Введение 2
Глава 1. Теоретические основы нравственного сознания младших школьников 5
1.1 Анализ понятия нравственного сознания в научной психолого -
педагогической литературе 5
1.2. Особенности нравственного сознания в младшем школьном возрасте 13
1.3. Пути формирования нравственного сознания младших школьников ... 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальна работа по изучению особенностей
нравственного сознания младших школьников 28
2.1 Диагностическая программа исследования нравственного сознания
младших школьников 28
2.2. Анализ результатов констатирующего среза 33
2.3. Методические рекомендации по формированию нравственного сознания
младших школьников 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основной задачей личностно-ориентированного образования является создание новой системы ценностей, которая способствовала бы становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. Вопрос о формировании нравственного сознания детей рассматривается в таких документах, как ФГОС НОО (Федеральный государственный стандарт начального общего образования), Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Проблема формирования нравственного сознания детей младшего школьного возраста очень актуальна. В современном обществе сложилась ситуация, когда «клиповое мышление», навязанное гаджетами, не позволяет детям развиваться на основе истинных культурных ценностей. Дети не понимают что такое «хорошо», и что такое «плохо», не видят перед собой достойных примеров для подражания, не читают книг, не умеют заботиться о других людях. Это ведет общество к моральной деградации. Формирование нравственного сознания детей школьного возраста является сложной задачей воспитания в условиях современной школы.
В наше время педагоги отмечают, что дети становятся все более агрессивными, жестокими. Они замкнуты на себе и на собственных интересах, не развиваются эмоционально. Сейчас, когда все чаще можно встретить насилие, и жестокость, проблема формирования нравственного сознания становится все более актуальной. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к технологии коллективных творческих дел, разработанной Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук, последователем А. С. Макаренко. В коллективной творческой деятельности каждый ребенок может показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свои качества : инициативность, ответственность, общительность. Коллективное творческое дело позволяет детям проявлять, развивать и совершенствовать нравственные качества, задатки и способности, потребности и отношения, расти духовно.
Проблемой нравственного сознания занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Б.С. Братусь, И.В. Сушкова, О.В. Казаченко, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.
КТД как технология, способствующая формированию нравственного сознания, разрабатывалась в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И. П. Иванова, А. В. Мудрика, О.В. Лишина, В.А. Караковского и др.
Все выше сказанное определило тему нашего исследования - «Особенности нравственного сознания младших школьников».
Объект исследования: нравственное сознание.
Предмет исследования: особенности нравственного сознания младших школьников.
Цель исследования: выявление особенностей нравственного сознания младших школьников.
Гипотеза исследования. Нравственное сознание младших школьников представляет собой знание нравственных императивов и ценностей, выработанные нравственные чувства и привычки, выработанные формы поведения в ситуациях нравственного выбора, и зависит от глубины понимания нравственных категорий, от устойчивости и активности нравственных реакций ребенка, от типа взаимодействия с окружающим
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме нравственного сознания младших школьников.
2. Определить и теоретически обосновать критерии исследования.
3. Разработать диагностическую программу исследования.
4. Провести констатирующий эксперимент.
5. Разработать методические рекомендации.
6. Сделать выводы и обобщения.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и обобщение; анализ; анкетирование; опрос; сравнение; эксперимент.
База исследования стала ЧОУ «Красноярская православная гимназия». В исследовании приняли участие обучающиеся 1- 4 классов в количестве 29 человек.
Данное исследование было посвящено важному вопросу -особенностям формирования нравственного сознания младших школьников.
В исследовании доказывается, что:
• сознание - это процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя;
• нравственное сознание - это представление о должном (мораль), это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении;
• нравственное сознание формируется при сознательном освоении общественно значимой деятельности, осознании её значения, осмысления участия в ней;
• нравственное сознание проявляется в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика.
Анализ научных источников позволил проанализировать проблему формирования нравственного сознания у младших школьников и подчеркнуть, что формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и представлений, являющихся нравственными знаниями, которые присваиваются ребенком в процессе деятельности и общения. Ассимиляция нравственных понятий и представлений ведет к возникновению нравственных чувств, которые со своей стороны способствуют более глубокому усвоению нравственных знаний. Сознание ребенка становится эмоционально отзывчивым, а понятие - персонально принятым. Конечной целью формирования нравственного сознания и чувств считается способность сделать нравственно верный выбор в ситуации.
