Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №169983

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы лидерства в начальной школе 6
1.1. Проблема лидерства в психолого-педагогической науке 6
1.2. Особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте 15
1.3. Методы изучения лидерства у младших школьников 22
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления лидерства в младшем школьном возрасте 27
2.1. Методическая организация исследования 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 33
2.3. Программа занятий внеурочной деятельности на развитие проявления
лидерских способностей у младших школьников 38
Выводы по Главе 2 45
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложения

Современный мир требует от личности таких качеств как конкурентоспособность, общительность, мобильность и организованность. Важно уметь жить и развиваться в обществе XXI века, поэтому лидеры проявляют свои возможности ещё в раннем школьном возрасте.
Описание феномена лидерства берёт своё начало в 1938 г. в работах К. Левина и Р. Липпита, психологические исследования приобретают статус признанного научного направления. В отечественной истории начальный вклад в изучение лидерства внёс Б.Д. Парыгин в 1970-х гг. В настоящее время тема лидерства не снижает своей позиции в изучении и методологии, так как быть лидером в современном обществе - значит быть целеустремленным, способным, умным и трудолюбивым, но в большей мере, чем другие и поэтому лидеры имеют моральное право вести остальных за собой. Данная характеристика лидера со временем только пополняется всё большим количеством полезных качеств.
В связи с этим, в младшем школьном возрасте наиболее важно воспитывать лидерские качества и способности, так как в это время интенсивно формируются интеллектуальные, социальные и нравственные качества личности, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни, повышается уровень психологического, интеллектуального и социального интеллекта. При разностороннем и насыщенном воспитании социального опыта дети гораздо быстрее и лучше социализируются, достигают высоких целей и самоактуализация проходит эффективнее: «Лидер - это интегральный человек для интегрального мира» [48].
Проблемой лидерства занимались такие зарубежные психологи, как Б. Басс, Р. Кеттелл, К. Левин, Ф. Фидлер, Ю. Хемфилл и др., отечественные - Г.М. Андреева, Я.Л. Коломенский, Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский и др. В современных исследованиях данного феномена как в малых молодёжных группах, так и в детских группах вносят вклад Д.В. Беспалов, Н.А. Галкина, Т.И. Логвинова, С.В. Сарычев, А.С. Чернышев и др.
Проблема лидерства является актуальной в настоящее время, ведь развитие ребёнка с лидерской позиции в начальном школьном возрасте даёт значительный вклад в становление личности в будущем, во взрослом возрасте, в различных сферах деятельности.
Актуальность проблемы лидерства школьников младшего возраста послужила поводом для определения темы нашего исследования: «Особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте».
Цель нашего исследования - на основе изучения проявления лидерских качеств у младших школьников разработать программу внеурочных занятий творческой студии «Школа будущих лидеров», направленную на развитие лидерских качеств учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - лидерские качества учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - актуальный уровень проявления лидерских качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования - лидерские качества в младшем школьном возрасте:
1) характеризуются проявлением коммуникативных, организаторских умений и мотивацией на достижение собственного успеха и успеха группы;
2) находятся преимущественно на низком уровне развития;
3) могут быть развиты в процессе внеурочных занятий творческой студии «Школа будущих лидеров».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую научную литературу по проблеме лидерства.
2. Изучить подходы к пониманию понятий «лидерство» и «лидер».
3. Проанализировать особенности проявления лидерства у младших школьников.
4. Подобрать методы для диагностики проявления лидерства у младших школьников.
5. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей проявления лидерства у младших школьников.
6. Описать особенности проявления лидерства у младших школьников.
7. Составить программу занятий, направленную на развитие лидерских качеств младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, сравнение, обобщение.
2. Социометрический метод.
3. Референтометрический метод.
4. Тестирование.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №98 г. Красноярска. В нем приняли участие 39 школьника в возрасте 10-11 лет, в том числе 20 мальчиков и 19 девочек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка используемых источников, приложений.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХ! века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема лидерства волновала людей со времён античности, но большой интерес в её изучении начали проявлять только в прошлом столетии при использовании различных методов. В настоящее время актуальность приобретает проблема лидерства в начальной школе, так как современное информационное общество развивается с огромной скоростью и требования к эффективной личности возрастают.
В ходе научного анализа рассмотрены подходы к понятию «лидерство» зарубежных и отечественных авторов: Р. Кеттелл, К. Левин, Г.М. Андреева, Н.И. Ильин, Б.Д. Парыгин.
