Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития предикативного словаря детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня
1.1. Лингвистический анализ предикативного слова 6
1.2. Развитие лексики детей в онтогенезе 11
1.3. Клинико-психолого -педагогическая характеристика детей с
дизартрией и ОНР III уровня 25
1.4. Обзор диагностических методик, направленных на выявление
особенностей предикативного словаря детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня 31
Выводы по I главе 37
Глава 2. Экспериментальное исследование предикативного словаря детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента 38
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по развитию предикативного словаря
детей 5-6 лет с дизартрией о ОНР III уровня 50
Выводы по II главе 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А 61
Приложение Б
Актуальность исследования: вопросом формирования и специфики словаря детей посвящено достаточное количество исследований и практических наработок. Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и письмом.
Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения со взрослыми. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли, развивается мышление и речь, о чем говорил Л.С. Выготский. А непосредственное развитие мышления связано с внутренним оформлением речи, внутренней мыслью, где главным элементом выступает предикат. Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста.
Овладение предикативностью необходимо для овладения фразовой речью. Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке.
Лингвисты утверждают, что предикативный словарь играет ведущую роль в организации синтаксических единиц речи, которые составляют основу речевого общения и речевой коммуникации.
Психолингвисты свидетельствуют (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) что важнейшей категорией развития синтаксиса детских высказываний в речи выступает психологическая предикативность в качестве соотнесенности содержания высказывания с действительностью.
Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
Общее недоразвитие речи (далее ОНР) - это вид речевого нарушения, при котором у детей обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, наблюдается нарушение формирования всех составных частей языковой системы: звуковой (фонетики), а также смысловой (лексики и грамматики) стороны речи. Дети с ОНР овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи, такие как О.С. Ушакова, А.Н. Корнев, В.М. Акименко, А.Г. Арушанова и др., выражают озабоченность увеличением числа детей с недоразвитием речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.
Формирование предикативного словаря у ребенка прямо зависит от развития познавательной сферы. Процесс овладения словом, непосредственно словарным запасом, соразмерен взаимодействию речи и мышления в сознании детей. Надо отметить, что дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Несмотря на то, что у детей с ОНР 3 уровня имеются достаточные артикуляторные возможности, то есть они могут воспроизвести различные артикуляционные позы, но тем не менее не могут реализовать эти возможности при произнесении слов. Им трудно даётся переключение с одной артикуляционной позиции при произнесении того или иного звука или слога к другой.
Учитывая выше сказанное, я делаю вывод, что речевое высказывание должно быть наполнено смыслом, выражать законченную мысль и выполнять важнейшую функцию речи - коммуникативную.
Отсутствие предиката в высказывании приводит к малопонятной лишенной смысловой наполненности и препятствует формированию коммуникации, превращая речевое высказывание в набор номинативной и атрибутивной лексики.
Практические наработки и исследования последних десятилетий, которые были осуществлены в области детской речи и формирования лексического словаря ребенка, направлены на общие языковые категории, главную позицию среди которых занимает анализ предикативных конструкций.
Цель исследования: теоретическое обоснование и выявление особенностей предикативного словаря детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня.
Объект исследования: предикативный словарь детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности предикативного словаря детей 5¬6 лет с дизартрией и ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: является предположением о том, что в предикативном словаре у детей 5-6 лет с ОНР III уровня, в большей мере будут наблюдаться нарушения активного словаря, семантической структуры и лексической системности, чем у детей с дизартрией этого же возраста.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровни сформированности предикативного словаря детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня.
3. Составить методические рекомендации по развитию предикативного словаря для детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня. Методы исследования:
- теоретические методы: изучение, теоретический анализ научной
литературы по изучаемой проблеме, анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение.
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа,
констатирующий эксперимент.
- качественно-количественные анализ экспериментальных данных.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь- январь 2018-2019г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
2 этап (февраль 2019г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей предикативного словаря детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня.
3 этап (март - апрель 2019 г.) - обобщающий посвящен завершению опытно-экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МКДОУ «Большемуртинский детский сад №3»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка.
Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
В практической части исследования мы изучили предикативный словарь детей 5-6 лет с дизартрией и ОНР III уровня и выявили: у детей первой группы преобладает уровень ниже среднего (80%), во второй группе средний уровень (60%) развития предикативного словаря.
