Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования развития мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. 8
1.1. Теоретические аспекты проблем формирования мотивации 8
1.2. Влияние мотивационных факторов на эффективность учебной деятельности школьников. 18
1.3. Особенности формирование мотивов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. 34
Выводы по первой главе 49
Глава 2. Исследование мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с ЗПР. 51
2.1. Организация и методы исследования мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с ЗПР. 51
2.2. Анализ результатов исследования 59
2.3. Характеристика мотивационных факторов учебной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития. 79
Выводы по второй главе 92
Глава 3. Методические рекомендации по повышению мотивации учебной деятельности младших школьников с ЗПР. 93
3.1. Научно-теоретическое обоснование коррекции мотивации к учению младших школьников с ЗПР. 93
3.2. Методические рекомендации педагогу, работающему с детьми c ЗПР.
98
Выводы по третей главе 102
Заключение 103
Список использованной литературы 107
Приложение 119
Рост числа детей с отклонениями в психическом и соматическом развитии является одной из острых проблем современного общества. Экологическое неблагополучие, увеличение темпа жизни, кризис института семьи, экономическая нестабильность являются причинами того, что только одного из пяти рожденных малышей можно считать здоровым. Год от года увеличивается число детей с соматической и нервно-психической патологией, наблюдается рост числа сложных, сочетанных нарушений развития. Одним из распространенных отклонений является задержка психического развития. Известно, что одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности человека является мотивационная сфера. Л.И. Божович (1972) как и большинство других педагогов и психологов, рассматривала мотив как высшую форму регуляции деятельности. При этом она утверждает, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими учебными знаниями и умениями.
В связи с этим, вопрос повышения продуктивности учебной деятельности на основе мотивационных факторов является в специальной педагогике актуальным. Учитывая данный подход, учеными (А.К. Марковой, 1983; М.В. Матюхиной, 1984) проводились исследования по изучению мотивов поступления в школу и учебной деятельности нормально развивающихся школьников. Вопросы влияния мотивации на продуктивность деятельности учащихся можно проследить в работах: З.И. Калмыковой, 1981; Б.П. Мартиросян, 2000 и др. Практически все вышеперечисленные пути и средства формирования мотивов учебной деятельности касались лишь детей с нормальным интеллектуальным развитием. Изучение влияния уровня развития познавательных процессов на мотивацию учебной деятельности школьников с задержкой психического развития рассматривалось в работах В.Н. Брайтфельд, 1999; Л.В.
Кузнецовой, 1986 и др. Отмечалось, что положительная мотивация деятельности младших школьников с задержкой психического развития способствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному обучению, что приводит в целом к повышению продуктивности деятельности школьников с задержкой психического развития.
Психолого-педагогические данные о проявлениях мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития указывают на то, что основной дефект, как правило, органический, искажает формирование успешной учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития мотивация к обучению не может долгое время поддерживать учебную деятельность и постепенно теряет свое значение. И.Л. Белопольская, 1975; И.Ю. Кулагина, 1980; М.С. Певзнер, 1966 в своих работах указывали на важность формирования учебной мотивации детей данной категории, поскольку она придает учебной деятельности значимость. Л.О. Выготский (1983) в своих исследованиях указывал на обусловленность социальной опосредованностью учебной деятельности, а также на ведущую роль обучения в развитии аномального ребенка.
Недостаточное количество научных исследований и разработок теоретических основ коррекционной работы, направленных на повышение продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе учета мотивационных факторов, позволяют говорить об актуальности изучения учебной мотивации детей данной категории. Высказанные положения позволяют сформулировать основную проблему исследования, заключающуюся в повышении продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития».
Объект исследования. учебная мотивация младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования. особенности учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования. послужило предположение о том, что продуктивность учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития может быть существенно повышена путем использования методических рекомендаций педагогу, ориентированной на учет следующих мотивационных факторов деятельности учащихся:
- актуализация потребности к учению;
- наличие знаний, умений и навыков, необходимых для успешности учебной деятельности;
- эмоционально-чувственная оценка результатов работы.
Цель исследования. Изучение психолого-педагогических особенностей мотивационных факторов деятельности младших школьников с задержкой психического развития, их влияния на продуктивность учебной деятельности на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Изучить индивидуальные особенности мотивационных факторов ученой деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
2. Выявить особенности проявлений мотивационных факторов деятельности младших школьников с задержкой психического развития на каждом этапе урока русского языка.
3. выявить связь индивидуальных проявлений мотивационных факторов учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития с ее продуктивностью.
