Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования развития мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. 8
1.1. Теоретические аспекты проблем формирования мотивации 8
1.2. Влияние мотивационных факторов на эффективность учебной деятельности школьников. 18
1.3. Особенности формирование мотивов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. 34
Выводы по первой главе 49
Глава 2. Исследование мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с ЗПР. 51
2.1. Организация и методы исследования мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с ЗПР. 51
2.2. Анализ результатов исследования 59
2.3. Характеристика мотивационных факторов учебной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития. 79
Выводы по второй главе 92
Глава 3. Методические рекомендации по повышению мотивации учебной деятельности младших школьников с ЗПР. 93
3.1. Научно-теоретическое обоснование коррекции мотивации к учению младших школьников с ЗПР. 93
3.2. Методические рекомендации педагогу, работающему с детьми c ЗПР.
98
Выводы по третей главе 102
Заключение 103
Список использованной литературы 107
Приложение 119
Глава 1. Теоретические основы исследования развития мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. 8
1.1. Теоретические аспекты проблем формирования мотивации 8
1.2. Влияние мотивационных факторов на эффективность учебной деятельности школьников. 18
1.3. Особенности формирование мотивов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. 34
Выводы по первой главе 49
Глава 2. Исследование мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с ЗПР. 51
2.1. Организация и методы исследования мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с ЗПР. 51
2.2. Анализ результатов исследования 59
2.3. Характеристика мотивационных факторов учебной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития. 79
Выводы по второй главе 92
Глава 3. Методические рекомендации по повышению мотивации учебной деятельности младших школьников с ЗПР. 93
3.1. Научно-теоретическое обоснование коррекции мотивации к учению младших школьников с ЗПР. 93
3.2. Методические рекомендации педагогу, работающему с детьми c ЗПР.
98
Выводы по третей главе 102
Заключение 103
Список использованной литературы 107
Приложение 119
Рост числа детей с отклонениями в психическом и соматическом развитии является одной из острых проблем современного общества. Экологическое неблагополучие, увеличение темпа жизни, кризис института семьи, экономическая нестабильность являются причинами того, что только одного из пяти рожденных малышей можно считать здоровым. Год от года увеличивается число детей с соматической и нервно-психической патологией, наблюдается рост числа сложных, сочетанных нарушений развития. Одним из распространенных отклонений является задержка психического развития. Известно, что одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности человека является мотивационная сфера. Л.И. Божович (1972) как и большинство других педагогов и психологов, рассматривала мотив как высшую форму регуляции деятельности. При этом она утверждает, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими учебными знаниями и умениями.
В связи с этим, вопрос повышения продуктивности учебной деятельности на основе мотивационных факторов является в специальной педагогике актуальным. Учитывая данный подход, учеными (А.К. Марковой, 1983; М.В. Матюхиной, 1984) проводились исследования по изучению мотивов поступления в школу и учебной деятельности нормально развивающихся школьников. Вопросы влияния мотивации на продуктивность деятельности учащихся можно проследить в работах: З.И. Калмыковой, 1981; Б.П. Мартиросян, 2000 и др. Практически все вышеперечисленные пути и средства формирования мотивов учебной деятельности касались лишь детей с нормальным интеллектуальным развитием. Изучение влияния уровня развития познавательных процессов на мотивацию учебной деятельности школьников с задержкой психического развития рассматривалось в работах В.Н. Брайтфельд, 1999; Л.В.
Кузнецовой, 1986 и др. Отмечалось, что положительная мотивация деятельности младших школьников с задержкой психического развития способствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному обучению, что приводит в целом к повышению продуктивности деятельности школьников с задержкой психического развития.
Психолого-педагогические данные о проявлениях мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития указывают на то, что основной дефект, как правило, органический, искажает формирование успешной учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития мотивация к обучению не может долгое время поддерживать учебную деятельность и постепенно теряет свое значение. И.Л. Белопольская, 1975; И.Ю. Кулагина, 1980; М.С. Певзнер, 1966 в своих работах указывали на важность формирования учебной мотивации детей данной категории, поскольку она придает учебной деятельности значимость. Л.О. Выготский (1983) в своих исследованиях указывал на обусловленность социальной опосредованностью учебной деятельности, а также на ведущую роль обучения в развитии аномального ребенка.
