Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ФЕНОМЕНЕ

Работа №169993

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 5
1.1. Психолого-педагогические основы формирования представлений у
младших школьников 5
1.2. Лингвометодические основы формирования у младших школьников представления о русском языке как национально-культурном феномене12
1.3. Методы исследования представлений о русском языке 18
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ 31
2.1. Диагностическая программа сформированности представлений
младших школьников о русском языке 31
2.2. Анализ результатов исследования представлений младших
школьников о русском языке 33
2.3. Программа занятий на расширение представлений о русском языке
как национально-культурном феномене 37
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованной литературы 48
Приложение 1. Анкета для выявления сформированности представлений о русском языке у младших школьников 53
Приложение 2. Результаты диагностики сформированности представлений о русском языке младших школьников 54
Приложение 3. Программа занятий на расширение представлений о русском языке как национально-культурном феномене

Современная социокультурная ситуация и стратегия российского образования усиливают роль тех предметов, которые способствуют сохранению национальных ценностей русского народа. Ведущая роль русского языка проявляется «в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений» [22: 15-18].
Русский язык - это язык межнационального общения на территории Российской Федерации. Он помогает сосуществовать на одной территории разным народностям, проникает и дополняет территориально сближенные языки, дополняется сам. Но наряду с коммуникативной функцией и функцией межнационального общения, язык также накапливает, закрепляет и сохраняет в своих единицах (главным образом в словах, словосочетаниях, фразеологических оборотах) тот опыт, который приобретен носителями языка, особенности культуры народа, сложившиеся национальные ценности.
В соответствии с актуальным ФГОС НОО предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку предполагают сформированность первоначального «представления о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа» [42:36].
Ценностная направленность обучения русскому языку проявляется в реализации воспитательного потенциала учебного предмета, в основе которого лежит формирование повышения самосознания роли родного языка как феномена национальной культуры.
Важно формировать у обучающихся ценностное отношение к родному языку, потому что русский язык должен предстать перед учениками как духовно-нравственная ценность русского народа.
В трудах Ю.Н. Караулова, И.А. Стернина, М.Т. Баранова, А.Д. Дейкиной и других ученых-методистов и лингвистов представлены ключевые вопросы отражения в языке основных ценностей народа и формирования ценностного отношения к родному языку у учащихся разных возрастов [5, 10:7, 20, 34].
Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить и описать особенности представления младших школьников о русском языке как национально-культурном феномене и разработать программу занятий с учетом выявленных особенностей.
Объект: процесс формирования представлений младших школьников о русском языке как национально-культурном феномене.
Предмет исследования: актуальное состояние представлений младших школьников о русском языке как национально-культурном феномене.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы формирования представлений у младших школьников.
2. Описать лингвометодические основы формирования представлений у младших школьников о русском языке как национально-культурном феномене.
3. Подобрать диагностический материал для выявления состояния представлений о русском языке у младших школьников.
4. Организовать проведение диагностики состояния сформированности представлений о русском языке у младших школьников.
5. Проанализировать результаты проведенной диагностики по определению состояния сформированности представлений о русском языке у младщих школьников.
6. Составить программу занятий, направленных на расширение представлений младших школьников о русском языке как национально-культурном феномене.
Гипотеза: мы предполагаем, что представления младших школьников о русском языке как культурнo-национaльном феномене преимущественно
- связаны с предметными знаниями по дисциплине «Русский язык»,
- не носят ярко выраженного эмоционально-оценочного отношения.
Методы исследования: анализ и синтез дидактического материала; интерпретация дидактического материла; наблюдение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы мы описали теоретические основы формирования представлений младших школьников о русском языке как национально-культурном феномене. На основе изученных учебников, мы пришли к выводу, что в языковом материале недостаточно используются культурологический и аксиологический подходы, которые задают отношение к языку как родному, как русской национальной ценности.
Нами был проведен эксперимент на выявление актуального состояния представлений о русском языке младших школьников.
В ходе исследования были отобраны методы, по которым отслеживался актуальный уровень состояния представления о русском языке у младших школьников: свободный ассоциативный эксперимент и опросник на выявление знаний учащихся о русском языке.
Данный метод помог нам выявить состояние представлений о русском языке у младших школьников:
- представления о русском языке у обучающихся тесно связаны с двумя понятиями «страна» и «предмет изучения»;
- в эмоционально-оценочном отношении обучающихся сложно определить, к чему именно выражают отношение обучающиеся: к русскому языку как явлению или к «Русскому языку» как учебной дисциплине, как процессу изучения русского языка (реакции трудный, легкий, интересный не могут интерпретироваться однозначно);
- у учащихся 4-ого класса низкий уровень знаний историко¬культурных фактов о системе и развитии русского языка (исторические факты, имена писателей и поэтов, фразеологизмы русского языка).
Нами был разработан проект программы, направленной на расширение представлений младших школьников о русском языке как национально-культурном феномене. В ней сочетаются познавательная, интеллектуальная и деятельностная направленности. Программа реализуется для учащихся 4 класса в рамках дисциплины «Русский родной язык» и содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.



