Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 5
1.1. Проблема профессионального самоопределения 8-9 классов
в психологии 5
1.2. Психологические особенности детей 8-9 класса 12
1.3. Характеристика интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 16
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Исследование особенностей профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 27
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования 27
2.2. Результаты исследования профессионального
самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 28
2.3. Методические рекомендации 33
Заключение 41
Список литературы 45
Приложение
Приложение А. Анкета «Карта интересов» А.Е. Голомшток
Приложение Б. Анкета «Ориентация» И.Л. Соломин
Приложение В. Индивидуальные результаты диагностики: анкета
«Карта интересов А.Е. Голомшток
Приложение Г. Индивидуальные результаты диагностики: анкета «Ориентация (хочу, могу, надо)» И.Л. Соломин
Тема исследования: особенности профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов.
Актуальность: В настоящее время, в современном обществе, существует выраженная потребность в талантливых людях, как части трудовой, научной и общественной жизни. Подтверждением этого может служить документ, подписанный Премьер-министром Российской Федерации Д.А. Медведевым, о выявлении в России одаренных детей, их сопровождении и мониторинге развития: «Определяются формы поддержки и сопровождения одарённых детей, в частности, индивидуальная работа с одарёнными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, профессиональная ориентация таких детей с учётом потребностей рынка труда, содействие в трудоустройстве после окончания обучения» [36].
Гипотеза: существуют различия в особенностях проявления профессионального самоопределения интеллектуально одарённых обучающихся и обучающихся с возрастной нормой развития.
Цель исследования: выявление особенностей профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу и методико-диагностические материалы по проблеме профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов;
2. Изучить научную литературу возрастных особенностей
одарённых детей 8-9 классов;
3. Выявить особенности профессионального самоопределения
интеллектуально одарённых детей 8-9 классов;
4. Разработать методические рекомендации профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8 - 9 классов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Деятельностный подход: (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) изучение психики, сознания и их развития в деятельности субъекта.
2. Системный подход: (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин) изучение различных сторон личности, психики и сознания, а также их развития, в системе с внешней средой.
Методы исследования, используемые в работе:
• Теоретические: анализ литературы.
• Эмпирические: анкета «Карта интересов» А.Е. Голомшток; анкета «Ориентация» И.Л. Соломин.
База исследования: 8-9 классы МБОУ «СШ» № 70 г. Красноярска.
Исходя из полученных результатов исследования, можно заключить:
Существуют особенности профессионального самоопределения одарённых детей 8-9 классов в сравнении с детьми возрастной нормы 8-9 классов.
Нами были выявлены следующие особенности одарённых обучающихся на басе МБОУ «СШ» № 70 города Красноярска: результаты одарённых обучающихся значительно превышают результаты обучающихся возрастной нормы по всем шкалам профессиональных интересов. У одарённых обучающихся преобладают такие профессиональные интересы, как: спорт, музыка, сценическое искусство, изобразительное искусство, общественная деятельность, журналистика, история, военные специальности, строительство, химия, биология. И наименьший общий интерес вызывают: авиация, транспорт, металлообработка, электроника. Что свидетельствует о преобладании гуманитарных и естественных наук, наличии творчества и креативности, а также высокой мотивации к деятельности и к слишком широкому кругу интересов. У обучающихся возрастной нормы преобладают такие профессиональные интересы, как: спорт, сценическое искусство, сфера обслуживания, строительство, медицина, биология, деревообработка, промышленность, иностранный язык, педагогика. И наименьший общий интерес вызывают: музыка, литература, авиация, транспорт,
металлообработка, геология, общественная деятельность, экономика, математика. Что свидетельствует о направленности на прикладной труд, низкий уровень мотивации, слишком узкий круг профессиональных интересов, а иногда - практическое его отсутствие (практически все значения шкал имеют отрицательное значение).
Профессиональные склонности, свидетельствуя о высокой мотивации и очень широком круге профессиональных интересов, также у одарённых обучающихся выше, чем у обучающихся возрастной нормы.
Были и выявлены также качественные различия особенностей одарённых обучающихся в сравнении с возрастной нормой. У одарённых обучающихся преобладают такие результаты, как: профессиональные направленности - человек - человек, человек - художественный образ; характер труда - творческие профессии. Ниже всего результаты по таким категориям, как: профессиональные направленности - человек - природа, человек - знаковая система (незначительная дифференциация с более ярко выраженными категориями), характер труда - исполнительские профессии соответственно. Данные результаты свидетельствует о склонности к гуманитарным наукам и творчеству, наличии креативности. У обучающихся возрастной нормы развития преобладают такие результаты, как: направленности - человек - человек (самое наибольшее значение), человек - техника, человек - природа; характер труда - исполнительские профессии. Наименьшие результаты по таки категориям, как: направленности - человек - художественный образ, человек - знаковая система; характер труда - творческие профессии. Данные результаты свидетельствуют о преобладании склонности работы в сфере исполнительского труда в сфере обслуживания или прикладных профессий.
Можно сделать вывод, что у одарённых обучающихся есть ярко выраженные особенности в сравнении с обучающимися возрастной нормы. Не только в количественном эквиваленте в виде более широкого круга профессиональных интересов и мотивации, но и качественном: у интеллектуально одарённых обучающихся преобладает гуманитарная и творческая сфера, в то время как у обучающихся возрастной нормы развития преобладает прикладной характер труда, склонность к исполнительским профессиям. К тому же, как слишком широкий круг профессиональных интересов ничуть не лучше, чем слишком узкий круг профессиональных интересов (или его практическое отсутствие). И, учитывая выявленные особенности, следует разрабатывать рекомендации и индивидуальный план профориентациоонной работы как для самой группы интеллектуально одарённых обучающихся, так и индивидуально для каждого обучающегося.