Методологической основой исследования послужили положения об общественно-исторической природе развития потребностей и мотивов деятельности; о мотивации как высшей форме регуляции деятельности (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, Л.С. Славина, Х. Хеккхаузен); положение о единстве нормального и аномального развития (Л.С. Выготский); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.С. Талызина); теория деятельностного подхода в формировании личности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); теории системного подхода в решении коррекционных задач (О.Л. Алексеев, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, А.Р. Лурия и др.); положение о психологической структуре личности, единстве социального и биологического в обусловленности ее развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); теория соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись организационные, эмпирические, интерпретационные методы и методы количественного и качественного анализа данных.
При выборе методик исследования мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития мы руководствовались, особенностями их психической деятельности:
- методика «Типология мотивов учения “Лесенка побуждений”» (Л.И. Божович, А.К. Маркова) (2002).
- методика «Диагностика уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» (Л.И. Божович и др.) (1995)
- методика Проективный тест «Рисунок школы».
Теоретическая значимость исследования позволяет расширить представления о проблеме повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов как одного из важнейших компонентов учебного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в определении методических рекомендаций для учителей, работающих с детьми c задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 143 источника (из них 5 на иностранном языке). Текст диссертации изложен на 123 страницах, включает 2 таблицы, 7 диаграмм, 2 приложения.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что понятия «мотивация», «мотив», «учебный мотив», «мотивация учения», «мотивационные факторы» в работах различных исследователей трактуется по-разному. В рамках нашего исследования мы придерживались понимания мотивационных факторов учебной деятельности как обусловливающих проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. д.
В связи с невозможностью формирования готового мотива извне по той причине, что он должен быть построен каждым учащимся самостоятельно в процессе его деятельности, мы предположили, что построению мотива у младших школьников с задержкой психического развития может способствовать развитие у них мотивационных факторов, таких как потребность, связанная с результатом деятельности, уровень сформированности умений и навыков, необходимых для успешного выполнения деятельности. По нашему мнению, это должно привести к формированию мотива у учащихся в процессе самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повлияет на ее продуктивность.
Такое понимание сущности понятия «мотивационные факторы» позволило нам выявить основные критерии оценки продуктивности учебной деятельности на основе мотивационных факторов (актуализация потребности к учению, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения учебной деятельности; эмоционально-чувственная оценка результатов работы).
Мы установили, что у школьников с задержкой психического развития мотивация к обучению не может долго поддерживать учебную деятельность и постепенно теряет свое значение. Поэтому очень важно в начальных классах сформировать учебную мотивацию, придающую учебной деятельности значимость.
В результате анализа литературных источников нами отмечено, что проблема повышения продуктивности учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов разработана недостаточно.
Анализ результатов констатирующего исследования показал, что у всех младших школьников с задержкой психического развития мотивационные факторы учебной деятельности не сформированы должным образом. Не все мотивы осознаются ими в равной степени, плохо осознаются учебные мотивы, связанные с процессом обучения. Для младших школьников с задержкой психического развития очень значима отметка, которая играет побудительную роль, хотя это осознают не все учащиеся. Одна из важнейших задач коррекционной работы состоит в том, чтобы понимаемые мотивы сделать побуждающими, реально действующими.
Мы установили, что структура мотивационной деятельности младших школьников с задержкой психического развития имеет ряд специфических черт. Игровые мотивы для них являются более актуальными. Интеллектуальная задача, не привлекательная сама по себе, под действием игрового мотива становится интересной для младших школьников с задержкой психического развития.
Наши исследования показали, что большинство младших школьников с задержкой психического развития обладают значительными потенциальными возможностями развития мотивационной сферы и, как следствие, повышение интереса к учебной деятельности. Одной из важнейших задач обучения и воспитания младших школьников с задержкой психического развития является формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, а также ее устойчивости.
В ходе реализации задач констатирующего эксперимента мы выделили индивидуальные особенности мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития, а также особенности проявления мотивационных факторов испытуемых на различных этапах урока русского языка.
Выявлены следующие специфические особенности проявления мотивационных факторов на уроках русского языка:
- наиболее часто актуализирована потребность, связанная с достижением результата деятельности: большая часть учащихся, стремилась не к достижению непосредственного результата, а к удовлетворению каких- то других своих потребностей, чаще всего потребности получить хорошую отметку;
- сформированность уровня знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учащимися того или иного задания, была удовлетворительной: все испытуемые на том или ином этапе выполнения задания / упражнения сталкивались с рядом препятствий, различных по характеру;
Эмоционально-чувственная оценка результатов деятельности у испытуемых, как правило, связана с их удовлетворением, но не зависит от непосредственного результата. Часть испытуемых вообще не испытывали удовлетворения по окончании деятельности.