В результате изучения психолого-педагогической литературы были выявлены факторы, способствующие становлению лидерства в начальной школе. К ним можно отнести: психологические характеристики личности лидера, социально-психологические характеристики членов группы, особенности ситуации, в которой находится группа и характер решаемых задач.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс: социометрия, референтометрия, экспериментальная методика А.С. Залужного - Т.В. Бендас, методика А.В. Либина и Е.П. Ильина, Е.К. Фещенко.
По результатам констатирующего эксперимента у детей младшего школьного возраста были выявлены 3 уровня проявления лидерства. 13% обладают высоким уровнем, 34% - средним уровнем, 53% - низким уровнем. Из этого можно сделать вывод, что большинство учащихся мало себя проявляют, не берут ответственность.
Мы исследовали особенности лидера среди младших школьников. Результаты позволяют нам сделать вывод, что младший школьник-лидер имеет такие характеристики, как: с лидером интенсивно взаимодействуют сверстники; на его предложения всегда отзываются, прислушиваются к ним; 47
взаимодействие со школьником у других учащихся сопровождается яркими и положительными эмоциями.
На основании результатов констатирующего эксперимента была составлена программа по развитию лидерских способностей. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием игр, психологических техник и упражнений, направленные на развитие проявления лидерских способностей и навыков.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны для педагогов и психологов, занимающихся исследованиями в данной области, в практической работе учителей и психологов, а также студентам, интересующимся данной проблемой. Разработанная программа может быть использована в работе педагогов.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2008. 397 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2008. 363 с.
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1998. 224 с.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: 2006. 431 с.
5. Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб.: 2009. 448 с.
6. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряжённых ситуациях совместной деятельности. К.: 2005.18 с.
7. Беспалов Д.В. Возрастные особенности динамики лидерства в школьных классах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vozrastnye-osobennosti-dinamiki-liderstva-v-shkolnyh-klassah/viewerДата обращения: 02.06.2021
8. Беспалов Д.В. Теоретический анализ подходов к пониманию
деструктивного лидерства в малых группах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/teoreticheskiy-analiz-podhodov-k-
ponimaniyu-destruktivnogo-liderstva-v-malyh-gruppah/viewerДата обращения: 30.05.2020
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 251.
10. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: МОДЭК, 2006. 632 c.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение 2008. 464 с.
12. Борисова В.Д. Педагогические условия развития лидерских качеств детей младше школьного возраста. Научно-методический электронный 49
журнал «Концепт».: 2017. №26. С. 6-9.
13. Вергилес Э.В. Теория лидерства. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2001. 41 с.
14. Викулова М.А. Особенности развития лидерских качеств младших школьников на примере российской и вьетнамской школ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https//scienceforum.ru/2016/article/2016021144
15. Винокурова, О.В. Развитие лидерских качеств в младшем школьном возрасте // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы III Международной научно-практической конференции (13-14 ноября 2017 г.) / Отв. ред. А.А. Долгова. ООО «Изд-во РИТМ», Воронеж, 2017. С. 303-307.
16. Горшкова В.В. Интерпретации педагогической концепции Джона Дьюи в российской педагогике 20-30 гг. XX в. Педагогика.: 2009. № 1.
17. Гурьева С.В. Развитие коммуникативных способностей обучающихся начальной школы. М.:2012. № 1. C. 21-23.
18. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений 52. М.: Академия, 2003. 368 с.
19. Евтихов О.В. Эффективное лидерство: учеб. Пособие. Красноярск: Сиб. гос. Аэрокосмич. Ун-т., 2012. 132 с.
20. Емельянова М.И. Воспитание ребенка-лидера. // Дошкольное воспитание. 2006. № 5. С. 23-25.
21. Ерастова А.В. Лидерство: учебное пособие. Саранск: Мордов. гос. ун-т., 2015. 74 c.
22. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. 2-е изд., доп. СПб.: СПб АППО, 2005. 112 с.
23. Жеребова, Н.С. Неформальное лидерство в малых группах // Вопросы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1968. С. 12-18.
24. Журавлёв А.Л. Социальная психология. М.: 2002. 351 с.
25. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2002. 648 c.
26. Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. М.; 2011.
27. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел Новосибирск: Сибирская академия гос. службы, 2003. 256 с.
28. Ильин В.А. Психология лидерства. М.: Юрайт, 2015. 311 С.
29. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики. Учебн. Пособие. М.: Екатеринбург, 2011. 43 с.
