Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития 10
1.1. Феномен памяти в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Сущность понятия «произвольная память» 18
1.3. Особенности произвольной памяти у младших школьников с
задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 28
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Исследование особенностей произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития 37
2.1. Организация, методы и методики исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики 43
Выводы по второй главе 65
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития 70
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития 70
3.2. Методические рекомендации по коррекции произвольной памяти
младших школьников с задержкой психического развития 74
Выводы по третьей главе 87
Заключение 90
Список используемой литературы 95
Приложения 111
Глава 1. Теоретические основы развития произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития 10
1.1. Феномен памяти в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Сущность понятия «произвольная память» 18
1.3. Особенности произвольной памяти у младших школьников с
задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 28
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Исследование особенностей произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития 37
2.1. Организация, методы и методики исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики 43
Выводы по второй главе 65
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития 70
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития 70
3.2. Методические рекомендации по коррекции произвольной памяти
младших школьников с задержкой психического развития 74
Выводы по третьей главе 87
Заключение 90
Список используемой литературы 95
Приложения 111
Актуальность темы исследования обусловливается исключительно важной ролью памяти в жизни людей. Память - это сложный психологический процесс, который предполагает запечатление, сохранение и воспроизведение прежнего содержания нашего опыта. Память это основа всей психической деятельности человека. Без нее невозможно восприятие, внимание, мышление. Благодаря памяти человек фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру.
Проблема памяти - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Хорошо известно, что любая деятельность невозможна без опоры на то, что уже познано ранее и что затем, так или иначе, сохраняется в памяти. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются памятью. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего неосуществимы успешное учение плодотворная деятельность.
Сегодня с проблемой произвольной памяти в её практическом плане приходится сталкиваться любому педагогу, работающему в сфере начального образования. Многие трудности в обучении связаны с неумением, либо неспособностью того или иного школьника запомнить учебную информацию. Учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточности памяти, прежде всего произвольной, ведущей в учебной деятельности школьников.
В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов меняются сами требования к качеству и результатам обучения. Целью сегодняшнего образования является самостоятельное, познавательное и общекультурное развитие, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. Эта цель может быть достигнута, только если у человека, начиная с самого младшего школьного возраста, будет сформирована произвольная память. Ведь ни одна деятельность не осуществляется целенаправленно и продуктивно, если человек не может запомнить, сохранить и воспроизвести информацию.
Сегодня с проблемой произвольной памяти в её практическом плане сталкиваются многие учителя, особенно в процессе обучения школьников с ОВЗ). Современная система образования нацелена на реализацию принципа равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья. Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в положениях Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Этот документ рассматривается как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования, он устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
ФГОС НОО ОВЗ устанавливает требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка обучающегося с задержкой психического развития, одни из основных направлений в специальной поддержке является целенаправленное формирование высших психических функций, в том числе, произвольной памяти.
Характерной особенностью обучающихся с задержкой психического развития является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Все эти особенности затрудняют процесс овладения учебным материалом. Поэтому вопрос о формировании и развитии памяти, в частности, произвольной, которая является одной из главных в учебной деятельности, стоит очень остро. Необходимо целенаправленное формирование произвольной памяти различными приемами и средствами. Все вышесказанное обусловливает актуальность данной работы, подчеркивает ее теоретическую и практическую значимость.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей произвольной памяти, теоретическом обосновании и применении методических рекомендаций по коррекции и формированию произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития, обосновать и разработать методические рекомендации, способствующие коррекции и формированию произвольной памяти у данной категории обучающихся.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого¬педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Провести исследование и выявить особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации, направленные на коррекцию и формирование произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: произвольная память у младших школьников.
