Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития

Работа №169989

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2020
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития 10
1.1. Феномен памяти в психолого-педагогической литературе 10
1.2. Сущность понятия «произвольная память» 18
1.3. Особенности произвольной памяти у младших школьников с
задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 28
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Исследование особенностей произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития 37
2.1. Организация, методы и методики исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики 43
Выводы по второй главе 65
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития 70
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития 70
3.2. Методические рекомендации по коррекции произвольной памяти
младших школьников с задержкой психического развития 74
Выводы по третьей главе 87
Заключение 90
Список используемой литературы 95
Приложения 111


Актуальность темы исследования обусловливается исключительно важной ролью памяти в жизни людей. Память - это сложный психологический процесс, который предполагает запечатление, сохранение и воспроизведение прежнего содержания нашего опыта. Память это основа всей психической деятельности человека. Без нее невозможно восприятие, внимание, мышление. Благодаря памяти человек фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру.
Проблема памяти - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Хорошо известно, что любая деятельность невозможна без опоры на то, что уже познано ранее и что затем, так или иначе, сохраняется в памяти. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются памятью. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего неосуществимы успешное учение плодотворная деятельность.
Сегодня с проблемой произвольной памяти в её практическом плане приходится сталкиваться любому педагогу, работающему в сфере начального образования. Многие трудности в обучении связаны с неумением, либо неспособностью того или иного школьника запомнить учебную информацию. Учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточности памяти, прежде всего произвольной, ведущей в учебной деятельности школьников.
В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов меняются сами требования к качеству и результатам обучения. Целью сегодняшнего образования является самостоятельное, познавательное и общекультурное развитие, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. Эта цель может быть достигнута, только если у человека, начиная с самого младшего школьного возраста, будет сформирована произвольная память. Ведь ни одна деятельность не осуществляется целенаправленно и продуктивно, если человек не может запомнить, сохранить и воспроизвести информацию.
Сегодня с проблемой произвольной памяти в её практическом плане сталкиваются многие учителя, особенно в процессе обучения школьников с ОВЗ). Современная система образования нацелена на реализацию принципа равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья. Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в положениях Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ). Этот документ рассматривается как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования, он устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
ФГОС НОО ОВЗ устанавливает требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка обучающегося с задержкой психического развития, одни из основных направлений в специальной поддержке является целенаправленное формирование высших психических функций, в том числе, произвольной памяти.
Характерной особенностью обучающихся с задержкой психического развития является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Все эти особенности затрудняют процесс овладения учебным материалом. Поэтому вопрос о формировании и развитии памяти, в частности, произвольной, которая является одной из главных в учебной деятельности, стоит очень остро. Необходимо целенаправленное формирование произвольной памяти различными приемами и средствами. Все вышесказанное обусловливает актуальность данной работы, подчеркивает ее теоретическую и практическую значимость.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей произвольной памяти, теоретическом обосновании и применении методических рекомендаций по коррекции и формированию произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития, обосновать и разработать методические рекомендации, способствующие коррекции и формированию произвольной памяти у данной категории обучающихся.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого¬педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Провести исследование и выявить особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации, направленные на коррекцию и формирование произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: произвольная память у младших школьников.
Предмет исследования: особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень сформированности слуховой памяти, сформированность зрительной произвольной памяти, способности к опосредованному запоминанию, у младших школьников с ЗПР снижены по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Младшие школьники с ЗПР обладают относительно ограниченным, недостаточно развитым объемом кратковременной слухоречевой памяти. Для младших школьников с ЗПР характерно преобладание механического запоминания над смысловым, снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Младшие школьники с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала. В работе рассмотрены зрительная и слуховая произвольная память.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использованы методы:
1) теоретический метод исследования (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (констатирующий эксперимент);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: концепции специальной психологии об особенностях высших психических функций у лиц с задержкой психического развития (Т. А. Власова, Л.С. Выготский, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И. Ф. Марковская, Л. И. Переслени, В. Л. Подобед, Н.А. Цыпина и др);теоретические основы педагогического образования (И.Я. Лернер, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); теория индивидуализации и дифференциации обучения (А.А. Бударный, Т.Д. Глейзер, А.Ж. Жафяров, Е.А. Жеребятьева, Е.С. Рабунский, И.С. Якиманская и др.); концепция личностно-ориентированного гуманистического подхода к обучению и развитию (Н.В. Борисова, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория использования наглядных средств обучения (Ю.К. Бабанский, И.А. Витухина, JI.B. Занков, Я.А. Коменский, Т.К. Стуре и др.).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия).
