Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения застенчивости 6
1.1. Сущность понятия «застенчивость» 6
1.2. Особенности проявления застенчивости младших школьников
в начальной школе 11
1.3. Театрализованные занятия как педагогический инструмент
для коррекции застенчивости младших школьников 21
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции уровня застенчивости 35
2.1. Определение уровня проявления застенчивости у младших
школьников 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Описание формирующего эксперимента 50
2.4. Методические рекомендации педагогам и родителям по коррекции
застенчивости младших школьников 55
Выводы по второй главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложения
В современном обществе проблема застенчивости, а также вызванные ею трудности общения, занимают одно из первых мест в современной педагогике и психологии. Истоки проблемы нужно искать в дошкольном возрасте, когда формируется мировоззрение, привычки, характер, личность в целом. Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для них безболезненно.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что проблема застенчивости у младшего школьника может проявляться с самого раннего возраста, и в дальнейшем препятствовать его нормальной социализации в обществе.
С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, быть в центре внимания, разговаривать, когда его слушает большое количество людей и т.д.
В образовательном учреждении младший школьник адаптируется с большим трудом. Ему очень трудно налаживать контакты с учителем и одноклассниками. Он затрудняется задать вопрос учителю, боится обратиться за помощью к сверстникам. Если застенчивый школьник не поймет задания учителя, то ему очень трудно решиться переспросить, что в итоге приведет к неверному выполнению. На занятиях отвечает неохотно, добиться ответа на вопрос от такого ребенка трудно, а если это удается, то он говорит тихо и непонятно, обычно кратко. Выступление на детских праздниках превращается для застенчивых младших школьников в настоящее испытание, обычно их трудно уговорить участвовать в них.
Положение подобных учеников в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других школьников, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию и одиночество. В лучшем случае остальные школьники не замечают застенчивых учеников, безразлично отстраняют их от своих игр. В худшем - обращаются с ними насмешливо и грубо, дразнят, бьют, отнимают игрушки и другие вещи (одежду, сладости) [13].
Поэтому необходимо как можно раньше принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — задача и психолога, и педагогов, и родителей. Способы преодоления застенчивости зависят, прежде всего, от степени проявления её у ребёнка и различны в конкретном случае.
Сафин В.Ф., Кон И.С., Изард К., Зимбардо Ф., Василюк Ф.Е. и др. в разное время занимались проблемами застенчивости, а так же изучением психолого-педагогических путей ее разрешения.
Этими и другими авторами были предложены различные средства коррекции чрезмерной застенчивости младших школьников, одним из которых можно назвать вовлечение ребенка в театральную деятельность в процессе его обучения в школе.
Цель исследования: на основе изучения особенностей проявлений застенчивости младших школьников составить программу театрализованных занятий с элементами технологии «Арт-фантазия».
Объект исследования: застенчивость младших школьников.
Предмет исследования: особенности проявления застенчивости младших школьников.
Гипотеза исследования: застенчивость младших школьников характеризуется устойчивостью, интенсивностью и разными формами проявления.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия застенчивость и выявить причины её возникновения.
3. Выявить особенности проявления застенчивости в младшем школьном возрасте.
4. Рассмотреть способы коррекции уровня застенчивости.
5. Провести констатирующий эксперимент по выявлению
застенчивых младших школьников.
6. Подобрать упражнения для программы театрализованных
занятий на основе технологии «Арт-фантазия».
7. Предложить методические рекомендации для педагогов и родителей по коррекции застенчивости младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, эксперимент.
База исследования: МБОУ Итатская СШ
В исследовании приняло участие 22 ученика 2 «А» класса в возрасте 8-9лет.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Застенчивость - это распространенное и разностороннее качество личности человека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой.
Причины застенчивости также разнообразны, как и ее определение. Главный источник застенчивости - страх перед людьми. Основа застенчивости, главным образом, закладывается в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды.
Проявление застенчивости разнообразно: младшие школьники чувствуют себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Кроме того, такой ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (спрятаться за чужие спины, скрыть своё лицо).
Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать и избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Если не допустить развития застенчивости в младшем возрасте, то для детей эта проблема не станет душевным недугом в юношеском возрасте.
Чуткое и внимательное отношение родителей и учителей к застенчивым детям позволят им преодолеть свою застенчивость, сформировать базовое доверие к миру, окружающим людям.
Для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка. Главным образом, условий целенаправленного формирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на родителях, так как их личность - мощный фактор развития личности ребёнка, их роль - наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.
По мнению психологов, коррекционная работа с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:
• развитие позитивного самовосприятия;
• повышение уверенности в себе и своих силах;
• развитие доверия к другим;
• снятие телесного напряжения;
• развитие умения выражать свои эмоции;
• развитие навыков коллективной работы;
• развитие навыков самоконтроля.
Одним из вариантов педагогического инструмента совмещения всех этих направлений может являться театрализованная деятельность.
Вовлечение ребенка в театрализованную деятельность позволяет развить его коммуникативные навыки, расширить область социальных контактов, дать возможность проявить свои творческие способности, свои эмоции.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении особенностей проявлений застенчивости младших школьников, а также анализе приёмов и средств, способствующих коррекции уровня застенчивости, развитию адекватной самооценки и навыков социального взаимодействия.
Практическая значимость исследования заключается в составлении программы театрализованных занятий с элементами технологии «Арт- фантазия», основанной на таких методах, как игра, психологические упражнения и техники.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над коррекций застенчивости младших школьников, а также родителями, которых заинтересует данная проблема.
1. Адлер, А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 2007. 256 с. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 811 с.
2. Алексеева, А.В. Застенчивые дети // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 12. - С. 58-61.
3. Бадаев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бадаев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 200 с.
4. Басина, Н. Э. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования / Н. Э. Басина. - Екатеринбург : АМБ, 2005. - 160 с.
5. Белоусова, А.Б. Застенчивость как продукт родительского отношения в детстве / Современная семья: проблемы, поиски, решения. / Сост.: И.Р. Орлова, Л.М. Галимова, Е.К. Кривцова. Казань: Отечество, 2000.
С. 79-83.
6. Богачкина, Н. А. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый малыш / Н. А. Богачкина, Р. Н. Сиренко. - Ярославль : Академия развития, 2007. - 224 с.
7. Бодалев, А. А. В мире подростка / А. А. Бодалев. - М. : Медицина, 1980. - 296 с.
8. Вараксин, В.Н. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов / В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012. - 283 с.
9. Веденичева, A.B. О сущности детской застенчивости
// Нравственное воспитание дошкольника: Сб. науч. тр./Под ред. Е.Д.Беловой. Л.:1. ЛГПИ, 1975.- 139 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с.
11. Г алигузова, Л. Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Л. Н. Галигузова. // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 28-38.
12. Галигузова, Л. Н. Застенчивый ребёнок / Л. Н. Галигузова. // Дошкольное воспитание. - 2000. - №4. - С. 116-120.
13. Гаспарова, Е. Застенчивый ребенок / Е. Гаспарова. // Дошкольное воспитание. - 1989. - №3. - С. 71-78.
14. Дениелс, Д. Индивидуальные различия и проявления детской застенчивости / Д. Дениелс, Пломин, Р. - СПб. : Питер, 2001. - 180 с.
15. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества / М.
B. Ермолаева. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. - 194 с.
16. Жмуров, А. В. Психопатология / Жмуров, А. В.. - Иркутск :
Иркутский университет, 1994. - 280 с.
17. Запорожец, А. В. Развитие общения у дошкольников / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1974. - 283 с.
18. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. - М. : Знание, 2001. - 200 с.
19. Зимина, И. Проблемы воспитания застенчивых детей / И. Зимина. // Воспитание школьников. - 2003. - №7. - С. 50-53.
20. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду / И. Зимина. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 24-26.
21. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебное пособие / И. А. Зимняя. - Ростов на Дону : Феникс, 2007. - 256 с.
22. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб. : Питер Пресс, 2009. - 176 с.
23. Изард, К. Эмоции человека: Перевод с англ / К. Изард. - М. : Московский университет, 2000. - 440 с.
