Особенности мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях жизни
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧАЕМОГО
ВОПРОСА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 8
1.1. Состояние изученности проблемы мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях жизни 8
1.2. Влияние современного образа жизни детей школьного возраста на
состояние здоровья и физическое развитие 11
1.3. Проблемы, снижающие мотивацию детей школьного возраста к
занятиям физической культурой и спортом 16
1.4. Основные направления и виды деятельности по повышению
мотивации детей школьного возраста к здоровому образу жизни 19
Заключение по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.1.1. Анализ научно-методической литературы по теме ВКР 29
2.1.2. Анкетирование школьников 29
2.1.3. Педагогическое наблюдение 30
2.1.4. Методы математической статистики 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . 32
3.1. Ключевые проблемы, снижающие мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом и основные виды деятельности в
образовательных учреждениях по их устранению 32
3.2. Анализ результатов анкетирования школьников по выявлению уровня мотивации к занятиям физической культурой 40
3.3. Разработка и обоснование рекомендаций для повышения мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом 45
3.3.2. Рекомендации для повышения мотивации детей школьного
возраста к занятиям физической культурой и спортом 48
Заключение по главе 3 54
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАБОТЕ 57
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧАЕМОГО
ВОПРОСА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 8
1.1. Состояние изученности проблемы мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях жизни 8
1.2. Влияние современного образа жизни детей школьного возраста на
состояние здоровья и физическое развитие 11
1.3. Проблемы, снижающие мотивацию детей школьного возраста к
занятиям физической культурой и спортом 16
1.4. Основные направления и виды деятельности по повышению
мотивации детей школьного возраста к здоровому образу жизни 19
Заключение по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.1.1. Анализ научно-методической литературы по теме ВКР 29
2.1.2. Анкетирование школьников 29
2.1.3. Педагогическое наблюдение 30
2.1.4. Методы математической статистики 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . 32
3.1. Ключевые проблемы, снижающие мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом и основные виды деятельности в
образовательных учреждениях по их устранению 32
3.2. Анализ результатов анкетирования школьников по выявлению уровня мотивации к занятиям физической культурой 40
3.3. Разработка и обоснование рекомендаций для повышения мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом 45
3.3.2. Рекомендации для повышения мотивации детей школьного
возраста к занятиям физической культурой и спортом 48
Заключение по главе 3 54
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАБОТЕ 57
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
С развитием современных технологий, таких как компьютеры и другое техническое оборудование, люди проводят значительно меньше времени в движении, по сравнению с прошлыми десятилетиями. Преимущества прогресса предоставляют нам широкий выбор инструментов, которые способны уменьшить физическую нагрузку. Однако, мышечная активность уменьшается, мышцы становятся слабее и постепенно атрофируются. Сегодня интеллектуальный труд заменяет физический, что снижает работоспособность организма. Данная ситуация оказывает отрицательное воздействие на все системы организма человека, нарушает нервно - рефлекторные связи и уменьшает функциональный потенциал организма, в результате чего возможно появление различных заболеваний.
Главная причина этой проблемы заключается в недостаточной роли физической культуры в образовании и отношении школьников к этому предмету. Однако, на сегодняшний день наука и опыт доказывают пользу физических упражнений, которая признана большинством людей. Несмотря на это, только небольшой процент населения занимается физической активностью на регулярной основе.
По данным опросов ВЦИОМ за 2020 больше половины россиян (52 %) говорят о важности занятий спортом.
Проблемы развития мотивации к обучению являются давней проблемой школьного образования. Впервые эта проблема была поднята такими учеными, как А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович, которые задались вопросом, как повысить интерес ребенка к обучению, как развить мотивацию. Наряду с вопросом развития мотивации следует уделить внимание формированию потребности в систематической и самостоятельной двигательной активности, основанной на формировании представлений о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний поможет изменить отношение учащихся к физическому воспитанию, побудит их стать физически крепкими и здоровыми людьми. Проблемы совершенствования учебного процесса физического воспитания и развития мотивации к обучению, в частности регулярные физические нагрузки как основа здорового образа жизни, приобрели особую актуальность в современное время. [10]
Одним из ключевых требований развития личной физической культуры является систематическое изучение мотивации и формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом. Мотивация - одна из важнейших составляющих успешного и долгосрочного обучения. Без этого учащийся, скорее всего, потеряет интерес к деятельности или разочаруется, если ему не удастся достичь желаемых результатов или своих ожиданий. Мотивация необходима не только новичкам, но и профессионалам, так как победы в спорте не достигаются без сильной мотивации к спорту. В связи с этим важную роль играет понимание мотивов, интересов и потребностей детей школьного возраста в занятиях физической культурой и спортом.