Сделали вывод о том, что в связи с ограниченностью представлений об окружающем мире, в словаре детей отсутствуют наименования многих действий. Кроме этого, среди ошибок, допускаемых детьми можно отметить неумение различать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, неразличимого значения. Часто дети вместо глагола имитировали звук или конкретизировали обозначенные действия. Дети предварительно не ориентируются в задании, вследствие чего в выполнение заданий отмечаются хаотичные ориентировочные познавательные действия.
При сопоставлении результатов проведенного исследования детей первой группы и детей второй группы можно утверждать, что результаты отличаются и по уровню, выявленному в ходе эксперимента и по характеру ошибок. Но при этом необходима коррекционная помощь и одной, и другой группе исследуемых при формировании предикативной лексики, которая позволит не только сформировать набор определенных знаний и умений в данной области, но и позволит расширить словарный запас ребенка, позволит закрепить знания грамматического строя речи.
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению
нарушений слоговой структуры сл ов у детей. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2000. - 48с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии. - М, 1989.-238с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие /- М.: АСТ: Астрель, 2006. -340с.
4. Бадалян О.Л. Детская неврология. - М.: Просвещение, 1984.¬345с.
5. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.-287 с.
6. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Инновационный подход к исследованию проблемы дизартрии, МПГУ, Москва, СГУ, Ставрополь - 260с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж. МОДЭК, 2001. - 349 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи у детей/ А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 149 С.
9. Викжанович С.Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитие речи предикативной лексики с использованием пиктограмм. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
10. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: АСТ, 2006. -220с.
11. Волкова Л.С. Логопедия.- М.: ВЛАДОС,1999. -630с.
12. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил. - 500с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. — 512 с.
14. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Из дательский дом «Грааль», 2002. — 144 с.
15. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций / авт.-сост. Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др. СПб.: Детство-пресс, 2001. 240 с.
16. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1998. - 320 с.
17. Жулина Е.В. Психологическая ко ррекция задержки речевого развития в период кризиса тр ех лет средствами малых фольклорных форм / Е.В. Жулина. Н.Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т., 2000. 64 с.
18. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. СПб.: Речь, 2006. 380 с.
19. Ко ррекция нарушений речи у дошкольников / авт.-сост. Л.И. Разумова и др.; под ред. Л.С. Сековец. М.: АРКТИ, 2005. 248 с.
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.-200с.
21. Ло гинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Дошкольная педагогика. Часть 2. / Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2003.¬680 с.
23. Ло патина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб: Союз, 2004.- 346с.
24. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка.
Полиграфшкола имени А.В. Луначарского, 1927 - 259 с.
25. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хр естоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997. -300с.
26. Матвеева Н.Н. Методика диагностики коммуникативной деятельности детей 2-3 лет с задержкой речевого развития // Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. - М.: АРКТИ, 2005
27. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 159 с.
28. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Рос. и др.; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: Аркти, 2005. 240 с.
29. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, «Академия развития», 1999, 61 с.
30. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // под ред.Т.В. Волосовец.- М. Издательский центр «Академия», 2002г - 200с.
31. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова.- СПб.: Питер, 2009.-352 с.
32. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 448 с.
33. Политова, Н. И. Современные подходы к решению пр актических задач по развитию речи младших дошкольников в условиях активного использования фольклорного материала/ Н.И. Политова// Нач. шк.: плюс- минус. 2002. N 4. C. 48-53.
34. Радина Е.И. Во спитание правильной речи у детей дошкольного возраста/ Е.И. Радина. М.: Просвещение, 2008.- 315 с.
35. Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с. (Библиотека журнала "Логопед")
36. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с
37. Совак М.А., Беккер К.П. Логопедия. - М.: Просвещение, 1991.- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. М.: Просвещение,1998. 275 с.
38. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. Издатель -Ювента. М., 2007 — 24 с.
39. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. М.: Просвещение, 2002. 168 с.
40. Книга: Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев
«Методика развития речи детей дошкольного возраста». Издательство: "Просвещение" (1977), 239 стр.
41. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1993..—223 с
42. Флерова Ж.М. Логопедия. - РнаД.: Феникс, 2004.-231с.
43. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. - М.: Владос, 2003.-329с.
44. Хрестоматия по логопедии в 2х томах: т.1 - 560с., т.2 - 656с /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 560с.
45. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зер-нова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.