б. Н., Савин В. П., Шестаков М. П.)
- В теории и практики физической культуры и спорта: (Верхошанский Ю. В., Виленский М. Я., Лях В.П., Матущик П. А., Майоров Б. А., Михалкин Г. П., Набатникова Л. Г., Озолин Н. Г., Павлов С. Е., Спасский О. Д., Харитонова М. Я., Frederick C. Hatfil)
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
- Анализ литературных источников - это метод использования для изучения интересующих нас вопросов о физической подготовке хоккеистов.
- Метод анкетирования из источников разных методических литератур и авторов известных спортсменов и тренеров - это сбор мнения по образцам заполнения анкет. Анкетирование помогает получать информацию о мнениях компетентных людей по спортивным единоборствам, намерениях, разработках и так далее.
- Педагогическое наблюдение - это планомерный процесс и анализ, т.е. оценка без вмешательства процесса исследования. Педагогическое наблюдение направлено на выявление методов и средств обучения, используемых в хоккеи.
-Контрольные упражнения - используются с целью определения влияния физических нагрузок и физических упражнений на развитие, скоростно-силовых способностей у хоккеистов.
-Педагогический эксперимент - это запланированное вмешательство исследователя изучаемого явления. В педагогическом эксперименте основное внимание направлено на развитие скоростно-силовых способностей их распространенности, результативности и эффективности, для дальнейшего использования специальных средств в физические подготовки.
-Статистическая обработка результатов - это полученные в ходе исследования, при помощи методов математической статистики. Высчитывались достоверность, разности средних значений показателей.
Базой исследования явилось ДЮСШ по хоккею с шайбой г. Красноярска
Достоверность полученных результатов обеспечивается развернутым анализом проблемы, системным подходом к решению выделенных в исследовании задач, теоретико-методологической базой исследования, изучением большого количества программ обучения по хоккею с шайбой в системах дополнительного образования, апробацией методики развития скоростно-силовых способностей у хоккеистов в возрасте 13-14 лет, использование адекватных поставленным цели и задачам методов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1. Разработанная методика, направленная на развитие скоростно-силовых способностей, в частности дополняющая основную программу спортивной подготовки имеет не только практическое значение в области спортивной тренировки, но и имеет место быть теоретическом программно-методическим обеспечением.
2. Доказана эффективность применения разработанной методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей, обеспечивающих усвоение фонда двигательных умений и навыков у хоккеистов в возрасте 13-14 лет за счёт выполнения разнообразных специальных упражнений, которые определяются программно-методическим обеспечением спортивной подготовки по хоккею с шайбой.
Практическая значимость. Разработаны рекомендации по развитию скоростно-силовых способностей, которые позволяют повысить эффективность учебно-тренировочного процесса по хоккею с шайбой. Применение в системе обучения наших разработок позволит содействовать росту показателей физической подготовленности у хоккеистов с шайбой в учебно-тренировочном процессе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Повышение эффективности тренировочного процесса для развития скоростно-силовых способностей у хоккеистов возрасте 13-14 лет на занятиях по хоккею с шайбой достигается на основе выявленных и реализованных педагогических условий, включающих: анамнестических сведений о хоккеистах в возрасте 13-14 лет на предмет выявления уровня развития скоростно-силовых способностей, последовательного усложнения основных движений и разнообразия упражнений, сопровождающихся мониторингом результативности количественных и качественных показателей.
2. Целенаправленное развитие скоростно-силовых способностей юношей в возрасте 13-14 лет на занятиях по хоккею с шайбой осуществляется посредством разработанной методики, реализуемой в условиях учебно-тренировочного занятия, и позволяет существенно повысить спортивные достижения, стабилизировать выполнение технико¬технических приемов и повысить качество их выполнения.
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию скоростно-силовых способностей у хоккеистов с шайбой в возрасте 13 -14 лет на базе «ДЮСШ по хоккею с шайбой г. Красноярска» подтвердил результативность реализации разработанной методики.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования апробировались и внедрялись последовательно на всех этапах его проведения. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты были представлены: на конференции.
