ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ С ПЕДАГОГАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Психологическая характеристика понятия общения 7
1.2. Характеристика подростка как субъекта общения в психологической
литературе 12
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПЕДАГОГАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных 26
2.3. Тренинговая программа развития навыков общения мальчиков-
подростков с педагогами в условиях общеобразовательной школы 35
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность исследования состоит в том, что сегодня, происходят масштабные изменения в образовательном процессе, тяжелее всего приходится подросткам, у которых миропонимание еще не устоялось, а также система ценностей остается подвижной. Для формирования человека значителен любой возраст. Но подростковый возраст занимает особенное место в психологии, это самый тяжелый и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Создание общения между педагогом и подростками может быть сложной, но основополагающей частью обучения. Эффективное общение может помочь создать и укрепить безопасную учебную среду, в которой обучающиеся могут преуспевать и учиться.
Важность установления конструктивного общения между педагогом и подростком имеет решающее значение для его развития и дальнейшего обучения. Навыки общения, которые подростки приобретают в школе, необходимы во всех сферах жизни. Кроме того, доказано, что благоприятные отношения между педагогом и учеником оказывают положительное влияние на участие в занятиях, вовлеченность и, в конечном счете, на успеваемость ученика.
Общение между педагогами и обучающимися будет эффективным и иметь потенциал для улучшения при создании позитивной среды в классе. Однако отношения требуют работы с обеих сторон. Коммуникационные барьеры в классе, безусловно, затрудняют обучающимся получение максимальной отдачи от своего образования.
Значительную роль в жизни подростка играет общение, которое изменяет их убеждения, взгляд на жизнь. Проблема общения, вызывала и вызывает по сей день активный интерес у исследователей. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблему общения и роли его в развитии человека исследовали такие учёные, как Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.Я. Варга и др.
Проблема психологических особенностей общения у подростков приобретает особую актуальность в связи с определением условий результативного взаимодействия подростка с педагогами, которые предполагают знание возрастных и психологических представлений о развитии подростка.
В решении трудных и разносторонних задач формирования личности немаловажная роль принадлежит исследованию навыков общения, которые в зависимости от психологических особенностей подростка могут мотивировать, а иногда и сдерживать его активность, способствовать нравственному взрослению.
Объект исследования: общение подростков и педагогов
Предмет исследования: особенности общение подростков и педагогов общеобразовательной школы.
Цель исследования: выявить особенности общения подростков с педагогами, а также разработать и апробировать тренинговую программу, направленную на развитие навыков общения педагогов с подростками в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза: в основу исследования легло предположение о том, что:
- существуют отличия в общении девочек и мальчиков с педагогами в условиях общеобразовательной школы. А именно: для девочек общение, является самоцелью, у мальчиков выполняет второстепенные функции; девочки склонны к целевому, а мальчики к инструментальному общению; коммуникативные интересы мальчиков направлены на обстоятельства межличностного взаимодействия, у девочек на ситуацию межличностного взаимодействия; ведущими мотивами общения у девочек является желание поделиться различными мыслями и переживаниями, у мальчиков - общность интересов и дел.
С учетом цели исследования, его объекта и предмета, а также сформулированной гипотезы решены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу и обобщить основные подходы к исследованию понимания, особенностей общения подростка с педагогами
- провести эмпирическое исследование особенностей общения подростков с педагогами в условиях общеобразовательной школы;
- разработать тренинговую программу развития навыков общения подростков с педагогами в условиях общеобразовательной школы
Методологическую основу исследования составляют теоретические положения, выдвинутые в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Завражнова, Д.Б. Эльконина. Общие положения взаимоотношений старших подростков с педагогами рассматривались в работах Л.В. Байборода, А.А. Бодалев, Б.С. Волков, Н.В. Волкова и др.
Методы исследования: В соответствии с задачами исследования использовались следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: тестирование, анкетирование;
- обработка материалов исследования проводилась с помощью метода математической статистики.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ. Выборка состоит из 16 обучающихся 8 класса в возрасте 14-15 лет.
