Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 7
1.1. Сущность понятия «связная речь» в современной психолого -
педагогической литературе 7
1.2. Формирование связной речи в онтогенезе 14
1.3. Особенности формирования связной речи у младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня 21
Выводы по I главе 28
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей сформированности
связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 30
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению
сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня 35
2.3. Методические рекомендации по формированию связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 40
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложения
Актуальность. В современном мире одной из важнейших задач образования детей младшего школьного возраста является развитие речевого общего и речи в целом. Успех школьного обучения ребенка во многом зависит от того, насколько развита его связная речь. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать полные развернутые ответы на вопросы, умение самостоятельно выражать свои мысли, либо суждения - все эти и другие учебные действия предполагают достаточно развитого уровня связной речи (монологической и диалогической) у учеников начальной школы.
Поскольку связная речь имеет характер последовательного систематического подробного изложения, ее следует рассматривать как сложную форму речевой деятельности. Именно поэтому от развитой связной речи зависит полнота познания окружающего мира, успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Также к связной речи можно отнести и овладение грамматическим строем речи, и его практическое применение, и умение последовательно, связно и ясно для других людей передавать содержание готового текста, и умение составлять связный текст без помощи.
Именно поэтому, если ребенок при рассказе, о чем - либо, будет четко представлять предмет своего рассказа, будет анализировать сказанное и выделять свойства и качества этого предмета, а также устанавливать временные и причинно - следственные связи между предметами либо событиями рассказа, то его рассказ будет считаться связным. Это в свою очередь свидетельствует о том, что ребенок имеет высокий уровень развития связной речи.
Для того, чтобы достичь высокого показателя развития связной речи, учащийся начальной школы должен умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать слова, которые подходят для выражения данной мысли, правильно строить сложные предложения и использовать для этого языковые средства для связи предложений.
В свою очередь, высокий уровень развития связной речи наблюдается у детей при нормальном речевом развитии. Это считается наиболее важным критерием не только для успешного обучения ребенка в школе, но и для всестороннего развития его личности.
Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, С.Я. Рубинштейн, А.Р. Лурия и др. в своих психолого - педагогических исследованиях ссылаются на то, что в современном мире наблюдается увеличение числа детей, которые имеют нарушения в речевом развитии. Среди таких детей они выделяют детей с общим недоразвитием речи. У этих детей становление связной речи осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями. У них наблюдаются сложные расстройства речи. Такие дети, как правило, имеют нарушения в формировании всех компонентов речи, связанных с звуковой и смысловой стороной. В связи с этим наблюдается снижение уровня сформированности связной речи. Этим обусловлена актуальность проблемы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Данная проблема актуальна и сегодня, ведь работа над развитием связной речи положительно влияет на формирование речевой системы и последующего обучения детей в школе.
Цель исследования - изучение особенностей сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и разработка методических рекомендаций по коррекции связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования - связная речь детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - особенности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить логопедическую, психолого - педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования; проанализировать и раскрыть сущность понятия «связная речь», определить особенности сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Апробировать содержание диагностического комплекса по определению уровня сформированности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по коррекции связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания: использование в речи простых нераспространенных предложений; присутствие в речи аграмматизмов; неточное использование лексических значений слов; наличие трудностей в логической последовательности при пересказе, при составлении рассказов- описаний; неправильное оформление предложений в составленных рассказах.
Методы исследования: теоретическое (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (констатирующий эксперимент).
Теоретическая значимость заключается в систематизации данных об особенностях связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня и методах коррекции.
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть использованы специалистами, работающими с детьми, которые имеют нарушения в связной речи, а также родителями детей с речевой патологией.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №21 г. Канска.
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап (сентябрь-декабрь 2022 г.).
2. Основной этап (январь-февраль 2023 г.)
3. Заключительный этап (март-апрель 2023г.)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Правильная и грамотная связная речь ребенка является важнейшим компонентом развития его личности. Благодаря этому компоненту младшие школьники усваивают ценности национальной культуры, знакомятся с нормами социума. Поэтому большое внимание в школе уделяется развитию связной речи.