18-19ноября 2020г Министерство спорта Российской Федерации, ФГБУ ПОО ГУОР. г.Иркутска, Второй Всероссийской заочной научно¬практической конференции студентов и молодых специалистов «Физическая культура, спорт, здоровый стиль жизни в образовательных учреждениях: «Достижения и перспективы развития». И. о директора И.Ю. Резник.
07 декабря Издательство научного-информационного центра «А.Р.Т.» Третью Всероссийскую научно-практическую конференцию «Здоровье человека, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура спорта»(РИНЦ). Россия г.Санкт-петербург, Г.А Андреев.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме подготовки хоккеистов показал, что одной из основных особенностей современного большого спорта где все построено на вихревых атаках на внезапных рывках, остановках, ускорениях, принадлежит скоростно-силовым способностям. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методик тренировки с целью их повышения.
2. В ходе анализа а результатов. тестирования, на начало исследования,
было выявлено, что показатели развития скоростно-силовых способностей у исследуемых хоккеистов 13-14 лет находятся на среднем уровне развития, что составляет соответственно в контрольной группе 41%, а в экспериментальной группе 38%. Полученные результаты в первичном исследовании свидетельствуют о том, что показатели развития скоростно-силовых способностей у хоккеистов 13-14 лет требуют адекватного их повышения и совершенствования.
3. По. абсолютному большинству позиций, хоккеисты экспериментальной, группы на конец эксперимента, показали результаты превосходящие аналогичные с данные в контрольной группе. Так показатели развития скоростно-силовых способностей к концу исследования у большинства детей экспериментальной группы достигли высокого уровня (69%) развития по сравнению со средним уровнем в начале исследования (38%).
4. В контрольной группе эти показатели улучшились достигнув высокого уровня (46%) Показатель темпов прироста скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе составляет 35%, а контрольной группе - 22%.
5. Внедрена разработанная методика в тренировочный процесс экспериментальной группы. В ходе проведенного педагогического эксперимента было выявлено эффективность, представленной, системы, тренировок в которой применялась разработанная методика, стало намного выше чем у хоккеистов, контрольной группы.
Таким образом, гипотеза о том, что целенаправленное использование в учебно-тренировочном процессе с хоккеистами 13-14-летнего возраста разработанной методики подготовки позволит эффективно повысить уровень развития их скоростно-силовых способностей получила свое подтверждение.
1. Адольфа В. А., Савчук. А. Н. Сопровождение, здоровье а сберегающей, деятельности современного педагога/ В. А. Адольф, А. Н. Савчук//монография. Красноярск. -2014.256 С(16.п. л.).
2. Бальсевич. В.В. Основы . методики . физической . культуры. - М:. «Физическая. культура и спорт», 1979. - 218 с.
3. Биология, , справочник . абитуриента: . Сост. З.А. Власова; . Ред. Кол.
3. А. Зоринаидр.-М.: «Филологическое общество СЛОВО», 1997. - 638 с.
4. Боген М.М. Обучение двигательным навыкам, действий. - М.: «Физкультура и спорт», 1985. - 192 с.
5. Букатин А.Ю., Лукашин Ю.С. Азбук! спорта. Хоккей. . «ОАО. Издательство. «Физкультура и спорт», 2000. - 210 с.
6. Букатин А.Ю., Лукашин Ю.С. Хоккей. - М.: Физкультура и спорт. 2000. -181с
7. Букатин А.Ю. Я учусь играть в хоккей: Энциклопедия юного хоккеиста [Текст]/ А.Ю. Букатин. - М.: Лабиринт Пресс, 2006. - 352 с.
8. Быстров. В.А. ОСНОВЫ обучения и тренировки юных хоккеистов. -. М., Издательство. «Терра-Спорт», 2000. - 122 с.
9. С. М. Вайцеховский. --М.: Физкультура и спорт, 1971-225с.
10. ВерхошанскийЮ.В. Основы специальной подготовки спортсменов. - М. «Физкультура и спорт», 1988. - 331 с.
11. Волков. В.М. Возрастные, и. индивидуальные, особенности. -. Смоленск: . «Подросток и физическая культура», 1971. - 145. с.
12. Волков. В.М. Тренеру о. подростке. - Смоленск:. «Физкультура и спорт», 1973. - 75 с.
13. Гандельсман А. Спорт и здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 1963. -164 с.