Практическая значимость: полученные результаты эмпирического исследования и тренинговая программа могут быть использованы педагогами и психологами общеобразовательных школ для коррекции общения педагогов с подростками.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка использованных источников, состоящего из 45 источников.
Проведенное исследование особенностей общения подростков с педагогами позволило сделать нами следующие выводы:
Процесс общения подростков является тонким и сложным. У детей подростковый возраст отличается физиологическими и психологическими изменениями. Для младшего подростка общение со сверстниками приобретает все большее значение. Ведь общение - это проводник знаний, через который юноши узнают много жизненно важных вещей, о которых они по разным причинам не рассказывают взрослым. Развиваются необходимые навыки социального взаимодействия, включая способность следовать групповой дисциплине, отстаивая при этом свои права. Развиваются навыки общения.
В педагогической деятельности общение служит средством выполнения учебных задач, социально-психологического обеспечения учебного процесса, организации взаимоотношений между преподавателем и студентами, что способствует успешности обучения и воспитания.
Особым видом общения является педагогическое общение. Педагогическое общение определяется как система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, воспитательное воздействие и организация взаимоотношений посредством.
Эмоционально комфортное и индивидуально развивающее педагогическое общение необходимо. Умение помочь подросткам обрести уверенность в том, что они выступают в качестве полноправных партнеров учителя, и способность преодолевать естественные проблемы общения, обусловленные различиями в подготовке, - все это примеры профессионализма в общении учителя. Учителю важно помнить, что эффективное общение - это разделение духовных идеалов с учениками, а не умение поддерживать дисциплину. Язык доверия, а не приказов, является преобладающим языком среди подростков.
Построение и поддержание конструктивных отношений подростка и педагогов в современном технологически подкованном мире является сложной задачей.
Когда у педагогов взаимопонимание и общение с подростками, все только выигрывают, подростки, когда их педагоги делятся идеями, уважают их и вносят свой вклад в позитивную образовательную среду. Все начинается с общения, переходя в крепкие отношения, закладывающих фундамент для важных достижений.
Для выявления особенностей общения подростков и педагогов, было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ «СОШ», в котором участвовали 16 подростков, 8 девочек и 8 мальчиков, в возрасте 13-15 лет.
Для исследования общения педагога и подростков были выбраны методики, которые отвечают цели, являются апробированными и общепринятыми: «Анкета для изучения удовлетворенности коммуникациями обучающихся с педагогом», диагностика эффективности педагогических коммуникаций (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева), тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности».
Проведенное исследование показало, что существуют следующие проблемы: на сегодняшний день наиболее развиты в сфере общения в исследуемой группе девочки, они более эффективно общаются с педагогами, чем мальчики, это показали результаты первых двух методик. Мы установили, что общение мальчиков с педагогами отличается общением с ними от девочек: удовлетворенность коммуникациями у девочек выше, чем у мальчиков, это видно из ответов обучающихся, средний процент отрицательных ответов при оценке учителя, для каждого педагога у девочек ниже. Исходя из вышесказанного, нами определено, что необходима коррекционная работа, направленная на развитие навыков общения для мальчиков-подростков.
Для развития навыков общения нами предложена тренинговая программа, которая направлена на решение проблемы низкого уровня сформированное™ общения мальчиков-подростков с педагогами.
Важность программы обусловлена тем, что большое количество подростков испытывают трудности в общении со своими преподавателями. Основной деятельностью подростков является общение, которое имеет решающее значение в образовательном процессе. Навыки конструктивного межличностного контакта у подростков развиты слабо, что может привести к проблемам в общении и разногласиям с преподавателями.
Данная программа содержит цели и задачи, научно-методологические основы, общепринятые психолого-педагогические принципы, содержание целевой группы и условия реализации программы, структуру и продолжительность коррекционных занятий, методы и формы, используемые при реализации, требования в специалистам и материально-технической оснащенности, разработан тематический план коррекции навыков общения мальчиков подростков с педагогами и комплекс заданий и упражнений для коррекции и развития навыков общения, определены ожидаемые результаты реализации программы.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд. Ленингр. ун-та, 2008. 339 с.
2. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2014. 111 с.
3. Блект Р. Алхимия общения. М.: Изд. «АСТ», 2019. 224 с.
4. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Институт практической психологии, 2006. 213 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во МПСИ, 2015. 390 с.
6. Викторова Е.А., Скляренко Н.И. Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психолого - педагогического сопровождения в образовательных организациях региона. Белгород, 2020. 485 с.
7. Висторобская В.Д. К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса// Молодой ученый. 2017. №15. С. 556-560.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В., Орлова Е.А. Психология педагогического общения: учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 328 с.
9. Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Педагогика 1984. 132 с.
10. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2018. 240 с.
11. Гильбух Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся // Педагогика. 2012. № 5. С. 24-28.
12. Демчинская А.П. Особенности взаимоотношений учителя с учениками в малокомплектой школе // Педагогика. 2013. № 4. С.25-29.
13. Дмитриева Л. А. Психология профессионального общения в следственной деятельности: учебное пособие. М.: Юнити, 2015. 189 с.
14. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М.: Форум, 2011. 496 с.
15.Завражнов В.В., Железнова Е.Д. Возможности оптимизации
межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы// Молодой ученый. 2017. № 19. С. 271-274.
16.Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. Ростов н/Д: РГПИ, 2009. 323 с.
17. Каган М.С. Мир общения. М.: Просвещение, 1987. 256 с.
18. Калинина Т.В., Костин С.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте // Молодой ученый. 2016. № 23. С. 430-433.
19. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. 2005. № 4. С. 9-16.
20. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. М.: Просвещение, 2007. 290 с.
21. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М.: Изд. «Роспедагентство», 1995. 108 с.
22. Конушкина А.О., Федорова А.В. Современные коммуникации:
организационный подход // Инновационная наука. 2015. № 3. С. 247-252.
23. Кудимова Т.В. Модели педагогического общения в образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. № 23. С. 494-496.
24. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.; Проспект, 1996. 367 с.
25. Лысенко Е.М. Возрастная психология. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. 173 с.
26. Макаренко А.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика. 2004. Т. 4. 360 с.
27. Митичева Т.И., Максимова А.А. Особенности взаимоотношений
подростков со сверстниками в условиях сельской школы// Молодой ученый. 2014. № 21.1. С. 198-200.
28. Накамото С. Гений общения. Как им стать? Спб.: Питер, 2020. 240 с.
29.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Дело, 2013. 442 с.
30. Ореховская Н.А. Социальные коммуникации. М.: Инфра-М, 2014. 224 с.
31. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг: избранные труды. М.: Смысл, 2007. 687 с.
32. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев ; под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. 431 с.
33. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. М.: НАУКА, 2004. 560 с.
34. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Рассвет, 1999. 620 с.
35. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 127 с.
36. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. Москва: Институт практической психологии, 2016. 219с.
37. Семчук Е.В. О понятии «общение» // Молодой ученый. 2017. № 25. С. 260-261.
38. Степанов О.Г., Панова Н.В. Святая наука - расслышать друг друга: Книга об общении. М.: Независимая фирма «Класс», 2019. 168 с.
39. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение: Педагогическая психология для студентов вузов. Ростов н / Д: «Феникс», 2004. 247с.
40. Холодковская О.С., Пашнина В.А. Трудный переходный возраст. Легкое решение сложных проблем. СПб.: ИК «Крылов», 2011. 128с.
41.Чапаева П.О. Актуальные проблемы психологии общения // Молодой ученый. 2018. № 12. С. 137-141.
42. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000. 416 с.
43.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
44.Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Исследование возрастных и индивидуальных особенностей младших подростков методом наблюдения. Москва: УМК Психология, 2000.227 с.
45.Педагогическое общение URL: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i- pedagogika/library/2015/(дата обращения: 15.01.22).