Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РАБОТЫ С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Работа №170118

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические основы изучения аудиовизуальных источников 10
1.1 Определение, классификация и характеристика аудиовизуальных
источников как единого комплекса документов 10
1.2 Определение и характеристика фотодокументов, кинодокументов и
фонодокументов 16
2 Практический аспект применения аудиовизуальных источников в
образовательном процессе 23
2.1 Методы и приёмы работы с аудиовизуальными источниками на уроках
истории 25
2.2 Разработка элементов урока истории с применением аудиовизуальных
источников 28
Заключение 38
Список использованных источников 42
Приложение А 48


Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день, в эпоху бурного развития информационных технологий, не осталось ни одной сферы человеческой деятельности, куда бы не проникли продукты IT (информационные технологии) индустрии. От виртуальных музейных экскурсий до онлайн-трансляций богослужений, от станков с числовым программным управлением до онлайн-касс в заведениях общепита.
Не обошла информатизация и сферу образования. Компьютерные технологии стали для учителей и преподавателей прекрасным инструментом как для профессионального развития, так и для увеличения эффективности образовательного процесса.
С помощью социальных сетей и специализированных интернет- ресурсов преподаватели могут без труда обмениваться опытом с коллегами, получать доступ к научной литературе, а также подбирать визуальный материал для демонстрации обучающимся [19, с. 71]. Именно визуальная составляющая образовательного процесса сейчас выходит на первый план, что, на наш взгляд, также важно и для преподавателей истории.
Но несмотря на обилие возможностей преподавания с помощью современного IT инструментария, сегодня образовательный процесс построен на традиционном уровне, и визуальная составляющая зачастую ограничивается материалами учебника.
Традиционная форма подачи материала отталкивает детей от изучения школьного курса истории, который базируется на академической науке, и в перспективе создаёт благодатную почву для разного рода дилетантов, которые, спекулируя на неосведомлённости обучающихся, насаждают им антинаучные, псевдоисторические концепции.
Интерес к истории как к школьному предмету находится далеко не на самом высоком уровне. И одной из существенных (хотя далеко не единственной) причин подобного положения дел является оторванность школьного курса истории от его научной основы и недостаточность, скудность его визуальной составляющей. И в этой ситуации компьютерные технологии, а именно их аудиовизуальные возможности, призваны «оживить» историю, пробудить к ней интерес не только у тех обучающихся, которые нацелены сдавать ЕГЭ по истории для поступления в ВУЗ, но и у более широкого круга обучающихся.
Однако просто преподавать историю, с применением современных аудиовизуальных возможностей, недостаточно. Главной составляющей данного процесса является подача исторических источников в аудиовизуальных формах, так как краеугольным камнем исторической науки является исторический источник [1, с. 13]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены специфические свойства аудиовизуальных источников как единого комплекса документов, а также рассмотрены и проанализированы его составные части, а именно фотодокументы, кинодокументы и фонодокументы, в отдельности.
В ходе исследования было выяснено, что в качестве единого комплекса исторических источников, КФФД приобретают следующие свойства:
1. Высокая информативность. КФФД имеют возможность освещать те или иные факты и события многогранно, используя звуковые и изобразительные средства, что позволяет им сохранять историзм запечатленной обстановки.
2. Эмоциональная насыщенность. Изобразительные и звуковые средства КФФД позволяют зрителю или слушателю наиболее полно и наглядно представить себе зафиксированный факт или явление, ощутить «дух эпохи».
3. Синхронность совершения и фиксации события. Момент съемки или записи события (время, локация) совпадают с самим событием, что позволяет наиболее полно восстановить облик эпохи.
4. Массовость и широкий охват отражаемых событий и явлений, в связи с доступностью и широтой применения кинофотофонодокументирования.
Среди особенностей аудиовизуальных источников или КФФД также следует отметить их двойственный характер, который выражается в сочетании объективного отражения окружающей действительности и субъективной работы автора. Таким образом, КФФД вызывают интерес не только с чисто научной точки зрения, как комплекс исторических источников, но и как своего рода произведения искусства.
В ходе анализа кинодокументов, фотодокументов и фонодокументов как составляющих общего комплекса аудиовизуальных источников было выяснено, что среди всех видов аудиовизуальных источников, раньше остальных появляются и получают распространение фотодокументы. Кино- и фонодокументы появляются только в конце XIX века, тогда как фотодокументы появляются в первой его половине, хотя некоторое время техника фотодокументирования не позволяла получить изображение относительно высокого качества.
Что касается именно методической составляющей исследования, было выяснено, что в рамках образовательного процесса аудиовизуальные источники могут иметь довольно широкое, но всё же ограниченное их определенными особенностями применение.
В частности, ввиду того, что появление кино-, фото- и фонодокументов стало результатом развития научного знания на рубеже XIX и XX столетий, а относительно массовое распространение технология такого рода документирования получает только в XX веке, область их применения в образовательном процессе на уроках истории в школе ограничивается рамками учебной программы десятого и одиннадцатого классов.
Трудности вызывает вопрос отбора и подбора аудиовизуальных документов для демонстрации обучающимся. Это наверно один из самых сложных этапов для учителя, поскольку поиск и верификация подобного рода документов дело не тривиальное. Поскольку в отечественных фондах оцифрованные копии КФФД в свободном доступе представлены довольно скудно, приходится добывать интересующие копии документов из открытых источников сети интернет, что не гарантирует их аутентичность. Одним из способов проверки КФФД на подлинность содержащейся в них информации может быть сверка их с другими видами источников, в частности с письменными, а также с историографией по относящейся к ним теме.
Как было выяснено в ходе исследования, аудиовизуальные источники также имеют двойственный характер в рамках их применения в образовательном процессе. Они могут быть применены в качестве иллюстративного материала, воссоздавая тем самым визуальный и эмоциональный образ изучаемой темы или эпохи, а также в качестве непосредственно исторического источника, что предполагает их подробный анализ со стороны обучающихся, но опять-таки не без помощи учителя. Роль учителя в работе с КФФД зависит от метода их использования...


