Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование исследования проблем обучения старших подростков во время пандемии COVID-19 6
1.1. Пандемия COVID-19 и ее влияние на обучение школьников 6
1.2. Педагогический процесс у подростков и его особенности 18
Выводы по Главе 1 27
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей проблем обучения старших подростков во время пандемии COVID-19 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ результатов проведенного исследования 30
2.3. Характеристика классного коллектива 8 «А» класса МБОУ СШ №39 .... 41
2.4. Рекомендации для участников образовательного процесса 42
Выводы по Главе II 50
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложения 59
Подростковые возраст - период перехода от детства к взрослости, характеризующийся глобальными изменениями в физиологическом, психологическом, когнитивном аспектах. Ведущей деятельностью подростков является общение в процессе разных видов деятельности, а главной задачей стоит изучение своего собственного Я, как внутреннего, так и физического. Важно, чтобы у подростка сложился позитивный образ этого самого Я.
Педагог должен понимать, что подростку и без того достаточно сложно с самим собой, но помимо этого на них возлагается огромное количество ответственности, связанную с предстоящими экзаменами, с выбором своего жизненного пути. Именно поэтому ведущей педагогической идеей в работе с подростками является создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; воспитание ценностных ориентаций; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.
В настоящее время многие педагоги и психологи отмечали в своих исследованиях то, что в подростковом возрасте вопрос самостоятельности стоит как один из самых проблемных. Подростки стремятся быть как взрослые, однако им не хватает ресурсов, в том числе и потому, что сами взрослые зачастую пресекают эту нормальную подростковую потребность.
Школа также не особо помогает в развитии самостоятельности у учеников. Подростка не спрашивают, чем он хочет заниматься, педагоги стараются «разжевать» материал так, чтобы вопросов больше не осталось, не давая детям самостоятельно искать какую-то информацию. При этом все взрослые требуют, чтобы подросток решил, кем он хочет стать, когда закончит школу. Из-за такого диссонанса и недоговоренностью родителей и педагогов между собой, возникает ситуация конфликта, когда ребенок либо начинает агрессивно себя вести, отстаивая свою позицию, либо сдается и делает то, что ему говорят делать. В такой ситуации, подростку очень тяжело развивать свою самостоятельность и развивать взрослые качества.
Однако начиная с конца 2019 года мир охватил новый вирус, именуемый COVID-19 или коронавирус. В ответ на COVID-19 многие страны по всему миру закрыли школы, колледжи и университеты, чтобы остановить распространение вируса. В Российской Федерации общий карантин официально был введен 30 марта 2020 года.
Российская система образования была не готова к такому резкому переходу в виртуальную среду. Это вызвало множество технических, методических, организационных трудностей как со стороны организаторов (педагогический состав), так и со стороны обучающихся и родителей. Кто-то имел недостаточные пользовательские умения и приходилось тратить время на изучение, кто-то не имел финансовых возможностей приобрести нужную для учебы технику. В основном же страдало качество связи и выбор наиболее удобной платформы для обучения.
Педагогу стало в разы тяжелее объяснять материал и следить за тем, чтобы каждый понял тему занятия, поэтому большая часть теории давалась на самостоятельное обучение. Подросткам пришлось распределяться своим временем и ресурсами так, как они умели, поэтому у многих возникли проблемы с усвоением материала и выполнением домашнего задания.
Российские школьники находились на карантине при пандемии COVID-19 около полугода. За это время дети достаточно хорошо адаптировались к новым условиям. Например, поняли, что получить хорошую оценку даже у самого требовательного педагога стало намного легче, чем при очном обучении. Однако при снятии карантинных мер и возобновления очного режима обучения, многие учителя выяснили, что у детей образовались огромные пробелы в знаниях.
Цель исследования: изучить и выявить особенности обучения старших подростков 14-15 лет во время пандемии COVID-19 и разработать рекомендаций для участников педагогического процесса .
Объект исследования: обучение старших подростков.
Предмет исследования: организация дистанционного обучения старших подростков.
Задачи:
1. Теоретическое обоснование особенностей обучения старших подростков во время пандемии COVID-19;
2. Организация эмпирического исследования и подбор методов;
3. Сопоставить субъективную оценку обучающихся при традиционной форме обучения, при дистанционной форме обучения во время пандемии COVID-19 и при возвращении к очному обучению;
4. Проанализировать результаты и дать рекомендации для участников педагогического процесса.