Значение формирования умений и навыков связного рассказывания определяется еще и тем, что этот вид речевой деятельности вызывает самые большие трудности у младших школьников с общим недоразвитием речи и при спонтанном формировании он не достигает того уровня развития, который достигается за счет специального обучения. Большая часть разработок в сфере формирования связной речи свидетельствует о том, насколько важно знание особенностей развития умений и навыков связной речи у младших школьников с ОНР.
Работа была направлена на выявление уровня сформированности связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, на выявление особенностей их связной речи.
В первой главе нами была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература по проблеме исследования, было рассмотрено понятие «связная речь» разных авторов, рассмотрено формирование связной речи в онтогенезе, были выявлены особенности связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, рассмотрены особенности формирования связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Во второй главе нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого был исследован уровень сформированности связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
После обследования нами было выявлено, что из пятнадцати обследуемых детей девять имеют средний уровень развития связной речи и шесть - низкий уровень.
При анализе результатов обследования нами были выявлены следующие особенности сформированности связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня:
1. Затруднения в пересказе знакомых и незнакомых текстов.
2. Затруднения при выделении главной мысли рассказа.
3. Затруднения в последовательном изложении событий.
4. Опускание важных деталей, событий рассказа.
5. Непонимание смысла прочитанного, услышанного.
6. Нарушения в последовательности событий.
7. Бедность словарного запаса.
С помощью данного эксперимента мы смогли получить наиболее полную и точную оценку речевой способности ребенка. И на основе полученных данным мы смогли составить методические рекомендации, целью которых является коррекция связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза, основанная на предположении, что у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания, подтвердилась.
1) Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. Высш. и сед. Пед. учеб. заведений. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С.253-254, 256
2) Алшинбекова Г.К. Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий [ТЕКСТ] // Исследования молодых ученых: материалы XI Междунар. науч. нонф. - Казань: Молодой ученый, 2020. - С.51-53
3) Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе №4 / Е. В. Архипова. - К.: Начальная школа, 2000. - С. 35-39.
4) Баринова Е. Л. Связная речь и пути овладения ею в школе / Е. Л. Баринова. - М.: Просвещение, 1996. - С. 3-12.
5) Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа № 4, 2010. - С. 47 - 51.
6) Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2014. - С.102
7) Бронникова Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников/ Ю. О. Бронникова // Начальная школа № 10, 2008. - С. 41-44.
8) Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - С.37-55
9) Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология, 2002. - №1. - С.69
10) Глухов, В.П. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: библиотека практикующего логопеда / В.П. Глухов., М.: АРКТИ, 2002. - С.53
11) Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией [ТЕКСТ] / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - №6. - С.7-16)
12) Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. - М.: Просвещение, 1991. - С.4-5
13) Запорожец И. В. Культура речи / И. В. Запорожец // Начальная школа № 5. - К.: Просвещение, 2003. - С. 38-39.
14) Запорожца А. В. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М.: Педагогика, 1990. - С. 42-45, 170-181.
15) Капышева Н.А. Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок // Логопедия, 2003. - №1-2. - С.44-50
16) Ладыженская Т. А. Обучение связной речи в школе. Методы обучения в современной школе / Т. А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1983. - С. 8-25.
17) Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой]. Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Эксмо, 2019. - С.317-318, 321-326
18) Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.В. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - С.516-517, 523-524
19) Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: гуманит. изд. центр Владос, 1998. - С.635-633, 642
20) Парамонова Л.Г. Логопедия для всех [ТЕКСТ] / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Питер, 2004. С.24
21) Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 1979. - С.425, 431-432
22) Специальная педагогика [ТЕКСТ]: кн. Для педагогов - дефектологов / Под ред. Н.М. Назаровой - М.: Академия, 2001. - С. 309-311
23) Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [ТЕКСТ] / Т.А. Ткаченко. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - С.2-3
24) Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. - СПБ: Детство - Пресс, 1999. - С.4
25) Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей семи лет: [пособ. для учит., логопедов и родителей] / Т.А. Ткаченко, А.В. Текучева. - М.: Просвещение, 2001. С. 53-63
26) Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст]/ Т.А. Ткаченко. - СПб: Детство-пресс, 2007. - С. 111
27) Тютюева И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [ТЕКСТ] / И.А. Тютюева // Концепт. - 2016. - Т.2. - С.91-95
28) Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - С.52-57, 113
29) Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР [ТЕКСТ] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис - пресс, 2011. С.4-6
30) Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - С.127
31) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч.1. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. - С.6
32) Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. - С.3