ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 8-9 КЛАССОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 5
1.1. Проблема профессионального самоопределения 8-9 классов
в психологии 5
1.2. Психологические особенности детей 8-9 класса 12
1.3. Характеристика интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 16
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Исследование особенностей профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 27
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования 27
2.2. Результаты исследования профессионального
самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 28
2.3. Методические рекомендации 33
Заключение 41
Список литературы 45
Приложение
Приложение А. Анкета «Карта интересов» А.Е. Голомшток
Приложение Б. Анкета «Ориентация» И.Л. Соломин
Приложение В. Индивидуальные результаты диагностики: анкета
«Карта интересов А.Е. Голомшток
Приложение Г. Индивидуальные результаты диагностики: анкета «Ориентация (хочу, могу, надо)» И.Л. Соломин
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 5
1.1. Проблема профессионального самоопределения 8-9 классов
в психологии 5
1.2. Психологические особенности детей 8-9 класса 12
1.3. Характеристика интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 16
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Исследование особенностей профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 27
2.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования 27
2.2. Результаты исследования профессионального
самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов 28
2.3. Методические рекомендации 33
Заключение 41
Список литературы 45
Приложение
Приложение А. Анкета «Карта интересов» А.Е. Голомшток
Приложение Б. Анкета «Ориентация» И.Л. Соломин
Приложение В. Индивидуальные результаты диагностики: анкета
«Карта интересов А.Е. Голомшток
Приложение Г. Индивидуальные результаты диагностики: анкета «Ориентация (хочу, могу, надо)» И.Л. Соломин
Тема исследования: особенности профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов.
Актуальность: В настоящее время, в современном обществе, существует выраженная потребность в талантливых людях, как части трудовой, научной и общественной жизни. Подтверждением этого может служить документ, подписанный Премьер-министром Российской Федерации Д.А. Медведевым, о выявлении в России одаренных детей, их сопровождении и мониторинге развития: «Определяются формы поддержки и сопровождения одарённых детей, в частности, индивидуальная работа с одарёнными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, профессиональная ориентация таких детей с учётом потребностей рынка труда, содействие в трудоустройстве после окончания обучения» [36].
Гипотеза: существуют различия в особенностях проявления профессионального самоопределения интеллектуально одарённых обучающихся и обучающихся с возрастной нормой развития.
Цель исследования: выявление особенностей профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу и методико-диагностические материалы по проблеме профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов;
2. Изучить научную литературу возрастных особенностей
одарённых детей 8-9 классов;
3. Выявить особенности профессионального самоопределения
интеллектуально одарённых детей 8-9 классов;
4. Разработать методические рекомендации профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8 - 9 классов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Деятельностный подход: (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) изучение психики, сознания и их развития в деятельности субъекта.
2. Системный подход: (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин) изучение различных сторон личности, психики и сознания, а также их развития, в системе с внешней средой.
Методы исследования, используемые в работе:
• Теоретические: анализ литературы.
• Эмпирические: анкета «Карта интересов» А.Е. Голомшток; анкета «Ориентация» И.Л. Соломин.
База исследования: 8-9 классы МБОУ «СШ» № 70 г. Красноярска.
Актуальность: В настоящее время, в современном обществе, существует выраженная потребность в талантливых людях, как части трудовой, научной и общественной жизни. Подтверждением этого может служить документ, подписанный Премьер-министром Российской Федерации Д.А. Медведевым, о выявлении в России одаренных детей, их сопровождении и мониторинге развития: «Определяются формы поддержки и сопровождения одарённых детей, в частности, индивидуальная работа с одарёнными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, профессиональная ориентация таких детей с учётом потребностей рынка труда, содействие в трудоустройстве после окончания обучения» [36].
Гипотеза: существуют различия в особенностях проявления профессионального самоопределения интеллектуально одарённых обучающихся и обучающихся с возрастной нормой развития.