Недостаточное количество научных исследований и разработок теоретических основ коррекционной работы, направленных на повышение продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе учета мотивационных факторов, позволяют говорить об актуальности изучения учебной мотивации детей данной категории. Высказанные положения позволяют сформулировать основную проблему исследования, заключающуюся в повышении продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития».
Объект исследования. учебная мотивация младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования. особенности учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования. послужило предположение о том, что продуктивность учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития может быть существенно повышена путем использования методических рекомендаций педагогу, ориентированной на учет следующих мотивационных факторов деятельности учащихся:
- актуализация потребности к учению;
- наличие знаний, умений и навыков, необходимых для успешности учебной деятельности;
- эмоционально-чувственная оценка результатов работы.
Цель исследования. Изучение психолого-педагогических особенностей мотивационных факторов деятельности младших школьников с задержкой психического развития, их влияния на продуктивность учебной деятельности на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Изучить индивидуальные особенности мотивационных факторов ученой деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
2. Выявить особенности проявлений мотивационных факторов деятельности младших школьников с задержкой психического развития на каждом этапе урока русского языка.
3. выявить связь индивидуальных проявлений мотивационных факторов учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития с ее продуктивностью.
Методологической основой исследования послужили положения об общественно-исторической природе развития потребностей и мотивов деятельности; о мотивации как высшей форме регуляции деятельности (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, Л.С. Славина, Х. Хеккхаузен); положение о единстве нормального и аномального развития (Л.С. Выготский); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.С. Талызина); теория деятельностного подхода в формировании личности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); теории системного подхода в решении коррекционных задач (О.Л. Алексеев, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, А.Р. Лурия и др.); положение о психологической структуре личности, единстве социального и биологического в обусловленности ее развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); теория соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись организационные, эмпирические, интерпретационные методы и методы количественного и качественного анализа данных.
При выборе методик исследования мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития мы руководствовались, особенностями их психической деятельности:
- методика «Типология мотивов учения “Лесенка побуждений”» (Л.И. Божович, А.К. Маркова) (2002).
- методика «Диагностика уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» (Л.И. Божович и др.) (1995)
- методика Проективный тест «Рисунок школы».
Теоретическая значимость исследования позволяет расширить представления о проблеме повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов как одного из важнейших компонентов учебного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в определении методических рекомендаций для учителей, работающих с детьми c задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 143 источника (из них 5 на иностранном языке). Текст диссертации изложен на 123 страницах, включает 2 таблицы, 7 диаграмм, 2 приложения.
В связи с этим, вопрос повышения продуктивности учебной деятельности на основе мотивационных факторов является в специальной педагогике актуальным. Учитывая данный подход, учеными (А.К. Марковой, 1983; М.В. Матюхиной, 1984) проводились исследования по изучению мотивов поступления в школу и учебной деятельности нормально развивающихся школьников. Вопросы влияния мотивации на продуктивность деятельности учащихся можно проследить в работах: З.И. Калмыковой, 1981; Б.П. Мартиросян, 2000 и др. Практически все вышеперечисленные пути и средства формирования мотивов учебной деятельности касались лишь детей с нормальным интеллектуальным развитием. Изучение влияния уровня развития познавательных процессов на мотивацию учебной деятельности школьников с задержкой психического развития рассматривалось в работах В.Н. Брайтфельд, 1999; Л.В.
Кузнецовой, 1986 и др. Отмечалось, что положительная мотивация деятельности младших школьников с задержкой психического развития способствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному обучению, что приводит в целом к повышению продуктивности деятельности школьников с задержкой психического развития.
Психолого-педагогические данные о проявлениях мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития указывают на то, что основной дефект, как правило, органический, искажает формирование успешной учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития мотивация к обучению не может долгое время поддерживать учебную деятельность и постепенно теряет свое значение. И.Л. Белопольская, 1975; И.Ю. Кулагина, 1980; М.С. Певзнер, 1966 в своих работах указывали на важность формирования учебной мотивации детей данной категории, поскольку она придает учебной деятельности значимость. Л.О. Выготский (1983) в своих исследованиях указывал на обусловленность социальной опосредованностью учебной деятельности, а также на ведущую роль обучения в развитии аномального ребенка.
