Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Работа №17011

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
726
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы спортивного
ориентирования как эффективного средства физического воспитания . ...8
1.1. Современное состояние и история развития спортивного
ориентирования в Республике Тыва 8
1.2. Характеристика физической подготовки начинающих ориентировщиков 19
1.3. Спортивное ориентирование как средство формирования всестороннего
развития личности школьника 27
1.3.1. Воспитание нравственных и волевых качеств на уроках спортивного ориентирования 28
1.3.2. Содействие занятий спортивным ориентированием
умственному и эстетическому воспитанию личности 32
Глава 2. Методы и организация исследования 37
2.1. Методы исследования 37
2.2. Организация исследования 40
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1. Анализ влияния спортивного ориентирования на умственную
деятельность учащихся школы-интерната 41
3.2. Анализ уровня физической подготовленности участников эксперимента 48
Выводы 55
Список литературы 57



Актуальность исследования. За последние годы произошли социально-экономические изменения во всех сферах жизнедеятельности нашего общества.
Сложившаяся обстановка не могла не отразиться на отношении к физической культуре и спорту, организации соответствующей деятельности. Наметившиеся тенденции демократизации общества предъявляют качественно новые требования к организации и планированию физкультурно-спортивной работы с учащимися общеобразовательных школ. Сохранение здоровья учащихся и полноценное развитие их личности являются в конечном итоге основной целью образования, что отмечается в исследованиях Л.И. Лубышевой, В.И. Столярова, И.М. Быховской, В.К. Бальсевича, О.Л. Трещёвой и др.
Анализ научной и учебно-методической литературы показал, что в современной сельской школе недостаточно внимания уделено организации физического воспитания учащихся во внеучебное время, не разработана и не обоснована система занятий, позволяющая учитывать интересы самих учащихся, а также профессионально-специализированную подготовленность учителей физической культуры (Л.И. Сиднева, Е.П. Алексеева, В.М.Смолевский и др.). Традиционная организация учебно-воспитательного процесса в школе оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья учащихся. Уровень здоровья учащихся с каждым годом снижается (Г.Л.Апанасенко, А.Г. Щедрина и др.). Так число здоровых школьников за последнее десятилетие составляет: в младшем школьном возрасте - 10- 12%, среднем - 8% и старшем - 5% (Н.П. Абаскалова, Н.А. Ананьева, Л.К. Сидоров).
Для укрепления здоровья учащихся особую роль играет применение рациональных двигательных режимов и физических упражнений, которые не только бы удовлетворяли требования и соответствовали закономерностям развития физических качеств, но и отвечали мотивационным потребностям школьников, учет региональных особенностей общеобразовательных школ.
Однако комплексное изучение данной проблемы не получило должного освещения в существующих программах, направленных на совершенствование процесса физического воспитания сельских школ. Не разработано программно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся средних и старших классов, учитывающих интересы, мотивы и потребности данного возраста. В программах отсутствует теоретический курс, рассматривающий виды здоровья (социальное, физическое, психическое, нравственное,репродуктивное здоровье) и компоненты здорового образа жизни, не выделяется отдельно оздоровительный компонент для учащихся, содержащий сведения по сохранению, укреплению, коррекции здоровья, не учитывается гендерный подход к обучению.
Таким образом, налицо противоречие между ухудшением здоровья школьников и возросшими требованиями к развитию двигательных качеств,которые необходимо развивать и стимулировать в данном возрасте,отсутствием научно-методического обеспечения физического воспитания,учитывающее потребности учащихся средних и старших классов сельских школ, с другой стороны. Данные противоречия актуализируют проблематику исследования разработки и реализации образовательно-оздоровительной модели физического воспитания посредством занятий на открытой местности (туризм,спортивное ориентирование, лыжная подготовка, лыжное ориентирование и др.).
Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его формах и видах. Спортивное ориентирование как отдельный вид спорта вырос из туризма, является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Спортивное ориентирование можно рассматривать как модель различных жизненных ситуаций, встречающихся в военной, производственной деятельности и в спорте, которые возникают в условиях стресса и требуют одновременного проявления высокой физической и умственной работоспособности.
Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.
Существенное влияние на уровень соревновательной деятельности в ориентировании имеет способность к продуктивной мыслительной деятельности на фоне интенсивного бега. Физиологический фон соревновательной деятельности в спортивном ориентировании в целом сходен с другими видами спорта, где выносливость является определяющим фактором физической подготовленности. Меняющийся и, как правило, неровный грунт, а также особые технические действия, регулирующие скорость бега, являются примером тех факторов, которые придают ориентированию только ему присущие черты.
Таким образом, тренировка ориентировщиков создана по образцу видов спорта, относящихся к группе выносливости, а выше перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы исследования: «Влияние спортивного ориентирования на успеваемость и физическую подготовленность учащихся школы-интерната с. Черби».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс физического воспитания учащихся в общеобразовательной школы-интерната с. Черби.