Анализ проведенного эмпирического исследования доказывает, что для детей младшего школьного возраста характерны восприимчивость, коммуникативность. В младшем школьном возрасте формируется способность к сознательному руководству собственным поведением, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.
Важной чертой личности данного возраста является повышенная восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм.
Поэтому мы пришли к выводу о том, что учет особенностей и новообразований младшего школьного возраста позволяет более продуктивно выстраивать процесс формирования нравственного сознания младших школьников.
В методических рекомендациях исследования подчеркивается, что главным воспитательным результатом внеурочной деятельности является непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его активному участию в том или ином виде деятельности. Для достижения высокого уровня воспитательных результатов особое значение имеет получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Основываясь на выводах научных исследований по вопросам формирования нравственного сознания важно предложить детям такую деятельность, которая вовлекала бы младших школьников в разнообразную, содержательную коллективную деятельность, как в социальном, так и в нравственном отношении, помогала бы на практике, в конкретных значимых делах формировать у детей представления о базовых нравственных понятиях, стремление трудится на пользу и радость людям, при этом, совершенствуя себя.
Мы считаем, что среди приоритетных направлений в процессе формирования нравственного сознания младших школьников, целесообразно использовать технологию КТД (коллективных творческих дел) потому, что она способствует достижению одной из главных целей нравственного воспитания- формированию у подрастающего поколения нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственного чувства, соответствующего современному образу жизни, а также формированию активной жизненной позиции каждого ребенка, привычки руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствами общественного долга.
Важным выводом исследования является утверждение о том, что нравственное сознание младших школьников представляет собой знание нравственных императивов и ценностей, выработанные нравственные чувства и привычки, выработанные формы поведения в ситуациях нравственного выбора, и зависит от глубины понимания нравственных категорий, от устойчивости и активности нравственных реакций ребенка, от взаимодействия с окружающими.
В заключении можно утверждать, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
1. Абишева Г.К. Темербаева Ж.А. Воспитание Нравственность
Образование Педагогика // Вестник КазНПУ. - 2015г
2. Аванесян, И. Д. Педагогика общей заботы - ресурс воспитания XXI века // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - Вып. 1 (5).
3. Аманбеккызы Ж., Ибрагимова У.Б., Мейрбекова Р.Т., Умирзахова Г.А. Нравственное воспитанние и формирование культуры поведения старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1-1. - С. 8-12
4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. — М. : Наука, 1977. C- 135
5. Аристотель Сочинения: в 4-х т. Т.4 / Пер. с древнегреч.;Общ.ред.А.И. Доватура.-М.:Мысль,1983.-830с.-(Филос.наследие. Т. 90).- Ин.т философии.
6. Бахтин, М.М. К философии поступка /М.М.Бахтин // Философия и социология науки и техники.М.: Наука, 2006. - 249с.
7. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С.Братусь. - М.: Роспедагенство, 2004., с.41
8. Володева А.А. Проблема нравственного воспитания в общеобразовательной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский - М.: Педагогика, 2001. - 479с.
10. Выготский Л.С. Раннее детство. //Собрание сочинений. Т.4. — М.: Педагогика, 1984 — С. 340-367.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. //Собрание сочинений. Т.2. М.: Педагогика, 1982 -С. 361.
12. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. - С.169.
13. Выготский Л.С. «Психология развития человека» «Сознание как проблема психологии поведения» Из книги:(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. —C¬58.)
14. Гегель Георг Вильгельм Фридрих Перевод с немецкого Г.Г. Шпета. -М.: Наука, 2000. -495 с.
15. Гербарт, И.Ф.Общая педагогика, выведенная из цели воспитания / И.Ф.Гербарт - Москва // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учебное пособие / сост. А.И.Пискунов- 2-е издание, переработанное. - Москва: Просвещение, 1981. - С. 332-352.
16. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду 51 /
Г.Н.Година; под ред. А.М. Виноградовой // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников - М.: Просвещение, 1998., с.38.
17. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения)
18. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М.: МГУ, 1974. C.22; Аристотель. Никомахова этика, V, VII - 1134b 20-30 // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - С. 160 .
19. Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности / А.А.Гусейнов - М.: Гардарики, 2009. - 223с.
20. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.; Бабанский, Ю.К. Педагогика / Под редакцией Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2012. — 479 с.
21. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Учеб. пособие для студентов психол. специальностей и направлений / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2001.
22. Иванов И. П. Семь заповедей Коммуны // В кн.: «Созидание: теория и методика воспитания». — Санкт-Петербург, 2003.
23. Ильичева И.М.Психология духовности:дис. ...д-ра психол.наук.СПб.,- 450с.
24. Казаченко О.В. Изучение проблемы сознания в парадигме наук: психологии, философии, лингвистики. //Вестник РУДН, серия Теория языка: Семиотика. Симантика,2015, №3, Московский городской педагогический университет.
25. Каиров, И.А. Педагогический словарь: В 2 -х т./Отв. ред. И.А. Каиров. - М.: Изд-во АПН.1960.
26. Кессиди Ф.Х. Сократ. - М.: Мысль, 1988. — 220 с. (2-е изд.)
27. Колесникова Н.Б. Развитие индивидуального нравственного сознания младших школьников как необходимое условие формирования базовой культуры личности / Н.Б.Колесникова // Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика - М.: Просвещение, 2015. - С. 161-165. с.162.
28. Кольберг, Д. Стадии и последовательность: когнитивноразвивающий подход к социализации. Руководство по межкультурному развитию человека / Д.Кольберг // Перевод с англ. Г. Эушеде - NewYork: GarlandPress. - 2009. - с.208.
29. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное.М.: Карапуз, 2008, 288 с.
30. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А.Крутецкий - М.: Просвещение, 2002. -, с.79; Леонтьев, А.Н. Психологическая теория деятельности / А.Н.Леонтьев - М.: Педагогика, 2003., с.318].
31. Крюкова, И. И. Опыт использования КТД во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища / И. И. Крюкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.5 (112.5). — С. 30-32.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А. - М.: Книга по Требованию, 2012. - С40.
33. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1, М.: Педагогика, 1983г.
34. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / Издательский дом "Питер", 2012г.
35. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки / Под общей редакцией Ю.П. Сенокосова. М.: Лабиринт, 1996. С. 215.
36.Общая психология :2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1976 г.
37.Овчарова Р.В. Нравственное самосознание и внутренняя позиция личности подростка в состоянии социально-педагогической запущенности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-13. - С. 2970-2974.
38.Овчарова Р.В.Нравственное развитие личности: от детства к
отрочеству//Теория и практика общественного развития,2013, № 11
39.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012г.
40. Петровский А.В. Общая психология. - Изд. 3, перераб. и доп.1986. - 464 с.
41. Пискарева М.Г., Мишанина В.И. Коллективные творческие дела как средство формирования детского коллектива // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12-4. - С. 560-561;
42. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 176 с. — (Библиотека журнала «Директор школы».)
43. Прокофьева Н.В. Внешние и внутренние факторы формирования морально-нравственного сознания индивида // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2012.- № 2.-С. 9-11
44. Психологический словарь // под.ред. Р.С.Немов. - М.: Владос, 2007.
45. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. Г. Панов. - М.: Большая Рос.энцикл., 1993-1999.
46. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
48. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2002г.
49. Словарь терминов по общей и социальной педагогике под ред. А.С. Воронин: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
50. Смирнов И.Т. Философия: Учеб. - М., 1998. - С.159 - 179.
51. Спиркин, Александр Георгиевич Философия [Текст] : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. - 828 с
52. Строгович М.С. Проблемы судебной этики. - М.: Наука, 1974. - 272 с.
53. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива - Москва: Молодая гвардия, 1975 - с.238
54. Сушкова, И.В. Моделирование процесса формирования нравственных представлений и понятий у детей 6 - 8-ми лет / И.В. Сушкова // Дошкольник и младший школьник в системе образования: материалы международной научно-практической конференции / - СПб.: Изд-во РГПУ им. И.А. Герцена, 2014., с.75.
55. Ушинский, К.Д. Соч., т. 9 / К.Д. Ушинский. -М, - 1950. - 775 с.
56. Федосеева, О. Ю. Сущностные характеристики духовно-нравственного
воспитания младших школьников / О. Ю. Федосеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 619¬622. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13504/(дата обращения:
22.10.2020).
57. Философский словарь под ред. Фролова И.Т.М.: Республика, 2001. — 719 с. (7-е издание, переработанное и дополненное)
58. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2001 г.