Актуальность исследования обусловлена снижением мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом, возросшей тенденцией к снижению двигательной активности детей школьного возраста в реалиях современного мира, отрицательным влиянием данного процесса на состояние здоровья школьников и уровень их физического развития.
Объект исследования: факторы, влияющие на мотивацию и побуждающие двигательную активность детей школьного возраста в современных условиях жизни.
Предмет исследования: особенности мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях жизни.
Цель исследования: повышение мотивации детей школьного возраста к занятию физической культурой и спортом в современных условиях трансформации общественного развития.
Задачи исследования:
1. Изучение проблемы мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях жизни.
2. Влияние современного образа жизни детей школьного возраста на состояние здоровья и физическое развитие.
3. Основные проблемы, снижающие активность детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом.
4. Разработка рекомендаций для повышения мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом.
Гипотеза исследования: при выявлении основных проблем, влияющих на активность занятий детей физической культурой и спортом, создадутся условия для повышения мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом.
Научная новизна исследования: теоретическое и практическое обоснование факторов, влияющих на мотивацию детей к занятиям физической культурой и спортом.
Практическая значимость исследования: использование разработанных рекомендаций позволит повысить мотивацию детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом.
Методологическая основа исследования: теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теория и методика физического воспитания (П. Ф. Лесгафт, В.И. Лях, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, В. К. Бальсевич, Ю. В. Верхошанский, Л. И. Лубышева, Ж. К. Холодов);
- медико-биологические основы физической культуры (А. Г.Сухарев, И. Б.Темкин, Я. М. Коц, В. Н. Селуянов, Н. А.Фомин);
м физиологические механизмы произвольных движений (И.П. Павлов, A.A. Ухтомский, H.A. Бернштейн, П.К. Анохин).
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных источников;
- контент-анализ публикаций, современных тенденций;
- наблюдение (пассивное и активное);
- опрос (анкетирование, интервьюирование);
- метод экспертных оценок;
- моделирование;
м методы математической статистики.
Структура выпускной квалификационной работы, работа изложена на 70 страницах, состоит из введения, трех глав и параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 70 источников. Текст курсовой работы снабжён диаграммами.
Главная причина этой проблемы заключается в недостаточной роли физической культуры в образовании и отношении школьников к этому предмету. Однако, на сегодняшний день наука и опыт доказывают пользу физических упражнений, которая признана большинством людей. Несмотря на это, только небольшой процент населения занимается физической активностью на регулярной основе.
По данным опросов ВЦИОМ за 2020 больше половины россиян (52 %) говорят о важности занятий спортом.
Проблемы развития мотивации к обучению являются давней проблемой школьного образования. Впервые эта проблема была поднята такими учеными, как А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович, которые задались вопросом, как повысить интерес ребенка к обучению, как развить мотивацию. Наряду с вопросом развития мотивации следует уделить внимание формированию потребности в систематической и самостоятельной двигательной активности, основанной на формировании представлений о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний поможет изменить отношение учащихся к физическому воспитанию, побудит их стать физически крепкими и здоровыми людьми. Проблемы совершенствования учебного процесса физического воспитания и развития мотивации к обучению, в частности регулярные физические нагрузки как основа здорового образа жизни, приобрели особую актуальность в современное время. [10]
Одним из ключевых требований развития личной физической культуры является систематическое изучение мотивации и формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом. Мотивация - одна из важнейших составляющих успешного и долгосрочного обучения. Без этого учащийся, скорее всего, потеряет интерес к деятельности или разочаруется, если ему не удастся достичь желаемых результатов или своих ожиданий. Мотивация необходима не только новичкам, но и профессионалам, так как победы в спорте не достигаются без сильной мотивации к спорту. В связи с этим важную роль играет понимание мотивов, интересов и потребностей детей школьного возраста в занятиях физической культурой и спортом.
Актуальность исследования обусловлена снижением мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом, возросшей тенденцией к снижению двигательной активности детей школьного возраста в реалиях современного мира, отрицательным влиянием данного процесса на состояние здоровья школьников и уровень их физического развития.