Соотнеся эти данные с качеством результата деятельности на уроках русского языка, мы выделили 3 уровня продуктивности учебной деятельности учащихся: высокий, средний, низкий.
Таким образом, результаты констатирующего исследования позволили нам, во-первых, подтвердить данные о линейной связи мотива и продуктивности учебной деятельности, во-вторых, мы смогли увидеть необходимость проведения работы по развитию мотивационных факторов деятельности учащихся и способствовать построению мотива непосредственно самими школьниками.
Также мы выделили четыре типологические группы учащихся по уровню отношения к учебной деятельности, что позволило установить закономерную взаимосвязь между учебной мотивацией и продуктивностью учебной деятельности. Первую группу составили учащиеся с отрицательным отношением к обучению; вторую - учащиеся с нейтрально-пассивным отношением к учению; третью - учащиеся с положительным (ситуативным) отношением к учению; четвертую - учащиеся с положительным (познавательным) отношением к учению.
На основании полученных результатов были теоретически обоснованы методические рекомендации, определены факторы, пути, методы, приемы и упражнения, предложенные нами для учителя, по формированию познавательной активности на основе мотивационных факторов, позволяющие повысить продуктивность учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
Таким образом, предположение о том, что продуктивность учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка может быть существенно повышена, если при организации учебного процесса следовать предложенным нами рекомендациям по повышению продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 230 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. 197 с.
3. Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность. М.: Мысль, 1976. 158 с.
4. Бадаев Т.Л. Динамика структуры мотивов трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Яр. гос. ун-т. Ярославль, 1998. 22 с.
5. Баландина Н.Д. Отношение детей с ЗПР к экспериментально-психологическому исследованию как показатель личностных особенностей // Изучение личности аномального ребенка: материалы междунар. науч.-практич. конф., г. Москва, 25-26 апреля 1977 г. М., 1977. С. 93-104.
6. Бедер Е.Г. Комплексное изучение детей с временными задержками развития и вопросы их обучения // Дефектология. 1975. № 4. С. 26-29.
7. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? М.: Знание, 1989. 80 с.
8. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать М.: Просвещение, 1991. 168 с.
9. Белопольская Н.Л. Роль учебных и игровых мотивов в структуре деятельности детей с задержкой психического развития // Новые исследования в психологии. 1975. № 1. С. 38-45.
10. Белопольская Н.Л. Учебная мотивация детей с ЗПР в условиях психического насыщения // Дефектология. 1975. № 1. с. 14-19.
11. Белоус В.В., Копань Т.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 96-104.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 198. 190 с.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Модэк, 1995. 198 с.: ил. (Сер.: Психологи отечества.)
14. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков: сб. статей / под ред. Л.И. Божович, Л.И. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 75-140.
15. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36. 180 с.
16. Брайтфельд В.Н. Мотивация еятельности младших школьников с ЗПР: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1999. 170 с.
17. Братусь Б.С. потребности и мотивы в психологической нравтсвенной организации личности // Нравственно ие личности: сб. статей. М.: Знание, 1985. С. 15-21.
18. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 30-40.
19. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М., 1996. 158 с.
20. Васильев И.А. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000. № 9. С. 177-180.
21. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. м.: МГУ, 1990. 285 с.
22. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей // Вопросы психологии. 1977. № 1. с. 97-107.
23. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 175. № 6.С. 8-17.
24. Власова Т.А. и др. Задержка психического развития у детей и пути ее преодоления: обзорная информация. М., 1976. Вып. XIII. 187 с.
25. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Хрестоматия по патопсихологии: сб. ст. / отв. ред. В.Г. Полянский. М.: МГУ, 1981. С. 23-44.
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
27. Выготский Л.С. собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
28. Герт А.В. Обучение детей с нарушениями поведения // Дефектология. 1976. № 6. С. 54-63.
29. Грабал В.Н. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 56-59.
30. Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое обследование детей с так называемой задержкой психического развития / ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1967. 76 с.
31. Дети с временными задержками развития: уч. пособие / под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. М., 1971. 184 с.
32. Дети с задержкой психического развития: учеб. пособие / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984. 189 с.
33. Дети с отклонениями в развитии: учеб. пособие / под ред. М.С. Певзнер. М., 1966. 261 с.
34. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 210 с.
35. Додонов Б.И. Сущность и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 126-130.
36. Домишкевич С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / ММИ им. И.М. Сеченова. М., 1977. 165 с.
37. Доронина И.В. Мотивационная основа волевой регуляции психической деятельности: автреф. дис. ... кад. психол. наук / НГПУ. Новосибирск, 1997. 17 с.
