МЕТОДИКА РАБОТЫ С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
|
Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические основы изучения аудиовизуальных источников 10
1.1 Определение, классификация и характеристика аудиовизуальных
источников как единого комплекса документов 10
1.2 Определение и характеристика фотодокументов, кинодокументов и
фонодокументов 16
2 Практический аспект применения аудиовизуальных источников в
образовательном процессе 23
2.1 Методы и приёмы работы с аудиовизуальными источниками на уроках
истории 25
2.2 Разработка элементов урока истории с применением аудиовизуальных
источников 28
Заключение 38
Список использованных источников 42
Приложение А 48
Введение 5
1 Теоретические основы изучения аудиовизуальных источников 10
1.1 Определение, классификация и характеристика аудиовизуальных
источников как единого комплекса документов 10
1.2 Определение и характеристика фотодокументов, кинодокументов и
фонодокументов 16
2 Практический аспект применения аудиовизуальных источников в
образовательном процессе 23
2.1 Методы и приёмы работы с аудиовизуальными источниками на уроках
истории 25
2.2 Разработка элементов урока истории с применением аудиовизуальных
источников 28
Заключение 38
Список использованных источников 42
Приложение А 48
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день, в эпоху бурного развития информационных технологий, не осталось ни одной сферы человеческой деятельности, куда бы не проникли продукты IT (информационные технологии) индустрии. От виртуальных музейных экскурсий до онлайн-трансляций богослужений, от станков с числовым программным управлением до онлайн-касс в заведениях общепита.
Не обошла информатизация и сферу образования. Компьютерные технологии стали для учителей и преподавателей прекрасным инструментом как для профессионального развития, так и для увеличения эффективности образовательного процесса.
С помощью социальных сетей и специализированных интернет- ресурсов преподаватели могут без труда обмениваться опытом с коллегами, получать доступ к научной литературе, а также подбирать визуальный материал для демонстрации обучающимся [19, с. 71]. Именно визуальная составляющая образовательного процесса сейчас выходит на первый план, что, на наш взгляд, также важно и для преподавателей истории.
Но несмотря на обилие возможностей преподавания с помощью современного IT инструментария, сегодня образовательный процесс построен на традиционном уровне, и визуальная составляющая зачастую ограничивается материалами учебника.
Традиционная форма подачи материала отталкивает детей от изучения школьного курса истории, который базируется на академической науке, и в перспективе создаёт благодатную почву для разного рода дилетантов, которые, спекулируя на неосведомлённости обучающихся, насаждают им антинаучные, псевдоисторические концепции.
Интерес к истории как к школьному предмету находится далеко не на самом высоком уровне. И одной из существенных (хотя далеко не единственной) причин подобного положения дел является оторванность школьного курса истории от его научной основы и недостаточность, скудность его визуальной составляющей. И в этой ситуации компьютерные технологии, а именно их аудиовизуальные возможности, призваны «оживить» историю, пробудить к ней интерес не только у тех обучающихся, которые нацелены сдавать ЕГЭ по истории для поступления в ВУЗ, но и у более широкого круга обучающихся.
Однако просто преподавать историю, с применением современных аудиовизуальных возможностей, недостаточно. Главной составляющей данного процесса является подача исторических источников в аудиовизуальных формах, так как краеугольным камнем исторической науки является исторический источник [1, с. 13]...
Не обошла информатизация и сферу образования. Компьютерные технологии стали для учителей и преподавателей прекрасным инструментом как для профессионального развития, так и для увеличения эффективности образовательного процесса.
С помощью социальных сетей и специализированных интернет- ресурсов преподаватели могут без труда обмениваться опытом с коллегами, получать доступ к научной литературе, а также подбирать визуальный материал для демонстрации обучающимся [19, с. 71]. Именно визуальная составляющая образовательного процесса сейчас выходит на первый план, что, на наш взгляд, также важно и для преподавателей истории.
Но несмотря на обилие возможностей преподавания с помощью современного IT инструментария, сегодня образовательный процесс построен на традиционном уровне, и визуальная составляющая зачастую ограничивается материалами учебника.