Объект исследования: факторы, влияющие на мотивацию и побуждающие двигательную активность детей школьного возраста в современных условиях жизни.
Предмет исследования: особенности мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях жизни.
Цель исследования: повышение мотивации детей школьного возраста к занятию физической культурой и спортом в современных условиях трансформации общественного развития.
Задачи исследования:
1. Изучение проблемы мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях жизни.
2. Влияние современного образа жизни детей школьного возраста на состояние здоровья и физическое развитие.
3. Основные проблемы, снижающие активность детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом.
4. Разработка рекомендаций для повышения мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом.
Гипотеза исследования: при выявлении основных проблем, влияющих на активность занятий детей физической культурой и спортом, создадутся условия для повышения мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом.
Научная новизна исследования: теоретическое и практическое обоснование факторов, влияющих на мотивацию детей к занятиям физической культурой и спортом.
Практическая значимость исследования: использование разработанных рекомендаций позволит повысить мотивацию детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом.
Методологическая основа исследования: теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теория и методика физического воспитания (П. Ф. Лесгафт, В.И. Лях, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, В. К. Бальсевич, Ю. В. Верхошанский, Л. И. Лубышева, Ж. К. Холодов);
- медико-биологические основы физической культуры (А. Г.Сухарев, И. Б.Темкин, Я. М. Коц, В. Н. Селуянов, Н. А.Фомин);
м физиологические механизмы произвольных движений (И.П. Павлов, A.A. Ухтомский, H.A. Бернштейн, П.К. Анохин).
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных источников;
- контент-анализ публикаций, современных тенденций;
- наблюдение (пассивное и активное);
- опрос (анкетирование, интервьюирование);
- метод экспертных оценок;
- моделирование;
м методы математической статистики.
Структура выпускной квалификационной работы, работа изложена на 70 страницах, состоит из введения, трех глав и параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 70 источников. Текст курсовой работы снабжён диаграммами.
Проведенные исследования состояния изученности проблемы мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях жизни показали, что авторы придерживаются разнообразных понятий и подходов к изучению механизмов мотивации, а соответственно и методов ее повышения.
Анализ проблем, снижающих мотивацию детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом, выявил, что методики проведения занятий по данному предмету в общеобразовательных учреждениях давно устарели и не интересны детям. Ученики недостаточно осведомлены о значимости данного предмета и упражнений для жизни, они устают от выполнения однотипных и монотонных упражнений, вследствие чего это влияет на систематичность посещения занятий. В частности, это происходит потому, что сами учителя недооценивают свой предмет и не стараются разнообразить программу его реализации.
Результаты проведенного нами анкетирования показывают, что у каждой возрастной группы существуют свои мотивы к занятиям физической культурой, из чего следует, что в любом классе к ученикам нужен индивидуальный подход в подборе средств, методов и форм при организации двигательной деятельности. Этим самым мы хотим отметить, что в настоящее время это может существенно повысить мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом, которая с развитием компьютерных технологий существенно снизилась. Одновременно с этим увеличилось число детей с отклонениями в состоянии здоровья из-за значительного снижения объема двигательной деятельности, как биологической потребности организма. Естественно, что в образовательных учреждениях должны повышать интерес и мотивацию учащихся к различным видам спорта, и прежде всего, на занятиях физической культурой.
В настоящее время существует большое количество разнообразных и эффективных подходов, которые в своей профессиональной деятельности учитель физической культуры должен использовать. Для этого можно использовать наши рекомендации по повышению мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом (см. параграф 3.3.2 «Рекомендации для повышения мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом»).
Нам представляется, что в первую очередь самим педагогам необходимо перестать недооценивать предмет «Физическая культура» в школе, объяснять упражнения не только на словах, но и показывать структуру их выполнения, раскрывать важность и значимость каждого упражнения для развития организма и укрепления здоровья. Ставить цели понятные и достигаемые учениками.
К каждому обучающемуся учителем должен применяться индивидуальный подход с учетом особенностей его физического развития и двигательных способностей. Мотивация может быть также значительно повышена, если учитель привлекает к педагогической деятельности родителей ученика. В таком случае у него будет формироваться личная мотивация к физическому развитию и укреплению здоровья, а также повышаться интерес к предмету. В совокупности все эти принципы будут побуждать ученика получать удовольствие от выполнения физических упражнений, укреплять его здоровье, повышать стремление к улучшению двигательной подготовленности.