Предмет исследования: особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень сформированности слуховой памяти, сформированность зрительной произвольной памяти, способности к опосредованному запоминанию, у младших школьников с ЗПР снижены по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Младшие школьники с ЗПР обладают относительно ограниченным, недостаточно развитым объемом кратковременной слухоречевой памяти. Для младших школьников с ЗПР характерно преобладание механического запоминания над смысловым, снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Младшие школьники с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала. В работе рассмотрены зрительная и слуховая произвольная память.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использованы методы:
1) теоретический метод исследования (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (констатирующий эксперимент);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: концепции специальной психологии об особенностях высших психических функций у лиц с задержкой психического развития (Т. А. Власова, Л.С. Выготский, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И. Ф. Марковская, Л. И. Переслени, В. Л. Подобед, Н.А. Цыпина и др);теоретические основы педагогического образования (И.Я. Лернер, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); теория индивидуализации и дифференциации обучения (А.А. Бударный, Т.Д. Глейзер, А.Ж. Жафяров, Е.А. Жеребятьева, Е.С. Рабунский, И.С. Якиманская и др.); концепция личностно-ориентированного гуманистического подхода к обучению и развитию (Н.В. Борисова, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория использования наглядных средств обучения (Ю.К. Бабанский, И.А. Витухина, JI.B. Занков, Я.А. Коменский, Т.К. Стуре и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия).
2. Методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев).
3. Методика «Изучение зрительной произвольной памяти» (Л.М. Шипицына).
Организация исследования. Базой исследования выступило муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 143 имени Героя Советского Союза А.В. Тимошенко» г.
Красноярска. В исследовании принимали участие школьники 2-4 классов с ЗПР в количестве 20 человек (17 мальчиков и 3 девочки), обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе (вариант 7.1, для обучающихся с задержкой психического развития), а также 20 школьников 2-4 классов (11 мальчиков и 9 девочек) с обычным темпом психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019—2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - обоснование и разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию и формирование произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 103 источников) и 6 приложений. Текст работы изложен на 94 страницах, проиллюстрирован 7 гистограммами, включает 11 таблиц.
Проблема памяти - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Хорошо известно, что любая деятельность невозможна без опоры на то, что уже познано ранее и что затем, так или иначе, сохраняется в памяти. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются памятью. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего неосуществимы успешное учение плодотворная деятельность.
Сегодня с проблемой произвольной памяти в её практическом плане приходится сталкиваться любому педагогу, работающему в сфере начального образования. Многие трудности в обучении связаны с неумением, либо неспособностью того или иного школьника запомнить учебную информацию. Учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточности памяти, прежде всего произвольной, ведущей в учебной деятельности школьников.
В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов меняются сами требования к качеству и результатам обучения. Целью сегодняшнего образования является самостоятельное, познавательное и общекультурное развитие, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. Эта цель может быть достигнута, только если у человека, начиная с самого младшего школьного возраста, будет сформирована произвольная память. Ведь ни одна деятельность не осуществляется целенаправленно и продуктивно, если человек не может запомнить, сохранить и воспроизвести информацию.
Сегодня с проблемой произвольной памяти в её практическом плане сталкиваются многие учителя, особенно в процессе обучения школьников с ОВЗ). Современная система образования нацелена на реализацию принципа равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья. Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в положениях Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Этот документ рассматривается как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования, он устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
ФГОС НОО ОВЗ устанавливает требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка обучающегося с задержкой психического развития, одни из основных направлений в специальной поддержке является целенаправленное формирование высших психических функций, в том числе, произвольной памяти.
Характерной особенностью обучающихся с задержкой психического развития является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Все эти особенности затрудняют процесс овладения учебным материалом. Поэтому вопрос о формировании и развитии памяти, в частности, произвольной, которая является одной из главных в учебной деятельности, стоит очень остро. Необходимо целенаправленное формирование произвольной памяти различными приемами и средствами. Все вышесказанное обусловливает актуальность данной работы, подчеркивает ее теоретическую и практическую значимость.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей произвольной памяти, теоретическом обосновании и применении методических рекомендаций по коррекции и формированию произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития, обосновать и разработать методические рекомендации, способствующие коррекции и формированию произвольной памяти у данной категории обучающихся.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого¬педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Провести исследование и выявить особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации, направленные на коррекцию и формирование произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: произвольная память у младших школьников.