Были разработаны соответствующие полученным данным рекомендации: Важно подчеркнуть, что программа профориентационной работы с детьми, обладающими выдающимися способностями, должна быть не только дифференцированной, но и включать в себя инновационные практические подходы.
Одним из таких подходов к работе с одаренными старшеклассниками может стать коучинг, т.к. основополагающие его принципы обеспечивают возможность эффективного их применения в сфере профессионального самоопределения, консультирования по вопросам профессионального становления личности. В число этих принципов входят:
• работа не с проблемой, а с целью (ориентация на цель позволяет двигаться вперед, в то время как работа с проблемами часто уводит в прошлое и требует много времени);
• позитивное формулирование цели;
• ориентация на настоящее и будущее;
• обращение к глубинным базовым ценностям человека;
• вера в то, что у человека уже есть все ресурсы и безграничные возможности достижения целей, а задача консультанта помочь их найти.
При организации и разработке профориентационной и профконсультационной программы для одаренных школьников необходимо учесть особенности их познавательной сферы: быструю обучаемость; скорость и критичность мышления; повышенную чувствительность к разного рода несообразностям, противоречиям. В силу этих обстоятельств многие хорошо зарекомендовавшие себя средства профориентации воспринимаются одаренными школьниками как скучные или детские. Традиционное изучение профессий может представляться им чрезмерно многословным, назидательным и недостаточно глубоким. Исходя из этого, профориентационная работа должна:
• планироваться так, чтобы можно было быстро вводить изменения, следуя за потребностями и особенностями группы;
• структурироваться таким образом, чтобы активность взрослого занимала минимум времени;
• предоставлять широкий диапазон возможностей изучения профессий (разные формы, материалы, виды работы);
• помогать как тем, у кого имеется узконаправленный профессиональный интерес, так и тем, кто никак не может сузить область интересов;
• обслуживать реальные и конкретные запросы школьников, а не приспосабливать их к уже имеющимся образовательным институтам;
• признавать, что не только учащиеся нуждаются в специальном информировании и консультировании, но и их родители, учителя, школьная администрация и общество в целом. Одаренные подростки своими запросами и потребностями изменяют окружающих, которые, в свою очередь, изменяют их.
Таким образом, профессиональная ориентация для одаренных обучающихся должна быть гибкой, открытой, инновационной в использовании источников, материалов, форм и методов.
1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Эксмо - 2012. - 402 с.
2. Батышева С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - Изд. 3-е, перераб. - М.: ЭГВЕС - 2013. - 456 с.
3. Бурменская Г.В. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого, Предисл. В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс - 2011. - 376 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.: Научное
наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского.— М.: Педагогика - 2014.— 400 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл; М: Эксмо, 2015. — 1136 с.
6. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика - 2013. - С. 153-165.
7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка -2013. - 144 с.
8. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: Аст - 2000. - 219 с.
9. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. - М.: Норма, Инфра- М, 2014. - 624 с.
10.Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы/ Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2014. - 192 с.
11. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер - 2013. - 516 с.
12. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение - 2011. - 213 с.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. М.: Академия - 2011. - 176 с.
14. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов- исследователей/ В.В. Краевский. - Чебоксары: Чуваш - 2011. - 244 с.
15. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия - 2012. - 320 с.
16. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
17. Лепешева Е. А. Программа личностного и профессионального
самоопределения учащихся // Школьный психолог. - 2015. - №3, фев. - С. 36-37
18. Маклаков А. Г. Общая психология - СПб: Питер - 2011. - 592 с.
19. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.: Школа-Пресс - 2013. - 128 с.
20. Немова Н. Н. Профильная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения //Управление школой. - 2014. - 8 - 15 сент. - С. 15 - 18.
21.Орлов В. Г. Шаги к профессии: профориентация - программа для учащихся 9-го класса //Школьный психолог. - 2014. - №13, июль. - С. 6 - 11.
22. Пахальян В.Э. Организация психологического сопровождения
одаренных подростков в процессе их профессионального самоопределения. / Бабаева Ю.Д., Белоусова В.В., Попова
Л.В., Юркевич В.С. - М.: Эксмо - 2011. - 46 с.
23. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ ред.- сост. Райгородский Д.Я. - Самара: БАХРАХ - 2012. - 672 с.
24. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального
самоопределения. Учебное пособие. - М.: МГШ1И - 2013. - 97 с.
25. Ридецкая О.Г. Психология одаренности: Учебно-практическое пособие - М.: ЕАОИ - 2012. - 374 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер 2012. - 516 с.
27. Соломин И. Л. Экспресс-диагностика персонала. - СПб.: Речь, 2013. - 112 с.
28. Стеганцева Т.А. Психолого-педагогическое исследование. Методы организации, проведения и анализа / Т.А.Стеганцева, И.А. Аликин. - Красноярск: РИО КГПУ - 2012. - 86 с.
29. Тюленев П.В. Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления человечеством и семьёй. - М.: АОСЭР - 2011. - 164 с.
30. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс - 2014. - 239 с.
31. Холодная М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одарённости // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 32 - 39.
32. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М.: Барс - 2013. - 392 с.
33. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Академия - 2012. - 208 с.
34. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.: Учебное пособие. - М.: Логос - 2012. - 320 с.
35.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика - 2014. - 560 с.
36. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»
[http://www.consultant.ru/document]. - Постановление от 17 ноября 2015 года №1239 «Постановление от 17 ноября 2015 года №1239»