Недостаточное количество научных исследований и разработок теоретических основ коррекционной работы, направленных на повышение продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе учета мотивационных факторов, позволяют говорить об актуальности изучения учебной мотивации детей данной категории. Высказанные положения позволяют сформулировать основную проблему исследования, заключающуюся в повышении продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития».
Объект исследования. учебная мотивация младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования. особенности учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования. послужило предположение о том, что продуктивность учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития может быть существенно повышена путем использования методических рекомендаций педагогу, ориентированной на учет следующих мотивационных факторов деятельности учащихся:
- актуализация потребности к учению;
- наличие знаний, умений и навыков, необходимых для успешности учебной деятельности;
- эмоционально-чувственная оценка результатов работы.
Цель исследования. Изучение психолого-педагогических особенностей мотивационных факторов деятельности младших школьников с задержкой психического развития, их влияния на продуктивность учебной деятельности на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Изучить индивидуальные особенности мотивационных факторов ученой деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
2. Выявить особенности проявлений мотивационных факторов деятельности младших школьников с задержкой психического развития на каждом этапе урока русского языка.
3. выявить связь индивидуальных проявлений мотивационных факторов учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития с ее продуктивностью.
Методологической основой исследования послужили положения об общественно-исторической природе развития потребностей и мотивов деятельности; о мотивации как высшей форме регуляции деятельности (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, Л.С. Славина, Х. Хеккхаузен); положение о единстве нормального и аномального развития (Л.С. Выготский); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.С. Талызина); теория деятельностного подхода в формировании личности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); теории системного подхода в решении коррекционных задач (О.Л. Алексеев, Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, А.Р. Лурия и др.); положение о психологической структуре личности, единстве социального и биологического в обусловленности ее развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); теория соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись организационные, эмпирические, интерпретационные методы и методы количественного и качественного анализа данных.
При выборе методик исследования мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития мы руководствовались, особенностями их психической деятельности:
- методика «Типология мотивов учения “Лесенка побуждений”» (Л.И. Божович, А.К. Маркова) (2002).
- методика «Диагностика уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» (Л.И. Божович и др.) (1995)
- методика Проективный тест «Рисунок школы».
Теоретическая значимость исследования позволяет расширить представления о проблеме повышения продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов как одного из важнейших компонентов учебного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в определении методических рекомендаций для учителей, работающих с детьми c задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 143 источника (из них 5 на иностранном языке). Текст диссертации изложен на 123 страницах, включает 2 таблицы, 7 диаграмм, 2 приложения.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что понятия «мотивация», «мотив», «учебный мотив», «мотивация учения», «мотивационные факторы» в работах различных исследователей трактуется по-разному. В рамках нашего исследования мы придерживались понимания мотивационных факторов учебной деятельности как обусловливающих проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. д.
В связи с невозможностью формирования готового мотива извне по той причине, что он должен быть построен каждым учащимся самостоятельно в процессе его деятельности, мы предположили, что построению мотива у младших школьников с задержкой психического развития может способствовать развитие у них мотивационных факторов, таких как потребность, связанная с результатом деятельности, уровень сформированности умений и навыков, необходимых для успешного выполнения деятельности. По нашему мнению, это должно привести к формированию мотива у учащихся в процессе самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повлияет на ее продуктивность.
Такое понимание сущности понятия «мотивационные факторы» позволило нам выявить основные критерии оценки продуктивности учебной деятельности на основе мотивационных факторов (актуализация потребности к учению, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения учебной деятельности; эмоционально-чувственная оценка результатов работы).
Мы установили, что у школьников с задержкой психического развития мотивация к обучению не может долго поддерживать учебную деятельность и постепенно теряет свое значение. Поэтому очень важно в начальных классах сформировать учебную мотивацию, придающую учебной деятельности значимость.
В результате анализа литературных источников нами отмечено, что проблема повышения продуктивности учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов разработана недостаточно.