Цель исследования: выявление особенностей профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу и методико-диагностические материалы по проблеме профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8-9 классов;
2. Изучить научную литературу возрастных особенностей
одарённых детей 8-9 классов;
3. Выявить особенности профессионального самоопределения
интеллектуально одарённых детей 8-9 классов;
4. Разработать методические рекомендации профессионального самоопределения интеллектуально одарённых детей 8 - 9 классов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Деятельностный подход: (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) изучение психики, сознания и их развития в деятельности субъекта.
2. Системный подход: (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин) изучение различных сторон личности, психики и сознания, а также их развития, в системе с внешней средой.
Методы исследования, используемые в работе:
• Теоретические: анализ литературы.
• Эмпирические: анкета «Карта интересов» А.Е. Голомшток; анкета «Ориентация» И.Л. Соломин.
База исследования: 8-9 классы МБОУ «СШ» № 70 г. Красноярска.
Исходя из полученных результатов исследования, можно заключить:
Существуют особенности профессионального самоопределения одарённых детей 8-9 классов в сравнении с детьми возрастной нормы 8-9 классов.
Нами были выявлены следующие особенности одарённых обучающихся на басе МБОУ «СШ» № 70 города Красноярска: результаты одарённых обучающихся значительно превышают результаты обучающихся возрастной нормы по всем шкалам профессиональных интересов. У одарённых обучающихся преобладают такие профессиональные интересы, как: спорт, музыка, сценическое искусство, изобразительное искусство, общественная деятельность, журналистика, история, военные специальности, строительство, химия, биология. И наименьший общий интерес вызывают: авиация, транспорт, металлообработка, электроника. Что свидетельствует о преобладании гуманитарных и естественных наук, наличии творчества и креативности, а также высокой мотивации к деятельности и к слишком широкому кругу интересов. У обучающихся возрастной нормы преобладают такие профессиональные интересы, как: спорт, сценическое искусство, сфера обслуживания, строительство, медицина, биология, деревообработка, промышленность, иностранный язык, педагогика. И наименьший общий интерес вызывают: музыка, литература, авиация, транспорт,
металлообработка, геология, общественная деятельность, экономика, математика. Что свидетельствует о направленности на прикладной труд, низкий уровень мотивации, слишком узкий круг профессиональных интересов, а иногда - практическое его отсутствие (практически все значения шкал имеют отрицательное значение).
Профессиональные склонности, свидетельствуя о высокой мотивации и очень широком круге профессиональных интересов, также у одарённых обучающихся выше, чем у обучающихся возрастной нормы.
Были и выявлены также качественные различия особенностей одарённых обучающихся в сравнении с возрастной нормой. У одарённых обучающихся преобладают такие результаты, как: профессиональные направленности - человек - человек, человек - художественный образ; характер труда - творческие профессии. Ниже всего результаты по таким категориям, как: профессиональные направленности - человек - природа, человек - знаковая система (незначительная дифференциация с более ярко выраженными категориями), характер труда - исполнительские профессии соответственно. Данные результаты свидетельствует о склонности к гуманитарным наукам и творчеству, наличии креативности. У обучающихся возрастной нормы развития преобладают такие результаты, как: направленности - человек - человек (самое наибольшее значение), человек - техника, человек - природа; характер труда - исполнительские профессии. Наименьшие результаты по таки категориям, как: направленности - человек - художественный образ, человек - знаковая система; характер труда - творческие профессии. Данные результаты свидетельствуют о преобладании склонности работы в сфере исполнительского труда в сфере обслуживания или прикладных профессий.
Можно сделать вывод, что у одарённых обучающихся есть ярко выраженные особенности в сравнении с обучающимися возрастной нормы. Не только в количественном эквиваленте в виде более широкого круга профессиональных интересов и мотивации, но и качественном: у интеллектуально одарённых обучающихся преобладает гуманитарная и творческая сфера, в то время как у обучающихся возрастной нормы развития преобладает прикладной характер труда, склонность к исполнительским профессиям. К тому же, как слишком широкий круг профессиональных интересов ничуть не лучше, чем слишком узкий круг профессиональных интересов (или его практическое отсутствие). И, учитывая выявленные особенности, следует разрабатывать рекомендации и индивидуальный план профориентациоонной работы как для самой группы интеллектуально одарённых обучающихся, так и индивидуально для каждого обучающегося.
