ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы спортивного
ориентирования как эффективного средства физического воспитания . ...8
1.1. Современное состояние и история развития спортивного
ориентирования в Республике Тыва 8
1.2. Характеристика физической подготовки начинающих ориентировщиков 19
1.3. Спортивное ориентирование как средство формирования всестороннего
развития личности школьника 27
1.3.1. Воспитание нравственных и волевых качеств на уроках спортивного ориентирования 28
1.3.2. Содействие занятий спортивным ориентированием
умственному и эстетическому воспитанию личности 32
Глава 2. Методы и организация исследования 37
2.1. Методы исследования 37
2.2. Организация исследования 40
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1. Анализ влияния спортивного ориентирования на умственную
деятельность учащихся школы-интерната 41
3.2. Анализ уровня физической подготовленности участников эксперимента 48
Выводы 55
Список литературы 57
Глава 1. Теоретико-методологические основы спортивного
ориентирования как эффективного средства физического воспитания . ...8
1.1. Современное состояние и история развития спортивного
ориентирования в Республике Тыва 8
1.2. Характеристика физической подготовки начинающих ориентировщиков 19
1.3. Спортивное ориентирование как средство формирования всестороннего
развития личности школьника 27
1.3.1. Воспитание нравственных и волевых качеств на уроках спортивного ориентирования 28
1.3.2. Содействие занятий спортивным ориентированием
умственному и эстетическому воспитанию личности 32
Глава 2. Методы и организация исследования 37
2.1. Методы исследования 37
2.2. Организация исследования 40
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1. Анализ влияния спортивного ориентирования на умственную
деятельность учащихся школы-интерната 41
3.2. Анализ уровня физической подготовленности участников эксперимента 48
Выводы 55
Список литературы 57
Актуальность исследования. За последние годы произошли социально-экономические изменения во всех сферах жизнедеятельности нашего общества.
Сложившаяся обстановка не могла не отразиться на отношении к физической культуре и спорту, организации соответствующей деятельности. Наметившиеся тенденции демократизации общества предъявляют качественно новые требования к организации и планированию физкультурно-спортивной работы с учащимися общеобразовательных школ. Сохранение здоровья учащихся и полноценное развитие их личности являются в конечном итоге основной целью образования, что отмечается в исследованиях Л.И. Лубышевой, В.И. Столярова, И.М. Быховской, В.К. Бальсевича, О.Л. Трещёвой и др.
Анализ научной и учебно-методической литературы показал, что в современной сельской школе недостаточно внимания уделено организации физического воспитания учащихся во внеучебное время, не разработана и не обоснована система занятий, позволяющая учитывать интересы самих учащихся, а также профессионально-специализированную подготовленность учителей физической культуры (Л.И. Сиднева, Е.П. Алексеева, В.М.Смолевский и др.). Традиционная организация учебно-воспитательного процесса в школе оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья учащихся. Уровень здоровья учащихся с каждым годом снижается (Г.Л.Апанасенко, А.Г. Щедрина и др.). Так число здоровых школьников за последнее десятилетие составляет: в младшем школьном возрасте - 10- 12%, среднем - 8% и старшем - 5% (Н.П. Абаскалова, Н.А. Ананьева, Л.К. Сидоров).
Для укрепления здоровья учащихся особую роль играет применение рациональных двигательных режимов и физических упражнений, которые не только бы удовлетворяли требования и соответствовали закономерностям развития физических качеств, но и отвечали мотивационным потребностям школьников, учет региональных особенностей общеобразовательных школ.
Однако комплексное изучение данной проблемы не получило должного освещения в существующих программах, направленных на совершенствование процесса физического воспитания сельских школ. Не разработано программно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся средних и старших классов, учитывающих интересы, мотивы и потребности данного возраста. В программах отсутствует теоретический курс, рассматривающий виды здоровья (социальное, физическое, психическое, нравственное,репродуктивное здоровье) и компоненты здорового образа жизни, не выделяется отдельно оздоровительный компонент для учащихся, содержащий сведения по сохранению, укреплению, коррекции здоровья, не учитывается гендерный подход к обучению.
Таким образом, налицо противоречие между ухудшением здоровья школьников и возросшими требованиями к развитию двигательных качеств,которые необходимо развивать и стимулировать в данном возрасте,отсутствием научно-методического обеспечения физического воспитания,учитывающее потребности учащихся средних и старших классов сельских школ, с другой стороны. Данные противоречия актуализируют проблематику исследования разработки и реализации образовательно-оздоровительной модели физического воспитания посредством занятий на открытой местности (туризм,спортивное ориентирование, лыжная подготовка, лыжное ориентирование и др.).
Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его формах и видах. Спортивное ориентирование как отдельный вид спорта вырос из туризма, является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Спортивное ориентирование можно рассматривать как модель различных жизненных ситуаций, встречающихся в военной, производственной деятельности и в спорте, которые возникают в условиях стресса и требуют одновременного проявления высокой физической и умственной работоспособности.
Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.
Существенное влияние на уровень соревновательной деятельности в ориентировании имеет способность к продуктивной мыслительной деятельности на фоне интенсивного бега. Физиологический фон соревновательной деятельности в спортивном ориентировании в целом сходен с другими видами спорта, где выносливость является определяющим фактором физической подготовленности. Меняющийся и, как правило, неровный грунт, а также особые технические действия, регулирующие скорость бега, являются примером тех факторов, которые придают ориентированию только ему присущие черты.
Таким образом, тренировка ориентировщиков создана по образцу видов спорта, относящихся к группе выносливости, а выше перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы исследования: «Влияние спортивного ориентирования на успеваемость и физическую подготовленность учащихся школы-интерната с. Черби».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс физического воспитания учащихся в общеобразовательной школы-интерната с. Черби.
Предмет исследования: спортивное ориентирование как эффективное средство физического воспитания и развития личности учащихся.
Цель исследования: опытно-экспериментальным путем проверить влияние спортивного ориентирования на успеваемость и физическую подготовленность учащихся школы-интерната с. Черби..
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что процесс подготовки учащихся 5,8 классов сельских школ, занимающихся спортивным ориентированием станет более эффективным, и будет способствовать улучшению результативности, если разработать и реализовать во внеучебном процессе методику физической подготовки школьников, включающую:
- современные физические упражнения на основе различных средств спортивной подготовки по ориентированию на местности, направленные на все физические качества;
- систему современных физических упражнений, направленных на развитие скоростных способностей и выносливость, проведение самостоятельных занятий;
Реализация данной методики в физическом воспитании школьников сельской местности позволит эффективно формировать личностные качества и системно укреплять и поддерживать здоровье учащихся в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития спортивного ориентирования в Республике Тыва.
2. Теоретически разработать методику физической подготовки
школьников, занимающихся спортивным ориентированием.
3. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность
предложенной методики на успеваемость и физическую подготовленность школьников.
Методологической основой и теоретической базой исследования явились:
- индивидуально-типологический подход к физическому воспитанию школьников (Г.К. Зайцев, В.Д. Сонькин), теория мотивации А. Маслоу и мотивация к двигательной активности Т.С. Лисицкой;
- современные здоровьесберегающие подходы к организации образовательного процесса (В.Ю. Гончаров, Ж.Б. Сафонова, О.Л. Трещёва);
- теория и методика спортивного ориентирования, применение его средств в физическом воспитании школьников (В.Г. Акимов, Б.И. Огородников,Н.Н. Гелецкий, В.И. Тыкул и др.).
Научная новизна:
1. Научно обоснована эффективность использования спортивного ориентирования в физическом воспитании учащихся школы-интерната.
2. Изучено влияние спортивного ориентирования на успеваемость и физическую подготовленность учащихся школы-интерната с. Черби.
Теоретическая значимость. Разработанная программа по спортивному ориентированию Дажы Ч.А. как национально-региональный компонент для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ Республики Тыва, её теоретические положения могут служить отправной точкой и теоретико-методологической основой всестороннего развития личности школьников сельской местности.
Практическая значимость. Практические рекомендации использования спортивного ориентирования в учебно-воспитательном процессе учащихся 5-9 классов предназначены учителям физической культуры школ Республики Тыва и могут быть использованы при разработке системы подготовки и совершенствования знаний и умений начинающих ориентировщиков Республики Тыва.
Сложившаяся обстановка не могла не отразиться на отношении к физической культуре и спорту, организации соответствующей деятельности. Наметившиеся тенденции демократизации общества предъявляют качественно новые требования к организации и планированию физкультурно-спортивной работы с учащимися общеобразовательных школ. Сохранение здоровья учащихся и полноценное развитие их личности являются в конечном итоге основной целью образования, что отмечается в исследованиях Л.И. Лубышевой, В.И. Столярова, И.М. Быховской, В.К. Бальсевича, О.Л. Трещёвой и др.
Анализ научной и учебно-методической литературы показал, что в современной сельской школе недостаточно внимания уделено организации физического воспитания учащихся во внеучебное время, не разработана и не обоснована система занятий, позволяющая учитывать интересы самих учащихся, а также профессионально-специализированную подготовленность учителей физической культуры (Л.И. Сиднева, Е.П. Алексеева, В.М.Смолевский и др.). Традиционная организация учебно-воспитательного процесса в школе оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья учащихся. Уровень здоровья учащихся с каждым годом снижается (Г.Л.Апанасенко, А.Г. Щедрина и др.). Так число здоровых школьников за последнее десятилетие составляет: в младшем школьном возрасте - 10- 12%, среднем - 8% и старшем - 5% (Н.П. Абаскалова, Н.А. Ананьева, Л.К. Сидоров).