1. Ананьева, О. Б. Работа с источником на уроке истории / О. Б. Ананьева // Советская педагогика,- 1962.- №4.-С. 12-17.
2. Андрианова, Е.Н. Быт жителей Петрограда в период «военного коммунизма»: по материалам коллекции фотографий ГЦМСИР / Е.Н. Андрианова // Вестник Московского ун-та. Серия 8, История. - 2011. - № 2. - С. 48-64.
3. Аствацатуров, Г.О. Технология конструирования мультимедийного урока / Г.О. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - С. 2-6.
4. Бажак, К. История фотографии. Возникновение изображения. / К. Бажак // Москва : Астрель, 2006. — 159 с.
5. Баранова, С. Б. Фотографический материал при изучении новейшего времени: интерпретация и значение фото в истории XX века / С.Б. Баранова // Школьная педагогика. - 2017. - № 1. - С. 37-39.
6. Болотина, М.О. Источниковедение фотодокументов в России: история вопроса и современное состояние / М.О. Болотина // Актуальные проблемы источниковедения. Материалы III Международной научно-практической конференции. Витебск, - 2015. - С. 93-96.
7. Бывшева, О.Ю. Комплексное использование фотографии на уроках истории / О.Ю. Бывшева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — № 30. - 2013. - С. 128-132.
8. Вяземский, Е.Е. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова // Москва :Владос, 2000. - 160 с.
9. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учебное пособие для студентов ВУЗов. / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова // Москва : ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
10. Гасникова, С.Ю. Словарь терминов и понятий по документоведческим дисциплинам / Сост. С.Ю.Гасникова // 2-е изд., испр. и доп. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. туманит. ун-та. - 2009. - 116 с.
11. Главацкая, Е.М. Фотодокументы как исторический источник: опыт атрибуции, критического анализа и научного цитирования / Е.М. Главацкая // Изв. Урал. фед. ун-та. Сер. 2. Гума-нит. науки. - 2012. - № 1 (99). - С. 217-225.
12. ГОСТ Р 7.0.8-2013 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - Взамен ГОСТ Р 51141-98 ;введ. 17.10.2013. - Москва ;Стандартинформ, 2019.
13. Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения в средней школе. / П.В. Гора // Москва : Просвещение, 1971. - 214 с.
14. Данилевский, И.Н. Источниковедение: учебное пособие / И. Н. Данилевский, Д. А. Добровольский, Р. Б. Казаков и др.; отв. ред. М. Ф. Румянцева // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 688 с.
15. Дахин, А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность / А.Н. Дахин // Школьные технологии. -
2007. - №2. - С. 18-21...52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