ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы лидерства в начальной школе 6
1.1. Проблема лидерства в психолого-педагогической науке 6
1.2. Особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте 15
1.3. Методы изучения лидерства у младших школьников 22
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления лидерства в младшем школьном возрасте 27
2.1. Методическая организация исследования 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 33
2.3. Программа занятий внеурочной деятельности на развитие проявления
лидерских способностей у младших школьников 38
Выводы по Главе 2 45
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы лидерства в начальной школе 6
1.1. Проблема лидерства в психолого-педагогической науке 6
1.2. Особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте 15
1.3. Методы изучения лидерства у младших школьников 22
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления лидерства в младшем школьном возрасте 27
2.1. Методическая организация исследования 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 33
2.3. Программа занятий внеурочной деятельности на развитие проявления
лидерских способностей у младших школьников 38
Выводы по Главе 2 45
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложения
Современный мир требует от личности таких качеств как конкурентоспособность, общительность, мобильность и организованность. Важно уметь жить и развиваться в обществе XXI века, поэтому лидеры проявляют свои возможности ещё в раннем школьном возрасте.
Описание феномена лидерства берёт своё начало в 1938 г. в работах К. Левина и Р. Липпита, психологические исследования приобретают статус признанного научного направления. В отечественной истории начальный вклад в изучение лидерства внёс Б.Д. Парыгин в 1970-х гг. В настоящее время тема лидерства не снижает своей позиции в изучении и методологии, так как быть лидером в современном обществе - значит быть целеустремленным, способным, умным и трудолюбивым, но в большей мере, чем другие и поэтому лидеры имеют моральное право вести остальных за собой. Данная характеристика лидера со временем только пополняется всё большим количеством полезных качеств.
В связи с этим, в младшем школьном возрасте наиболее важно воспитывать лидерские качества и способности, так как в это время интенсивно формируются интеллектуальные, социальные и нравственные качества личности, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни, повышается уровень психологического, интеллектуального и социального интеллекта. При разностороннем и насыщенном воспитании социального опыта дети гораздо быстрее и лучше социализируются, достигают высоких целей и самоактуализация проходит эффективнее: «Лидер - это интегральный человек для интегрального мира» [48].
Проблемой лидерства занимались такие зарубежные психологи, как Б. Басс, Р. Кеттелл, К. Левин, Ф. Фидлер, Ю. Хемфилл и др., отечественные - Г.М. Андреева, Я.Л. Коломенский, Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский и др. В современных исследованиях данного феномена как в малых молодёжных группах, так и в детских группах вносят вклад Д.В. Беспалов, Н.А. Галкина, Т.И. Логвинова, С.В. Сарычев, А.С. Чернышев и др.
Проблема лидерства является актуальной в настоящее время, ведь развитие ребёнка с лидерской позиции в начальном школьном возрасте даёт значительный вклад в становление личности в будущем, во взрослом возрасте, в различных сферах деятельности.
Актуальность проблемы лидерства школьников младшего возраста послужила поводом для определения темы нашего исследования: «Особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте».
Цель нашего исследования - на основе изучения проявления лидерских качеств у младших школьников разработать программу внеурочных занятий творческой студии «Школа будущих лидеров», направленную на развитие лидерских качеств учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - лидерские качества учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - актуальный уровень проявления лидерских качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования - лидерские качества в младшем школьном возрасте:
1) характеризуются проявлением коммуникативных, организаторских умений и мотивацией на достижение собственного успеха и успеха группы;
2) находятся преимущественно на низком уровне развития;
3) могут быть развиты в процессе внеурочных занятий творческой студии «Школа будущих лидеров».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую научную литературу по проблеме лидерства.
2. Изучить подходы к пониманию понятий «лидерство» и «лидер».
3. Проанализировать особенности проявления лидерства у младших школьников.
4. Подобрать методы для диагностики проявления лидерства у младших школьников.
5. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей проявления лидерства у младших школьников.