2. Методика «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев).
3. Методика «Изучение зрительной произвольной памяти» (Л.М. Шипицына).
Организация исследования. Базой исследования выступило муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 143 имени Героя Советского Союза А.В. Тимошенко» г.
Красноярска. В исследовании принимали участие школьники 2-4 классов с ЗПР в количестве 20 человек (17 мальчиков и 3 девочки), обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе (вариант 7.1, для обучающихся с задержкой психического развития), а также 20 школьников 2-4 классов (11 мальчиков и 9 девочек) с обычным темпом психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019—2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - обоснование и разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию и формирование произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 103 источников) и 6 приложений. Текст работы изложен на 94 страницах, проиллюстрирован 7 гистограммами, включает 11 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В психологии в качестве механизмов памяти называют процессы, которые необходимы для того, что запомнить информацию и впоследствии воспроизвести ее. Традиционно в структуре памяти выделяются такие взаимосвязанные между собой процессы, как запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание информации. Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности (двигательная, эмоциональная, смысловая или словесная, образная); характер связи с целями деятельности (произвольная и непроизвольная); продолжительность сохранения образов (кратковременная. оперативная, долговременная).
В научной литературе существует большое количество определений понятия «произвольная память», однако все исследователи едины во мнении, что произвольная память является особой деятельностью, специально направленной на запоминание какого-либо материала и связанной с использованием особых приемов или способов запоминания. В настоящем исследовании в качестве рабочего будет использоваться определение А.А. Реана: «Произвольная память - это психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий».
Младший школьный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольного запоминания. Следовательно, в этот период целенаправленная развивающая и коррекционная работа по овладению навыками мнемической деятельности наиболее эффективна.
В настоящее время задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся практически все случаи замедленного психического развития, а также относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, но не достигающей умственной отсталости. Память учащихся младшего школьного возраста с ЗПР, в частности такие процессы как запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание в той или иной форме являются нарушенными.
Для учащихся младшего школьного возраста с ЗПР характерны: недостаточный для возрастной нормы объем кратковременной и долговременной памяти, преобладание механического типа запоминания над словесно-логическим, трудности опосредованного запоминания, низкий уровень смысловой слухоречевой памяти. Это особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала. Несколько успешнее запоминают они наглядный материал - яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго, что говорит об очень плохом развитии произвольной памяти.
Базой эмпирического исследования стало муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 143 имени Героя Советского Союза А.В. Тимошенко» г. Красноярска. Выборка была сформирована из школьников 2-4 классов с ЗПР в количестве 20 человек (17 мальчиков и 3 девочки), обучающихся по адаптированной основной образовательной программе (вариант 7.1, для обучающихся с задержкой психического развития). Контрольная группа сформирована из 20 школьников 2-4 классов (11 мальчиков и 9 девочек) с обычным темпом психического развития.
С целью исследования особенностей произвольной памяти у младших школьников с ЗПР нами были использованы следующие диагностические методики: «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев), «Изучение зрительной произвольной памяти» (Л.М. Шипицына).
Результаты диагностики по методике «Запоминание 10 слов» показали, что уровень сформированности слуховой памяти у младших школьников с ЗПР снижен по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Результаты проведенного исследования показали, что испытуемые с ЗПР обладают относительно ограниченным, недостаточно развитым объемом кратковременной слухоречевой памяти. Объем долговременной памяти младших школьников с ЗПР значительно снижен. Для них характерно кратковременное запоминание, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц). Полученные результаты свидетельствует о крайне ограниченном объеме долговременной слухоречевой памяти младших школьников с ЗПР, им свойственна утрата вербального материала из памяти за непродолжительный временной период.
Результаты диагностики по методике «Опосредованное запоминание» показали, что способность к опосредованному запоминанию у младших школьников с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Для младших школьников с ЗПР характерно преобладание механического запоминания над смысловым, снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Также, у школьников данной категории снижен объем и точность запоминания, доминирующее положение занимает непроизвольная память. Они не умеют пользоваться приемами опосредованного запоминания информации.
