ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ УРОВНЯ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
§ 1.1. ПОНЯТИЕ О САМОКОНТРОЛЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
§ 1.2. СОСТОЯНИЕ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
§ 1.3.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ 21
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
§ 2.1 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ
САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
§ 2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 43
§ 2.3.ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 45
Вывод по 2 главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 62
Приложение 5 73
Приложение 6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
§ 1.1. ПОНЯТИЕ О САМОКОНТРОЛЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
§ 1.2. СОСТОЯНИЕ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
§ 1.3.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ 21
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
§ 2.1 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ
САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
§ 2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 43
§ 2.3.ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 45
Вывод по 2 главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 62
Приложение 5 73
Приложение 6
Актуальность данной проблемы определяет Федеральный государственный образовательный стандарт. Сформированность самоконтроля является одним из результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Самоконтроль относится к регулятивным учебным действиям. Это одни из самых важных и ключевых УУД, так как именно они отражают способность ученика выстраивать учебно-познавательную деятельность. Другими словами, именно действия самоконтроля являются одними из основных для успешной деятельности обучающегося.
Человек с развитым самоконтролем обладает особой собранностью, точностью и последовательностью в действиях. При наличии сформированного самоконтроля обучающиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворённость своей работой, знаниями, позволяет поверить в себя и свои способности. Наличие сформированного самоконтроля при изучении математики позволяет обучающимся использовать различные ресурсы для достижения поставленных целей, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Контролирование, оценивание знаний, умений учеников - это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, они сопровождают развитие школы. Тем не менее, даже сегодня, идут жаркие споры о смысле контролирования и оценивания.
Несмотря на большой педагогический опыт исследования, проблема организации контроля и самоконтроля остаётся очень актуальной.
Критиковал современные ему формы контроля К.Д.Ушинский. Характеризуя их недостатки, он подчеркивал, прежде всего, то, что существующие способы подавляют умственную деятельность учеников.
Обычно учитель спрашивает одного или несколько учеников, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке обучающийся не способен проявлять любознательность, инициативу.
В психолого-педагогических исследованиях проблем развивающего обучения, выполненных В. В. Давыдовым, действие контроля выделяется как отдельный структурный компонент в учебной деятельности, в силу своей значительности при освоении этой деятельности. В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин считают, что «превращение обучающегося подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и самоконтроля, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя»
Проблемой контроля и самоконтроля занималась психолог З. И. Калмыкова, она утверждает, что необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создаёт благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.
Психолог П. Я. Гальперин доказал, что «не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль, а поэтому чтобы сформировать внимание, мы должны наряду с основной деятельностью, дать задание проверить её, указать для этого критерий и приёмы, общий путь и последовательность»
Рассматривал данную проблему С. Г. Матвелов, который говорил, что: «самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершённых ошибок». Я так же придерживаюсь этой точки зрения в работе. С. М. Чуканцев , предложивший систематизировать работу по самоконтролю учебной деятельности; а так же Г. С. Никифоров, Г. А. Морр, П. М. Эрдниев рассматривали проблему самоконтроля обучающихся.
Психологические основы самоконтроля раскрываются в трудах В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, А. Я. Арет, Н. Д. Левитова, Т. И. Гаваковой, В. В. Чебышевой, Л. Б. Ительсон, Г. А. Собиевой, и др. педагогические аспекты самоконтроля как существенного звена учебного процесса освещены в работах Ю. К. Бабанского, С. И. Архангельского.
В исследованиях А. С. Линды, Н. И.Кувшинова определены закономерности формирования умений и навыков самоконтроля у обучающихся при изучении различных учебных предметов.
Работы Т. И. Гаваковой, А. Д. Никулиной позволяют выявить некоторые особенности контрольно-оценочных действий у обучающихся младшего и старшего школьного возраста и педагогические условия их формирования.
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Некоторые обучающиеся не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, так как не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие.
Фактором подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития умений самоконтроля у обучающихся. Осуществление готовых, однородных заданий одними и теми же способами на протяжении длительного периода вырабатывают у обучающихся привычку автоматически осуществлять заученные преобразования в прямом порядке. Стремление только лишь за числом выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. В связи с этой проблемой мы решили выяснить, на каком уровне находятся навыки самоконтроля у младших школьников. И какими способами можно совершенствовать и поддерживать уже имеющиеся навыки.
