ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
СПОРТСМЕНОВ-ДЗЮДОИСТОВ 10
1.1. Понятие мотивации достижения в психологии 10
1.2. Мотивация достижения в спортивной деятельности 20
1.3. Особенности спортивной мотивации дзюдоистов 41
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 54
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ-ДЗЮДОИСТОВ 55
2.1. Организация и методики исследования 55
2.2. Анализ результатов исследования мотивации достижения
спортсменов-дзюдоистов 59
2.3. Методические рекомендации по развитию мотивации
достижения спортсменов-дзюдоистов низкой квалификации 76
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
Приложение 110
Современный спорт с его рекордами и достижениями предъявляет высокие требования не только к физическому состоянию организма, но и к психической деятельности спортсмена. Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат воздействия многих факторов, в том числе и развития потребностно-мотивационной сферы личности (Божович Л.И., Асеев В.Г., Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш.). Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения (Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., Симонов, Верной М.). Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий этой области (Орлов Ю.М., Асеев В.Г., Васильев И.А., Сосновский Б.А., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Ильин Е.П.). Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения, особенно в прикладном характере изучения (Гошек В., Мартене Р., Сингер Р.Н. , Горская Г.Б., Стамбулова Н.Б.).
Экспериментально исследованы многие характеристики поведения и деятельности, соответствующие людям с преобладанием "стремления к успеху" и с более выраженными значениями "избегания неудачи" (Хекхаузен X., Мак-Клелланд Д., Аткинсон). Уделяется внимание изучению зависимости эффективности деятельности, ее результативности, от выраженности мотивации достижения, т.е. от показателей ее интенсивности.
Однако прикладной характер деятельности исследован не достаточно. Слабо уделялось внимание взаимовлиянию вида деятельности и формирования общей мотивации и, в частности, мотивов достижения успеха и избегании неудач. Если говорить о спорте, то изучение этих вопросов позволило бы оптимизировать процесс подготовки спортсменов разных категорий, создать новые методики для совершенствования личностных и физических качеств с опорой на внутренние психологические резервы, а не на внешнее подкрепление (стимулы и фармакологические средства, тренерские установки).
Несмотря на то, что исследования в области мотивации достижения начинаются с 50-х годов XX века, разработанные теории мотивации, инструменты для диагностики мотивов, входящие в структуру мотивации достижения не имеют практического применения в спортивной деятельности.
Одной из главных особенностей успешной реализации спортивного совершенствования и достижения на этой основе высоких спортивных результатов является целенаправленное управление мотивацией спортивной деятельности и развитие мотивационных установок спортсмена (В.Р. Малкин, A.B. Родионов, В.Ф. Сопов, Г.П. Фураев).
Исследованиями доказано, что в системе подготовки спортсменов, и особенно в соревнованиях, существенное значение имеет мотивация достижения. Для достижения высоких результатов, при одинаковом уровне подготовленности дзюдоистов именно мотив достижения может играть решающую роль. Эта проблема приобретает особую значимость в соревновательном периоде.
Некоторые специалисты, такие как Р.А. Пилоян, А.П.Шумилин и др., высказывают мнение о том, что в период ответственных соревнований прослеживается зависимость между результативностью и уровнем спортивной мотивации, чем выше уровень мотивации достижения, тем успешнее и стабильнее выступает спортсмен на соревнованиях.
Актуальность исследования обусловливается быстротечностью спортивного поединка и высокой значимостью психологического фактора в соревновательной деятельности - мотивации достижения. Сильнейшим в спортивном поединке оказывается спортсмен, наиболее подготовленный психологически, с устойчивой соревновательной мотивацией, направленной на достижение успеха. При этом, данному психологическому фактору при подготовке борцов-дзюдоистов не уделяется должного внимания в силу недостаточной разработанности проблемы спортивной мотивации. В 4
результате соревновательная деятельность дзюдоистов характеризуется как недостаточно высокая.