Были разработаны соответствующие полученным данным рекомендации: Важно подчеркнуть, что программа профориентационной работы с детьми, обладающими выдающимися способностями, должна быть не только дифференцированной, но и включать в себя инновационные практические подходы.
Одним из таких подходов к работе с одаренными старшеклассниками может стать коучинг, т.к. основополагающие его принципы обеспечивают возможность эффективного их применения в сфере профессионального самоопределения, консультирования по вопросам профессионального становления личности. В число этих принципов входят:
• работа не с проблемой, а с целью (ориентация на цель позволяет двигаться вперед, в то время как работа с проблемами часто уводит в прошлое и требует много времени);
• позитивное формулирование цели;
• ориентация на настоящее и будущее;
• обращение к глубинным базовым ценностям человека;
• вера в то, что у человека уже есть все ресурсы и безграничные возможности достижения целей, а задача консультанта помочь их найти.
При организации и разработке профориентационной и профконсультационной программы для одаренных школьников необходимо учесть особенности их познавательной сферы: быструю обучаемость; скорость и критичность мышления; повышенную чувствительность к разного рода несообразностям, противоречиям. В силу этих обстоятельств многие хорошо зарекомендовавшие себя средства профориентации воспринимаются одаренными школьниками как скучные или детские. Традиционное изучение профессий может представляться им чрезмерно многословным, назидательным и недостаточно глубоким. Исходя из этого, профориентационная работа должна:
• планироваться так, чтобы можно было быстро вводить изменения, следуя за потребностями и особенностями группы;
• структурироваться таким образом, чтобы активность взрослого занимала минимум времени;
• предоставлять широкий диапазон возможностей изучения профессий (разные формы, материалы, виды работы);
• помогать как тем, у кого имеется узконаправленный профессиональный интерес, так и тем, кто никак не может сузить область интересов;
• обслуживать реальные и конкретные запросы школьников, а не приспосабливать их к уже имеющимся образовательным институтам;
• признавать, что не только учащиеся нуждаются в специальном информировании и консультировании, но и их родители, учителя, школьная администрация и общество в целом. Одаренные подростки своими запросами и потребностями изменяют окружающих, которые, в свою очередь, изменяют их.
Таким образом, профессиональная ориентация для одаренных обучающихся должна быть гибкой, открытой, инновационной в использовании источников, материалов, форм и методов.
Существуют особенности профессионального самоопределения одарённых детей 8-9 классов в сравнении с детьми возрастной нормы 8-9 классов.
Нами были выявлены следующие особенности одарённых обучающихся на басе МБОУ «СШ» № 70 города Красноярска: результаты одарённых обучающихся значительно превышают результаты обучающихся возрастной нормы по всем шкалам профессиональных интересов. У одарённых обучающихся преобладают такие профессиональные интересы, как: спорт, музыка, сценическое искусство, изобразительное искусство, общественная деятельность, журналистика, история, военные специальности, строительство, химия, биология. И наименьший общий интерес вызывают: авиация, транспорт, металлообработка, электроника. Что свидетельствует о преобладании гуманитарных и естественных наук, наличии творчества и креативности, а также высокой мотивации к деятельности и к слишком широкому кругу интересов. У обучающихся возрастной нормы преобладают такие профессиональные интересы, как: спорт, сценическое искусство, сфера обслуживания, строительство, медицина, биология, деревообработка, промышленность, иностранный язык, педагогика. И наименьший общий интерес вызывают: музыка, литература, авиация, транспорт,
металлообработка, геология, общественная деятельность, экономика, математика. Что свидетельствует о направленности на прикладной труд, низкий уровень мотивации, слишком узкий круг профессиональных интересов, а иногда - практическое его отсутствие (практически все значения шкал имеют отрицательное значение).
Профессиональные склонности, свидетельствуя о высокой мотивации и очень широком круге профессиональных интересов, также у одарённых обучающихся выше, чем у обучающихся возрастной нормы.
