Введение 3
1 Теоретические основы обучения аудированию на уроке английского
языка в основной школе 10
1.1 Особенности обучения аудированию на уроке иностранного языка в
основной школе 10
1.2 Средства развития навыков аудирования у обучающихся основной
школы 16
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков
аудирования при работе с песенным текстом на уроке английского языка в основной школе с использованием комплекса заданий (в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 6 класса» (Авторы: Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко)
23
2.1 Методико-педагогические основы использования песенного материала
при обучении аудированию на уроках английского языка в основной школе 23
2.2 Разработка и апробация комплекса заданий по развитию навыков аудирования при работе с песенным текстом на уроке английского языка в основной школе (в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 6 класса» (Авторы: Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е.
Подоляко) 29
Заключение 48
Список использованных источников 49
Приложения 53
В настоящее время иностранный язык — это обязательный компонент образования в школе. Владение иностранным языком дает множество возможностей, так как с помощью него мы способны изучать различные культуры, общаться и трудоустраиваться за границей. Следовательно, в обучении иностранному языку на сегодняшний день используют различные методики, которые делают процесс изучения языка более легким, понятным и быстрым. Наиболее популярные и востребованные методики связаны в основном с использованием мультимедийных средств, к которым относятся звуковые проигрыватели.
Понятия «аудирование» и «слушание» разграничивают З.А. Кочкина и Л.М. Апатова, указывая на то, что аудирование, кроме восприятия речи на слух, также предполагает осмысление услышанного.
Вопросы обучения иностранному языку с использованием песен рассматривают Е.С. Мучкина, Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко.
Чтобы сделать процесс изучения иностранных языков более интересным и разнообразным, во многих учебниках применяется уникальный и сформированный с целью тренировочных мелодий песенный материал. При этом традиционные формы работы с песнями и стихами в обучении иностранному языку в своем большинстве сводятся к обычному алгоритму чтения, прослушивания и заучивания текста. По нашему мнению, такого рода деятельности недостаточно для полного применения способностей воздействия песен на обучающихся, поскольку сегодня существует достаточно большое количество различных приемов работы с песенным материалом на уроке английского языка.
По Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО), изучение иностранных языков на этапе основного общего образования должно обеспечить достижение таких предметных результатов, как:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего английского языка, к использованию английского языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях [Приказ Минобрнауки... ].
Предметные результаты включают освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно -проектных и социальнопроектных ситуациях, владение ключевыми понятиям, научными терминами.
На основе выделенных требований мы можем обозначить следующие особенности обучения аудированию на уроках английского языка:
• использование аутентичных текстов, максимально приближенных к жизненным ситуациям;
• использование тем и сюжетов, близких интересам возрастной группы;
• использование в прослушиваемом тексте изучаемых грамматических конструкций и лексических средств.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП 000) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов - с другой.
Выпускник научится:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
• воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова [Примерная основная образовательная программа...].
Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. Аудирование состоит из понимания содержания высказывания и одновременного восприятия языковой формы.
Отсюда вытекает актуальность проблемы обучения аудированию.
В наше время существует целый ряд исследований, которые посвящены анализу психолингвистических аспектов восприятия и понимания речи на слух, методам формирования этого умения, влиянию условий протекания этой деятельности на характер восприятия и на наличие в основной школе учебных комплексов, а также разнообразных технических средств, данный вид речевой деятельности остаётся недостаточно развитым.
Объяснить это можно двумя причинами:
Первая причина заключается в том, что аудирование долгое время не принималось методистами как особая цель обучения или вид речевой деятельности, но считалось пассивным процессом и побочным продуктом говорения. Широко распространено было мнение о том, что навыки от аудирования возникают без специального целенаправленного обучения. Следовательно, аудирование на уроках английского языка использовалось только эпизодами и в ситуациях, которые далеки от аутентичных.
Второй причиной можно назвать слабую осведомленность учителей в психологических и лингвистических трудностях аудирования, незнание возможных путей их преодоления.
При этом практика показывает, что пониманию иноязычной речи необходимо учить целенаправленно (специально), так как аудирование на иностранном языке является сложной психической деятельностью и имеет свои специфические особенности. В то же время сформированность аудитивных навыков является важным условием эффективного общения на иностранном языке.
Со всем вышесказанным связана актуальность темы данной работы: «Развитие навыков аудирования при работе с песенным текстом на уроке английского языка в основной школе».
Объектом исследования является процесс обучения аудированию на уроке английского языка в основной школе.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем процесс развития навыков аудирования у обучающихся основной школы при работе с песенным текстом на уроке английского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать комплекс заданий по развитию навыков аудирования при
работе с песенным текстом на уроке английского языка в основной школе.
Для достижения цели исследования было необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности обучения аудированию в основной школе.
2. Изучить средства развития навыков аудирования у обучающихся основной школы
3. Описать психолого-педагогические основы использования песенного материала при обучении аудированию на уроках английского языка в основной школе.