Для укрепления здоровья учащихся особую роль играет применение рациональных двигательных режимов и физических упражнений, которые не только бы удовлетворяли требования и соответствовали закономерностям развития физических качеств, но и отвечали мотивационным потребностям школьников, учет региональных особенностей общеобразовательных школ.
Однако комплексное изучение данной проблемы не получило должного освещения в существующих программах, направленных на совершенствование процесса физического воспитания сельских школ. Не разработано программно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся средних и старших классов, учитывающих интересы, мотивы и потребности данного возраста. В программах отсутствует теоретический курс, рассматривающий виды здоровья (социальное, физическое, психическое, нравственное,репродуктивное здоровье) и компоненты здорового образа жизни, не выделяется отдельно оздоровительный компонент для учащихся, содержащий сведения по сохранению, укреплению, коррекции здоровья, не учитывается гендерный подход к обучению.
Таким образом, налицо противоречие между ухудшением здоровья школьников и возросшими требованиями к развитию двигательных качеств,которые необходимо развивать и стимулировать в данном возрасте,отсутствием научно-методического обеспечения физического воспитания,учитывающее потребности учащихся средних и старших классов сельских школ, с другой стороны. Данные противоречия актуализируют проблематику исследования разработки и реализации образовательно-оздоровительной модели физического воспитания посредством занятий на открытой местности (туризм,спортивное ориентирование, лыжная подготовка, лыжное ориентирование и др.).
Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его формах и видах. Спортивное ориентирование как отдельный вид спорта вырос из туризма, является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Спортивное ориентирование можно рассматривать как модель различных жизненных ситуаций, встречающихся в военной, производственной деятельности и в спорте, которые возникают в условиях стресса и требуют одновременного проявления высокой физической и умственной работоспособности.
Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.
Существенное влияние на уровень соревновательной деятельности в ориентировании имеет способность к продуктивной мыслительной деятельности на фоне интенсивного бега. Физиологический фон соревновательной деятельности в спортивном ориентировании в целом сходен с другими видами спорта, где выносливость является определяющим фактором физической подготовленности. Меняющийся и, как правило, неровный грунт, а также особые технические действия, регулирующие скорость бега, являются примером тех факторов, которые придают ориентированию только ему присущие черты.
Таким образом, тренировка ориентировщиков создана по образцу видов спорта, относящихся к группе выносливости, а выше перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы исследования: «Влияние спортивного ориентирования на успеваемость и физическую подготовленность учащихся школы-интерната с. Черби».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс физического воспитания учащихся в общеобразовательной школы-интерната с. Черби.
Предмет исследования: спортивное ориентирование как эффективное средство физического воспитания и развития личности учащихся.
Цель исследования: опытно-экспериментальным путем проверить влияние спортивного ориентирования на успеваемость и физическую подготовленность учащихся школы-интерната с. Черби..
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что процесс подготовки учащихся 5,8 классов сельских школ, занимающихся спортивным ориентированием станет более эффективным, и будет способствовать улучшению результативности, если разработать и реализовать во внеучебном процессе методику физической подготовки школьников, включающую:
- современные физические упражнения на основе различных средств спортивной подготовки по ориентированию на местности, направленные на все физические качества;
- систему современных физических упражнений, направленных на развитие скоростных способностей и выносливость, проведение самостоятельных занятий;
Реализация данной методики в физическом воспитании школьников сельской местности позволит эффективно формировать личностные качества и системно укреплять и поддерживать здоровье учащихся в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития спортивного ориентирования в Республике Тыва.
2. Теоретически разработать методику физической подготовки
школьников, занимающихся спортивным ориентированием.
3. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность
предложенной методики на успеваемость и физическую подготовленность школьников.
Методологической основой и теоретической базой исследования явились:
- индивидуально-типологический подход к физическому воспитанию школьников (Г.К. Зайцев, В.Д. Сонькин), теория мотивации А. Маслоу и мотивация к двигательной активности Т.С. Лисицкой;
- современные здоровьесберегающие подходы к организации образовательного процесса (В.Ю. Гончаров, Ж.Б. Сафонова, О.Л. Трещёва);
- теория и методика спортивного ориентирования, применение его средств в физическом воспитании школьников (В.Г. Акимов, Б.И. Огородников,Н.Н. Гелецкий, В.И. Тыкул и др.).