Анализ результатов констатирующего исследования показал, что у всех младших школьников с задержкой психического развития мотивационные факторы учебной деятельности не сформированы должным образом. Не все мотивы осознаются ими в равной степени, плохо осознаются учебные мотивы, связанные с процессом обучения. Для младших школьников с задержкой психического развития очень значима отметка, которая играет побудительную роль, хотя это осознают не все учащиеся. Одна из важнейших задач коррекционной работы состоит в том, чтобы понимаемые мотивы сделать побуждающими, реально действующими.
Мы установили, что структура мотивационной деятельности младших школьников с задержкой психического развития имеет ряд специфических черт. Игровые мотивы для них являются более актуальными. Интеллектуальная задача, не привлекательная сама по себе, под действием игрового мотива становится интересной для младших школьников с задержкой психического развития.
Наши исследования показали, что большинство младших школьников с задержкой психического развития обладают значительными потенциальными возможностями развития мотивационной сферы и, как следствие, повышение интереса к учебной деятельности. Одной из важнейших задач обучения и воспитания младших школьников с задержкой психического развития является формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, а также ее устойчивости.
В ходе реализации задач констатирующего эксперимента мы выделили индивидуальные особенности мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития, а также особенности проявления мотивационных факторов испытуемых на различных этапах урока русского языка.
Выявлены следующие специфические особенности проявления мотивационных факторов на уроках русского языка:
- наиболее часто актуализирована потребность, связанная с достижением результата деятельности: большая часть учащихся, стремилась не к достижению непосредственного результата, а к удовлетворению каких- то других своих потребностей, чаще всего потребности получить хорошую отметку;
- сформированность уровня знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учащимися того или иного задания, была удовлетворительной: все испытуемые на том или ином этапе выполнения задания / упражнения сталкивались с рядом препятствий, различных по характеру;
Эмоционально-чувственная оценка результатов деятельности у испытуемых, как правило, связана с их удовлетворением, но не зависит от непосредственного результата. Часть испытуемых вообще не испытывали удовлетворения по окончании деятельности.
Соотнеся эти данные с качеством результата деятельности на уроках русского языка, мы выделили 3 уровня продуктивности учебной деятельности учащихся: высокий, средний, низкий.
Таким образом, результаты констатирующего исследования позволили нам, во-первых, подтвердить данные о линейной связи мотива и продуктивности учебной деятельности, во-вторых, мы смогли увидеть необходимость проведения работы по развитию мотивационных факторов деятельности учащихся и способствовать построению мотива непосредственно самими школьниками.
Также мы выделили четыре типологические группы учащихся по уровню отношения к учебной деятельности, что позволило установить закономерную взаимосвязь между учебной мотивацией и продуктивностью учебной деятельности. Первую группу составили учащиеся с отрицательным отношением к обучению; вторую - учащиеся с нейтрально-пассивным отношением к учению; третью - учащиеся с положительным (ситуативным) отношением к учению; четвертую - учащиеся с положительным (познавательным) отношением к учению.
На основании полученных результатов были теоретически обоснованы методические рекомендации, определены факторы, пути, методы, приемы и упражнения, предложенные нами для учителя, по формированию познавательной активности на основе мотивационных факторов, позволяющие повысить продуктивность учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
Таким образом, предположение о том, что продуктивность учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка может быть существенно повышена, если при организации учебного процесса следовать предложенным нами рекомендациям по повышению продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
В связи с невозможностью формирования готового мотива извне по той причине, что он должен быть построен каждым учащимся самостоятельно в процессе его деятельности, мы предположили, что построению мотива у младших школьников с задержкой психического развития может способствовать развитие у них мотивационных факторов, таких как потребность, связанная с результатом деятельности, уровень сформированности умений и навыков, необходимых для успешного выполнения деятельности. По нашему мнению, это должно привести к формированию мотива у учащихся в процессе самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повлияет на ее продуктивность.
Такое понимание сущности понятия «мотивационные факторы» позволило нам выявить основные критерии оценки продуктивности учебной деятельности на основе мотивационных факторов (актуализация потребности к учению, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения учебной деятельности; эмоционально-чувственная оценка результатов работы).
