ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты применения мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного
языка 6
1.1. Понятие и сущность мультимедийных
технологий 6
1.2. Виды мультимедийных технологий 11
1.3. Мотивация на уроке иностранного языка: способы
повышения 17
Выводы по главе 1 25
2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе 26
2.1. Обучение иностранным языкам в основной школе: особенности и
трудности 26
2.2. Методика применения мультимедийных технологий на уроках
иностранного языка 35
2.3. Рекомендации по применению мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в
основной школе 56
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложение А 73
Приложение Б 74
Приложение В 80
Приложение Г 88
Приложение Д 95
1. Теоретические аспекты применения мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного
языка 6
1.1. Понятие и сущность мультимедийных
технологий 6
1.2. Виды мультимедийных технологий 11
1.3. Мотивация на уроке иностранного языка: способы
повышения 17
Выводы по главе 1 25
2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе 26
2.1. Обучение иностранным языкам в основной школе: особенности и
трудности 26
2.2. Методика применения мультимедийных технологий на уроках
иностранного языка 35
2.3. Рекомендации по применению мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в
основной школе 56
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложение А 73
Приложение Б 74
Приложение В 80
Приложение Г 88
Приложение Д 95
Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает под собой другие, отличающиеся от традиционных, требования к результатам освоения основных образовательных программ. Большое внимание предлагается обратить на методику организации и проведения занятий, направленных на повышение учебной мотивации. Отчасти это обусловлено тем, что многие обучающиеся сталкиваются с проблемой отсутствия стремления к изучению учебных предметов, безынициативности, пассивности.
В последние годы учебный предмет «Иностранный язык» получает все более широкое распространение и приобретает все большие возможности в системе школьного образования. Именно иностранные языки способны сформировать у обучающихся различные универсальные учебные действия (УУД), проявляющиеся в умении качественно обрабатывать прочитанную информацию, выделять основную идею, уметь аргументировать собственное мнение; способствуют развитию самостоятельности и познавательной деятельности, коммуникативных и регулятивных навыков, что в полной мере отвечает современным требованиям ФГОС второго поколения. Однако многие школьники, в особенности, обучающиеся старших классов, не испытывают стремления к изучению иностранного языка, считая его ненужным и сложным предметом.
Соответственно, возникает потребность в повышении у
старшеклассников мотивации к изучению иностранного языка. Однако для
осуществления этой задачи педагог должен владеть методикой повышения
мотивации учения, используя наиболее эффективные образовательные
приемы. Мы полагаем, что таким средством может стать использование
современных мультимедийных технологий. Однако возникает противоречие:
несмотря на возросший интерес к мультимедийным технологиям как средству
обучения иностранному языку и многочисленные обращения отечественных и зарубежных авторов к этой теме, до сих пор недостаточно разработана общепринятая методика работы с мультимедийным материалом как средством повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе. Также недостаточно представлена соответствующая система упражнений при работе с мультимедийными технологиями, направленная на повышение мотивации школьников к изучению иностранного языка. Именно этим и обусловлена актуальность и выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: процесс изучения иностранного языка в основной школе.
Предмет исследования: применение мультимедийных технологий как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Цель исследования: на основе изученной теоретической базы разработать ряд уроков по иностранному языку с применением мультимедийных технологий, способствующих процессу эффективного повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе.
В соответствии со всем вышесказанным в работе ставятся следующие задачи:
• охарактеризовать понятие и сущность мультимедийных технологий;
• определить виды мультимедийных технологий;
• обозначить способы повышения мотивации на уроке иностранного языка;
• выделить особенности и трудности обучения иностранным языкам в основной школе;
• разработать методику применения мультимедийных технологий на уроках иностранного языка;
• дать рекомендации по применению мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе.
Теоретической базой исследования являются работы И.А.Зимней [Зимняя, 2010], Е.П.Ильина [Ильин, 2012], Е.А.Калашниковой [Калашникова, 2015],В.А.Красильниковой [Красильникова, 2017], Р.С.Немова [Немов 2020], Е.С.Полат [Полат, 2016], Е.Н.Солововой [Соловова, 2016], И.П.Подласого [Подласый 2018] и др.