Проблеме мотивации достижения посвящено большое число теоретических и эмпирических исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Изучался феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Орлов, P.C. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Степанский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.). Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой -достижение успеха и избежание неудачи состоят из следующих компонентов: потребность достижения цели и ее антиципация, инструментальная активность, аффективное состояние, результат деятельности и отношение к этому окружающих (Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, X. Хекхаузен).
Вопросы подготовки дзюдоистов нашли свое отражение в ряде работ: А.В. Литманович, В.И. Пугачев, С.А. Кабанов, А.В. Еганов, ЯК. Коблев и др. Однако проблемы развития мотивации достижения у спортсменов - дзюдоистов остаются неосвещёнными.
Таким образом, возникают противоречия:
- между острой необходимостью внедрения в подготовку спортсменов новых научных данных по развитию мотивации достижения и фактическим уровнем исследования данной тематики в психологической науке.
- между требованиями спорта к спортивным результатам и недостаточностью ресурсов для их достижения.
Названные противоречия создают проблему: каковы особенности развития мотивации достижения спортсменов-дзюдоистов.
Цель исследования: изучить особенности мотивации достижения дзюдоистов
Объект исследования: мотивация достижения в психологической науке.
Предмет исследования: особенности мотивации достижения дзюдоистов в спортивной деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у высококвалифицированных дзюдоистов в спортивно деятельности доминирует стремление к успеху, у начинающих дзюдоистов доминирует стремление к избеганию неудач.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотез исследования были намечены следующие задачи.
1) На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть понятие мотивации достижения.
2) Изучить сущность мотивации достижения в спортивной деятельности.
3) Разработать модель мотивации достижения в спортивной деятельности спортсменов-дзюдоистов.
4) Эмпирическим путем выявить особенности мотивации деятельности спортсменов-дзюдоистов разной квалификации.
5) Разработать методические рекомендации по развитию мотивации достижения спортсменов- дзюдоистов.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных и зарубежных психологов: деятельностный подход к изучению личности (Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Выготский Л.С.); принцип развития (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г.) субъективный подходы (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Ломов Б.Ф. и др.); теория мотивации (Хекхаузен X.); интеграционная модель (Аткинсон Дж.) и теоретические положения оптимума мотивации Иеркса и Додсона; теоретические положения исследований в области спортивной психологии (Пуни А.Ц., Стамбулова Н.Б., Гошек В., Марищук Л.В.).
Методы исследования.
- Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме.
- Эмпирические: анкетирование, метод опроса, тестирование.
- Методы математической статистики - U-критерий Манна-уитни.
Методики исследования:
1) Шкала оценки потребности в достижении (Орлов Ю.М.);
2) Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Методика предложена А. А. Реаном.
3) Методика спортивной мотивации Р.А.Пилояна в модификации Е.Г. Бабушкина.
4) Опросник соревновательной мотивации Г.Д.Бабушкина, позволяющий выявить направленность соревновательной мотивации на «достижение успеха» и на «избегание неудачи»
База исследования: Исследование проводилось на базе КГБУДО "СДЮСШОР имени Б.Х. Сайтиева".
В исследовании принимали участие 60 спортсменов дзюдоистов, из них 30 спортсменов имеют высокую квалификацию (кандидат мастера спорта, мастер спорта), 30 начинающих спортсменов (I- II разряды).
Теоретическая значимость заключается в расширении теории мотивации достижения через призму спортивной деятельности. Полученные данные позволяют значительно расширить представление о мотивации достижении спортсменов-дзюдоистов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций развития мотивации достижения спортсменов- дзюдоистов на основе социально-психологического тренинга.
Результаты исследования могут быть использованы: для подготовки методического пособия по психологической подготовке спортсменов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мотивация достижения - ориентация человека на стремление к успешному выполнению задания, настойчивость перед лицом неудач и переживание чувства гордости за выполнение поставленной цели.
2. Мотивация достижения дзюдоиста - динамическая структура, развивающая в процессе спортивной профессионализации, определяющая ситу и направление действий дзюдоиста, направленная на достижения спортивного результата.
3. Модель мотивации достижения дзюдоистов представлена мотивационным, личностным и волевым компонентами, направленных на достижение спортивного результата.