1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - Наука, 1977.-С. 246-247.
2. Андрианова Т.М., Илюхина В.М. Русский язык: 1-й класс. М.,
2011.
3. Александрова О.М., Вербицкая Л.А. ^Богданова С.И. ,Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. «Русский родной язык»: 1-4 класс - М.: Просвещения, 2021.
4. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика. - М., 1988.
5. Баранов М.Т., Ипполитова И.А., Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учебн. заведений; Под ред. М.Т. Баранова. - М.:Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
6. Бицилли П.М. Избранные труды по филологии, М., 1996
7. Бояк Т.Н. Русская сельская молодежь: трансформация духовно-нравственных ценностей (на материалах Республики Бурятия и Читинской области). - Улан-Удэ, 2007. - 478 с.
8. Гербарт И.Ф. Психология. Пер. с прим. и алф. указ. Александра Нечаева. С предисл. проф. Спб. ун-та А.И. Введенского. - Санкт-Петербург: ред. журн. "Пантеон лит.", 1895. - [2], IV, 3-278 с.
9. Городецкая Л.А. Ассоциативный эксперимент в коммуникативных исследованиях //Ростов н/Д. - 2002. - С. 28-37.
10. Дейкина А.Д. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами русского языка / А.Д. Дейкина / / Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций 54 отечественной методики: материалы Всероссийской научно-практической конференции в МИГУ 20-21 марта 2008.- М. - Ярославль, 2008. - С. 11.
11. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. 2 класс: в 2 ч. М.,
2012. Ч. 1,2.
12. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. 3 класс: в 2 ч. М.,
2013. Ч. 1,2
13. Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции личности //АН СССР, Институт психологии.-М.: Наука. - 1986.
14. Использование культуроведческих текстов
историколингвистической тематики на уроке русского языка // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора М.Т. Баранова. — М.: МПГУ, 2004. — С. 313-317
15. Каленникова Т.Г., Борисевич А.Р. Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
16. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. 5-е изд. М.,
2014.
17. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: в 2 ч. 7-е изд. М., 2017. Ч. 1, 2.
18. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс: в 2 ч. 2-е изд. М., 2013. Ч. 1, 2.
19. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: в 2 ч. М.,
2013. Ч. 1,2.
20. Караулов Ю.Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента. // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М., 1996, с. 67-97.
21. Клинберг Л. Проблемы теории обучения. - М., 1984.
22. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков и др. М., 2014.
23. Леонтьев А.А. (ред.) Словарь ассоциативных норм русского 

ассоциативных рядов (экспериментальное исследование) // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. Т II. С. 50-71.
25. Маслова А.М. Большая российская энциклопедия. https://old.bigenc.ru/sociology/text/1823949
26. Паустовский К.Г. Вологодский литератор. https://literator35.ru/wp- content/uploads/2021/10/VL17July-August-2017. pdf
27. Педагогическая энциклопедия. https: //didacts. ru/termin/metod-
oprosa.html
28. Протасова Е.Ю. Дети и язык. - М., 1998. - 236 с.
29. Рубинштейн С.Л. и др. К проблеме изучения представлений о жизненном пути как характеристики субъекта жизни //Психология человека в современном мире. Том 1. Ком. - 2009. - Т. 19. - №. 4. - С. 248.
30. Рубцова В.Л. Психолого-педагогический анализ категории «Представление» //Гаудеамус. - 2007. - Т. 1. - №. 11.
31. Рудик А.Н. Психология. - М., 1958.
32. Салтыкова М.В. Воспитание ценностного отношения к русскому языку у подростков в условиях социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. 24 с.
33. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: Академический проект, 2004.
34. Стернин И.А. О национальном коммуникативном сознании // Лингвистический вестник. Ижевск, 2002. Вып. 4. С. 87—94
35. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
36. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. / К.М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.
37. Шадриков В.Д., Ансимова Н.П., Корнеева Е.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990.
38. Шапошникова И.В., Романенко А.А. Русский региональный ассоциативный словарь (Сибирь и Дальний Восток). В 2 т. Т. I. От стимула к реакции / Отв. ред. Уфимцева Н.В. - М.: Московский институт лингвистики,
2014. -397 с.
39. Шушакова О.В. Концепт «Русский язык» в языковом сознании школьника (к постановке проблемы) //Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - №. 6 (65).
40. Эткинд А.М. От свойств к взаимодействиям: Становление системной ориентации в психологии личности //Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник. - 1982. - С. 284-300.
41. Experimental Psychology. Vol. II. / Ed. by J.W. King and L.A. Riggs. Holt, Rinehart and Winston Inc., 1972. 740 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М,: Просвещение РФ. —2021. — № 286. - С. 36-41.
43. ФГОС НОО. Примерная рабочая программа начального общего образования. Родной язык (русский) для 1-4 классов. https://100ballnik.com/wp-content/uploads/2022/06/примерная-рабочая- программа-родной-язык-русский-1-4-класс^Г
Словари, использованные при составлении урока на тему «День Словарей и Энциклопедий»:
1. Толковый словарь С.И. Ожегова https://gufo.me/dict/ozhegov
2. Словарь В. И. Даля https://gufo.me/dict/dal
3. Словарь иностранных слов https: //gufo. me/dict/foreign words
4. Большая Советская энциклопедия https://gufo.me/dict/bse
5. Детская энциклопедия http://bse.uaio.ru/DE/
6. Энциклопедический словарь юного натуралиста https://djvu. online/file/mq4JRaC9DVJBi
7. Словарь иностранных слов современного русского языка http://uchitel-
slovesno sti. ru/slovari/12. pdf
8. Орфоэпический словарь современного русского языка http://uchitel- slovesno sti. ru/slovari/4. pdf
9. Орфографический словарь современного русского языка http://uchitel- slovesno sti. ru/slovari/3. pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