Результаты диагностики по методике «Изучение зрительной произвольной памяти» показали, что сформированность зрительной произвольной памяти у младших школьников с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Объем кратковременной зрительной памяти младших школьников с ЗПР находится на недостаточном уровне, для них характерна способность сохранять небольшое количество информации без цели на запоминание. У этих школьников наглядный материал запоминается лучше вербального, затруднение вызывает воспроизведение словесного материала. Младшие школьники с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что у всех младших школьников с ЗПР отмечаются значительные трудности в развитии произвольной памяти. Для успешного освоения программы начального общего образования необходима своевременная коррекция произвольной памяти данной категории детей путем разработки и реализации специальной психолого-педагогической программы.
Развитие произвольной памяти, проведение специальных игр, упражнений, тренингов позволяет повысить успеваемость у учащихся, а также их учебную мотивацию. Все это становится возможным при условии построения целенаправленной, специально организованной деятельности. Цель коррекционно-развивающей программы: развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели в программе ставятся следующие задачи:
- повысить концентрацию, переключаемость, устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- разработать эффективные приемы запоминания;
- повысить уровень развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- формировать у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития самостоятельность в процессе выполнения заданий;
- формировать у детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития положительную мотивацию к учению.
Реализация коррекционно-развивающей программы предполагает ряд взаимосвязанных этапов.
Первый этап является теоретическим. На этом этапе происходит анализ научной литературы по проблеме памяти как психического процесса, определяются особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Анализируются личные дела и медицинские заключения.
Второй этап (диагностический) предполагает организацию и проведение диагностики произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития. По итогам проведенного диагностического исследования определяются причины и последствия нарушения произвольной памяти.
Третий этап является коррекционным. На данном этапе разрабатываются коррекционные игры, упражнения, тренинги, направленные на развитие произвольной памяти. Кроме этого, на этом этапе реализуется коррекционно-развивающая программа.
Четвертый этап носит аналитический характер. Здесь организуется сравнительный анализ результатов диагностических исследований, определяется эффективность проведенной работы, определяются положительные стороны разработанной программы и выявляются недочеты в организации.
Таким образом, коррекционно-развивающая программа «Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» будет способствовать улучшению
работоспособности младших школьников с задержкой психического развития, повышению уровня познавательной активности, стимулированию мотивации к учебной деятельности.



1. Абышева, Д.К. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики / Д.К. Абышева // Сборник научных трудов «Математическое и информационное моделирование» (г. Тюмень, 18 апреля 2019г.). - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2019. С. 254-257.
2. Андрианов, Е.И. О развитии двигательной памяти у детей с задержкой психического развития с помощью игр и игровых упражнений / Е.И. Андрианов // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2015. - № 5. - С. 17-19.
3. Аникин, Д.А. Память как социальный феномен / Д.А. Аникин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 113-115.
4. Антошечкина, Г.К. Особенности слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Г.К. Антошечкина, А.Г. Литвинова, Н.Ю. Верхотурова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5. - С. 40-42.
5. Арскиева, З.А. Развитие логической памяти у детей младшего школьного возраста / З.А. Арскиева // Символ науки. - 2016. - № 2. - С. 212-215.
6. Артемьева, Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника / Т.В. Артемьева. - Казань: Отечество, 2013. - 157с.
7. Ахмаева, М.А. Проблемы реализации психолого-педагогического сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья / М.А. Ахмаева // Материалы Всероссийской научно¬практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г.
Екатеринбург, 26-27 апреля 2018г.). - Екатеринбург: Уральский
государственный педагогический университет, 2018. - С. 237-240.
8. Ахметзянова, А.И. Практикум по клинической психологии: Учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова. - М.: Школьная пресса, 2013. - 78 с.
9. Батуева, С.В. Развитие памяти у старших дошкольников, как одно из условий успешного обучения / С.В. Батуева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - № 2. - С. 19-21.
10. Бирюкова, Ю.С. Организационно-педагогические условия
инклюзивного образования в образовательных организациях / Ю.С. Бирюкова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 26-27 апреля 2018г.). - Екатеринбург: Уральский государственный
педагогический университет, 2018. - С. 64-67.
11. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук. - М.: Наука, 2005. - 327 с.
12. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001. - 269 с.
13. Большой толковый медицинский словарь / Под ред. Г.Л. Билича. - М.: Вече, 2001. - 220 с.
14. Букреева, А.А. Коррекция памяти младших школьников / А.А. Букреева // Концепт. - 2015. - № 1. - С. 121-223.
15. Булгаков, О.А. Память человека и возможность ее улучшения / О.А. Булгаков // Вестник российских университетов. - 2014. - № 1. - С. 90¬93.
