Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ СЮЖЕТНЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Работа №170028

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2021
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки обучения решению сюжетных арифметических задач младших школьников 6
1.1. Понятие «задача» в образовательных контекстах 6
1.2. Психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста,
влияющие на обучение решению сюжетных арифметических задач 14
1.3. Методические особенности организации процесса обучения решению
сюжетных арифметических задач в начальной школе 24
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Исследование актуального состояния сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи обучающимися 3 класса 37
2.1. Способы оценки умения решать сюжетные арифметические задачи
младшими школьниками 37
2.2. Методика проведения констатирующего эксперимента для определения
актуального уровня сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи обучающимися 3 класса 45
2.3. Описание комплекса упражнений, направленного на коррекцию
актуального состояния сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи младшими школьниками 52
Выводы по 2 главе 65
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложение А 73
Приложение Б 76
Приложение В


В курсе начальной школы сюжетная арифметическая задача считается самым сложным метапредметным упражнением, но при этом обладающим богатым ресурсом для развития мышления младших школьников. Умелое использование текстовых задач в обучении математике поможет учителю добиться необходимых предметных результатов.
Проблема обучения решению сюжетных арифметических задач всегда была обсуждаемой среди ученых, психологов и методистов. Данная проблема рассмотрена в работах А. В. Белошистой, М. А. Бантовой, Н. Б. Истоминой, М. И. Моро, Д. Пойа, Л. Г. Петерсон, Л. М. Фридмана, С. Е. Царевой и многих других.
Каждый автор предлагает свой методический вариант решения вопроса - Как научить детей решать задачи? Однако в работах отмечается, что решение задач является наиболее проблемной частью курса математики начальной школы. Иными словами, имеет место некоторое противоречие между наличием разработанных методов и приёмов обучения решению задач и затруднениями, возникающими у обучающихся начальной школы при работе с сюжетными арифметическими задачами.
На сегодняшний день требования к результатам освоения образовательных программ младшими школьниками устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Одним из предметных результатов по математике во ФГОС для начальной школы является «умение решать текстовые задачи», что подтверждает актуальность выделенной проблемы.
Обратим внимание на метапредметный характер такого учебного упражнения, как текстовая арифметическая задача. Например, составляющие процесса решения задачи: анализ текста, поиск стратегии решения проблемной ситуации, моделирование ситуации, вычисление значения выражения и другие являются общими (универсальными) способами деятельности. Применение данных навыков происходит не только непосредственно при решении текстовых задач, но и на других учебных предметах и в жизни ребенка вообще.
В текстовых задачах математические понятия и отношения описаны через явления окружающего мира. Иными словами, задачи являются средством формирования умения строить математические модели реальных явлений. Поэтому данный вид упражнения помогает ребенку решать многие вопросы в бытовой, повседневной жизни. В этом же заключатся практическая значимость сюжетных арифметических задач и вообще математики как науки.
Таким образом, данная проблема действительно является актуальной для современной начальной школы, и чтобы определить дальнейшую стратегию ее решения, во-первых, необходимо понимать, что такое сюжетная арифметическая задача. Во-вторых, важно иметь представление об актуальном состоянии сформированности умения решать текстовые задачи младшими школьниками и, наконец, ориентироваться на основные направления работы по формированию данного умения у обучающихся начальных классов.
Объект исследования - процесс обучения решению сюжетных арифметических задач младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи младшими школьниками и способы его улучшения.
Гипотеза: в процессе освоения начального курса математики у обучающихся 3 класса преимущественно на среднем уровне сформировано умение решать сюжетные арифметические задачи, которое характеризуется следующими критериями:
1. понимание текста задачи;
2. правильность выбора арифметического действия;
3. соответствие пояснительного текста.
Цель исследования - разработать комплекс упражнений, который можно использовать в процессе обучения решению сюжетных арифметических задач младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Определить актуальный уровень сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи у младших школьников.
3. Провести статистическую обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
4. Представить содержательный анализ результатов исследования и убедиться, что гипотеза верна или неверна.
5. Разработать комплекс упражнений, направленный на изменение актуального состояния умения решать сюжетные арифметические задачи обучающимися начальной школы.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, констатирующий эксперимент, наблюдение.
Экспериментальная база исследования: МАОУ «СШ «Комплекс Покровский» г. Красноярска.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании методической и психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что проблема развития умения решать сюжетные арифметические задачи младшими школьниками актуальная на современном этапе развития науки и требует дальнейшего исследования.
Процесс формирования и развития умения решать сюжетные арифметические задачи происходит на уроках математики. В учебной программе по математике нет ограничений в использовании текстов задач или зданий, не входящих в содержание определенного УМК. Поэтому учитель может усовершенствовать задания из учебника, преобразовывать их для решения определенных задач и целей или применять на практике задания, разработанные самостоятельно или из систем развивающего обучения. При этом важно, чтобы задания соответствовали требованиям ФГОС НОО и учитывали психовозрастные особенности младшего школьного возраста.
Чтобы определить актуальный уровень сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи у младших школьников мы вслед за А.В. Белошистой взяли за основу следующие критерии: понимание текста задачи, правильность выбора арифметического действия, соответствие пояснительного текста.
На основе выделенных критериев были проведены методики, с целью определения уровня сформированности каждого их них. Результаты констатирующего эксперимента показали, что большая часть обучающихся исследуемого класса имеет средний уровень сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи. Остальные 43% имеют высокий и низкий уровни. Результаты методик представлены в виде таблиц и диаграмм.
Было выявлено, что ошибки при решении задач допускались обучающимися на всех этапах работы с задачей. Младшие школьники испытывают трудности при первичном анализе текста задачи, определении условия и требования, выделении главной и избыточной информации. Также ошибки допускались при выделении предметного действия, заложенного в задаче, и при его переводе на математический язык. Большинство ошибок пришлось на запись пояснительного текста, объяснение смысла составленных по задаче выражений. Что говорит о наличии дефицитов в развитии умения решать задачи.
Способом решения выделенных проблем становится разработка комплекса упражнений, направленных на развитие умения работать с текстом задачи, выбирать для ее решения арифметическое действие и осознанно давать пояснение своим действиям.
Можно выделить ряд положений, отражающих особенности использования комплекса упражнений:
1. Применение заданий комплекса возможно в контексте любого урока начального курса математики, предусматривающего работу с текстовыми задачами.
2. Задания комплекса универсальны и могут быть использованы для обучающихся 1-4 классов на различных этапах обучения решению задач: до изучения задачи (конкретный смысл арифметический действий), знакомство с задачей (структура текста задачи, задачи-вопросы, переформулировка и т.д.), непосредственно при работе с простыми и составными задачами (работа с пояснительным текстом, работа с данными и т.д.).
3. Разработанный комплекс упражнений отличается актуальным для младших школьников содержанием, соответственно будет повышать интерес детей к процессу решения задачи.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза верна, поставленные задачи решены, цель достигнута.
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Костылева Т. Л. Выявление актуального уровня сформированности умения решать задачи у учащихся 3 класса: анализ результатов // Материалы региональной научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» (г. Красноярск, 23-24 апреля 2020 г). [Электронный ресурс] / отв. ред. Е.В. Гордиенко; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 87-89.
2. Костылева Т. Л. Использование комплекса упражнений при обучении
решению сюжетных арифметических задач младших школьников // Материалы региональной научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» (г. Красноярск, 22-23 апреля 2021 г.). [Электронный ресурс] / отв. ред. Е.В. Гордиенко; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021 (в печати).