4. Особенность собственно мотивационного компонента мотивации достижения дзюдоистов состоит в том, что его отдельные составляющие имеют разную степень выраженности у квалифицированных и начинающих спортсменов-дзюдоистов. У первых доминирует стремление к успеху и потребность в достижении высоких результатов, у вторых - стремление к из-беганию неудач.
5. Методические рекомендации развития мотивации достижения начинающих спортсменов-дзюдоистов включают в себя мотивационный тренинг, направленный на развитие мотивационного, личностного и волевого компонентов мотивации достижения начинающих спортсменов- дзюдоистов
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена чёткостью исходных теоретико-методологических позиций; теоретико-методологической обоснованностью программы исследования логикой научного исследования; применением комплекса научно обоснованных и взаимодополняющих методов, выбором валидных и надежных методик эмпирического исследования, адекватных его предмету и задачам; сочетанием качественного и количественного подходов к анализу полученных результатов, использованием современных методов математико-статистической обработки эмпирических данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия и выступления ее автора на заседании тренерского совета КГБУДО "СДЮСШОР имени Б.Х. Сайтиева”.
По теме исследования опубликовано две статьи.
Структура работы:: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений, содержит таблицы и гистораммы.
В представленной диссертации на основе теоретического анализа имеющихся литературных источников и результатов собственного эмпирического исследования показано, что проблема мотивации достижения является актуальным и важным направлением в изучении активности и деятельности человека. Особенно велика роль мотивации достижения в спортивной деятельности.
В диссертационной работе мы ставили общую цель выявить особенности мотивации достижения у начинающих и высококвалифицированных спортсменов-дзюдоистов. Полученные в исследовании результаты позволили нам сформулировать следующие итоговые выводы:
1. Развитие мотивации достижения у спортсменов-дзюдоистов необходимо рассматривать как одну из самых главных задач учебно-воспитательной, тренерской и педагогической работы; ее успешное решение позволяет развивать спортивные способности дзюдоистов и формировать их личность.
2. В структуре мотивации достижения спортсменов-дзюдоистов необходимо выделять три компонента: собственно мотивационный, личностный и волевой. Выявление уровня выраженности составляющих мотивационного компонента спортсменов в процессе обучения позволяет осуществлять изучение мотивации достижения с позиций системного подхода.
3. Особенность собственно мотивационного компонента состоит в том, что его отдельные составляющие имеют разную степень выраженности у начинающих и квалифицированных спортсменов.
4. Полученные в работе данные свидетельствуют, что хотя в ходе обучения в детско-юношеской спортивной школе мотивация достижения у начинающих спортсменов-дзюдоиситов развивается и закрепляется, однако,
этот процесс носит в значительной степени спонтанный, стихийный характер. Отсюда следует, что мотивацию достижения необходимо планомерно и целенаправленно развивать и формировать в рамках специального психолого-педагогического воздействия - тренинга мотивации достижения.
5. В целом выполненное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о наличии особенностей в мотивации достижения у спортсменов дзюдоистов в зависимости от квалификации: у высококвалифицированных дзюдоистов в спортивно деятельности доминирует стремление к успеху, у начинающих дзюдоистов доминирует стремление к избеганию неудач.
1. Абельская P.C. Внутренняя речь в формировании произвольных действий спортсменов // Проблемы психологии спорта: Сб. работ ИФК / Под ред. П.А. Рудика. - М.: Физкультура и спорт, 1960. - С.39-49.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.
- М.: Академический проспект, 2001. - 704 с.
3. Алиева М.А. Я сам строю свою жизнь / Под ред. М.А. Алиева, Т.В. Гришанович, JI.B. Травникова; Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2003.
- 216с.
4. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия Академии педагогических наук РСФСР. - Вып. 18. - М., 1948.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 2006. - 158 с.
6. Афанасьева Н.В. Структура мотивации достижения. Автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук. М. 1999.
7. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. Н., 1996
8. Бабушкин Г.Д. Психология спорта/ Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева.
