Особенности нравственного сознания младших школьников
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы нравственного сознания младших школьников 5
1.1 Анализ понятия нравственного сознания в научной психолого -
педагогической литературе 5
1.2. Особенности нравственного сознания в младшем школьном возрасте 13
1.3. Пути формирования нравственного сознания младших школьников ... 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальна работа по изучению особенностей
нравственного сознания младших школьников 28
2.1 Диагностическая программа исследования нравственного сознания
младших школьников 28
2.2. Анализ результатов констатирующего среза 33
2.3. Методические рекомендации по формированию нравственного сознания
младших школьников 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретические основы нравственного сознания младших школьников 5
1.1 Анализ понятия нравственного сознания в научной психолого -
педагогической литературе 5
1.2. Особенности нравственного сознания в младшем школьном возрасте 13
1.3. Пути формирования нравственного сознания младших школьников ... 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальна работа по изучению особенностей
нравственного сознания младших школьников 28
2.1 Диагностическая программа исследования нравственного сознания
младших школьников 28
2.2. Анализ результатов констатирующего среза 33
2.3. Методические рекомендации по формированию нравственного сознания
младших школьников 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основной задачей личностно-ориентированного образования является создание новой системы ценностей, которая способствовала бы становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. Вопрос о формировании нравственного сознания детей рассматривается в таких документах, как ФГОС НОО (Федеральный государственный стандарт начального общего образования), Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Проблема формирования нравственного сознания детей младшего школьного возраста очень актуальна. В современном обществе сложилась ситуация, когда «клиповое мышление», навязанное гаджетами, не позволяет детям развиваться на основе истинных культурных ценностей. Дети не понимают что такое «хорошо», и что такое «плохо», не видят перед собой достойных примеров для подражания, не читают книг, не умеют заботиться о других людях. Это ведет общество к моральной деградации. Формирование нравственного сознания детей школьного возраста является сложной задачей воспитания в условиях современной школы.
В наше время педагоги отмечают, что дети становятся все более агрессивными, жестокими. Они замкнуты на себе и на собственных интересах, не развиваются эмоционально. Сейчас, когда все чаще можно встретить насилие, и жестокость, проблема формирования нравственного сознания становится все более актуальной. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к технологии коллективных творческих дел, разработанной Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук, последователем А. С. Макаренко. В коллективной творческой деятельности каждый ребенок может показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свои качества : инициативность, ответственность, общительность. Коллективное творческое дело позволяет детям проявлять, развивать и совершенствовать нравственные качества, задатки и способности, потребности и отношения, расти духовно.
Проблемой нравственного сознания занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Б.С. Братусь, И.В. Сушкова, О.В. Казаченко, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.
КТД как технология, способствующая формированию нравственного сознания, разрабатывалась в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И. П. Иванова, А. В. Мудрика, О.В. Лишина, В.А. Караковского и др.
Все выше сказанное определило тему нашего исследования - «Особенности нравственного сознания младших школьников».
Объект исследования: нравственное сознание.
Предмет исследования: особенности нравственного сознания младших школьников.
Цель исследования: выявление особенностей нравственного сознания младших школьников.
Гипотеза исследования. Нравственное сознание младших школьников представляет собой знание нравственных императивов и ценностей, выработанные нравственные чувства и привычки, выработанные формы поведения в ситуациях нравственного выбора, и зависит от глубины понимания нравственных категорий, от устойчивости и активности нравственных реакций ребенка, от типа взаимодействия с окружающим
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме нравственного сознания младших школьников.
2. Определить и теоретически обосновать критерии исследования.
3. Разработать диагностическую программу исследования.
4. Провести констатирующий эксперимент.
5. Разработать методические рекомендации.
6. Сделать выводы и обобщения.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и обобщение; анализ; анкетирование; опрос; сравнение; эксперимент.
База исследования стала ЧОУ «Красноярская православная гимназия». В исследовании приняли участие обучающиеся 1- 4 классов в количестве 29 человек.