Цель исследования - выявить актуальный уровень развития самоконтроля и разработать комплекс заданий, направленный на развитие и поддержание уровня самоконтроля младших школьников на уроках математики.
Объект исследования - процесс формирования действия самоконтроля обучающихся 3 класса.
Предмет исследования - актуальное состояние уровня развития действий самоконтроля обучающихся 3 класса, условия и способы его изменения.
Гипотеза исследования: У обучающихся уровень развития действий самоконтроля характеризуется следующими критериями:
1. Планирование учебных действий
2. Работа с информацией и сличение хода работы и достигнутого результата с образцами.
3. Анализ результатов своих действий, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека.
4. Коррекция своих действий в соответствии с проведённым анализом.
и находится преимущественно на высоком и среднем уровне.
Задачи исследования:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. Определение критериев изучения актуального уровня сформированности самоконтроля;
3. Проведение констатирующего эксперимента;
4. Проведение математической обработки результатов исследования и представление их в виде таблиц и диаграмм;
5. Проведение содержательного анализа результатов исследования и подтверждение или опровержение гипотезы;
6. Разработка комплекса заданий, направленного на улучшение и поддержание уровня самоконтроля младших школьников на уроках математики.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме, констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: МБОУ СШ №3 с. Туим
Человек с развитым самоконтролем обладает особой собранностью, точностью и последовательностью в действиях. При наличии сформированного самоконтроля обучающиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворённость своей работой, знаниями, позволяет поверить в себя и свои способности. Наличие сформированного самоконтроля при изучении математики позволяет обучающимся использовать различные ресурсы для достижения поставленных целей, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Контролирование, оценивание знаний, умений учеников - это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, они сопровождают развитие школы. Тем не менее, даже сегодня, идут жаркие споры о смысле контролирования и оценивания.
Несмотря на большой педагогический опыт исследования, проблема организации контроля и самоконтроля остаётся очень актуальной.
Критиковал современные ему формы контроля К.Д.Ушинский. Характеризуя их недостатки, он подчеркивал, прежде всего, то, что существующие способы подавляют умственную деятельность учеников.
Обычно учитель спрашивает одного или несколько учеников, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке обучающийся не способен проявлять любознательность, инициативу.
В психолого-педагогических исследованиях проблем развивающего обучения, выполненных В. В. Давыдовым, действие контроля выделяется как отдельный структурный компонент в учебной деятельности, в силу своей значительности при освоении этой деятельности. В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин считают, что «превращение обучающегося подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и самоконтроля, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя»
Проблемой контроля и самоконтроля занималась психолог З. И. Калмыкова, она утверждает, что необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создаёт благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.
Психолог П. Я. Гальперин доказал, что «не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль, а поэтому чтобы сформировать внимание, мы должны наряду с основной деятельностью, дать задание проверить её, указать для этого критерий и приёмы, общий путь и последовательность»
Рассматривал данную проблему С. Г. Матвелов, который говорил, что: «самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершённых ошибок». Я так же придерживаюсь этой точки зрения в работе. С. М. Чуканцев , предложивший систематизировать работу по самоконтролю учебной деятельности; а так же Г. С. Никифоров, Г. А. Морр, П. М. Эрдниев рассматривали проблему самоконтроля обучающихся.
Психологические основы самоконтроля раскрываются в трудах В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, А. Я. Арет, Н. Д. Левитова, Т. И. Гаваковой, В. В. Чебышевой, Л. Б. Ительсон, Г. А. Собиевой, и др. педагогические аспекты самоконтроля как существенного звена учебного процесса освещены в работах Ю. К. Бабанского, С. И. Архангельского.
В исследованиях А. С. Линды, Н. И.Кувшинова определены закономерности формирования умений и навыков самоконтроля у обучающихся при изучении различных учебных предметов.
Работы Т. И. Гаваковой, А. Д. Никулиной позволяют выявить некоторые особенности контрольно-оценочных действий у обучающихся младшего и старшего школьного возраста и педагогические условия их формирования.
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Некоторые обучающиеся не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, так как не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие.
Фактором подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития умений самоконтроля у обучающихся. Осуществление готовых, однородных заданий одними и теми же способами на протяжении длительного периода вырабатывают у обучающихся привычку автоматически осуществлять заученные преобразования в прямом порядке. Стремление только лишь за числом выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. В связи с этой проблемой мы решили выяснить, на каком уровне находятся навыки самоконтроля у младших школьников. И какими способами можно совершенствовать и поддерживать уже имеющиеся навыки.