Традиционная форма подачи материала отталкивает детей от изучения школьного курса истории, который базируется на академической науке, и в перспективе создаёт благодатную почву для разного рода дилетантов, которые, спекулируя на неосведомлённости обучающихся, насаждают им антинаучные, псевдоисторические концепции.
Интерес к истории как к школьному предмету находится далеко не на самом высоком уровне. И одной из существенных (хотя далеко не единственной) причин подобного положения дел является оторванность школьного курса истории от его научной основы и недостаточность, скудность его визуальной составляющей. И в этой ситуации компьютерные технологии, а именно их аудиовизуальные возможности, призваны «оживить» историю, пробудить к ней интерес не только у тех обучающихся, которые нацелены сдавать ЕГЭ по истории для поступления в ВУЗ, но и у более широкого круга обучающихся.
Однако просто преподавать историю, с применением современных аудиовизуальных возможностей, недостаточно. Главной составляющей данного процесса является подача исторических источников в аудиовизуальных формах, так как краеугольным камнем исторической науки является исторический источник [1, с. 13]...
Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены специфические свойства аудиовизуальных источников как единого комплекса документов, а также рассмотрены и проанализированы его составные части, а именно фотодокументы, кинодокументы и фонодокументы, в отдельности.
В ходе исследования было выяснено, что в качестве единого комплекса исторических источников, КФФД приобретают следующие свойства:
1. Высокая информативность. КФФД имеют возможность освещать те или иные факты и события многогранно, используя звуковые и изобразительные средства, что позволяет им сохранять историзм запечатленной обстановки.
2. Эмоциональная насыщенность. Изобразительные и звуковые средства КФФД позволяют зрителю или слушателю наиболее полно и наглядно представить себе зафиксированный факт или явление, ощутить «дух эпохи».
3. Синхронность совершения и фиксации события. Момент съемки или записи события (время, локация) совпадают с самим событием, что позволяет наиболее полно восстановить облик эпохи.
4. Массовость и широкий охват отражаемых событий и явлений, в связи с доступностью и широтой применения кинофотофонодокументирования.
Среди особенностей аудиовизуальных источников или КФФД также следует отметить их двойственный характер, который выражается в сочетании объективного отражения окружающей действительности и субъективной работы автора. Таким образом, КФФД вызывают интерес не только с чисто научной точки зрения, как комплекс исторических источников, но и как своего рода произведения искусства.
В ходе анализа кинодокументов, фотодокументов и фонодокументов как составляющих общего комплекса аудиовизуальных источников было выяснено, что среди всех видов аудиовизуальных источников, раньше остальных появляются и получают распространение фотодокументы. Кино- и фонодокументы появляются только в конце XIX века, тогда как фотодокументы появляются в первой его половине, хотя некоторое время техника фотодокументирования не позволяла получить изображение относительно высокого качества.
Что касается именно методической составляющей исследования, было выяснено, что в рамках образовательного процесса аудиовизуальные источники могут иметь довольно широкое, но всё же ограниченное их определенными особенностями применение.
В частности, ввиду того, что появление кино-, фото- и фонодокументов стало результатом развития научного знания на рубеже XIX и XX столетий, а относительно массовое распространение технология такого рода документирования получает только в XX веке, область их применения в образовательном процессе на уроках истории в школе ограничивается рамками учебной программы десятого и одиннадцатого классов.
Трудности вызывает вопрос отбора и подбора аудиовизуальных документов для демонстрации обучающимся. Это наверно один из самых сложных этапов для учителя, поскольку поиск и верификация подобного рода документов дело не тривиальное. Поскольку в отечественных фондах оцифрованные копии КФФД в свободном доступе представлены довольно скудно, приходится добывать интересующие копии документов из открытых источников сети интернет, что не гарантирует их аутентичность. Одним из способов проверки КФФД на подлинность содержащейся в них информации может быть сверка их с другими видами источников, в частности с письменными, а также с историографией по относящейся к ним теме.