Предмет исследования: особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень сформированности слуховой памяти, сформированность зрительной произвольной памяти, способности к опосредованному запоминанию, у младших школьников с ЗПР снижены по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Младшие школьники с ЗПР обладают относительно ограниченным, недостаточно развитым объемом кратковременной слухоречевой памяти. Для младших школьников с ЗПР характерно преобладание механического запоминания над смысловым, снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Младшие школьники с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала. В работе рассмотрены зрительная и слуховая произвольная память.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использованы методы:
1) теоретический метод исследования (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (констатирующий эксперимент);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: концепции специальной психологии об особенностях высших психических функций у лиц с задержкой психического развития (Т. А. Власова, Л.С. Выготский, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И. Ф. Марковская, Л. И. Переслени, В. Л. Подобед, Н.А. Цыпина и др);теоретические основы педагогического образования (И.Я. Лернер, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); теория индивидуализации и дифференциации обучения (А.А. Бударный, Т.Д. Глейзер, А.Ж. Жафяров, Е.А. Жеребятьева, Е.С. Рабунский, И.С. Якиманская и др.); концепция личностно-ориентированного гуманистического подхода к обучению и развитию (Н.В. Борисова, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория использования наглядных средств обучения (Ю.К. Бабанский, И.А. Витухина, JI.B. Занков, Я.А. Коменский, Т.К. Стуре и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия).
2. Методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев).
3. Методика «Изучение зрительной произвольной памяти» (Л.М. Шипицына).
Организация исследования. Базой исследования выступило муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 143 имени Героя Советского Союза А.В. Тимошенко» г.
Красноярска. В исследовании принимали участие школьники 2-4 классов с ЗПР в количестве 20 человек (17 мальчиков и 3 девочки), обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе (вариант 7.1, для обучающихся с задержкой психического развития), а также 20 школьников 2-4 классов (11 мальчиков и 9 девочек) с обычным темпом психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019—2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - обоснование и разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию и формирование произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 103 источников) и 6 приложений. Текст работы изложен на 94 страницах, проиллюстрирован 7 гистограммами, включает 11 таблиц.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В психологии в качестве механизмов памяти называют процессы, которые необходимы для того, что запомнить информацию и впоследствии воспроизвести ее. Традиционно в структуре памяти выделяются такие взаимосвязанные между собой процессы, как запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание информации. Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности (двигательная, эмоциональная, смысловая или словесная, образная); характер связи с целями деятельности (произвольная и непроизвольная); продолжительность сохранения образов (кратковременная. оперативная, долговременная).
В научной литературе существует большое количество определений понятия «произвольная память», однако все исследователи едины во мнении, что произвольная память является особой деятельностью, специально направленной на запоминание какого-либо материала и связанной с использованием особых приемов или способов запоминания. В настоящем исследовании в качестве рабочего будет использоваться определение А.А. Реана: «Произвольная память - это психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий».
Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания. Следовательно, в этот период целенаправленная развивающая и коррекционная работа по овладению навыками мнемической деятельности наиболее эффективна.
В настоящее время задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся практически все случаи замедленного психического развития, а также относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, но не достигающей умственной отсталости. Память учащихся младшего школьного возраста с ЗПР, в частности такие процессы как запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание в той или иной форме являются нарушенными.
Для учащихся младшего школьного возраста с ЗПР характерны: недостаточный для возрастной нормы объем кратковременной и долговременной памяти, преобладание механического типа запоминания над словесно-логическим, трудности опосредованного запоминания, низкий уровень смысловой слухоречевой памяти. Это особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала. Несколько успешнее запоминают они наглядный материал - яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго, что говорит об очень плохом развитии произвольной памяти.
Базой эмпирического исследования стало муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 143 имени Героя Советского Союза А.В. Тимошенко» г. Красноярска. Выборка была сформирована из школьников 2-4 классов с ЗПР в количестве 20 человек (17 мальчиков и 3 девочки), обучающихся по адаптированной основной образовательной программе (вариант 7.1, для обучающихся с задержкой психического развития). Контрольная группа сформирована из 20 школьников 2-4 классов (11 мальчиков и 9 девочек) с обычным темпом психического развития.
С целью исследования особенностей произвольной памяти у младших школьников с ЗПР нами были использованы следующие диагностические методики: «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев), «Изучение зрительной произвольной памяти» (Л.М. Шипицына).
Результаты диагностики по методике «Запоминание 10 слов» показали, что уровень сформированности слуховой памяти у младших школьников с ЗПР снижен по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Результаты проведенного исследования показали, что испытуемые с ЗПР обладают относительно ограниченным, недостаточно развитым объемом кратковременной слухоречевой памяти. Объем долговременной памяти младших школьников с ЗПР значительно снижен. Для них характерно кратковременное запоминание, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц). Полученные результаты свидетельствует о крайне ограниченном объеме долговременной слухоречевой памяти младших школьников с ЗПР, им свойственна утрата вербального материала из памяти за непродолжительный временной период.