- Омск: СибГАФК, 1998. - 85 с.
9. Багдасаров А. Ю. Оптимизация методики развития специальной подготовленности дзюдоистов [Текст] / А. Ю. Багдасаров // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 28
10. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: Учебное пособие / Н.А. Батурин. Челябинск, 1988. - 86 с.
11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
- 420 с.
12. Блудов Ю.М. Личность в спорте : Очерки исследования психологии спортсмена / Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. - Москва : Советская Россия, 1987. - 156 с.
13. Бобровский А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): автореф. дис. . канд. пед. наук /А.В. Бобровский. — Омск, 2005.-24 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
15. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 1979. - 96 с.
16. Божович Л.И., Фельдштейн Д.И. Проблемы формирования личности. -М Изд-во Институт практической психологии, 1995. - 352 с.
17. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. - СПб: Соц.-псих.центр, 1996.-383 с.
18. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Мет. пособие для школьных психологов. - Псков, 1997. — 68 с.
19. Воробьев, В.А. Основные причины низкой эффективности подготовки юных борцов /В.А. Воробьев, Б.И. Тараканов //Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных борцов в государственных образовательных учреждениях: Материалы всерос. науч. конф.- М.: РГУФКС и Т, 2002.- С. 74-79.
20. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.-283 с.
21. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2000. - 1008 с.
22. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. / Ред. A.B. Запорожец. - Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина - М: Педагогика, 1984. - 432 с.
23. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл,
2006. - 336 с.
24. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена/ Ф. Генов. -М., 1991. -212 с.
25. Герасимов Ю.Н., Плахтиенко В.А. Факторная модель структуры соревновательной надежности дзюдоистов //Теория и практика физ. культуры.1984. N 7. - С.14-15.
26. Глейтман Г. Основы психологии: Учебник / Г. Глейтман, А. Фридмунд; пер. с англ.; под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: Речь, 2001. - 1247 с.
27. Гогунов E.H., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
28. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : [учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура и спорт"] / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - 2-е издание, доработанное. - Москва : Academia, 2004. - 223, [1] с.
29. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г.Д. Горбунов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.
30. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар: КГАФК, 1995. - 184 с.
31. Гошек В., Калинин Е.А. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения. - В кн.: Вопросы спортивной психогигиены. -М.: ВНИИФК, 1977.
32. Джеймс У. Психология. - СПб., 1905. - 375 с.
33. Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования / Авт.-сост. И.Д. Свищев и др. - М.: Советский спорт, 2003. - 112 с.
34. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / Авт.-сост. С. В. Ерегина и др. — М.: Советский спорт, 2005. — 268 с
35. Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Авт.-сост. С. В. Ерегина и др. / Национальный союз дзюдо. — М.: Советский спорт, 2006. — 212 с.
36. Дизель П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации. - М.: Фонд за эконом грамотность, 1993. - 269 с
37. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. - Иркутск.: ИГУ 1993.-56 с.
38. Дойль В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена // Психология и современный спорт: Сб. научных работ. - М.: ФиС, 1973. -С.121-144.
39. Зуб И. В. Нравственно-волевое воспитание младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо. Автореф. дис. . канд. пед. наук .-СПб ..2005. - 18 с.
40. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 464с.
41. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. - М.,1996. - 114с.
42. Калинин Е.А. Экспериментально-психологическое исследование мотивации и тревожности у спортсменов. - В кн.: Вопросы спортивной психогигиены. -Вып.Н. -М.: ВНИИФК, 1973.
43. Киселев Ю.Я. Психическая готовность спортсмена : пути и средства достижения / Ю. Я. Киселев. - Москва : Советский спорт, 2009. - 275, [1] с
44. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: Учебное пособие. - Иркутск, 1989. - 191 с.
45. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335с.
46. Кордуэлл М. Психология. А-Я: словарь-справочник / Майк Кордуэлл; пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 448 с.
47. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
48. Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. - М.: ФиС., 1978.
49. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис. . канд. п. наук. СПб., 1997.
50. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник.— М.: Советский спорт, 2004.-464 с.
51. Левицкий А.Г. Управление процессом подготовки дзюдоистов с учетом уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПб., 2003. - 50 с.
52. Лейтис Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. - М.: Академия, 2000. - 320 с.
53. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. -304 с.
54. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. - Новосибирск, 2002. - 262 с.
55. Леонтьев Д.А. Человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. - 1989. -№3. - С.11-22.
56. Липпс Т. Самосознание. - СПб., 1903. - 72 с.
57. Лукина Т.А. Изучение спортивной психологической подготовленности, работоспособности и психологических показателей, характеризующих личность спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 6. - С. 62.
58. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Дисс... канд. психол. наук. - М., 1987. - 343 с
59. Мадди Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 539 с.
60. МакКлелланд Д. Мотивация человека / Д. Мак-Келланд. - СПб.,
2007. - 361 с.
61. Мартене Р. Социальная психология и спорт: Пер. с англ.; Послеслов. В.И. Столярова. -М.: Физкультура и спорт, 1979. - 176 с.
62. Матвеев С.Ф. Тренировка в дзюдо. - Киев: Изд-во Здоровья,2009.- 145с.
63. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.- 144 с.
64. Медведев В.В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 41 с
65. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: МГУ, 1981. - 295 с.
66. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - М: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 448 с.
67. Методики диагностики личности спортсмена / МУ "Науч.-практ. центр спортивной медицины" ; [сост. М. А. Снесарь, О. В. Барканова, Н. А. Виноградова]. - Красноярск : [б. и.], 2008. - 228, [1] с.
68. Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала: Учебнопракт. пособие. - М.: ИКЦ МарТ, 2003. - 224 с.
69. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
70. Мотивация и деятельность: Т.1. Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величков- ского. — М.: Педагогика, 1986. - 408 с.
71. Мудрик A.B. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
72. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
73. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов /Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 2002 — 280 с
74. Найдиффер P.M. Психологическая подготовка к соревнованиям. - СПб.: Прогресс, 2010. - 216 с.
75. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. - Москва : Физкультура и спорт, 1989. - 222 с.
76. Немов P.C. Психология. - В 3 кн. - Кн.1. Общие вопросы основы психологии учебник . - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
77. Нюттен Ж. Мотивация. - В кн.: Экспериментальная психология. - Вып.5. —М.: Прогресс, 1975.
78. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. -357 с.
79. Общая и спортивная психология : учебник для физкультурных вузов / Под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2004. - 416 с.
80. Параносич В. Психодиагностика спортивной группы. Пер. с сербско хорв. В.М. Полиектова. -М.: ФиС, 1977. - 119 с.
81. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. (Учебно¬методическое пособие для тренеров и спортсменов) / Г.П. Пархомович. Пермь: «Урал-Пресс Лтд», 1993. - 303 с.
82. Пасниченко А.Э. О различиях самооценки волевых качеств личности в подростковом и юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. № 3 (1991). — с. 39-45.
83. Паутов Ю.С., Павлов В.В.. Разработка слитных технико-так¬тических действий в борьбе дзюдо // Физическая культура, спорт, здоровье: Сб. научно-исследовательских работ. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010. - С.117 - 120.
84. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 2004.
85. Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма
субъективности.: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512
с.Портных Ю.И. Психология победы, поражения, рекорда // Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: словарь- справочник. -М., 1996. - С.277-279.
86. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. — М.: Советский спорт, 2005. — С. 590-591.
87. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002.- 288 с.
88. Практические занятия по психологии: пособие для ин-тов физ.культ. / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 160 с.
89. Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте: Сб. научных трудов / Под ред. А.Д. Ганюшкина. - Смоленск: Смоленский институт физкультуры, 1979.- 133 с.
90. Психологическая диагностика детей и подростков: Учеб. пособие / М.К. Акимова, Г.А. Берулава, Е.М. Борисов; Под ред. K.M. Гуревича, Е.М. Борисова. - М.: Международная академия, 1995. - 360 с.
91. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003. - 1096 с