Проблема формирования нравственного сознания детей младшего школьного возраста очень актуальна. В современном обществе сложилась ситуация, когда «клиповое мышление», навязанное гаджетами, не позволяет детям развиваться на основе истинных культурных ценностей. Дети не понимают что такое «хорошо», и что такое «плохо», не видят перед собой достойных примеров для подражания, не читают книг, не умеют заботиться о других людях. Это ведет общество к моральной деградации. Формирование нравственного сознания детей школьного возраста является сложной задачей воспитания в условиях современной школы.
В наше время педагоги отмечают, что дети становятся все более агрессивными, жестокими. Они замкнуты на себе и на собственных интересах, не развиваются эмоционально. Сейчас, когда все чаще можно встретить насилие, и жестокость, проблема формирования нравственного сознания становится все более актуальной. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к технологии коллективных творческих дел, разработанной Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук, последователем А. С. Макаренко. В коллективной творческой деятельности каждый ребенок может показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свои качества : инициативность, ответственность, общительность. Коллективное творческое дело позволяет детям проявлять, развивать и совершенствовать нравственные качества, задатки и способности, потребности и отношения, расти духовно.
Проблемой нравственного сознания занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Б.С. Братусь, И.В. Сушкова, О.В. Казаченко, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.
КТД как технология, способствующая формированию нравственного сознания, разрабатывалась в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И. П. Иванова, А. В. Мудрика, О.В. Лишина, В.А. Караковского и др.
Все выше сказанное определило тему нашего исследования - «Особенности нравственного сознания младших школьников».
Объект исследования: нравственное сознание.
Предмет исследования: особенности нравственного сознания младших школьников.
Цель исследования: выявление особенностей нравственного сознания младших школьников.
Гипотеза исследования. Нравственное сознание младших школьников представляет собой знание нравственных императивов и ценностей, выработанные нравственные чувства и привычки, выработанные формы поведения в ситуациях нравственного выбора, и зависит от глубины понимания нравственных категорий, от устойчивости и активности нравственных реакций ребенка, от типа взаимодействия с окружающим
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме нравственного сознания младших школьников.
2. Определить и теоретически обосновать критерии исследования.
3. Разработать диагностическую программу исследования.
4. Провести констатирующий эксперимент.
5. Разработать методические рекомендации.
6. Сделать выводы и обобщения.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и обобщение; анализ; анкетирование; опрос; сравнение; эксперимент.
База исследования стала ЧОУ «Красноярская православная гимназия». В исследовании приняли участие обучающиеся 1- 4 классов в количестве 29 человек.
Данное исследование было посвящено важному вопросу -особенностям формирования нравственного сознания младших школьников.
В исследовании доказывается, что:
• сознание - это процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя;
• нравственное сознание - это представление о должном (мораль), это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении;
• нравственное сознание формируется при сознательном освоении общественно значимой деятельности, осознании её значения, осмысления участия в ней;
• нравственное сознание проявляется в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика.
Анализ научных источников позволил проанализировать проблему формирования нравственного сознания у младших школьников и подчеркнуть, что формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и представлений, являющихся нравственными знаниями, которые присваиваются ребенком в процессе деятельности и общения. Ассимиляция нравственных понятий и представлений ведет к возникновению нравственных чувств, которые со своей стороны способствуют более глубокому усвоению нравственных знаний. Сознание ребенка становится эмоционально отзывчивым, а понятие - персонально принятым. Конечной целью формирования нравственного сознания и чувств считается способность сделать нравственно верный выбор в ситуации.
Анализ проведенного эмпирического исследования доказывает, что для детей младшего школьного возраста характерны восприимчивость, коммуникативность. В младшем школьном возрасте формируется способность к сознательному руководству собственным поведением, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.
Важной чертой личности данного возраста является повышенная восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм.
Поэтому мы пришли к выводу о том, что учет особенностей и новообразований младшего школьного возраста позволяет более продуктивно выстраивать процесс формирования нравственного сознания младших школьников.
В методических рекомендациях исследования подчеркивается, что главным воспитательным результатом внеурочной деятельности является непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его активному участию в том или ином виде деятельности. Для достижения высокого уровня воспитательных результатов особое значение имеет получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Основываясь на выводах научных исследований по вопросам формирования нравственного сознания важно предложить детям такую деятельность, которая вовлекала бы младших школьников в разнообразную, содержательную коллективную деятельность, как в социальном, так и в нравственном отношении, помогала бы на практике, в конкретных значимых делах формировать у детей представления о базовых нравственных понятиях, стремление трудится на пользу и радость людям, при этом, совершенствуя себя.
