Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ОБРАЗА АВТОРА В РАССКАЗАХ Н.ТЭФФИ (МАТЕРИАЛЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ)

Работа №170079

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы49
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1._Образ автора как филологическая категория 5
Образ автора в произведении: общая характеристика и особенности 5
Филологическое понятие «нарратор» 11
Понятие модальности, способы выражения 13
Словесный ряд как способ раскрытия образа автора 17
Глава 2._Средства конструирования образа автора в рассказах Надежды
Тэффи 19
Особенности нарратива в рассказаз Надежды Тэффи 19
Способы выражения модальности в рассказах Надежды Тэффи 29
Словесный ряд в рассказах Надежды Тэффи 36
Глава 3. Материалы факультативного курса для школьников 10-11
классов 44
Заключение 47
Библиографический список 50

В рамках представленного исследования предлагается рассмотрение языковых особенностей выражения образа автора в рассказах Надежды Тэффи.
Термин «образ автора» принадлежит В.В.Виноградову, который дал точное его определение в своей работе «О художественной прозе» (1930 г.). За последние десятилетия изучением проблемы образа автора занимались многие ученые и исследователи: Б. О. Корман (1978), Н. П. Антипов (1991), Н. С. Валгина (1998), Е. И. Орлова (2008), Н. А. Кожевникова (2009).
Понятие «образ автора» можно рассматривать как с позиций лингвистики, так и со стороны литературоведения. Проблема образа автора в литературоведении исследуется с историко-литературной, психологической, социальной и эстетической точек зрения. В лингвистике же эта проблема рассматривается в композиционно-речевом и стилистическом аспекте.
Малоизученность творчества Надежды Тэффи является прямым обоснованием актуальности разрабатываемой в данной дипломной работе темы.
Целью данной работы является выявление и анализ лексических, лексико-грамматических и текстовых средств выражения образа автора в рассказах Надежды Тэффи.
Исходя из вышеназванной цели, определены следующие задачи исследования:
описать теоретические принципы определения категории образа автора в современной лингвистике;
определить языковые средства построения образа автора в художественном тексте;
выявить типы нарратива в рассказах Надежды Тэффи и описать приемы авторского повествования;
исследовать категорию модальности как элемент речевой организации текста и обозначить основные способы выражения модальности в тексте;
• выявить и исследовать лексические и лексико-грамматические средства выражения образа автора в рассказах Надежды Тэффи.
Объектом исследования являются языковые средства, участвующие в создании образа автора в художественном тексте, предметом исследования - 35 рассказов Надежды Тэффи («Флирт», «Явлоха», «Контакт», «Два роман с иностранцами», «Патриот», «Дядя Полкаша», «Они поют», «Тихий спутник», «Ведун», «Счастливая», «Марцелина», «Сладкие воспоминания», «Счастье», «Собака», «Психологические факты», «Мудрый человек», «Нигде», «Мой первый Толстой», «Катерина Петровна», «В Америку», «Вендетта», «Письма», «Мара Демиа», «Трагедия», «Воля», «Восток», «Подземные корни», «Чучело», «Катенька», «Гильотина», «Даровой конь», «Брошечка», «Жизнь и воротник», «За стеной»).
Основными методами дипломной работы являются:
описательный метод (наблюдение над употреблением автором языковых единиц выражения образа автора);
метод филологического анализа текста в качестве основополагающего.
Научная новизна исследования проявляется в характере избранного для анализа материала, а именно: в том, что в процессе исследования рассматриваются языковые средства выражения образа автора как филологической категории в произведениях Надежды Тэффи.
Теоретическая часть работы включает описание и систематизацию языковых средств, связанных с определением категории «образа автора» в современной лингвистике.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследовав и проанализировав аспекты, касающиеся проблемы выражения образа автора как филологическую категории в рассказах Надежды Тэффи, мы пришли к следующим выводам.
Понятие «образ автора» отражается в филологической науке и выражает особую эстетическую категорию, возникающую тогда, когда внутри произведения создается образ творца. Многие исследователи работали над данным вопросом, особенно большое внимание этому уделили ученые В.В.Виноградов, М. М. Бахтин, А.И.Горшков.
В. В. Виноградов делал акцент на способах выявления языка автора в структуре художественного текста, то есть придавал проблеме лингвистический аспект. Именно он ввёл термин «образ автора», который выступает как «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейностилистическим средоточием, фокусом целого» [Виноградов 1971: 152].
Если В. В. Виноградов при рассмотрении категории образа автора следует от текста, то М. М. Бахтин - от понятий эстетики и философии. Он определяет отношения автора и героя как проблему взаимодействия. На первое место им ставится вопрос о соотношении реальной личности творца и сотворённого им «образа автора» в произведении искусства.
Наиболее тесно с понятием «образ автора» связана модальность. Это многоаспектная категория, активно взаимодействующая с другими функционально-семантическими языковыми средствами.
Различая объективную и субъективную модальность, исследователи подчеркивают, что объективная содержится в любом высказывании, поскольку отражает отношение между содержанием высказывания и действительностью. Субъективная модальность выражается различными способами: модальными словами и частицами, глагольными формами наклонений, междометиями, модальными предикатами, словами категории состояния с модальным значением.
Образ автора является тем связующим звеном, которое многоликость поэзии надежды Тэффи в единую систему. Своеобразие творчества Надежды Тэффи заключается в том, что автор, обычно скрытый, предстаёт в живом облике.
В рассказах Надежды Тэффи мы находим различные типы нарратора. Это такие как:
Непричастный нарратор - не участвует в событиях произведения, находится «над» произведением («Выслужился», «Проворство рук», «Явдоха», «Флирт» и т.д.)
Непричастный очевидец - все знает о событиях произведения, присутствует, но не участвует («Два романа с иностранцами»)
Второстепенный персонаж - присутствует в истории, в которой центральной фигурой является иное лицо («Патриот»).
Один из главных персонажей - является полноценным и равноправным участником событий наряду с другими персонажами («Дядя Полкаша»)
Автобиографический нарратор («Они поют»).
Образы автора и героя часто становятся взаимопроникающими и взаимопереходящими. Писательница с легкостью растворяется в своих персонажах.
В результате анализа материала в аспекте анализа языковых средств выражения субъективно-модальных значений, приходим к выводу, что в рассказах используются разнообразные средства языка для выражения образа автора, т.к. в каждой выделенной языковой единице содержится мнение, мысли и чувства самого автора. Нами были выявлены следующие языковые средства выражения субъективной (авторской) модальности.
...