Предмет исследования: спортивное ориентирование как эффективное средство физического воспитания и развития личности учащихся.
Цель исследования: опытно-экспериментальным путем проверить влияние спортивного ориентирования на успеваемость и физическую подготовленность учащихся школы-интерната с. Черби.. 
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что процесс подготовки учащихся 5,8 классов сельских школ, занимающихся спортивным ориентированием станет более эффективным, и будет способствовать улучшению результативности, если разработать и реализовать во внеучебном процессе методику физической подготовки школьников, включающую:
- современные физические упражнения на основе различных средств спортивной подготовки по ориентированию на местности, направленные на все физические качества;
- систему современных физических упражнений, направленных на развитие скоростных способностей и выносливость, проведение самостоятельных занятий;
Реализация данной методики в физическом воспитании школьников сельской местности позволит эффективно формировать личностные качества и системно укреплять и поддерживать здоровье учащихся в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития спортивного ориентирования в Республике Тыва.
2. Теоретически разработать методику физической подготовки
школьников, занимающихся спортивным ориентированием.
3. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность
предложенной методики на успеваемость и физическую подготовленность школьников.
Методологической основой и теоретической базой исследования явились:
- индивидуально-типологический подход к физическому воспитанию школьников (Г.К. Зайцев, В.Д. Сонькин), теория мотивации А. Маслоу и мотивация к двигательной активности Т.С. Лисицкой;
- современные здоровьесберегающие подходы к организации образовательного процесса (В.Ю. Гончаров, Ж.Б. Сафонова, О.Л. Трещёва); 
- теория и методика спортивного ориентирования, применение его средств в физическом воспитании школьников (В.Г. Акимов, Б.И. Огородников,Н.Н. Гелецкий, В.И. Тыкул и др.).
Научная новизна:
1. Научно обоснована эффективность использования спортивного ориентирования в физическом воспитании учащихся школы-интерната.
2. Изучено влияние спортивного ориентирования на успеваемость и физическую подготовленность учащихся школы-интерната с. Черби.
Теоретическая значимость. Разработанная программа по спортивному ориентированию Дажы Ч.А. как национально-региональный компонент для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ Республики Тыва, её теоретические положения могут служить отправной точкой и теоретико-методологической основой всестороннего развития личности школьников сельской местности.
Практическая значимость. Практические рекомендации использования спортивного ориентирования в учебно-воспитательном процессе учащихся 5-9 классов предназначены учителям физической культуры школ Республики Тыва и могут быть использованы при разработке системы подготовки и совершенствования знаний и умений начинающих ориентировщиков Республики Тыва.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Анализ состояния физического воспитания и здоровья школьников показал, что традиционные программы не в полной мере содержат рациональное сочетание общепрофилирующих и избирательно-оздоровительных направлений физической культуры для различных возрастных периодов онтогенеза и условий жизнедеятельности. Не имеют широкой направленности на реализацию современных физических упражнений в вариативной части, что позволяет дифференцированно подбирать содержание учебного материала во внеучебное время в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся,учитывающими их уровень здоровья.
2. Спортивное ориентирование можно рассматривать как модель различных жизненных ситуаций, встречающихся в военной,производственной деятельности и в спорте, которые возникают в условиях стресса и требуют одновременного проявления высокой физической и умственной работоспособности.
Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.
3. Реализация методики общей и специальной физической подготовки школьников, занимающихся спортивным ориентированием по разработанной образовательно-оздоровительной методике физического воспитания для школьников средних классов сельских школ Дажы Ч.А. выявила достоверный прирост показателей физической подготовленности школьников в ЭГ. Достоверно значимый прирост показателей ЭГ имеет место в тесте поднимание туловища из положения лёжа на спине (Р<0,05),в наклоне туловища из положения сидя (Р<0,05), в прыжках в длину с места (Р<0,05), в беге на 2000м (Р<0,05). В челночном беге 3х10м (Р<0,05) уменьшилось время пробегания и в данном тесте результат стал достоверно лучше в сравнении с исходным. Уровень физической подготовленности повысился на 3,2%. Достоверно выше стали показатели массы тела испытуемых ЭГ (Р<0,05), вместе с тем увеличились показатели окружности грудной клетки (Р<0,05). У учащихся КГ выявлены достоверные улучшения показателей гибкости (Р<0,05), челночного бега 3х10м (Р<0,05).
4. Проведённый педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики физического воспитания во внеучебное время учащихся 5,8 классов Чебинской школы-интерната с использованием средств спортивного ориентирования. Результаты эксперимента подтверждены методами математической статистики. Полученный исследуемый материал можно использовать во внеучебном процессе физического воспитания общеобразовательных сельских школ Республики Тыва.