Мы считаем, что среди приоритетных направлений в процессе формирования нравственного сознания младших школьников, целесообразно использовать технологию КТД (коллективных творческих дел) потому, что она способствует достижению одной из главных целей нравственного воспитания- формированию у подрастающего поколения нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственного чувства, соответствующего современному образу жизни, а также формированию активной жизненной позиции каждого ребенка, привычки руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствами общественного долга.
Важным выводом исследования является утверждение о том, что нравственное сознание младших школьников представляет собой знание нравственных императивов и ценностей, выработанные нравственные чувства и привычки, выработанные формы поведения в ситуациях нравственного выбора, и зависит от глубины понимания нравственных категорий, от устойчивости и активности нравственных реакций ребенка, от взаимодействия с окружающими.
В заключении можно утверждать, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
В исследовании доказывается, что:
• сознание - это процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя;
• нравственное сознание - это представление о должном (мораль), это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении;
• нравственное сознание формируется при сознательном освоении общественно значимой деятельности, осознании её значения, осмысления участия в ней;
• нравственное сознание проявляется в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика.
Анализ научных источников позволил проанализировать проблему формирования нравственного сознания у младших школьников и подчеркнуть, что формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и представлений, являющихся нравственными знаниями, которые присваиваются ребенком в процессе деятельности и общения. Ассимиляция нравственных понятий и представлений ведет к возникновению нравственных чувств, которые со своей стороны способствуют более глубокому усвоению нравственных знаний. Сознание ребенка становится эмоционально отзывчивым, а понятие - персонально принятым. Конечной целью формирования нравственного сознания и чувств считается способность сделать нравственно верный выбор в ситуации.
Анализ проведенного эмпирического исследования доказывает, что для детей младшего школьного возраста характерны восприимчивость, коммуникативность. В младшем школьном возрасте формируется способность к сознательному руководству собственным поведением, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.
Важной чертой личности данного возраста является повышенная восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм.
Поэтому мы пришли к выводу о том, что учет особенностей и новообразований младшего школьного возраста позволяет более продуктивно выстраивать процесс формирования нравственного сознания младших школьников.
В методических рекомендациях исследования подчеркивается, что главным воспитательным результатом внеурочной деятельности является непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его активному участию в том или ином виде деятельности. Для достижения высокого уровня воспитательных результатов особое значение имеет получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Основываясь на выводах научных исследований по вопросам формирования нравственного сознания важно предложить детям такую деятельность, которая вовлекала бы младших школьников в разнообразную, содержательную коллективную деятельность, как в социальном, так и в нравственном отношении, помогала бы на практике, в конкретных значимых делах формировать у детей представления о базовых нравственных понятиях, стремление трудится на пользу и радость людям, при этом, совершенствуя себя.
Мы считаем, что среди приоритетных направлений в процессе формирования нравственного сознания младших школьников, целесообразно использовать технологию КТД (коллективных творческих дел) потому, что она способствует достижению одной из главных целей нравственного воспитания- формированию у подрастающего поколения нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственного чувства, соответствующего современному образу жизни, а также формированию активной жизненной позиции каждого ребенка, привычки руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствами общественного долга.
Важным выводом исследования является утверждение о том, что нравственное сознание младших школьников представляет собой знание нравственных императивов и ценностей, выработанные нравственные чувства и привычки, выработанные формы поведения в ситуациях нравственного выбора, и зависит от глубины понимания нравственных категорий, от устойчивости и активности нравственных реакций ребенка, от взаимодействия с окружающими.
В заключении можно утверждать, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
Подобные работы
- Развитие эмоций и чувств как условие успешного
нравственного воспитания младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства (Крымский Федеральный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Нравственное воспитание младших школьников, в процессе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «НАРОДОВЕДЕНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «НАРОДОВЕДЕНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2013 - Формирование нравственной воспитанности у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