Как было выяснено в ходе исследования, аудиовизуальные источники также имеют двойственный характер в рамках их применения в образовательном процессе. Они могут быть применены в качестве иллюстративного материала, воссоздавая тем самым визуальный и эмоциональный образ изучаемой темы или эпохи, а также в качестве непосредственно исторического источника, что предполагает их подробный анализ со стороны обучающихся, но опять-таки не без помощи учителя. Роль учителя в работе с КФФД зависит от метода их использования...
В ходе исследования было выяснено, что в качестве единого комплекса исторических источников, КФФД приобретают следующие свойства:
1. Высокая информативность. КФФД имеют возможность освещать те или иные факты и события многогранно, используя звуковые и изобразительные средства, что позволяет им сохранять историзм запечатленной обстановки.
2. Эмоциональная насыщенность. Изобразительные и звуковые средства КФФД позволяют зрителю или слушателю наиболее полно и наглядно представить себе зафиксированный факт или явление, ощутить «дух эпохи».
3. Синхронность совершения и фиксации события. Момент съемки или записи события (время, локация) совпадают с самим событием, что позволяет наиболее полно восстановить облик эпохи.
4. Массовость и широкий охват отражаемых событий и явлений, в связи с доступностью и широтой применения кинофотофонодокументирования.
Среди особенностей аудиовизуальных источников или КФФД также следует отметить их двойственный характер, который выражается в сочетании объективного отражения окружающей действительности и субъективной работы автора. Таким образом, КФФД вызывают интерес не только с чисто научной точки зрения, как комплекс исторических источников, но и как своего рода произведения искусства.
В ходе анализа кинодокументов, фотодокументов и фонодокументов как составляющих общего комплекса аудиовизуальных источников было выяснено, что среди всех видов аудиовизуальных источников, раньше остальных появляются и получают распространение фотодокументы. Кино- и фонодокументы появляются только в конце XIX века, тогда как фотодокументы появляются в первой его половине, хотя некоторое время техника фотодокументирования не позволяла получить изображение относительно высокого качества.
Что касается именно методической составляющей исследования, было выяснено, что в рамках образовательного процесса аудиовизуальные источники могут иметь довольно широкое, но всё же ограниченное их определенными особенностями применение.
В частности, ввиду того, что появление кино-, фото- и фонодокументов стало результатом развития научного знания на рубеже XIX и XX столетий, а относительно массовое распространение технология такого рода документирования получает только в XX веке, область их применения в образовательном процессе на уроках истории в школе ограничивается рамками учебной программы десятого и одиннадцатого классов.
Трудности вызывает вопрос отбора и подбора аудиовизуальных документов для демонстрации обучающимся. Это наверно один из самых сложных этапов для учителя, поскольку поиск и верификация подобного рода документов дело не тривиальное. Поскольку в отечественных фондах оцифрованные копии КФФД в свободном доступе представлены довольно скудно, приходится добывать интересующие копии документов из открытых источников сети интернет, что не гарантирует их аутентичность. Одним из способов проверки КФФД на подлинность содержащейся в них информации может быть сверка их с другими видами источников, в частности с письменными, а также с историографией по относящейся к ним теме.
Как было выяснено в ходе исследования, аудиовизуальные источники также имеют двойственный характер в рамках их применения в образовательном процессе. Они могут быть применены в качестве иллюстративного материала, воссоздавая тем самым визуальный и эмоциональный образ изучаемой темы или эпохи, а также в качестве непосредственно исторического источника, что предполагает их подробный анализ со стороны обучающихся, но опять-таки не без помощи учителя. Роль учителя в работе с КФФД зависит от метода их использования...
Подобные работы
- Применение исторических источников на уроке истории (Методика преподавания истории, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2018 - Визуальные средства обучения как дидактический ресурс на уроках
истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Использование фотодокументов на уроках истории России в 10 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МОТИВИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕМАТОГРАФА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯФРАНЦУЗСКОЙ ГЕРОИНИ ЖАННЫ Д’АРК В 6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПОТЕНЦИАЛ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2024 - Использование видеоресурсов для изучения политической деятельное Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в рамках основного общего, среднего общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - ОБРАЗ СИБИРИ И СИБИРЯКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ
ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1980-Х - 1990-Е
ГГ.) И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕМЫ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022





