Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема мышления у детей в психолого-педагогической литературе .... 8
1.2. Особенности мышления детей в младшем школьном возрасте 14
1.3. Современное состояние проблемы изучения мышления у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 32
2.1. Организация, методы и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 38
Выводы по второй главе 44
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 46
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 46
3.2. Рекомендации по развитию мышления у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 52
Выводы по третьей главе 59
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема мышления у детей в психолого-педагогической литературе .... 8
1.2. Особенности мышления детей в младшем школьном возрасте 14
1.3. Современное состояние проблемы изучения мышления у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 32
2.1. Организация, методы и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 38
Выводы по второй главе 44
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 46
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 46
3.2. Рекомендации по развитию мышления у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 52
Выводы по третьей главе 59
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения
Актуальность исследования. Изучение мышления детей с задержкой психического развития (ЗПР) представляет большой теоретический и практический интерес. Длительные наблюдения психологов и педагогов показали, что если ребенок не осваивает приемы мыслительной деятельности на начальном этапе школьного обучения, то, как правило, он переходит в ряд неуспевающих учеников.
Исследованием особенностей детей с задержкой психического развития занимались Б. Г. Ананьев (1980), В.И. Лубовский (2011), И.Ф. Марковская (1977), Г.Е. Сухарева (1965) и др. Клинические данные детей с ЗПР и общие рекомендации учителям по организации коррекционно- воспитательной работы с ними были представлены работами Т. А. Власовой (1981) и М.С. Певзнер (1972). Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития изучали такие учёные, как: Л.Н. Блинова, Т.В. Егорова, Е.В. Имамиева, В.И. Лубовский, К. Новакова, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С.К. Сиволапов и др.
Специфическими особенностями детей с ЗПР является несформированность умений, навыков, нехватка знаний для успешной адаптации в школьном коллективе и положительных результатов при прохождении школьной программы. Сложности в обучении связаны с неподготовленностью, усугубляются ослабленной функциональностью центральной нервной системы. Эти дети нуждаются в предоставлении наиболее эффективных путей получения знаний и приёмов овладения ими, выстраивающими знания в логическую систему.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте отводится особая роль. С началом школьного обучения на первый план выходит мышление и становится центром среди других высших психических функций. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые младшим школьником знания оказываются неполными, а иногда и просто ошибочными. Это достаточно серьезно осложняет процесс обучения, снижает эффективность его, особенно у школьников с ЗПР, характеризующихся отставанием в основных формах мышления - наглядно-образной и словесно-логической.
В условиях современной системы образования, проблема формирования основных форм мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое и наглядно-образное мышление как личностные качества обучаемых наиболее сильно проявляются в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений, и заключаются в оперировании суждениями, понятиями, умозаключениями. Безусловно, от уровня сформированности мышления зависит успешность освоения основной образовательной программы начального общего образования в целом, а также каждой учебной дисциплины, в частности.
Чтобы максимально эффективно обеспечить воспитание и обучение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной организации, необходимо изучить и выделить особенности мышление детей младшего школьного возраста с ЗПР, разработать наиболее эффективные пути получения знаний и приемы овладения ими, которые бы выстроили знания в логическую систему. Все вышесказанное и определяет актуальность и выбор темы исследования.
Цель работы: изучить особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и составить методические рекомендации по коррекции мышления у данного контингента школьников.
Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются следующие: недостаточный для детей данного возраста уровень развития логического, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Провести исследование и изучить особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Обосновать и разработать методические рекомендации, направленные на коррекцию и развитие мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ по проблеме исследования в психолого-медико-педагогической литературе);
2. эмпирические методы;
3. методы качественной и количественной обработки данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Исследование словесно-логического мышления» (Э.Ф. Замбацявичене).
2. Методика «Нелепецы» (Р.С. Немов).
3. Методика «Складывание разрезанных картинок».
Организация исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 143» г. Красноярска (МАОУ СШ № 143). В исследовании принимали участие 11 детей в возрасте 7-10 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях мышления и способах его коррекции у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данным контингентом школьников.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019—2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - составление методических рекомендаций, направленных на коррекцию и развитие мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 51 источника и приложения. Работа включает 3 рисунка, 3 таблицы
Исследованием особенностей детей с задержкой психического развития занимались Б. Г. Ананьев (1980), В.И. Лубовский (2011), И.Ф. Марковская (1977), Г.Е. Сухарева (1965) и др. Клинические данные детей с ЗПР и общие рекомендации учителям по организации коррекционно- воспитательной работы с ними были представлены работами Т. А. Власовой (1981) и М.С. Певзнер (1972). Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития изучали такие учёные, как: Л.Н. Блинова, Т.В. Егорова, Е.В. Имамиева, В.И. Лубовский, К. Новакова, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С.К. Сиволапов и др.
Специфическими особенностями детей с ЗПР является несформированность умений, навыков, нехватка знаний для успешной адаптации в школьном коллективе и положительных результатов при прохождении школьной программы. Сложности в обучении связаны с неподготовленностью, усугубляются ослабленной функциональностью центральной нервной системы. Эти дети нуждаются в предоставлении наиболее эффективных путей получения знаний и приёмов овладения ими, выстраивающими знания в логическую систему.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте отводится особая роль. С началом школьного обучения на первый план выходит мышление и становится центром среди других высших психических функций. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые младшим школьником знания оказываются неполными, а иногда и просто ошибочными. Это достаточно серьезно осложняет процесс обучения, снижает эффективность его, особенно у школьников с ЗПР, характеризующихся отставанием в основных формах мышления - наглядно-образной и словесно-логической.