16. Быханова, Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в начальной школе / Т.П. Быханова,
Ю.А. Нырова // Материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» (г. Барнаул, 24-25 февраля 2017г.). - Барнаул: Алтайский государственный
педагогический университет, 2017. - С. 102-104.
17. Воробьева, Е.А. Особенности достижения детьми с задержкой
психического развития младшего школьного возраста личностных результатов в рамках реализации ФГОС НОО / Е.А. Воробьева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования» (г. Елец, 24-25 октября 2019г.). - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. - С. 210-212.
18. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1995. - 326 с.
19. Гасанова, Ф.Р. К вопросу диагностики и классификации задержки
психического развития / Ф.Р. Гасанова // Сборник научных статей и материалов VI международной научно-практической конференции «Образовательное пространство детства: исторический опыт,
проблемы и перспективы» (г. Коломна, 27-28 мая 2019г.). - Коломна: ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2019. - С. 237-241.
20. Головина, Е.С. Индивидуальные особенности памяти младшего школьника / Е.С. Головина // Молодой ученый. - 2017. - №10.1. - С. 18-22.
21. Грибанова Е.В. О необходимости развития когнитивных процессов младших школьников / Е.В. Грибанова, Н.В. Гурьянова, Г.В. Колисниченко // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - № 14. - С. 137¬139.
22. Гусева, И.В. К вопросу организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / И.В. Гусева // Концепт. - 2014. - № 26. - С. 31-35.
23. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития. Понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. - М.: Академия, 2005. - 168 с.
24. Дунаева, Е.С. Изучение, коррекция и развитие памяти младших школьников с нарушением интеллекта / Е.С. Дунаева // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2011. - № 1. - С. 29-31.
25. Егинисова, А.К. Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития / А.К. Егинисова, Д.А. Бердибаева // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - № 1. - С. 38-41.
26. Емелина, Д.А. Задержки психического развития у детей
(аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2018. - № 1. - С. 4-12.
27.Загребельная, И.Л. Вариативные формы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
организациях: опыт и перспективы развития / И.Л. Загребельная // Сборник научных трудов и материалов научно-практической
конференции «Конференциум Академии социального управления». - 2019. - № 4. - С. 47-49.
28.Закирова, Е.А. Особенности внимания обучающихся в младших классах при задержке психического развития / Е.А. Закирова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (25-26 апреля 2019г.). - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет Институт специального образования, 2019. - С. 32-34.
29.Залата, О.А. Характеристика кратковременной памяти у детей с задержкой психического и умственного развития / О.А. Залата, Т.А. Алиева // Таврический журнал психиатрии. - 2014. - № 1. - С. 84-87.
30.Запорожец, А.В. Избранные психологические труда / А.В. Запорожец. - М.: Учпедгиз, 1986. - 385 с.
31.Золоткова, Е.В. Формирование познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития / Е.В. Золоткова, Е.В. Тюрина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58. - С. 108-111.
32.Зотова, Т.В. Развитие памяти младших школьников с использованием мнемо-карт / Т.В. Зотова, Е.А. Парнас // Материалы VII научно-практической конференции преподавателей и студентов «Развитие познавательных способностей младших школьников» (Москва, 24 октября 2019г.). - М,: Московский педагогический государственный университет, 2020. - С. 43-50.
33. Ибрагимова, Г.Г. Нетрадиционные технологии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития / Г.Г. Ибрагимова, М.А. Муратова // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 7. - С. 160-164.
34. Иванова, А.С. Феномены человеческой памяти: психологические особенности и методы тренировки / А.С. Иванова // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Специалисты нового поколения» (Саратов, 12-13 апреля 2018г.). - Саратов: Изд-во «ЦеСАин», 2018. - С. 218-220.
35. Игина, К.А. Психологическая характеристика памяти младших
школьников / К.А. Игина, А.В. Мекшинева, А.С. Чуприкова // Сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции «Будущее науки - 2019» (г. Курск, 5-26 апреля 2019г.). - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 130¬131.
36. Ильмурзина, Л.М. Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития / Л.М. Ильмурзина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2. - С. 32-35.
37. Капитонова, Д.В. Психолого-педагогическое сопровождение младших
школьников с задержкой психического развития в условиях
инклюзивного образования / Д.В. Капитонова, Н.Н. Васягина // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы психологии
личности» под ред. Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой. - Екатеринбург, 2018. - С. 98-106.