4. Разработать комплекс заданий по развитию навыков аудирования при работе с песенным текстом на уроке английского языка в основной школе (в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 6 класса» (Авторы: Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко) и апробировать задания в учебном процессе.
Для решения поставленных задач в работе используется комплексная методика исследования, включающая в тебя теоретические методы, такие как анализ психолого-педагогической литературы по теме и наблюдение, а также эмпирические методы, содержащие анализ полученных результатов.
Теоретическую базу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по обучению иностранному языку в школе (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова и др.); по обучению аудированию на уроке английского языка (Е.С. Мучкина, Е.В. Блохина, Е.И. Пассов, M.Rost и др.); по использованию песенных текстов на уроке английского языка (З.Н. Никитенко, Н.И. Гез и др.); нормативные документы ФГОС основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Практическая ценность работы состоит в том, что полученные выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейшем при совершенствовании способов и приемов работ с песенным материалом на уроке английского языка в основной школе.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий, направленных на формирование навыка аудирования на уроке английского языка в основной школе (в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 6 класса» (Авторы: Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко).
Объем и структура исследования: курсовая работа включает в себя Введение, два раздела, Заключение, список использованной литературы. Работа изложена на 66 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первый раздел посвящен теоретическим основам обучения аудированию на уроке английского языка в основной школе; рассматриваются особенности обучения аудированию на уроке английского языка в основной школе и средства развития навыков аудирования у обучающихся основной школы.
Второй раздел представляет методико-педагогические основы использования песенного материала при обучении аудированию на уроках английского языка в основной школе. Практическая часть раздела содержит комплекс заданий по развитию навыков аудирования при работе с песенным текстом на уроке английского языка в основной школе (в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 6 класса» (Авторы: Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименовании” работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Важность формирования навыков аудирования у обучающихся в основной школе связана с тем, что в данной возрастной категории происходит активное развитие познавательных процессов, таких как внимание, восприятие, память, в частности, долговременная, а также представление и воображение. Обучать и тренировать развитие навыков аудирования является необходимым на данном этапе: если вовремя уделить должное внимание аудированию через песни и песенный текст, то у обучающихся будет повышаться эффективность обучения.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Определены особенности и средства развития навыков аудирования в процессе обучения иностранному языку в основной школе; дефинировано понятие «навык аудирования» и «аудирование»; разработан комплекс заданий по развитию навыков аудирования при работе с песенным текстом на уроке английского языка в основной школе в дополнение к УМК «Spotlight. Учебник английского языка для 6 класса» (Авторы: Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О.Е. Подоляко)
Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в адаптации комплекса упражнений к другим УМК, ориентированным на обучение английскому языку в основной школе.
1. Андронаки Г.Д., Васильева В.В. Опыт лингвокультурологического
анализа: песенный текст [Электронный ресурс]. URL:
http://psujourn.narod.ru/lib/vasilyeva1.htm (дата обращения: 20.05.2020).
2. Аудирование как средство обучения. Особенности аудирования
[Электронный ресурс] URL:
https://studbooks.net/837440/literatura/mehanizmy_audirovaniya_vida_rechevo y_deyatelnosti (дата обращения: 26.05.2021).
3. Аудирование как цель и средство обучения [Электронный ресурс].
URL: http://kozlova.36spb.edusite.ru/p12aa1.html (дата обращения
28.05.2021)
4. Багрова А.Я. Задачи и способы обучения аудированию на иностранном языке в средней школе // Вестник Московской международной академии. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-i- sposoby-obucheniya-audirovaniyu-na-inostrannom-yazyke-v-sredney-shkole (дата обращения: 12.04.2021).
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и
проблемы школьного учебника, Москва: Русский язык, 1977. 228 с.
[Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/RT1ox9 (дата обращения: 25.11.2019).
6. Бирюкова Е.А. Обучение аудированию на уроках английского языка в начальной школе // Pedagogical Journal. 2015. №6 С.83-95 [Электронный ресурс] -URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2015-6/6- biryukova.pdf (дата обращения 11.02.2021)
7. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с.
8. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight/Английский
в фокусе/Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений. 2-е изд. М.: Expess Publishing: Просвещение, 2016. 136с.
9. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М. : Изд-во «Академия», 2006. 335 с
10. Гальскова Н.Д., Гез Н. И., Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Москва: Academa, 2006. 336 c. [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/mJuX0V (дата обращения: 23.11. 2019).
11. Гальскова Н. Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 240 с.
12. Гез Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи // Иностранные языки в школе. 1977. №5. С. 32-42.
13. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно- ориентированной методики // Иностранные языки в школе. 1989. № 2. С. 29-30 [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/IQcKIJ (дата обращения: 19.03.2020).
14. Зимняя, И.И. Психология обучения иностранному языку в школе. М., 1991. С. 15
15. Казанина В.И. Роль песенного материала в формировании фонетических навыков у младших школьников: ВКР бакалавр: 2019. Казанина В.И., науч. рук. Липустина О.М., АГГПУ. Бийск, 2019. 100 с....30