В условиях современной системы образования, проблема формирования основных форм мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое и наглядно-образное мышление как личностные качества обучаемых наиболее сильно проявляются в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений, и заключаются в оперировании суждениями, понятиями, умозаключениями. Безусловно, от уровня сформированности мышления зависит успешность освоения основной образовательной программы начального общего образования в целом, а также каждой учебной дисциплины, в частности.
Чтобы максимально эффективно обеспечить воспитание и обучение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной организации, необходимо изучить и выделить особенности мышление детей младшего школьного возраста с ЗПР, разработать наиболее эффективные пути получения знаний и приемы овладения ими, которые бы выстроили знания в логическую систему. Все вышесказанное и определяет актуальность и выбор темы исследования.
Цель работы: изучить особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и составить методические рекомендации по коррекции мышления у данного контингента школьников.
Объект исследования: мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются следующие: недостаточный для детей данного возраста уровень развития логического, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Провести исследование и изучить особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Обосновать и разработать методические рекомендации, направленные на коррекцию и развитие мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ по проблеме исследования в психолого-медико-педагогической литературе);
2. эмпирические методы;
3. методы качественной и количественной обработки данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Исследование словесно-логического мышления» (Э.Ф. Замбацявичене).
2. Методика «Нелепецы» (Р.С. Немов).
3. Методика «Складывание разрезанных картинок».
Организация исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 143» г. Красноярска (МАОУ СШ № 143). В исследовании принимали участие 11 детей в возрасте 7-10 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях мышления и способах его коррекции у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данным контингентом школьников.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019—2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - составление методических рекомендаций, направленных на коррекцию и развитие мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 51 источника и приложения. Работа включает 3 рисунка, 3 таблицы
Подводя итоги проведенного исследования, можно заключить, что на основе анализа общей и специальной психолого-медико-педагогической литературы изучены история исследования мышления в психологии и педагогике, особенности мышления младших школьников, а также современное состояние вопроса изучения мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. У детей с задержкой психического развития слабо развита эмоционально¬волевая сфера, что проявляется в неуверенности, боязливости, капризности, импульсивности. Такие дети быстро утомляются, у них низкий уровень работоспособности, снижена прочность запоминания. Для таких детей характерна несамостоятельность, безынициативность, затруднения в организации целенаправленной деятельности.
Мышление - это процесс интеллектуальной деятельности человека, определенный проанализированным и прямым отображением реальности. В психологии принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно- образное и словесно-логическое.
У младших школьников с задержкой психического развития имеется отставание в созревании всех видов мышления. Это отставание выражается во всех элементах мышления. У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития без специализированной поддержки практически нет вероятности в развитии словесно-логического мышления.
В процессе экспериментального изучения мышления нами разработана и осуществлена диагностика, которая была направлена на определение уровня развития мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Подобранная диагностика содержала следующие методики: методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене), диагностика уровня логического мышления «Нелепицы» (Р.С. Немов), методика «Складывание разрезанных картинок».
По итогам диагностического исследования были разработаны рекомендации, способствующие развитию мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Следовательно, цели и задачи, установленные в ходе исследования, достигнуты. Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования о том, что особенностями мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: недостаточный уровень развития логического, наглядно-действенного и словесно-логического мышления, подтвердилась не полностью, так как согласно диагностике, низкий и очень низкий уровень развития мышления был отмечен лишь у небольшого процента детей с ЗПР. Однако это не исключает разработку и проведение со всеми младшими школьниками с ЗПР коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование всех видов мышления.
Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. У детей с задержкой психического развития слабо развита эмоционально¬волевая сфера, что проявляется в неуверенности, боязливости, капризности, импульсивности. Такие дети быстро утомляются, у них низкий уровень работоспособности, снижена прочность запоминания. Для таких детей характерна несамостоятельность, безынициативность, затруднения в организации целенаправленной деятельности.
Мышление - это процесс интеллектуальной деятельности человека, определенный проанализированным и прямым отображением реальности. В психологии принято выделять три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно- образное и словесно-логическое.
У младших школьников с задержкой психического развития имеется отставание в созревании всех видов мышления. Это отставание выражается во всех элементах мышления. У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития без специализированной поддержки практически нет вероятности в развитии словесно-логического мышления.
В процессе экспериментального изучения мышления нами разработана и осуществлена диагностика, которая была направлена на определение уровня развития мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Подобранная диагностика содержала следующие методики: методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене), диагностика уровня логического мышления «Нелепицы» (Р.С. Немов), методика «Складывание разрезанных картинок».
По итогам диагностического исследования были разработаны рекомендации, способствующие развитию мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Следовательно, цели и задачи, установленные в ходе исследования, достигнуты. Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования о том, что особенностями мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: недостаточный уровень развития логического, наглядно-действенного и словесно-логического мышления, подтвердилась не полностью, так как согласно диагностике, низкий и очень низкий уровень развития мышления был отмечен лишь у небольшого процента детей с ЗПР. Однако это не исключает разработку и проведение со всеми младшими школьниками с ЗПР коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование всех видов мышления.
Подобные работы
- Совершенствование наглядно-образного мышления у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития в процессе коррекционно-развивающей работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Особенности мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Изучение страхов детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Формирование творческого мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024