38. Караханян, К.Г. Возрастные особенности памяти и их влияние на успешность в обучении / К.Г. Караханян // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 4. - С. 53-55.
39. Кетова, А.С. Структура и содержание индивидуальных
адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / А.С. Кетова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 26-27 апреля 2018г.). - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. - С. 92-96.
40. Кисова, В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -
2014. - № 2. - С. 348-352.
41. Китаева, А.С. Основные направления психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития / А.С. Китаева // Материалы IV Международного интернет-симпозиума «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве» (г. Ставрополь, 15 октября - 15 ноября 2018 г.). - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. - С. 121-123.
42. Ковальская, А.С. Разработка индивидуальных образовательных
программ для детей с задержкой психического развития / А.С. Ковальская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС» (г. Екатеринбург, 26-27 апреля 2017г.). - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический
университет, 2017. - С. 53-56.
43. Ковригина, Ю.П. Особенности внимания детей с задержкой
психического развития / Ю.П. Ковригина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС» (г. Екатеринбург, 26-27 апреля 2017г.). - Екатеринбург: Уральский
государственный педагогический университет, 2017. - С. 204-207.
44. Кожин, Г.И. Изучение особенностей нарушений памяти младших школьников с задержкой психического развития / Г.И. Кожин, А.В. Лобанова // Вестник современных исследований. - 2017. - № 6. - С. 88¬90.
45. Кондратьева, А.Н. К вопросу об особенностях произвольной памяти младших школьников / А.Н. Кондратьева, Г.Ф. Биктагирова // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2017. - С. 365-366.
46. Косарева, В.Ю. Определение специальных образовательных
потребностей обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / В.Ю. Косарева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 26-27 апреля 2018г.). - Екатеринбург: Уральский
государственный педагогический университет, 2018. - С. 105-108.
47. Кудашкин О.В. Развитие смысловой памяти младших школьников в
процессе психологического тренинга / О.В. Кудашкин, А.А. Сенина // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опят решения» (Саранск, 14-15 марта 2019 г.). - Саранск: Мордовский государственный педагогический
институт имени М.Е. Евсевьева, 2019. - С. 154-159.
48. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / К.С. Лебединская. - М.: Академия, 1999. - 190 с.
49. Ломакина, Д.А. Развитие смысловой памяти у детей младшего школьного возраста / Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская, В.В. Виноградов // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. - 2016. - № 1. - С. 21-23.
50. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 2006. - 239 с.
51. Лядущенкова, Е.Г. Специфические особенности зрительно-вербальных функций у младших школьников с задержкой психического развития / Е.Г. Лядущенкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4. - С. 79-81.
52. Лях Т.И. Исследование памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работе специального психолога / Т.И. Лях, А.А. Бойко // Научный альманах. - 2016. - № 2. - С. 137-139.
53. Макарова, О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии / О.А. Макарова // Концепт. - 2013. - № 1. - С. 30-40.
54. Микерова Г.Г. Проблема развития памяти младших школьников в процессе обучения / Г.Г. Микерова, А.Н. Сонько // KANT. - 2018. - № 2. - С. 102-106.
55. Мищенко, З.И. Средства коррекции произвольной памяти младших школьников с нарушением интеллекта / З.И. Мищенко, И.А. Агафонова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - № 3.
- С. 60-64.
56. Москвина, О.Ю. Обучение детей с задержкой психического развития в массовой школе при введении ФГОС для детей с ОВЗ / О.Ю. Москвина // Сборник статей по материалам II всероссийской научно¬практической конференции по педагогике (с международным участием) «Деятельность образовательных учреждений в условиях новых образовательных стандартов (г. Сортавала, 30 сентября 2017г.).
- СПб.: Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ - СИЛА», 2017. - С. 105-108.
57. Мурафа, С.В. Мнемические способности младших школьников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Мурафа Светлана Валентиновна. М., 2012. - 27 с.
58. Мурафа, С.В. Продуктивность мнемических способностей детей 7-12 лет с задержкой психического развития / С.В. Мурафа // Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 41. - С. 42-44.
59. Нагорова, Б.С. Исследование смысловой и механической памяти младших школьников / Б.С. Нагорова, М.Т. Ногерова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 44. - С. 55-57.
60. Немов, Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гардарики, 2013. - 347 с.
61. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология:
учебно-методический комплекс. 3-е изд. / Т.Г. Неретина. - М.:
ФЛИНТА, 2014. - 281 с.