Целью работы было изучение и выявление особенностей проблем обучения старших подростков 14-15 лет во время пандемии COVID-19 и разработка рекомендаций для участников педагогического процесса.
Для достижения цели были решены следующие задачи: теоретическое обоснование особенностей проблем обучения старших подростков во время пандемии COVID-19; организация эмпирического исследования и подбор методов; сопоставить субъективную оценку обучающихся при традиционной форме обучения, при дистанционной форме обучения во время пандемии COVID-19 и при возвращении к очному обучению; проанализировать результаты и дать рекомендации для участников педагогического процесса.
Анализ теоретических источников по проблеме исследования позволил сделать определенные выводы.
Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции требовалось в кратчайшие сроки перевести всю систему образования в дистанционный режим, что вызвало немало технических, методических и организационных трудностей. Российская система образования была не готова к быстрому переходу, от чего почти все субъекты образовательного процесса находились в сильнейшем стрессе. Учителя, ученики и родители должны быть методически и психологически готовы к такому формату учебы. В настоящее время получено достаточно взаимодополняющей информации о технических, организационных и методологических аспектах дистанционного обучения. Однако намного меньше знаний имеется о том, какие именно проблемы испытывают учителя, учащиеся и родители в новом для них формате обучения. Тем не менее, практически во всех исследованиях отмечается, что общеобразовательные школы и учителя в целом, практически не имевшие опыта онлайн-обучения до массового перехода на дистанционное обучение, смогли быстро сориентироваться в новой ситуации и освоить новые формы общения с учениками.
Педагогический процесс с подростковым возрастом достаточно емкий и разнообразный. Необходимо учитывать все сложности подросткового возраста, так как в этот период ребенок и сам не до конца может разобраться сам с собой.К тому же старшие подростки сталкиваются с большей ответственностью, что тоже требует особого понимания и внимания со стороны учителя. Педагогу необходимо показать подростку осознанные и ответственные навыки реагирования на те или иные жизненные ситуации путем установления между ними партнерских доверительных взаимоотношений.
Следующим этапом работы было исследование сложившийся ситуации после карантина при пандемии COVID-19 в МБОУ СШ №39 среди учащихся 8-го класса.
Исследование показало, что при пандемии COVID-19 большинство подростков сумело быстро адаптироваться к изменениям в обучении, однако выяснилось, что у многих подростков (57%) существуют проблемы в самоорганизации, понимании важности обучения, а у 28% подростков снизилась учебная мотивация.
Таким образом, мы пришли к выводу, что исправление данной ситуации возможно при внедрении персонифицированного подхода в обучении и воспитании подростков. Данный подход выражает требование предоставлять обучаемым для выбора варианты образовательных практик, маршрутов, видов образовательных услуг, осуществлять воспитание по индивидуальным траекториям в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями, профессиональными перспективами. Реализация данного подхода позволяет опираться на внутренние ресурсы личности обучающегося, разрабатывать перспективные проекты его личностного роста.
Разработанные рекомендации позволяют разобраться в персонифицированном подходе, правильно организовать деятельность педагога, а также родительского состава для достижения совместных целей в обучении и воспитании подростка.
Итак, цель работы достигнута, задачи решены. Сделан общий вывод о том, что пандемия COVID-19 не создала новые проблемы, а лишь выявила уже имеющиеся сложности у старших подростков.
1. Андрианова Г.А. Виды учебной деятельности школьников на интернет - уроках, необходимые для развития компетентностей / Вестник Института образования человека - 2014. - №1.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн; пер. с англ. А. Грузберг. — М.: Бомбора, 2017
3. Бессонов, К.А. Обратная связь в педагогическом взаимодействии преподавателя и студента / К. А. Бессонов // Juvenisscientia. — 2016. — № 2.
4. Вейдт В.П. О воспитании подростков: в помощь классному
руководителю: Методическое пособие / сост. - Калининград:
Издательство Калининградского областного института развития образования, 2019. - 140 с.: ил.
5. Витвицкая, Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса / Л. А. Витвицкая // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. — № 10. — Т. 1. Гуманитарные науки.
6. Всемирная Организация Здравоохранения [Электронный ресурс]:
новый коронавирус (2019-nCoV) URL:
https://www.euro.who.int/en/health-topics/health-emergencies/novel- coronavirus-2019-ncov_old(дата обращения: 14.04.2021).
7. Всемирная Организация Здравоохранения (2020a). Психическое здоровье и психосоциальные аспекты во время вспышки Covid-19 . Женева: ВОЗ.