38. Дусавицкий А.К. Формирование мотивов учения младших школьников в зависимости от способа обучения // Новые исследования в психологии: сб. ст. / отв. ред. А.И. Петров. М.: Просвещение, 1975. № 1. С. 40-42.
39. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. 164 с.
40. Егорова Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности // Дети с задержкой психического развития: учеб. пособие / под ред. Т.А. Власова [и др.]. М.: Педагогика, 1984. С. 110-148.
41. Елфимова Н.В. Роль мотивации при поэтапном формировании умственных действий // Дефектология. 1978. № 2. С. 23-38.
42. Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 12-39.
43. Еременко И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03. Киев, 1967. 347 с.
44. Ильин Е.П. мотивация и мотивы. СПб.: питер, 2000. 512 с.:ил. (Сер.: Мастера психологии.)
45. Жаренкова Г.И. Отношение детей с ЗПР к осуществляемой деятельности // Изучение личности аномального ребенка: учеб. пособие / под ред. В.И. Лубовского. М., 1977. С. 39-56.
46. Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с задержкой психического развития в специальной школе // Дефектология. 1981. № 2. С. 13-26.
47. Жильцова О.А. Деятельность учителя по изменению отношения к учению у младшего школьника путем создания ситуации успеха // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. / М-во образования Рос. Федерации; ТГУ. Тверь, 1994. С. 28-33.
48. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // вопросы психологии. 1989. № 6. С. 100-108.
49. Залесский Г.Е. Мотивационные аспекты деятельной теории учения // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология, 1998. Вып. 2. С.58-66.
50. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Эксмо-пресс, 2000. 576 с.
51. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: МГУ, 1980. 157 с.
52. Зерниченко А.Н., Гончаров Н.В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 73-81.
53. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности учащихся начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ур. гос. пед. ун-т. Екатеренбург, 1993. 21 с.
54. Зыкова В.И. Познавательная деятельность учащихся со стойкой неуспеваемостью в условиях работы экспериментальных классов // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. 1971. С. 206¬253.
55. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сб. ст. / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. 197 с.
56. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
57. Имедадзе И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 90-98.
58. Калмыкова З.И. Некоторые типические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников: сб. ст. // Дети с временными задержками развития / под ред. Т.А. Власовой [и др.]. М.: Педагогика, 1971. С. 26-43.
59. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. 200 с.
60. Кузнецова Л.В. Личностный аспект готовности ребенка с задержкой психического развития к школе: сб. ст. // Изучение личности аномального ребенка / под ред. в.И. Лубовского. м., 1977. С. 49-60.
61. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников. Екатеринбург: УрГПУ, 2000. 40 с.
62. Каталин Д.Н. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1981. 23 с.
63. Ковалев В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 1. С. 29-45.
64. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 4. С. 3-13.
65. Кравец Н.П. Организация учебной деятельности учащихся младших классо в условиях внутриклассного дифференцированного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1991. 22 с.
66. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1986. 16 с.
67. Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. № 6. С. 18-26.
68. Кулагина И.Ю. Отношение к учению детей с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1980. 23 с.
69. Кудрина С.В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 22 с.
70. Кулько В.А. Взаимосвязь умения учиться с мотивами учебных действий // Советская педагогика. 1980. № 11. С. 66-70.
71. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития: монография / под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. С. 5-21.
72. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 278 с.
73. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 278 с.
74. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М.: МГУ, 1981. 189 с.
75. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. № 4. С. 10-16.
76. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномальных детей. М., 1989. 104 с.
77. Лукьянова М.А. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001. № 8. С. 77-81.
78. Лусканова Н.И. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог. 2001. № 9. С. 8-9.
79. Ляхт И.Н. Формирование у школьников личностно значимого учебно-познавательного мотива: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1981. 22 с.
80. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 130-133.
81. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 235 с.
82. Маркова А.К., Орлов Б.Г., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 65 с.
83. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.Г. Формирование мотивации учения. М.: просвещение, 1990. 191 с.
84. Мартиросян Б.П. Формирование у младших школьников познавательной активности в учебной и внеучебной деятельности: автореф. дис. ... кан. пед. наук. М., 2000. 21 с.
85. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 352 с.: ил. (Сер.: Мастера психологии.)
86. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1996. № 5. С. 3-9.
87. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
88. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 119 с.
89. Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей: монография / под ред. В.И. Лубовского, Т.В. Розановой [и др.]. М., 1981. 186 с.
90. Мильман В.Э. Мотивация и эмоциональность, их измерение и взаимодействие учащихся. М.: Педагогика, 1986. 223 с.
91. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 54-68.