6. Описать особенности проявления лидерства у младших школьников.
7. Составить программу занятий, направленную на развитие лидерских качеств младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, сравнение, обобщение.
2. Социометрический метод.
3. Референтометрический метод.
4. Тестирование.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №98 г. Красноярска. В нем приняли участие 39 школьника в возрасте 10-11 лет, в том числе 20 мальчиков и 19 девочек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка используемых источников, приложений.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХ! века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Описание феномена лидерства берёт своё начало в 1938 г. в работах К. Левина и Р. Липпита, психологические исследования приобретают статус признанного научного направления. В отечественной истории начальный вклад в изучение лидерства внёс Б.Д. Парыгин в 1970-х гг. В настоящее время тема лидерства не снижает своей позиции в изучении и методологии, так как быть лидером в современном обществе - значит быть целеустремленным, способным, умным и трудолюбивым, но в большей мере, чем другие и поэтому лидеры имеют моральное право вести остальных за собой. Данная характеристика лидера со временем только пополняется всё большим количеством полезных качеств.
В связи с этим, в младшем школьном возрасте наиболее важно воспитывать лидерские качества и способности, так как в это время интенсивно формируются интеллектуальные, социальные и нравственные качества личности, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни, повышается уровень психологического, интеллектуального и социального интеллекта. При разностороннем и насыщенном воспитании социального опыта дети гораздо быстрее и лучше социализируются, достигают высоких целей и самоактуализация проходит эффективнее: «Лидер - это интегральный человек для интегрального мира» [48].
Проблемой лидерства занимались такие зарубежные психологи, как Б. Басс, Р. Кеттелл, К. Левин, Ф. Фидлер, Ю. Хемфилл и др., отечественные - Г.М. Андреева, Я.Л. Коломенский, Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский и др. В современных исследованиях данного феномена как в малых молодёжных группах, так и в детских группах вносят вклад Д.В. Беспалов, Н.А. Галкина, Т.И. Логвинова, С.В. Сарычев, А.С. Чернышев и др.
Проблема лидерства является актуальной в настоящее время, ведь развитие ребёнка с лидерской позиции в начальном школьном возрасте даёт значительный вклад в становление личности в будущем, во взрослом возрасте, в различных сферах деятельности.
Актуальность проблемы лидерства школьников младшего возраста послужила поводом для определения темы нашего исследования: «Особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте».
Цель нашего исследования - на основе изучения проявления лидерских качеств у младших школьников разработать программу внеурочных занятий творческой студии «Школа будущих лидеров», направленную на развитие лидерских качеств учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования - лидерские качества учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - актуальный уровень проявления лидерских качеств у младших школьников.
Гипотеза исследования - лидерские качества в младшем школьном возрасте:
1) характеризуются проявлением коммуникативных, организаторских умений и мотивацией на достижение собственного успеха и успеха группы;
2) находятся преимущественно на низком уровне развития;
3) могут быть развиты в процессе внеурочных занятий творческой студии «Школа будущих лидеров».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую научную литературу по проблеме лидерства.
2. Изучить подходы к пониманию понятий «лидерство» и «лидер».
3. Проанализировать особенности проявления лидерства у младших школьников.
4. Подобрать методы для диагностики проявления лидерства у младших школьников.
5. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей проявления лидерства у младших школьников.
6. Описать особенности проявления лидерства у младших школьников.
7. Составить программу занятий, направленную на развитие лидерских качеств младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, сравнение, обобщение.
2. Социометрический метод.
3. Референтометрический метод.
4. Тестирование.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №98 г. Красноярска. В нем приняли участие 39 школьника в возрасте 10-11 лет, в том числе 20 мальчиков и 19 девочек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка используемых источников, приложений.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХ! века» в г. Красноярске.
По теме исследования имеется публикация.