62. Никитина, О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей
младшего школьного возраста с ОВЗ в массовой школе / О.Н. Никитина // Материалы Всероссийской научно-практической
конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 26-27 апреля 2018г.). - Екатеринбург: Уральский государственный
педагогический университет, 2018. - С. 118-121.
63. Николау, Л.Л. Развитие памяти младших школьников в процессе обучения математике / Л.Л. Николау // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2019. - № 1. - С. 123-129.
64. Паршикова, Ю.С. Секреты детской памяти / Ю.С. Паршикова // Научный электронный меридиан. - 2019. - № 15. - С. 333-335.
65. Першикова, Д.А. Особенности развития произвольной памяти в младшем школьном возрасте / Д.А. Першикова, Н.Н. Рубцова, В.В. Виноградов // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. - 2017. - № 1. - С. 92-95.
66. Петрова, С.Ю. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста / С.Ю. Петрова // Материалы Международной студенческой научно-практической конференции «Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы / под ред. И.Д. Лельчицкого, О.О. Гониной (Тверь, 28 февраля-01 марта 2018 г.) - Тверь: Тверской государственный университет, 2018. - С.85-88.
67. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1996. - 335 с.
68. Писаревская, А.А. Память как творческий процесс формирования личности и культуры / А.А. Писаревская // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 627-629.
69. Полтавская, Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры / Е.А. Полтавская // Концепт. - 2015. № - 1. - С. 61-65.
70. Понявина, П.О. Особенности развития памяти младших школьников с
задержкой психического развития / П.О. Понявина // Материалы международной студенческой научно-практической конференции
«Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018» (21-23 марта 2018г.). - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова, 2018. - С. 695-697.
71. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от
22.02.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
72. Постникова, О.В. Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста / О.В. Постникова // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 841-843.
73. Психология памяти. Учебное пособие / Под ред. Т.И. Зинченко, В.П. Зинченко. - Дубна, 2000. - 256 с.
74. Психология памяти: учебное пособие / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М.: Просвещение, 2000. - 284 с.
75. Раковчена, С.С. Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов младших школьников / С.С. Раковчена // Акмеология. - 2013. - № 2. - С. 87-90.
76. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 370 с.
77. Савельев, А.Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования / А.Е. Савельев // Вестник КРУ МВД России. - 2012. - № 2. - С. 76-79.
78. Семенова, Е.А. Особенности развития запоминания у современных младших школьников / Е.А. Семенова, Е.В. Сидорина // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12. - С. 45-47.
79. Симинякина, Л.В. Методологическое обоснование исследования
произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития в начальной школе / Л.В. Симинякина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 25-26 апреля 2019г.). - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. - С. 271-273.
80. Слепенкова, Е.А. Проблемы обучения детей с задержкой психического
развития в начальной школе / Е.А. Слепенкова, Т.В. Моисеева // Сборник статей по материалам научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовании» (Нижний Новгород, 28 ноября 2019 г.). - Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2020. - С. 110-113.
81. Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти» / под ред. А.А. Реана. - М.: Высшая школа, 2008. - 174 с.
82. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти: учебно-методическое пособие / А.А. Смирнов. - М.: Экзамен, 2013. - 263 с.
83. Сомова, С.В. Смысловая память и мышление в младшем школьном возрасте / С.В. Сомова, А.И. Ривера // Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Тара, 06 апреля 2017 г.). - СПб.: Амфора, 2017. - С. 207-210.
84. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / М.С. Староверова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 247 с.
85. Суриков, Ю.Н. Виды и типы памяти / Ю.Н. Суриков, М.С. Заочинский // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - № 17. - С. 58-59.
86. Суяркова, И.П. Особенности в работе с детьми задержкой психического развития / И.П. Суяркова // Преемственность в образовании. - 2019. - № 22. - С. 685-689.
87. Тимко, А.В. Теоретические основы проблемы способностей к школьному обучению у детей 5-7 лет с задержкой психического развития / А.В. Тимко // Бюллетень медицинских интернет- конференций. - 2015. - № 12. - С. 1693-1698.
88. Туревский, И.М. Педагогические условия развития двигательной памяти детей с задержкой психического развития / И.М. Туревский, В.Н. Бородаренко // Наука-2020. - 2016. - № 5. - С. 143-149.
89. Туркенев Т.К. Особенности запоминания у младших школьников / Т.К. Туркенев, Р.Н. Жапанова, М.Ж. Хазирова // European science. - 2016. - № 2. - С. 71-73.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