Научная новизна:
1. Научно обоснована эффективность использования спортивного ориентирования в физическом воспитании учащихся школы-интерната.
2. Изучено влияние спортивного ориентирования на успеваемость и физическую подготовленность учащихся школы-интерната с. Черби.
Теоретическая значимость. Разработанная программа по спортивному ориентированию Дажы Ч.А. как национально-региональный компонент для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ Республики Тыва, её теоретические положения могут служить отправной точкой и теоретико-методологической основой всестороннего развития личности школьников сельской местности.
Практическая значимость. Практические рекомендации использования спортивного ориентирования в учебно-воспитательном процессе учащихся 5-9 классов предназначены учителям физической культуры школ Республики Тыва и могут быть использованы при разработке системы подготовки и совершенствования знаний и умений начинающих ориентировщиков Республики Тыва.
1. Анализ состояния физического воспитания и здоровья школьников показал, что традиционные программы не в полной мере содержат рациональное сочетание общепрофилирующих и избирательно-оздоровительных направлений физической культуры для различных возрастных периодов онтогенеза и условий жизнедеятельности. Не имеют широкой направленности на реализацию современных физических упражнений в вариативной части, что позволяет дифференцированно подбирать содержание учебного материала во внеучебное время в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся,учитывающими их уровень здоровья.
2. Спортивное ориентирование можно рассматривать как модель различных жизненных ситуаций, встречающихся в военной,производственной деятельности и в спорте, которые возникают в условиях стресса и требуют одновременного проявления высокой физической и умственной работоспособности.
Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.
3. Реализация методики общей и специальной физической подготовки школьников, занимающихся спортивным ориентированием по разработанной образовательно-оздоровительной методике физического воспитания для школьников средних классов сельских школ Дажы Ч.А. выявила достоверный прирост показателей физической подготовленности школьников в ЭГ. Достоверно значимый прирост показателей ЭГ имеет место в тесте поднимание туловища из положения лёжа на спине (Р<0,05),в наклоне туловища из положения сидя (Р<0,05), в прыжках в длину с места (Р<0,05), в беге на 2000м (Р<0,05). В челночном беге 3х10м (Р<0,05) уменьшилось время пробегания и в данном тесте результат стал достоверно лучше в сравнении с исходным. Уровень физической подготовленности повысился на 3,2%. Достоверно выше стали показатели массы тела испытуемых ЭГ (Р<0,05), вместе с тем увеличились показатели окружности грудной клетки (Р<0,05). У учащихся КГ выявлены достоверные улучшения показателей гибкости (Р<0,05), челночного бега 3х10м (Р<0,05).
4. Проведённый педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики физического воспитания во внеучебное время учащихся 5,8 классов Чебинской школы-интерната с использованием средств спортивного ориентирования. Результаты эксперимента подтверждены методами математической статистики. Полученный исследуемый материал можно использовать во внеучебном процессе физического воспитания общеобразовательных сельских школ Республики Тыва.
2. Спортивное ориентирование можно рассматривать как модель различных жизненных ситуаций, встречающихся в военной,производственной деятельности и в спорте, которые возникают в условиях стресса и требуют одновременного проявления высокой физической и умственной работоспособности.
Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.
3. Реализация методики общей и специальной физической подготовки школьников, занимающихся спортивным ориентированием по разработанной образовательно-оздоровительной методике физического воспитания для школьников средних классов сельских школ Дажы Ч.А. выявила достоверный прирост показателей физической подготовленности школьников в ЭГ. Достоверно значимый прирост показателей ЭГ имеет место в тесте поднимание туловища из положения лёжа на спине (Р<0,05),в наклоне туловища из положения сидя (Р<0,05), в прыжках в длину с места (Р<0,05), в беге на 2000м (Р<0,05). В челночном беге 3х10м (Р<0,05) уменьшилось время пробегания и в данном тесте результат стал достоверно лучше в сравнении с исходным. Уровень физической подготовленности повысился на 3,2%. Достоверно выше стали показатели массы тела испытуемых ЭГ (Р<0,05), вместе с тем увеличились показатели окружности грудной клетки (Р<0,05). У учащихся КГ выявлены достоверные улучшения показателей гибкости (Р<0,05), челночного бега 3х10м (Р<0,05).
4. Проведённый педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики физического воспитания во внеучебное время учащихся 5,8 классов Чебинской школы-интерната с использованием средств спортивного ориентирования. Результаты эксперимента подтверждены методами математической статистики. Полученный исследуемый материал можно использовать во внеучебном процессе физического воспитания общеобразовательных сельских школ Республики Тыва.