14. Гандельсман. А.Б., Смирнов. К.М. Физиологические и основы о методики спортивной тренировки. - М.: «Физкультура и спорт», 1970. - 231 с.
15. ГорскийЛ. Тренировкахоккеистов. -М. ФиС, 1981. - 97 с.
16. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Мн.: «Выш. Шк.», 1985. -256 с.
17. Дахновский B. C., Б.Н. Рукавицин. Обучение и тренировка дзюдоистов. - М.: «Полымя», 1989. - 192 с.
18. Дахновский B.C. Обучение и тренировка. - М.: «Полымя», 1989. - 192 с.
19. Дроздов о В.Ф. Состояние, физической, работоспособности а к. вопросу. о. физической методике воспитания «взрывной» силы у борцов. - М:. «Высшая школа», 1983. - 112 с.
20. Евсеев. Ю.И. Физическая культура [Текст]. / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростова н/Д.: Феникс, 2005. - 382 с.
21. Железняк. Ю.Д. Основы а научно-методической . деятельности . в . физической . культуре И.спорте [Текст]:. Учеб. для студентов, вузов, - 2-е изд., перераб. и доп. / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
22. Ермакова. З.И. Физическая. культура. и. спорт а в а детском. возрасте. - М.: «Высшая школа», 1973. - 55а с.
23. Книга о для. чтения. поя анатомии, а физиологии. и. гигиене о человека. / Сост. И.Ф. Зверев. -М.: «Просвещение», 1971. -287 с.
24. Ковалев о В.Д. Спортивные . игры. Учебник . для а студентов педагогических институтов. -М., «Просвещение», 1997. - 188 с.
25. Колосков В.И., Климин В.П. Подготовка хоккеистов. -М., ФиС, 1981. - 200 с.
26. Лахно. Д. Н. Формирование, системы производитель комплексного, контроля, системы, за. состоянием о элемент, юных о дзюдоистов, этапом. // Физическое, воспитание студентов. творческих специальностей. -. 2005. - № 8. С. 37-43.
27. Лях В.П., Виленский М.Я. Физическая культура. Учебник для учащихся 5 -7 классов. - М.: Просвещение, 2002. - 138 с.
28. Лях В.П., Виленский М.Я. Физическая, культура. Учебник для учащихся 8-9 классов. - М.: Просвещение, 2002. - 142 с.
29. Майоров Б.А. Хоккей для юношества. - М., «Физкультура и спорт».1980.
- 167 с.
30. Матущик. П.А. Постепенное, и. максимальное, увеличение. тренировочных о нагрузок. - Алма-Ата. Казахстан, 1968. - 132 с.
31. Мельников И., Ханников А. Хоккей. Самый полный самоучитель [Текст] / Мельников. И. - М.: АСТ, 2014. - 208 с.
32. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Тактическая подготовка/Учебник тренера по. борьбе. - КГПУ, 1995. - 213. с.
33. Михалкин Г.П. Хоккей для мальчиков. - ООО «Издательство Аст», 2000. -112 с.
34. Мицкевич Э.А. Подготовкавысококлассных борцов. - М.: «Советский спорт»,
1988. - 123. с.
35. Никонов. Ю.В. Подготовка квалифицированных. хоккеистов. [Текст] / Ю.В. Никонов. - Минск: Олимпийская литература, 2008. - 212 с.
36. Озолин. Н.Г. Спортсменамв о. спортивные, тренировки. - М.: «Физическая, культура и спорт», 1961. -. 80 с.
37. Павлов С.Е. «Секреты» подготовки хоккеистов [Текст] / С.Е. Павлов. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 220 с.
38. Потапова В.В., Федоренко. М.В. Психология, развития:, норма И.патология: Учебно-методическое пособие для студентов, изучающих психологию. развития, возрастную. психологию, специальную а психологию, родителей с из л приемных а семей. - Казань: К(П)ФУ, 2014. - 138 с.
39. Письменский И.А. Многолетняя подготовка спортсменов. - М.: «Физическая культура и спорт», 1985. -. 36 с.
40. Пономарёв . Н.И. Физическая . культура, . как, элемент, культуры, общества и . человека. - Санкт-Петербург:. С-П.Г.А.Ф.К. им. П.Ф. Лесгафта, 1996. -284 с.