1. Аг-оол Е.М. Методическое пособие для учителей физкультуры по разделам программы (10-11 классы) на основе использования национальных игр
2. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. - Минск:Полымя, 1987. - С. 78-98.
3. Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование. - Минск,1977. - 96 с.
4. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М., 1983. - 152с.
5. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М.,1985. - 37 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
8. Беляков Л.В., Ганюшкин А.Д., Моисеенков А.Л. Основы тренировки в ориентировании на местности. - Смоленск, 1973. - 118 с.
9. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. - М., 1982.- 37 с.
10. Борбай-оол М.В. Спортивное ориентирование в Республике Тыва -
прошлое, настоящее, будущее: Респуб. науч.-практ. конф. - Кызыл,1999. - С. 5-17.
11. Борбай-оол М.В. Детско-юношеский туризм на стыке двух веков:Респуб. науч.- практ. конф. - Кызыл, 1999. - С. 4-10.
12. Бреггинс Анни. Ориентирование по тропам. - М.: Библиотека инвалидного спорта, 1997. - 76 с.
13. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. -Волгоград, 1983. - 108 с. 
14. Васильев Н.Д., Рожнов А.Е. Характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 4. - 47 с.
15. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь физической и технической
подготовки в спортивном ориентировании // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 11. - С. 9-12.
16. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное
ориентирование: Учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - С. 130-182.
17. Геллер Е.М. Роль игры в формировании личности юного спортсмена,гражданина социального общества и идейно-политическое воспитание физкультурников и спортсменов. - М.,1979. - 39 с.
18. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. - М., 1973. - 2с.
19. Гелецкий В.М., Богащенко Ю.А. Развитие устойчивости внимания средствами спортивного ориентирования // Массовая физическая культура и профессия: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. - Омск,1990. - 27 с.
20. Гепецкий Н.Н., Якубович В.Б. Бег с картой. - Кишинев, 1972. - С.64-81.
21. Гогунов Е Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и
спорта: Учеб. пособ. для студентов выс. учеб. заведений. - М.:Академия, 2002. - С. 117-128.
22. Голицына И.И., Полякова В.П. Двигательная активность и физическое развитие школьников // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования:Тез. док. регион. науч.-практ. конф. - Омск, 1996. - 54 с.
23. Голубев В.С. Техническая и тактическая подготовка юных ориен-
тировщиков // Физическая культура в школе. -1969. - № 7. - С. 36-37. 
24. Дажы Ч.А., Ооржак Х.Д.-Н. «Основы спортивного ориентирования» учебно-методическое пособие Кызыл -2002
25. Дажы Ч.А. «Организация многодневных походов и массовых
туристических соревнований школьников» учебно-методическое пособие Кызыл-2006
26. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт,1973. - 143 с.
27. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. - М.:Физкультура и спорт, 1981. - 120 с.
28. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на
местности // Теория и практика физической культуры. -1971. - №12.-26 с.
29. Иванов А.В., Ширинян А.А. Влияние скорости передвижения
спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 93- С. 25-27.
30. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.:Физкультура и спорт, 1985. - 159 с.
31. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. - М., 1978. - 4 с.
32. Изоп Э. Игровой метод при обучении ориентированию на местности:Рабочая тетрадь новичка. - Таллинн: ТПИ, 1978. - 34 с.
33. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987. - С. 54-62.
34. Ингстрем А. В лесу и на опушке. - Физкультура и спорт, 1979. - 53 с.
35. Кивистик А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. -Тарту: Изд-во ТГУ, 1979. - 34 с.
36. Костылев В.В. Размышления о процессе ориентирования. - М., 1994. -29 с. 
37. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. - М.:Физкультура и спорт, 1984. - 102 с.
38. Матвеев А.П., Алексеев Н.И., Афанасьев В.З. и др. Примерная
учебная программа по физической культуре. Основная школа. - М.,1997. - С.9-16.
39. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 240 с.
40. Методические рекомендации по составлению спортивных карт. - М.,1974. - С. 34-35.
41. Моисеенков А.Л., Ганюшкин Л.Д. Специальная тренировка
внимания спортсменов-ориентировщиков // Теория и практика физич. культуры. - 1974. № 4. - С. 14-16.
42. Новиков А.Л. Контрольно-обучающее устройство по спортивному
ориентированию // Физическая культура в школе. 1985. - №11. - С.61-64.
43. Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО. - М., 1983. - 112 с.
44. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. - М., 1978. - 138 с.
45. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и
упражнений по спортивному ориентированию. - М., 1980. - 72 с.
46. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. - М., 1978. - 16 с.
47. Столов И.И., Киселев В.М. Совершенствование техники и тактики в
спортивном ориентировании: Метод. рекомендации. - М.: ВНИИФК,1988. - 33 с.
48. Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М., 1988. -С. 35-37.
49. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. - М.: Просвещение, 1990. -147с. 
50. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - Н., 2008.
51. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - С. 193-198.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