24. Каган, Д. Биологические основы детской застенчивости / Д. Каган, Д.
C. Резник, Н. Шнидман. - М. : Наука, 1998. - 256 с.
25. Карпенко, В. И. Застенчивость / В. И. Карпенко. // Воспитание школьников. - 2013. - №2. - С. 10-13.
26. Касаткина, Ю. В. Учим детей общению / Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
27. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. - СПб. : Речь, 2007. - 336 с.
28. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2000. - 176 с.
29. Краснова, Л. В. Психосоциальные функции застенчивости / Л. В. Краснова. // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - №1. - С. 177-179.
30. Краснова, Л. В. Психологический анализ феномена застенчивости / Л. В. Краснова, Л. А. Торохина. // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - №1. - С. 122-124.
31. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2000. - 232 с.
32. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого,
образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого,
культурного, активно-творческого : в мире прекрасного : программно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 368 с.
33. Левитов, Н. Д. От чего возникают недостатки в характере школьника и как их исправить / Н. Д. Левитов. - М. : АПН РСФСР, 1961. - 82 с.
34. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.— 4-е изд., перераб. и доп / Б. Т. Лихачев. - М. : Юрайт-М, 2000. - 607 с.
35. Лопатин, В. В. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - М. : Русский язык, 1998. - 834 с.
36. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2000. - 456 с.
37. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений - 4-е изд / В.А. Сластенин и др. - М. : Школьная Пресса, 2002. - 512 с.
38. Видт, И.Е. Педагогическая культура : становление, содержание и смыслы / И.Е. Видт// Педагогика. - 2002. - №3. - С. 3-7.
39. Петровский, В. А. Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский. - М. : Просвещение, 1993. - 191 с.
40. Платонов, К. К. О застенчивости / К. К. Платонов. // Наука и жизнь. - 1965. - №4. - С. 154-157.
41. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия образовательного учреждения и семьи (методические рекомендации) / Т. А. Березина. и др. - СПб. : Питер, 1997. - 100 с.
42. Рогов, Е. М. Настольная книга практического психолога. Кн. 2 / Е. М. Рогов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 529 с.
43. Самойлова, В. Г. Арт-терапия как одна из инновационных педагогических технологий коррекции эмоциональной сферы младших школьников / В. Г. Самойлова. - Челябинск : ЧГАКИ, 2004. - 100 с.
44. Словарь синонимов русского языка под общей ред. проф. Л. Г. БабенкоМ. : Высшая школа, 1991. - 560 с.
45. Смирнова, Е. О. Исследование общения младших школьников со сверстниками / Е. О. Смирнова, Т. В. Гуськова. // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 14-19.
46. Фоминцев, А. И. Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы : программа из опыта работы шк. №172 г. Зеленогорска / А. И. Фоминцев ; А. И. Фоминцев. - Красноярск: Буква, 2000. - 64 с.
47. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
48. Шишова, Т. Л. Застенчивый невидимка: как преодолеть детскую застенчивость / Т. Л. Шишова. - М. : «Издательский дом «Искатель», 1997. - 94 с.
49. Педагогическая статья « Застенчивый ребенок» // Педразвитие URL: http: //pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_new/index?n=47740(дата обращения: 08.11.2017).
50. Если у вас застенчивый ребенок // Самостоятельность ребенка URL: http://www.childlab.ru/esli-u-vas-zastenchivyj -rebenok/ (дата обращения: 22.09.2017).
51. Психология на русском // Психология URL: http://www.psychology.ru/(дата обращения: 23.03.2017).
52. Способы преодоления затруднений в общении // нспортал URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/20/sposoby- preodoleniya-zatrudneniy-v-obshchenii(дата обращения: 16.04.2017).
53. Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми.
Преодоление застенчивости // маам.ру URL: Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми. Преодоление застенчивости (дата обращения: 22.02.2017).
54. Понятие, сущность и основная идея арт - технологии в воспитании // Лекции URL: https://lektsii.org/8-41818.html(дата обращения: 24.12.2017).