Результаты диагностики по методике «Опосредованное запоминание» показали, что способность к опосредованному запоминанию у младших школьников с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Для младших школьников с ЗПР характерно преобладание механического запоминания над смысловым, снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Также, у школьников данной категории снижен объем и точность запоминания, доминирующее положение занимает непроизвольная память. Они не умеют пользоваться приемами опосредованного запоминания информации.
Результаты диагностики по методике «Изучение зрительной произвольной памяти» показали, что сформированность зрительной произвольной памяти у младших школьников с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Объем кратковременной зрительной памяти младших школьников с ЗПР находится на недостаточном уровне, для них характерна способность сохранять небольшое количество информации без цели на запоминание. У этих школьников наглядный материал запоминается лучше вербального, затруднение вызывает воспроизведение словесного материала. Младшие школьники с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что у всех младших школьников с ЗПР отмечаются значительные трудности в развитии произвольной памяти. Для успешного освоения программы начального общего образования необходима своевременная коррекция произвольной памяти данной категории детей путем разработки и реализации специальной психолого-педагогической программы.
Развитие произвольной памяти, проведение специальных игр, упражнений, тренингов позволяет повысить успеваемость у учащихся, а также их учебную мотивацию. Все это становится возможным при условии построения целенаправленной, специально организованной деятельности. Цель коррекционно-развивающей программы: развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели в программе ставятся следующие задачи:
- повысить концентрацию, переключаемость, устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- разработать эффективные приемы запоминания;
- повысить уровень развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- формировать у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития самостоятельность в процессе выполнения заданий;
- формировать у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития положительную мотивацию к учению.
Реализация коррекционно-развивающей программы предполагает ряд взаимосвязанных этапов.
Первый этап является теоретическим. На этом этапе происходит анализ научной литературы по проблеме памяти как психического процесса, определяются особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Анализируются личные дела и медицинские заключения.
Второй этап (диагностический) предполагает организацию и проведение диагностики произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. По итогам проведенного диагностического исследования определяются причины и последствия нарушения произвольной памяти.
Третий этап является коррекционным. На данном этапе разрабатываются коррекционные игры, упражнения, тренинги, направленные на развитие произвольной памяти. Кроме этого, на этом этапе реализуется коррекционно-развивающая программа.
Четвертый этап носит аналитический характер. Здесь организуется сравнительный анализ результатов диагностических исследований, определяется эффективность проведенной работы, определяются положительные стороны разработанной программы и выявляются недочеты в организации.
Таким образом, коррекционно-развивающая программа «Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» будет способствовать улучшению
работоспособности младших школьников с задержкой психического развития, повышению уровня познавательной активности, стимулированию мотивации к учебной деятельности.
В психологии в качестве механизмов памяти называют процессы, которые необходимы для того, что запомнить информацию и впоследствии воспроизвести ее. Традиционно в структуре памяти выделяются такие взаимосвязанные между собой процессы, как запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание информации. Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности (двигательная, эмоциональная, смысловая или словесная, образная); характер связи с целями деятельности (произвольная и непроизвольная); продолжительность сохранения образов (кратковременная. оперативная, долговременная).
В научной литературе существует большое количество определений понятия «произвольная память», однако все исследователи едины во мнении, что произвольная память является особой деятельностью, специально направленной на запоминание какого-либо материала и связанной с использованием особых приемов или способов запоминания. В настоящем исследовании в качестве рабочего будет использоваться определение А.А. Реана: «Произвольная память - это психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий».
Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания. Следовательно, в этот период целенаправленная развивающая и коррекционная работа по овладению навыками мнемической деятельности наиболее эффективна.
В настоящее время задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся практически все случаи замедленного психического развития, а также относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, но не достигающей умственной отсталости. Память учащихся младшего школьного возраста с ЗПР, в частности такие процессы как запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание в той или иной форме являются нарушенными.
Для учащихся младшего школьного возраста с ЗПР характерны: недостаточный для возрастной нормы объем кратковременной и долговременной памяти, преобладание механического типа запоминания над словесно-логическим, трудности опосредованного запоминания, низкий уровень смысловой слухоречевой памяти. Это особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала. Несколько успешнее запоминают они наглядный материал - яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго, что говорит об очень плохом развитии произвольной памяти.