30. Киселёва Н.С., Слотина Т.В. Детско-родительские
взаимоотношения и компоненты социальной уверенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/detsko-roditelskie-vzaimootnosheniya-i-komponenty-sotsialnoy-uverennosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/viewerДата обращения: 03.06.2021
31. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: Народная Асвета, 1998. 327 с.
32. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Тетра Системе, 2000. 350 с.
33. Конышева Л.Н. Лидерские качества личности и условия их формирования: историко-педагогический аспект //Сибирский педагогический журнал.: 2007. № 15. С. 82-90.
34. Косова В. В. Исследование эффективности формообразования во внеурочной практике общеобразовательной школы // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 372. С. 156-162
35. Косова В.В. Воспитательная работа с младшими школьниками: учебно-методический комплекс по дисциплине: курс лекций. Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2014. 100 с.
36. Косова В.В., Макарчук Я.В. О формировании лидерских качеств у
младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o-formirovanii-liderskih-
kachestv-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti/viewer Дата
обращения: 02.06.2021
37. Крившенко Л.П. Педагогика. Учеб. пос. М., 2005. С. 415.
38. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М.: 2007. 541с.
39. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во Моск ун-та, 1985. С. 268
40. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2014.
41. Левина О.С. Педагогические условия формирования лидерских
качеств младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-liderskih-kachestv-mladshih-shkolnikov/viewerДата обращения: 30.05.2020.
42. Либина А.В. Психографический тест Либиных. Конструктивный рисунок человека из геометрических форм: учебное пособие, М.: Юрайт, 2019. 339 с.
43. Логвинов И.Н. Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-effektivnogo-liderstva-sovremennye-issledovaniya-kurskih-psihologov/viewerДата обращения: 10.06.2020.
44. Луханина Ю.В. Особенности проявления лидерских качеств младших школьников // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: международная научно-практическая заочная конференция (30 октября 2016, г. Белгород): сборник статей. Белгород: ООО «ГиК», 2016. - С. 168¬170.
45. Макарова О.А. Феномен лидерства в коллективе младших
школьников // Молодой ученый. 2015. №7. с.680-683.
46. Маленкова Л.И. Как вести за собой. Большая книга вожатого: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004.
47. Мальковская Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей // Руководство и лидерство / Ред. Б. Д. Парыгин.
Л. 1973. С.94-116.
48. Менегетти А. Психология лидера. ННБФ "Онтопсихология". М.: 2006. 272с.
49. Михайленко Т.М. Педагогические особенности продуктивной (деловой) игры для младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53. C. 108-119.
50. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2004. 320 с.
51. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. 2011. № 4. С. 121-124.
52. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. М.: Литагент ВЛАДОС, 2007. 496 с.
53. Новикова, Н.А. Развитие лидерских качеств младшего школьника во внеурочной деятельности / Научные исследования: от теории к практике: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 3 (9). С. 118-121.
54. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Академия, 2002. 67-225 с.
55. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Том 2 М.: Изд-во «Феникс», 1996. С. 416
56. Потёмкина Г.В. Развитие коммуникативных и лидерских способностей подростков в условиях временного детского коллектива // Человек культуры: статьи, тезисы сообщений по актуальным проблемам гуманитарных исследований. 2000. C. 129-132.
57. Сарычев С.В. Лидерство в напряжённых ситуациях совместной деятельности как социально-психологический механизм надёжности группы. Ярославль: 2001.
58. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях. Курск: 2009. 42 с.
59. Секретарева Н.В. Развитие лидерских способностей у подростков как основа формирования социально-активной жизненной позиции Екатеринбург, 2014. Ч. 1. С. 237-241.
60. Тихомирова Е.И. Воспитание лидера. // Воспитание школьников - №4,5,6-2003. С.59-87.
61. Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе. М.: Академия, 2005. 144с.
62. Ткаченко Е.И. Раскрытие лидерского потенциала в процессе внеурочной деятельности у младших школьников // Научный журнал. 2018. № 2 С. 131-132.
63. Уманский А. Л. Игровое педагогическое сопровождение лидерства
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.vestnik.yspu.org/releases/pedagogika i psichologiy/24 2/
64. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
65. Шуляк Н.В. Формы и методы воспитания лидерских качеств у
младших школьников [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-vospitaniya-liderskih-kachestv-u-mladshih-shkolnikov)Дата обращения: 01.06.2020.
66. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М, 1998, 267 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