41. Почекуев. Г.П. Хоккей с мячом: - Ульяновск: УлГУ, 1999. - 99 с.
42. Руковицин Б.Н. Методика тренировки. - М.: «Физическая культура и спорт»,
1989. - 92 с.
43. Рыбалко. Б.М. ВОПРОСЫ.теории и практики физической культуры, и спорта. - Минусинск: «Высшая школа», 1973. - 163. с.
44. Савин В.П. Теория и методика хоккея [Текст] / В.П. Савин. - М.: Академия, 2003. -400 с.
45. СавинВ.П. Хоккей. ПрограммадляДЮСШиСДЮШОР [Текст]:/В.П. Савин,
Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев. - М.: Советский Спорт, 2012. - 101 с.
46. Двигательная, потребность и двигательная активность: этапы, и пути развития: монография. / Л. К. Сидоров, А. Н. Савчук; Кроснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2007. - 344 с.
47. Смирнов К.Н. Значение возраста и пола занимающихся при нормировании нагрузок в спорте. -М.: «Физкультураиспорт», 1963. - 164 с.
48. Совершенствование . учебного . процесса . с . помощью . технических средств обучения: Ежегодник, № II, Сост. Г.И. Хозяинов. - М.: «Физкультура и спорт», 1987- 65. с.
49. Спасский О.Д. Хоккей. - М., «Физкультура и спорт».2000. - 78 с.
50. Тарасов. А.В. Детям, о. хоккее. - М., «Советская Россия».1988. - 108 с.
51. Теория . и . практика . физической . культуры . № . 11//Ред. М.Я.
Воробьёв/. Информативность. тестов. у борцов. во двигательной
деятельности. Тихомиров. А.К. и. др. -. М.: «Физическая культура. и. спорт», 1988. - 63 с.
52. Теория . и . практика . физической . культуры . №12. Л.Г. Харитонова. Комплексные исследования процессов адаптации организма детей и подростков, к физическим . нагрузкам. - М.: «Физическая, культура, и. спорт», 1996. - 72 с.
53. Теория . и . практика . физической . культуры . №7//Ред. М.Я. Набатникова. Воздействие . нагрузок . соревнований . на . организм . юных спортсменов. -М.: «Физическая культура и спорт», 1988. - 63л с.
54. Тер-Ованесян. А.А. Педагогические . основы . физического . воспитания. - . М.: «Физкультура и спорт», 1978. - 206. с.
55. Тихвинский . С.Б. Роль. физического . воспитания. в . здоровье . ребёнка. - . Л.: «Знание», 1988. - 32 с.
56. Тренировка тактика, техника: Ежегодник, № 1/ Сост. В.Б. Иссурин.- М: «Физкультура и спорт», 1986.- 64 с.
57. УсольцеваО. Хоккей. Книга-тренер. [Текст]/УсольцеваО. -М.: Эксмо, 2011. -256 с.
58. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей от 15 мая 2019. г. N373
59. Физиология и спортивная, медицина: Ежегодник, № 9, /Сост. В.М. Щубик. - М.: «Физкультура и спорт», 1987. - 64 с.
60. Физическая культура в школе: Ежегодник, № 11/Сост. С.Р. Вайзер. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. - М.: «Педагогика», 1987. - 63 с.
61. Физическая культура в школе: Ежегодник, № 12, /Сост. О.М. Севостьянова. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. - М.: «Педагогика», 1987. - 63 с.
62. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: ACADEMA, 2000. - 475 с.
63. Шестаков М.П. Специальная физическая подготовка хоккеистов [Текст]: Учеб. пособие / М.П. Шестаков, А.П. Назаров, Д.Р.Черенков. - М.: Спорт Академ Пресс, 2000. - 143 с
64. Энциклопедия физической подготовки. Захаров Е.Н. и др./ Под общей редакцией Карасёва Е.Н. - М.: «Лептос», 1994. - 368 с.
65. Frederick C. Hatfil. Comprehensive Strength Guide. Красноярск: Ротапринт, 1992. - 288 с. перевод В.Е. Пашко Редактор Ю.А. Богащенко Врач-консультант Т.А. Черкашина Художник Ю.С. Баранов