Базой эмпирического исследования стало муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 143 имени Героя Советского Союза А.В. Тимошенко» г. Красноярска. Выборка была сформирована из школьников 2-4 классов с ЗПР в количестве 20 человек (17 мальчиков и 3 девочки), обучающихся по адаптированной основной образовательной программе (вариант 7.1, для обучающихся с задержкой психического развития). Контрольная группа сформирована из 20 школьников 2-4 классов (11 мальчиков и 9 девочек) с обычным темпом психического развития.
С целью исследования особенностей произвольной памяти у младших школьников с ЗПР нами были использованы следующие диагностические методики: «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев), «Изучение зрительной произвольной памяти» (Л.М. Шипицына).
Результаты диагностики по методике «Запоминание 10 слов» показали, что уровень сформированности слуховой памяти у младших школьников с ЗПР снижен по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Результаты проведенного исследования показали, что испытуемые с ЗПР обладают относительно ограниченным, недостаточно развитым объемом кратковременной слухоречевой памяти. Объем долговременной памяти младших школьников с ЗПР значительно снижен. Для них характерно кратковременное запоминание, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц). Полученные результаты свидетельствует о крайне ограниченном объеме долговременной слухоречевой памяти младших школьников с ЗПР, им свойственна утрата вербального материала из памяти за непродолжительный временной период.
Результаты диагностики по методике «Опосредованное запоминание» показали, что способность к опосредованному запоминанию у младших школьников с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Для младших школьников с ЗПР характерно преобладание механического запоминания над смысловым, снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Также, у школьников данной категории снижен объем и точность запоминания, доминирующее положение занимает непроизвольная память. Они не умеют пользоваться приемами опосредованного запоминания информации.
Результаты диагностики по методике «Изучение зрительной произвольной памяти» показали, что сформированность зрительной произвольной памяти у младших школьников с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Объем кратковременной зрительной памяти младших школьников с ЗПР находится на недостаточном уровне, для них характерна способность сохранять небольшое количество информации без цели на запоминание. У этих школьников наглядный материал запоминается лучше вербального, затруднение вызывает воспроизведение словесного материала. Младшие школьники с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что у всех младших школьников с ЗПР отмечаются значительные трудности в развитии произвольной памяти. Для успешного освоения программы начального общего образования необходима своевременная коррекция произвольной памяти данной категории детей путем разработки и реализации специальной психолого-педагогической программы.
Развитие произвольной памяти, проведение специальных игр, упражнений, тренингов позволяет повысить успеваемость у учащихся, а также их учебную мотивацию. Все это становится возможным при условии построения целенаправленной, специально организованной деятельности. Цель коррекционно-развивающей программы: развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели в программе ставятся следующие задачи:
- повысить концентрацию, переключаемость, устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- разработать эффективные приемы запоминания;
- повысить уровень развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- формировать у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития самостоятельность в процессе выполнения заданий;
- формировать у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития положительную мотивацию к учению.
Реализация коррекционно-развивающей программы предполагает ряд взаимосвязанных этапов.
Первый этап является теоретическим. На этом этапе происходит анализ научной литературы по проблеме памяти как психического процесса, определяются особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Анализируются личные дела и медицинские заключения.
Второй этап (диагностический) предполагает организацию и проведение диагностики произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. По итогам проведенного диагностического исследования определяются причины и последствия нарушения произвольной памяти.
Третий этап является коррекционным. На данном этапе разрабатываются коррекционные игры, упражнения, тренинги, направленные на развитие произвольной памяти. Кроме этого, на этом этапе реализуется коррекционно-развивающая программа.
Четвертый этап носит аналитический характер. Здесь организуется сравнительный анализ результатов диагностических исследований, определяется эффективность проведенной работы, определяются положительные стороны разработанной программы и выявляются недочеты в организации.
Таким образом, коррекционно-развивающая программа «Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» будет способствовать улучшению
работоспособности младших школьников с задержкой психического развития, повышению уровня познавательной активности, стимулированию мотивации к учебной деятельности.
Подобные работы
- Особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с
задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Технология коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Психологический программа коррекции произвольного внимании младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая коррекция нарушений опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