Все вышеперечисленные подходы в повышении мотивации учащихся к занятиям физическими упражнениями изложены в наших рекомендациях, выполнение которых позволит, на наш взгляд, активизировать занятия школьниками физическими упражнениями. Среди основных педагогических условий, способствующих формированию мотивационно-ценностного отношения школьников к самопознанию в сфере физического и нашедших свое отражение в наших рекомендациях, являются: ориентация на мотивацию успеха на занятиях физкультурой и спортом; право выбора спортивной деятельности; управление своим поведением и деятельностью; создание позитивной психологической атмосферы на уроках физкультуры; деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат, который должен оцениваться качественно и количественно.
Анализ проблем, снижающих мотивацию детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом, выявил, что методики проведения занятий по данному предмету в общеобразовательных учреждениях давно устарели и не интересны детям. Ученики недостаточно осведомлены о значимости данного предмета и упражнений для жизни, они устают от выполнения однотипных и монотонных упражнений, вследствие чего это влияет на систематичность посещения занятий. В частности, это происходит потому, что сами учителя недооценивают свой предмет и не стараются разнообразить программу его реализации.
Результаты проведенного нами анкетирования показывают, что у каждой возрастной группы существуют свои мотивы к занятиям физической культурой, из чего следует, что в любом классе к ученикам нужен индивидуальный подход в подборе средств, методов и форм при организации двигательной деятельности. Этим самым мы хотим отметить, что в настоящее время это может существенно повысить мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом, которая с развитием компьютерных технологий существенно снизилась. Одновременно с этим увеличилось число детей с отклонениями в состоянии здоровья из-за значительного снижения объема двигательной деятельности, как биологической потребности организма. Естественно, что в образовательных учреждениях должны повышать интерес и мотивацию учащихся к различным видам спорта, и прежде всего, на занятиях физической культурой.
В настоящее время существует большое количество разнообразных и эффективных подходов, которые в своей профессиональной деятельности учитель физической культуры должен использовать. Для этого можно использовать наши рекомендации по повышению мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом (см. параграф 3.3.2 «Рекомендации для повышения мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом»).
Нам представляется, что в первую очередь самим педагогам необходимо перестать недооценивать предмет «Физическая культура» в школе, объяснять упражнения не только на словах, но и показывать структуру их выполнения, раскрывать важность и значимость каждого упражнения для развития организма и укрепления здоровья. Ставить цели понятные и достигаемые учениками.
К каждому обучающемуся учителем должен применяться индивидуальный подход с учетом особенностей его физического развития и двигательных способностей. Мотивация может быть также значительно повышена, если учитель привлекает к педагогической деятельности родителей ученика. В таком случае у него будет формироваться личная мотивация к физическому развитию и укреплению здоровья, а также повышаться интерес к предмету. В совокупности все эти принципы будут побуждать ученика получать удовольствие от выполнения физических упражнений, укреплять его здоровье, повышать стремление к улучшению двигательной подготовленности.
Все вышеперечисленные подходы в повышении мотивации учащихся к занятиям физическими упражнениями изложены в наших рекомендациях, выполнение которых позволит, на наш взгляд, активизировать занятия школьниками физическими упражнениями. Среди основных педагогических условий, способствующих формированию мотивационно-ценностного отношения школьников к самопознанию в сфере физического и нашедших свое отражение в наших рекомендациях, являются: ориентация на мотивацию успеха на занятиях физкультурой и спортом; право выбора спортивной деятельности; управление своим поведением и деятельностью; создание позитивной психологической атмосферы на уроках физкультуры; деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат, который должен оцениваться качественно и количественно.
Подобные работы
- Комплекс мероприятий для повышения мотивации обучающихся
младшего школьного возраста к занятиям физической культурой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-педагогическое обеспечение здоровьесбережения обучающихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
У ПОДРОСТКОВ 10-12 ЛЕТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у
учащихся среднего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Повышение уровня мотивации к занятиям физической культурой посредством использования музыкальной разминки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ «ЦЕНТР СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ»)
Бакалаврская работа, физиология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - Контроль и оценка выполнения двигательных действий обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2024