Практическая значимость исследования состоит в возможности последующей разработки на основе изложенного материала программы опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях, а также может послужить базой для дальнейшего исследования приемов повышения мотивации к изучению предмета «Иностранный язык» средствами мультимедийных технологий.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В последние годы учебный предмет «Иностранный язык» получает все более широкое распространение и приобретает все большие возможности в системе школьного образования. Именно иностранные языки способны сформировать у обучающихся различные универсальные учебные действия (УУД), проявляющиеся в умении качественно обрабатывать прочитанную информацию, выделять основную идею, уметь аргументировать собственное мнение; способствуют развитию самостоятельности и познавательной деятельности, коммуникативных и регулятивных навыков, что в полной мере отвечает современным требованиям ФГОС второго поколения. Однако многие школьники, в особенности, обучающиеся старших классов, не испытывают стремления к изучению иностранного языка, считая его ненужным и сложным предметом.
Соответственно, возникает потребность в повышении у
старшеклассников мотивации к изучению иностранного языка. Однако для
осуществления этой задачи педагог должен владеть методикой повышения
мотивации учения, используя наиболее эффективные образовательные
приемы. Мы полагаем, что таким средством может стать использование
современных мультимедийных технологий. Однако возникает противоречие:
несмотря на возросший интерес к мультимедийным технологиям как средству
обучения иностранному языку и многочисленные обращения отечественных и зарубежных авторов к этой теме, до сих пор недостаточно разработана общепринятая методика работы с мультимедийным материалом как средством повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе. Также недостаточно представлена соответствующая система упражнений при работе с мультимедийными технологиями, направленная на повышение мотивации школьников к изучению иностранного языка. Именно этим и обусловлена актуальность и выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: процесс изучения иностранного языка в основной школе.
Предмет исследования: применение мультимедийных технологий как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Цель исследования: на основе изученной теоретической базы разработать ряд уроков по иностранному языку с применением мультимедийных технологий, способствующих процессу эффективного повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе.
В соответствии со всем вышесказанным в работе ставятся следующие задачи:
• охарактеризовать понятие и сущность мультимедийных технологий;
• определить виды мультимедийных технологий;
• обозначить способы повышения мотивации на уроке иностранного языка;
• выделить особенности и трудности обучения иностранным языкам в основной школе;
• разработать методику применения мультимедийных технологий на уроках иностранного языка;
• дать рекомендации по применению мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе.
Теоретической базой исследования являются работы И.А.Зимней [Зимняя, 2010], Е.П.Ильина [Ильин, 2012], Е.А.Калашниковой [Калашникова, 2015],В.А.Красильниковой [Красильникова, 2017], Р.С.Немова [Немов 2020], Е.С.Полат [Полат, 2016], Е.Н.Солововой [Соловова, 2016], И.П.Подласого [Подласый 2018] и др.
Практическая значимость исследования состоит в возможности последующей разработки на основе изложенного материала программы опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях, а также может послужить базой для дальнейшего исследования приемов повышения мотивации к изучению предмета «Иностранный язык» средствами мультимедийных технологий.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Мультимедийные технологии представляют собой широкий спектр информационных технологий, которые используют различные программные и технические средства для эффективного воздействия на обучаемого. Подобные технологии подразделяются на несколько групп: текстовая информация, видеоряд (динамический и статический), аудиоряд. Также мультимедийные технологии предоставляют возможности перейти к наиболее современному интерактивному обучению, имеющему ряд следующих форматов: асинхронный режим; синхронный режим; онлайн-консультации» доступ к различным базам данных в онлайн и оффлайн режимах; смешанный режим.
Были выделены основные виды мультимедийных технологий, использующиеся в образовательном процессе основной школы: приложения для web, звуковые проигрыватели, мультимедиа-галереи,
видеопроигрыватели, игры, анимация и презентации. Также существуют следующие разновидности мультимедийных средств обучения, работающих на базе мультимедийных технологий и являющихся эффективной формой обучения школьников: средства программного обучения, звукотехнические и светотехнические мультимедийные средства обучения.
