Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения проблемы предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
1.1 Формирование словарного запаса речи в онтогенезе 8
1.2 Клинико - психолого - педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 17
1.3 Особенности развития словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 26
1.4 Обзор методик логопедической работы по формированию и развитию
предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи 32
Глава 2. Исследование предикативного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 422.3 Методические рекомендации по развитию предикативного словаря для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III
уровня 49
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения 64
Актуальность исследования. В настоящие время наблюдается тенденции увеличения недоразвитие речи у детей. Данная речевая патология включающий в себя нарушения как фонетико-фонематического, так и лексико-грамматического строя речи, на это указывают ряд авторов, Л.Ф.Спирова, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, В.П.Глухов, В.К.Воробьёва и др.. У дошкольников с общим недоразвитием речи, отмечается несформированность и стойкость нарушения номинативной и предикативной функции речи.
Главной частью языковой системы выступает лексика, которая имеет большое практическое и общеобразовательное значение. Основная потребность ребёнка в старшем дошкольном возрасте - общение, познание и ознакомление с окружающим миром. Из этого следует, что признаком высокого развития речи ребенка является богатство словаря. Поэтому, при нарушениях формирования лексического запаса, в особенности предикативного словаря, речь ребёнка нельзя считать развитой в полной мере, так как глагол - основа любого высказывания или фразы.
На данном этапе становления коррекционной педагогики проблема изучения и формирования предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из актуальных. Для овладения связной речи в полном объеме необходимо накопить или обогатить глагольный словарь ребенка. Своевременная коррекционная работа по формированию предикативного словаря является предпосылкой для успешного обучения в школе.
На сегодняшний день методик по формированию предикативного словаря для детей с общим недоразвитием речи недостаточно. Также не хватает комплексных методик по его исследованию, что не позволяет в полной мере выявить глубину и полноту усвоения предикативного словаря, выявить механизмы не сформированности. Проблематично подобрать необходимый наглядный материал для обследования, формирования и коррекции лексики. В составленных методиках по изучению предикативного словаря входит в состав лексико-грамматического строя.
Развитие лексических операций, изучение значения слова занимают главную позицию в развитии познавательной сферы ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) [9]. На основании проведённых исследований, Л.Г. Парамонова сделала выводы, что больше половины воспитанников (55,5%) поступают в начальные классы массовых школ без языкового становления и неготовности к школьному обучению [32]. Это происходит из -за несформированности устной речи.
Следовательно, работу по формированию и коррекции предикативного словаря следует проводить именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит наиболее эффективное усвоение лексики.
Специфические особенности формирования предикативного словаря у детей с нарушением развития определяется дефицитарнотью приёмов коррекции, требуется дополнительное рассмотрение.
Объект исследования: лексическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности предикативного словаря детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель: настоящего исследования выявление особенностей и уровней сформированности предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: является предположением о том, что в предикативном словаре у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в большей мере будут наблюдаться нарушения активного словаре, семантической структуры и лексической системности, при относительной сохранности пассивного словаря.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности и уровни сфорсированности активного глагольного словаря, семантической структуры и лексической системности предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Составить методические рекомендации по развитию предикативного словаря для детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическая основа исследования послужила:
-концепция, предложенная Р.Е. Левиной, под руководством которой в НИИ дефектологии в 50- 60 годы XX века была создана и разработана классификация общего недоразвития речи, которая дальнейшем была дополнена Т. Б. Филичевой.
-положение о единстве нормального и аномального развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.А., Леонтьев, В.А. Ковшиков Г.В. Чиркина и др.)
- психолингвистический подход к механизмам формирования предикативного словаря (Т.В. Ахутина, A.M. Шахнарович, Н.И. Жинкин и др.)
- лингвистический подход, учитывает смысловую сторону языка, определяет предикат как центральную синтаксическую единицу (А.А. Потебня, В.В. Виноградов, Ю.С. Степанова, Г.А. Золотова, Л.В. Щерба и др.)
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение.
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент.