Были и выявлены также качественные различия особенностей одарённых обучающихся в сравнении с возрастной нормой. У одарённых обучающихся преобладают такие результаты, как: профессиональные направленности - человек - человек, человек - художественный образ; характер труда - творческие профессии. Ниже всего результаты по таким категориям, как: профессиональные направленности - человек - природа, человек - знаковая система (незначительная дифференциация с более ярко выраженными категориями), характер труда - исполнительские профессии соответственно. Данные результаты свидетельствует о склонности к гуманитарным наукам и творчеству, наличии креативности. У обучающихся возрастной нормы развития преобладают такие результаты, как: направленности - человек - человек (самое наибольшее значение), человек - техника, человек - природа; характер труда - исполнительские профессии. Наименьшие результаты по таки категориям, как: направленности - человек - художественный образ, человек - знаковая система; характер труда - творческие профессии. Данные результаты свидетельствуют о преобладании склонности работы в сфере исполнительского труда в сфере обслуживания или прикладных профессий.
Можно сделать вывод, что у одарённых обучающихся есть ярко выраженные особенности в сравнении с обучающимися возрастной нормы. Не только в количественном эквиваленте в виде более широкого круга профессиональных интересов и мотивации, но и качественном: у интеллектуально одарённых обучающихся преобладает гуманитарная и творческая сфера, в то время как у обучающихся возрастной нормы развития преобладает прикладной характер труда, склонность к исполнительским профессиям. К тому же, как слишком широкий круг профессиональных интересов ничуть не лучше, чем слишком узкий круг профессиональных интересов (или его практическое отсутствие). И, учитывая выявленные особенности, следует разрабатывать рекомендации и индивидуальный план профориентациоонной работы как для самой группы интеллектуально одарённых обучающихся, так и индивидуально для каждого обучающегося.
Были разработаны соответствующие полученным данным рекомендации: Важно подчеркнуть, что программа профориентационной работы с детьми, обладающими выдающимися способностями, должна быть не только дифференцированной, но и включать в себя инновационные практические подходы.
Одним из таких подходов к работе с одаренными старшеклассниками может стать коучинг, т.к. основополагающие его принципы обеспечивают возможность эффективного их применения в сфере профессионального самоопределения, консультирования по вопросам профессионального становления личности. В число этих принципов входят:
• работа не с проблемой, а с целью (ориентация на цель позволяет двигаться вперед, в то время как работа с проблемами часто уводит в прошлое и требует много времени);
• позитивное формулирование цели;
• ориентация на настоящее и будущее;
• обращение к глубинным базовым ценностям человека;
• вера в то, что у человека уже есть все ресурсы и безграничные возможности достижения целей, а задача консультанта помочь их найти.
При организации и разработке профориентационной и профконсультационной программы для одаренных школьников необходимо учесть особенности их познавательной сферы: быструю обучаемость; скорость и критичность мышления; повышенную чувствительность к разного рода несообразностям, противоречиям. В силу этих обстоятельств многие хорошо зарекомендовавшие себя средства профориентации воспринимаются одаренными школьниками как скучные или детские. Традиционное изучение профессий может представляться им чрезмерно многословным, назидательным и недостаточно глубоким. Исходя из этого, профориентационная работа должна:
• планироваться так, чтобы можно было быстро вводить изменения, следуя за потребностями и особенностями группы;
• структурироваться таким образом, чтобы активность взрослого занимала минимум времени;
• предоставлять широкий диапазон возможностей изучения профессий (разные формы, материалы, виды работы);
• помогать как тем, у кого имеется узконаправленный профессиональный интерес, так и тем, кто никак не может сузить область интересов;
• обслуживать реальные и конкретные запросы школьников, а не приспосабливать их к уже имеющимся образовательным институтам;
• признавать, что не только учащиеся нуждаются в специальном информировании и консультировании, но и их родители, учителя, школьная администрация и общество в целом. Одаренные подростки своими запросами и потребностями изменяют окружающих, которые, в свою очередь, изменяют их.
Таким образом, профессиональная ориентация для одаренных обучающихся должна быть гибкой, открытой, инновационной в использовании источников, материалов, форм и методов.