Ахметова Г. Д. Языковые процессы в современной русской прозе (на рубеже ХХ-ХХ1 вв.). Новосибирск : Наука, 2008.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975 .- 502 с.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979 - 424 с.
Бонецкая Н. К. Образ автора как эстетическая категория. - М.: Наука, 1986 - С. 15 - 24
Бочкарева Е. В. Комическое в художественном мире Н. А. Тэффи: дис. На соискание науч. степени канд. филологич. наук: 10.01.01 / Елена Владимировна Бочкарева. - Ульяновск, 2009. - 212 с.
Валгина Н. С. Теория текста : учеб. пособие. М., 2003.- 173 с.
Василенко Л. И. Модальные слова как средство авторизации текста. - НДВШ, Филологические науки, 2002, № 4 - 151 с.
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Академии Наук СССР, 1963 - 255 с.
Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Избр. труды. Исследования по русской грамматике. - М.: Наука, 1975 - 559 с.
Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959 - 655 с.
Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981 - 320 с.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981 - 139 с.
Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: 10 - 11 кл.: 9-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 492 с. - илл.
Горшков А.И. Стилистика русского языка. Стилистика текста и функциональная стилистика. — М.: Астрель, 2006. — 367 с.
Женетт Ж. Работы по поэтике. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998 URL: http://niv.ru/doc/zhenett-raboty-po-poetike/index.htm.
... всего 40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