- качественно-количественные анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость: обусловлена тем, что результаты исследования позволяют уточнить имеющиеся научные сведения о нарушениях предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные методические рекомендации по формированию предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи, могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе в дошкольных учреждениях логопедом, дефектологом, воспитателем, родителями.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь- январь 2017-2018г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
2 этап (февраль 2018г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3 этап (март - май 2018г.) - обобщающий посвящен завершению опытно-экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ № 243 г. Красноярска.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Дипломная работа состоит из 2 глав. В первой главе нами были изучены и проанализированы теоретические основы проблемы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи. Рассмотрены онтогенетические особенности формирование и развития словаря.
Мы выяснили, что общее недоразвитие речи - это системное нарушение, при котором у ребенка при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.
Группа детей с ОНР крайне неоднородна по степени проявления речевого дефекта и своему клиническому составу. Р.Е. Левина определила три уровня речевого развития при ОНР. Учитывая тему нашего исследования, мы подробнее остановились на ОНР III уровня, которое характеризуется появлением развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон. Мы пришли к выводу, что дошкольный возраст - это период активного развития. Активное пополнение словарного запаса в этот период позволяет ребенку полноценно овладеть родным языком, что является необходимым условием решения задач умственного воспитания. У дошкольников с общим недоразвитием речи лексическое развитие значительно отстает от нормы. У них отмечается ограниченный словарный запас, особенно - предикативного словаря, трудности его актуализации, непонимание значения слов, в связи с чем - их неточное употребление, ошибки в словоизменении, несформированность семантических полей.
Кроме того, в первой главе мы рассмотрели методики по формированию и развитию предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи. В процессе развития словаря ребенка происходит количественное накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Работа по развитию обогащению словарного запаса детей происходит и в процессе ознакомления с окружающим миром, и во всех видах детской деятельности, и в повседневной жизни, и в общении.
Во второй главе нами были выявлены и рассмотрены особенности и уровни сфорсированности пассивного, активного словаря, семантической структуры слова и лексической системности предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста. Для обследования мы использовали методику предложенную Е.Ф.Архиповой, так же приведены результаты практического исследования. Целью нашего исследования было выявить особенности и уровни сформированности предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В начале исследования нами была сформулирована гипотеза: о том, что в предикативном словаре у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в большей мере будут наблюдаться нарушения активного словаре, семантической структуры и лексической системности, при относительной сохранности пассивного словаря.
Нами был сделан вывод, значительные сложности у испытуемых возникают в заданиях требующих актуализации словаря при относительной сформированности пассивного словаря, семантической структуры слова и лексической системности.
На основе обобщения результатов нами были выделить 3 типологических группы:
- с относительной сформированностью предикативного словаря (по всем сериям), 40% испытуемых(4 чел.).
- выраженные трудности в актуализации словаря, 50% испытуемых(5 чел.).
- нарушения активного, так и пассивного, семантической структуры слова и лексической системности, 10% испытуемых(1 чел.).
Так же нами был сделан вывод что нарушение формирования предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма пассивного и активного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Отмечается своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий.
Нами были даны методические рекомендации по расширению и развитию предикативного словарного запаса у старших дошкольников с ОНР III. Данные рекомендации учитывают общедидактические и специальные принципы логопедического воздействия и включают в себя игры и упражнения, направленные на расширение и обогащение пассивного и активного словаря, семантической структуры слова и лексической системности. Отклонения от нормы в лексическом развитии ребенка неизбежно приводит к когнитивным нарушениям и, как следствие - к сложностям в обучении. В связи с этим накопление, уточнение и актуализация словаря для данной группы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня должно стать одной из важнейших коррекционных задач в настоящий период. Чем раньше произойдет коррекционно- логопедическое воздействие, тем успешнее будет их дальнейшее развитие.
1. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.
заведений / М. М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. Вузов / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ-Астрель, 2007. -с. 224-248 .
3. Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис. Детская речь и концепция Л.С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983.- с.125
4. Бадалян, Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. Фак. Высш.пед.учеб.заведений. - 2-е изд.,испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368с.
5. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М., 1964, с. 310.
6. Большой академический словарь русского языка/ редакторы словаря Балахонова Л.И., Буторова У.В., Заяц А.А., Л.Е. Кругликова, Д.И.Панков, В.П. Филицына, А.А Шушков., 16 том. - СПб изд. Фирма «Наука» РАН, 2010.
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей Электронный ресурс / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981
8. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико¬грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е. Бухарина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 184 с.
9. Быховская, А. М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 32 с.
10. Волкова, Л.С., Т.В. Туманова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектолог. фак. пед.вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2010.
11. Выготский Л.С. Развитие устной речи //Детская речь. 1996. Ч. 1.
12. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -с.
13. Венгер, Л.С. Наглядно - пространственное моделирование/ Венгер Л.С.//Дошкольное воспитание. - 1982 - №3. - 20 с.
14. Викжанович, С.Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 176 с.
15. Гагарина, Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. /АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук - СПб., 2009.
16. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учения поэтапности формирования умственных действий // Исследования мышления советской психологии. М., 2008.-277с.
17. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 142 с.
18. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд.,перераб. /Смирнова, Е.О.- СПб.: Питер,2009. - 304 с.: ил.
19. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екб.:ЛИТУР, 2006. - 320 с.
20. Иншакова, О.Б. Альбом логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005.
21. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений /В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - 2е изд., испр. - М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.
22. Коненкова, И.Д.Обследование речи дошкольников е задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
23. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с ОНР /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2001.
24. Лалаева, Р.И., Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) Электронный ресурс / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 22-30 с.
25. Левиной, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2007. - 277 с.
26. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В.. - М. Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144с.:ил.
27. Лизунова, Л.Р. Онтогенез речевой деятельности: курс лекций. / Л.Р. Лизунова. - ПГГПУ, Пермь, 2013. - 112 с.
28. Лизунова, Л.Р. Онтогенез речевой деятельности: хрестоматия. / Составитель ЛизуноваЛ.Р.. - ПГГПУ, Пермь, 2013. - 184 с.
29. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие /Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.:Изд - во «СОЮЗ»,2001. - 191 с.
30. Лурия, А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской— М: Издво Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
31. Методы обследования речи у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2008. - 352 с.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456., с. 203-205.
33. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятия с детьми 6-8 лет - СПб.: Издательство «Корона.Век», 2011. - 64с.
34. Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
35. Нищева, Н.В. Примерная адаптивная основная адаптивная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет/ Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - с. 34
36. Правдина,О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973.
- 272 с.
37. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 - 80 с.
38. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2007. - 223с
39. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР / С.Н. Сазонова. - М.: 2006. - 142 с.
40. Соловьева, Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ Л.Г. Соловьева, Г.Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2017. - 208с.
41. Селиверстова В.И.. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
42. Струнина, Е.М., Ушакова, О.С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого общения дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. - М., 1995.
43. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2000. - 124 с.
44. Ткаченко, Т. И. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 1721.
45. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под пред. проф. Л.И. Скворцова. - 28 -е. изд., перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012.
46. Тюрикова, И. П. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматического строя речи / И. П. Тюрикова // Дошкольное воспитание. - 1988. - №2 - С. 20.
47. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 85с.
48. Усанова, О.Н., Гаркуша, Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией. - Недоразвитие и утрата речи (Вопросы теории и практики) Электронный ресурс // О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша - М., 1985.
49. Филичева, Т. Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методологическое пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 2000. - с. 3-4
50. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: АйрисПресс, 2008. — 224 с.
51. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: 1991. - 44 с.
52. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи / Т. А. Фотекова. - М.: АРКТИ, 2010.
53. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М.: Просвещение, 2010. - 328 с.
54. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
55. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.
Пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений/Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. - М.: Здательский центр Академия», 2003. - 240 с.
56. Шипицина, Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе.
Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб., 2002. - 144с.
57.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: 2006. Гл.8. - С. 402-417.