Проблема лидерства волновала людей со времён античности, но большой интерес в её изучении начали проявлять только в прошлом столетии при использовании различных методов. В настоящее время актуальность приобретает проблема лидерства в начальной школе, так как современное информационное общество развивается с огромной скоростью и требования к эффективной личности возрастают.
В ходе научного анализа рассмотрены подходы к понятию «лидерство» зарубежных и отечественных авторов: Р. Кеттелл, К. Левин, Г.М. Андреева, Н.И. Ильин, Б.Д. Парыгин.
В результате изучения психолого-педагогической литературы были выявлены факторы, способствующие становлению лидерства в начальной школе. К ним можно отнести: психологические характеристики личности лидера, социально-психологические характеристики членов группы, особенности ситуации, в которой находится группа и характер решаемых задач.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс: социометрия, референтометрия, экспериментальная методика А.С. Залужного - Т.В. Бендас, методика А.В. Либина и Е.П. Ильина, Е.К. Фещенко.
По результатам констатирующего эксперимента у детей младшего школьного возраста были выявлены 3 уровня проявления лидерства. 13% обладают высоким уровнем, 34% - средним уровнем, 53% - низким уровнем. Из этого можно сделать вывод, что большинство учащихся мало себя проявляют, не берут ответственность.
Мы исследовали особенности лидера среди младших школьников. Результаты позволяют нам сделать вывод, что младший школьник-лидер имеет такие характеристики, как: с лидером интенсивно взаимодействуют сверстники; на его предложения всегда отзываются, прислушиваются к ним; 47
взаимодействие со школьником у других учащихся сопровождается яркими и положительными эмоциями.
На основании результатов констатирующего эксперимента была составлена программа по развитию лидерских способностей. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием игр, психологических техник и упражнений, направленные на развитие проявления лидерских способностей и навыков.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны для педагогов и психологов, занимающихся исследованиями в данной области, в практической работе учителей и психологов, а также студентам, интересующимся данной проблемой. Разработанная программа может быть использована в работе педагогов.
В ходе научного анализа рассмотрены подходы к понятию «лидерство» зарубежных и отечественных авторов: Р. Кеттелл, К. Левин, Г.М. Андреева, Н.И. Ильин, Б.Д. Парыгин.
В результате изучения психолого-педагогической литературы были выявлены факторы, способствующие становлению лидерства в начальной школе. К ним можно отнести: психологические характеристики личности лидера, социально-психологические характеристики членов группы, особенности ситуации, в которой находится группа и характер решаемых задач.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс: социометрия, референтометрия, экспериментальная методика А.С. Залужного - Т.В. Бендас, методика А.В. Либина и Е.П. Ильина, Е.К. Фещенко.
По результатам констатирующего эксперимента у детей младшего школьного возраста были выявлены 3 уровня проявления лидерства. 13% обладают высоким уровнем, 34% - средним уровнем, 53% - низким уровнем. Из этого можно сделать вывод, что большинство учащихся мало себя проявляют, не берут ответственность.
Мы исследовали особенности лидера среди младших школьников. Результаты позволяют нам сделать вывод, что младший школьник-лидер имеет такие характеристики, как: с лидером интенсивно взаимодействуют сверстники; на его предложения всегда отзываются, прислушиваются к ним; 47
взаимодействие со школьником у других учащихся сопровождается яркими и положительными эмоциями.
На основании результатов констатирующего эксперимента была составлена программа по развитию лидерских способностей. В разработанной программе представлены групповые занятия с использованием игр, психологических техник и упражнений, направленные на развитие проявления лидерских способностей и навыков.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны для педагогов и психологов, занимающихся исследованиями в данной области, в практической работе учителей и психологов, а также студентам, интересующимся данной проблемой. Разработанная программа может быть использована в работе педагогов.
Подобные работы
- Особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Изучение и коррекция агрессии детей младшего школьного возраста с
детским церебральным параличом
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - Игровая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ЮНЫЙ ЛИДЕР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Особенности социальной активности младших школьников и пути ее формирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной мотивации младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