В ходе дальнейшего исследования было выяснено, что понятия «мотивация» и «обучение» являются взаимосвязанными процессами, поскольку обучение возможно лишь при наличии мотивации к изучению той или иной учебной дисциплины. Также были рассмотрены и выделены методические принципы и формы обучения, использующие мультимедийные технологии на уроках иностранного языка, с целью повышения мотивации обучающихся к изучению предмета, наиболее эффективно зарекомендовавшие себя в педагогической практике.
Затем было определено, что старший школьный возраст позволяет подросткам достигать высокого уровня успешности в познавательной 64
(интеллектуальной) деятельности при позитивной мотивации к процессу обучения иностранному языку. ФГОС отмечает, что необходимо повышать мотивацию обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе, делая упор на развитие навыков как монологической, так и диалогической устной речи. Для достижения этой цели учителю необходимо знать особенности и трудности обучения устной речи на уроках иностранного языка в старших классах.
Далее на основе изученной теоретической базы была проведена опытноэкспериментальная работа по применению мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе (на примере английского языка). Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Анализ показателей по результатам исследования показал, что наблюдается количественный и качественный рост по всем показателям, что позволяет считать разработанный конспект уроков эффективным.
Наконец, был дан ряд рекомендаций по применению мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе. Учителю следует тщательно подбирать формы, методы и средства обучения, применение которых будет эффективно способствовать повышению мотивации обучающихся в ходе учебной деятельности, основанной на применении мультимедийных технологий. Время выполнения заданий должно быть эффективно рассчитано, теоретический материал - доступен для понимания обучающихся, мультимедийные технологии и материалы - безопасными, представленный материал - интересным и повышающим мотивацию.
Были выделены основные виды мультимедийных технологий, использующиеся в образовательном процессе основной школы: приложения для web, звуковые проигрыватели, мультимедиа-галереи,
видеопроигрыватели, игры, анимация и презентации. Также существуют следующие разновидности мультимедийных средств обучения, работающих на базе мультимедийных технологий и являющихся эффективной формой обучения школьников: средства программного обучения, звукотехнические и светотехнические мультимедийные средства обучения.
В ходе дальнейшего исследования было выяснено, что понятия «мотивация» и «обучение» являются взаимосвязанными процессами, поскольку обучение возможно лишь при наличии мотивации к изучению той или иной учебной дисциплины. Также были рассмотрены и выделены методические принципы и формы обучения, использующие мультимедийные технологии на уроках иностранного языка, с целью повышения мотивации обучающихся к изучению предмета, наиболее эффективно зарекомендовавшие себя в педагогической практике.
Затем было определено, что старший школьный возраст позволяет подросткам достигать высокого уровня успешности в познавательной 64
(интеллектуальной) деятельности при позитивной мотивации к процессу обучения иностранному языку. ФГОС отмечает, что необходимо повышать мотивацию обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе, делая упор на развитие навыков как монологической, так и диалогической устной речи. Для достижения этой цели учителю необходимо знать особенности и трудности обучения устной речи на уроках иностранного языка в старших классах.
Далее на основе изученной теоретической базы была проведена опытноэкспериментальная работа по применению мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе (на примере английского языка). Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Анализ показателей по результатам исследования показал, что наблюдается количественный и качественный рост по всем показателям, что позволяет считать разработанный конспект уроков эффективным.
Наконец, был дан ряд рекомендаций по применению мультимедийных технологий для повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе. Учителю следует тщательно подбирать формы, методы и средства обучения, применение которых будет эффективно способствовать повышению мотивации обучающихся в ходе учебной деятельности, основанной на применении мультимедийных технологий. Время выполнения заданий должно быть эффективно рассчитано, теоретический материал - доступен для понимания обучающихся, мультимедийные технологии и материалы - безопасными, представленный материал - интересным и повышающим мотивацию.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ И ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: РОССИЙСКИЙ И
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2020 - Использование ИКТ для развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в 9 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА
СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Применение компьютерных технологий на уроках немецкого языка в современной школе для развития социокультурной компетенции у обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019