Мы установили, что у школьников с задержкой психического развития мотивация к обучению не может долго поддерживать учебную деятельность и постепенно теряет свое значение. Поэтому очень важно в начальных классах сформировать учебную мотивацию, придающую учебной деятельности значимость.
В результате анализа литературных источников нами отмечено, что проблема повышения продуктивности учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов разработана недостаточно.
Анализ результатов констатирующего исследования показал, что у всех младших школьников с задержкой психического развития мотивационные факторы учебной деятельности не сформированы должным образом. Не все мотивы осознаются ими в равной степени, плохо осознаются учебные мотивы, связанные с процессом обучения. Для младших школьников с задержкой психического развития очень значима отметка, которая играет побудительную роль, хотя это осознают не все учащиеся. Одна из важнейших задач коррекционной работы состоит в том, чтобы понимаемые мотивы сделать побуждающими, реально действующими.
Мы установили, что структура мотивационной деятельности младших школьников с задержкой психического развития имеет ряд специфических черт. Игровые мотивы для них являются более актуальными. Интеллектуальная задача, не привлекательная сама по себе, под действием игрового мотива становится интересной для младших школьников с задержкой психического развития.
Наши исследования показали, что большинство младших школьников с задержкой психического развития обладают значительными потенциальными возможностями развития мотивационной сферы и, как следствие, повышение интереса к учебной деятельности. Одной из важнейших задач обучения и воспитания младших школьников с задержкой психического развития является формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, а также ее устойчивости.
В ходе реализации задач констатирующего эксперимента мы выделили индивидуальные особенности мотивационных факторов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития, а также особенности проявления мотивационных факторов испытуемых на различных этапах урока русского языка.
Выявлены следующие специфические особенности проявления мотивационных факторов на уроках русского языка:
- наиболее часто актуализирована потребность, связанная с достижением результата деятельности: большая часть учащихся, стремилась не к достижению непосредственного результата, а к удовлетворению каких- то других своих потребностей, чаще всего потребности получить хорошую отметку;
- сформированность уровня знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учащимися того или иного задания, была удовлетворительной: все испытуемые на том или ином этапе выполнения задания / упражнения сталкивались с рядом препятствий, различных по характеру;
Эмоционально-чувственная оценка результатов деятельности у испытуемых, как правило, связана с их удовлетворением, но не зависит от непосредственного результата. Часть испытуемых вообще не испытывали удовлетворения по окончании деятельности.
Соотнеся эти данные с качеством результата деятельности на уроках русского языка, мы выделили 3 уровня продуктивности учебной деятельности учащихся: высокий, средний, низкий.
Таким образом, результаты констатирующего исследования позволили нам, во-первых, подтвердить данные о линейной связи мотива и продуктивности учебной деятельности, во-вторых, мы смогли увидеть необходимость проведения работы по развитию мотивационных факторов деятельности учащихся и способствовать построению мотива непосредственно самими школьниками.
Также мы выделили четыре типологические группы учащихся по уровню отношения к учебной деятельности, что позволило установить закономерную взаимосвязь между учебной мотивацией и продуктивностью учебной деятельности. Первую группу составили учащиеся с отрицательным отношением к обучению; вторую - учащиеся с нейтрально-пассивным отношением к учению; третью - учащиеся с положительным (ситуативным) отношением к учению; четвертую - учащиеся с положительным (познавательным) отношением к учению.
На основании полученных результатов были теоретически обоснованы методические рекомендации, определены факторы, пути, методы, приемы и упражнения, предложенные нами для учителя, по формированию познавательной активности на основе мотивационных факторов, позволяющие повысить продуктивность учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
Таким образом, предположение о том, что продуктивность учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка может быть существенно повышена, если при организации учебного процесса следовать предложенным нами рекомендациям по повышению продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов.
Подобные работы
- Особенности учебной мотивации к школьному обучению младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Особенности проявления школьной тревожности у младших
школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Мотивация и познавательная активность младших школьников с задержкой психического развития (Московский Педагогический Государственный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Психологический программа коррекции произвольного внимании младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - Особенности учебной мотивации школьному обучению у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Развитие регуляторно-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития (Орловский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