Цель исследования - выявить актуальный уровень развития самоконтроля и разработать комплекс заданий, направленный на развитие и поддержание уровня самоконтроля младших школьников на уроках математики.
Объект исследования - процесс формирования действия самоконтроля обучающихся 3 класса.
Предмет исследования - актуальное состояние уровня развития действий самоконтроля обучающихся 3 класса, условия и способы его изменения.
Гипотеза исследования: У обучающихся уровень развития действий самоконтроля характеризуется следующими критериями:
1. Планирование учебных действий
2. Работа с информацией и сличение хода работы и достигнутого результата с образцами.
3. Анализ результатов своих действий, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека.
4. Коррекция своих действий в соответствии с проведённым анализом.
и находится преимущественно на высоком и среднем уровне.
Задачи исследования:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. Определение критериев изучения актуального уровня сформированности самоконтроля;
3. Проведение констатирующего эксперимента;
4. Проведение математической обработки результатов исследования и представление их в виде таблиц и диаграмм;
5. Проведение содержательного анализа результатов исследования и подтверждение или опровержение гипотезы;
6. Разработка комплекса заданий, направленного на улучшение и поддержание уровня самоконтроля младших школьников на уроках математики.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме, констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: МБОУ СШ №3 с. Туим
Анализ психолого - педагогической и методической литературы позволил нам сделать вывод о том, что проблема развития самоконтроля актуальна на данном этапе развития педагогической науки, и конечно, требует дальнейшего исследования.
В ходе работы были рассмотрены понятия «самоконтроля», классифицированы его виды и функции, а также формы. Так же были проанализированы особенности развития самоконтроля у детей младшего школьного возраста.
В работе описываются методические особенности организации деятельности учащихся в процессе формирования действий самоконтроля; описываются результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе школы №3 с. Туим
Полученные результаты позволили нам выявить общий уровень развития действий самоконтроля младших школьников третьего класса.
По результатам исследования выполненных работ, мы можем сказать, что у 64 % учащихся высокий уровень сформированности действий самоконтроля на уроках математики, у 24 % - средний уровень, у 12 % - низкий уровень. Данные результаты дают нам понять, что у большинства младших школьников сформированы действия самоконтроля, но в классе присутствуют ученики, у которых это они находятся на среднем и низком уровне и их следует развивать. И, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что проблема формирования самоконтроля на уроках математики у младших школьников действительно актуальна и над ней необходимо работать. Так же мы убедились, что гипотеза верна.
В ходе работы были определены и описаны условия, которые позволят поддерживать и улучшать ситуацию.
Именно это позволило определить важность создания комплекса упражнений, который включает в себя различные задания, которые будут способствовать поддержанию и совершенствованию уровня сформированности действий самоконтроля на уроках математики у младших школьников.
В ходе работы были рассмотрены понятия «самоконтроля», классифицированы его виды и функции, а также формы. Так же были проанализированы особенности развития самоконтроля у детей младшего школьного возраста.
В работе описываются методические особенности организации деятельности учащихся в процессе формирования действий самоконтроля; описываются результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе школы №3 с. Туим
Полученные результаты позволили нам выявить общий уровень развития действий самоконтроля младших школьников третьего класса.
По результатам исследования выполненных работ, мы можем сказать, что у 64 % учащихся высокий уровень сформированности действий самоконтроля на уроках математики, у 24 % - средний уровень, у 12 % - низкий уровень. Данные результаты дают нам понять, что у большинства младших школьников сформированы действия самоконтроля, но в классе присутствуют ученики, у которых это они находятся на среднем и низком уровне и их следует развивать. И, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что проблема формирования самоконтроля на уроках математики у младших школьников действительно актуальна и над ней необходимо работать. Так же мы убедились, что гипотеза верна.
В ходе работы были определены и описаны условия, которые позволят поддерживать и улучшать ситуацию.
Именно это позволило определить важность создания комплекса упражнений, который включает в себя различные задания, которые будут способствовать поддержанию и совершенствованию уровня сформированности действий самоконтроля на уроках математики у младших школьников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
9 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - Разработка программы внеурочных занятий для формирования учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста при переходе на уровень основного общего образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Использование здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