8. Всемирная Организация Здравоохранения [Электронный ресурс]:
Вступительное слово Генерального директора на пресс брифинге по COVID-19 11 марта 2020 г. URL:https://www.who.int/ru/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19—11-march-2020 (дата обращения:
14.04.2021).
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011.
10. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. — 1998. — № 6. — С. 108
11. Деде, К. (2020). Дистанционное обучение и каменный суп . Вашингтон, округ Колумбия: Институт политики обучения.
12. Детская практическая психология: Учебник / Под редакцией Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000.
13. Ермишкина, Е.Н. Личностный подход в системе учитель -ученик
[Электронный ресурс] / Е.Н. Ермишкина // Вестник университета. — 2013.— № 14. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/lichnostnyy-
podhod-v-sisteme-otnosheniy-uchiteluchenik(дата обращения: 10.03.2021)
14. Зимняя, И.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И. Я. Зимняя. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997.
15. Зыкова М.Н. Ученные записки классному руководителю: о
методологических основах деятельности - Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования, 2019.
16. Известия. Новостная газета [Электронный ресурс]: Больная перемена: 50% школьников считают онлайн-обучение каникулами. URL: https://activityedu.ru/News/pochti-50-rossiyskih-shkolnikov-rascenivayut-distancionnoe-obuchenie-kak-kanikuly/(дата обращения: 18.04.2021).
17. Исследование: учителя столкнулись с проблемами дистанционного
обучения. - URL: https://ria.ru/20200407/1569666546.html/(дата
обращения - 18.04.2021).
18. Линник, Е.О. Сущностная характеристика понятия «субъект - субъектное взаимодействие»: психолого-педагогический аспект / Е.О. Линник // Инновационные образовательные технологии. — 2013. — № 4 (36)
19. Лоллия, М., Исаева, Э. (2020). Commentlesenseignantsassurentla непрерывная педагогика и ценность в контексте пандеми? UneetudeenGuadeloupe.
20. Мкртчян М.А. Перспективы развития дидактики // Инновации в образовании. 2011.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
22. Мюллер, Л.М., и Гольденберг, Г. (2020). Образование во время кризиса: потенциальные последствия закрытия школ для учителей и учащихся . Лондон: дипломированный педагогический колледж (англ.).
23. Несютина К. Это провал! О дистанционном обучении в условиях коронавируса. - URL: https://regnum.ru/news/society/2908926.html. (дата обращения - 18.04.2021).
24. Овчинникова Л.А., Анализ психологических аспектов дистанционного обучения студентов педагогического института, 2020
25. ОЭСР (2020 г.). Меры политики ОЭСР в отношении коронавируса
(COVID-19) (англ.) [Электронный ресурс]: Борьба с воздействием COVID-19 на детей. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy- responses/combatting-covid- 19-s-effect-on-children-2e 1f3b2f/ (дата обращения: 14.04.2021).
26. ОЭСР (2020 г.), Дистанционное обучение при закрытии школ:
насколько хорошо подготовлены учащиеся и школы? Информация из PISA , Издательство ОЭСР, Париж.
27. Петрановская Л.О школьниках и домашнем обучении. - URL: https://deti.mail.ru/article/eto-adski-tyazhelo-lyudmila-petranovskaya-o-distan/?from=compilation.(дата обращения - 18.04.2021).
28. Проценко, А.И. Сущностные характеристики понятия взаимодействия субъектов / А.И. Проценко // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2018. — № 5 (217)
29. Пфеффербаум, Б., Гурвич, Р.Х., Даути, Делавэр, Фой, Д.В.,
Пфеффербаум, Р.Л., Пинус, Р.С. и др. (2004a). Психологические реакции учителей через 7 недель после взрыва в Оклахома-Сити в 1995 году. Американский журнал ортопсихиатрии, 74 (3)
30. Сластенина В.А. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2004
31. Стейнберг, Л. Переходный возраст. Не упустите момент / Л. Стейнберг; пер. с англ. Ю. Константиновой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017
32. Черкасова М.А. Системно-деятельностный подход как
методологическая основа ФГОС второго поколения. //Начальная школа. Всё для учителя! - 2015. - №1. - С.2
33. Фактологический бюллетень Статистического института ЮНЕСКО за
2017 год. URL:http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/fs46-more-than-half-children-not-learning-en-2017.pdf (дата обращения: 14.04.2021).
34. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
35. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. — СПб.: Питер, 2005.