1. Александрова Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс: пособие для учителя. М.: БИНОМ, 2019. 248 с.
2. Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 4 класс: пособие для учителя. М.: БИНОМ, 2019. 124 с.
3. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. М.: Просвещение, 1984. 335 с.
4. Басалаева М. В. Обучение лингвистической интерпретации текста сюжетной арифметической задачи как условие преодоления трудностей понимая ее содержания: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 206 с.
5. Басалаева М. В. Учимся решать сюжетные арифметические задачи на уроках русского языка // Начальная школа. 2012. № 7. С. 42-45.
6. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2007. 456 с.
7. Брадис В. М. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие для педагогических институтов и государственных университетов / Под ред. А. И. Маркушевича. 3 изд., М.: Учпедгиз, 1954. 504 с.
8. Витяев Е. Е. Извлечение знаний из данных. Компьютерное познание. Модели когнитивных процессов: монография. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2006. С. 293.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология: краткий курс. М.: Работник просвещения, 1926. 348 с.
11. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 144 с.
12. Дроботенко Н. М. Нестандартный урок математики по теме «Решение задач разными способами. Закрепление». II класс // Начальная школа. 2005. №1. С. 58-61.
13. Еремеева О. О. Один из приемов поиска решения задачи // Начальная школа. 1994. №4.
14. Зайцев Г. Т. Теоретические основы обучения решению задач в начальных классах: учебное пособие. Ленинград, 1983. 98 с.
15. Занков Л. В. Методика преподавания математики в 1 классе / Л. В. Занков, В. В. Занков. М.: ВЛАДОС, 1998. 96 с.
16. Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. М.: РОУ, 1992. 138 с.
17. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. 1: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.: Просвещение, 1977. 111 с.
18. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980. 352 с.
19. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
20. Леонтьев А. Н. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: МГУ, 1981. 400 с.
21. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000. 509 с.
22. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. 2 изд. перераб. М.: Просвещение, 2016. 124 с.
23. Методика начального обучения математике: учебное пособие для пед. ин-тов / Под общ. ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. Минск: Высшая школа, 1988. 254 с.
24. Менчинская Н. А. Очерки психологии обучения арифметике. 2 изд., переработ. М.: Учпедгиз, 1950. 120 с.
25. Метельский Н. В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы (учебное пособие для вузов). 2 изд., перераб. Минск: БГУ, 1982. 256 с.
26. Моро М. И. Методика обучения математике в 1-3 классах / М. И. Моро,
A. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1975. 336 с.
27. Моро М.И. Методика обучения математике в 1-3 классах. Пособие для учителя / М.И. Моро, А.М. Пышкало. М.: Просвещение, 1975. 304 с.
28. Немов Р. С. Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 2007. 560 с.
29. Образовательные программы. Начальное общее образование. 1-4 классы. Система Л. В. Занкова: учебно-методическое пособие / Сост. Н. В. Нечаева, С.В. Сабина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. 240 с.
30. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 526 с.
31. Пойа Д. Как решать задачу: пособие для учителей / Пер. с англ. под ред. Ю. М. Гайдука. М.: Учпедгиз, 1959. 207 с.
32. Свечников А. А. Решение математических задач в 1-3 классах: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
33. Фридман Л. М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учебное пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. М.: Школьная пресса, 2002. 208 с.
34. Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий. М.: Педагогика, 1977. 208 с.
35. Царева С. Е. Обучение решению задач // Начальная школа. 1998. № 1. С. 102-107.
36. Царева С. Е. Обучение решению задач // Начальная школа. 1997. № 11. С. 93-98.
37. Царева С. Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников. Новосибирск: НГПУ, 1998. 136 с.
38. Царева С. Е. Приемы первичного анализа задачи // Начальная школа. 1985. №9. С. 46-49.
39. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова,
B. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
40. Эльконин Д. Б. Вопросы психологии обучения и воспитания / Под ред. Г. С.
Костюка, П. Ф. Чаматы. Киев. 1961. 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