Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБИДЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №169982

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы изучения проблемы обиды в младшем школьном возрасте 6
1.1. Сущность понятия обиды в психологической науке 6
1.2. Особенности, причины и последствия переживания обиды в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Психолого-педагогические приемы работы с обидой 23
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления обиды у младших школьников 28
2.1. Методическая организация исследования 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 31
2.3. Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам в
проживании чувства обиды 39
Выводы по Главе 2 45
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложения

Актуальность исследования. Одной из важных составляющих личности, непосредственно влияющих на ее развитие, является эмоциональное состояние. Эмоции - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость, оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции регулируют деятельность индивида; практически все эмоциональные состояния отражаются на поведении личности [18, с. 125].
Поэтому важно уделять особое внимание эмоциональному фону, чтобы обеспечить полноценное развитие человека. В связи с этим обратим внимание на этап становления эмоциональных реакций, а именно на младший школьный возраст. Данный этап начинается с кризиса семи лет, и поэтому, по мнению многих ученых (Л.И. Божович, В.В. Ковалева, А.Н. Лука, В.С. Мухиной, П.М. Якобсона), он является наиболее «эмоционально насыщенным». У младшего школьника появляется способность подавления нежелательных эмоциональных реакций, при этом преобладают отрицательные черты в отношении к самому себе (Д.И. Фельдштейн). Отрицательный эмоциональный фон может присутствовать достаточно часто, влияя на психологическое здоровье ребенка [32, с. 144].
Еще Л.С. Выготский указывал на то, что развитие познавательной деятельности у детей связано с динамично изменяющейся эмоциональной сферой. Несформированность или нарушение эмоциональных качеств оказывает отрицательное воздействие на развитие личности.
Остановимся на одном из проявлений эмоций - чувстве обиды. Обида - это естественная психологическая реакция, различного характера (скрытого, демонстративного), оказывающая влияние на другого индивида (манипуляция), возникающая в результате несоответствия реальности и ожиданий. В основе ощущения обиды лежит фрустрация - обман, тщетное ожидание, расстройство. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения [34, с. 12].
Исследованием проблемы состояния обиды занимались выдающиеся ученые: К. Изард, Х. Коут, М.С. Неймарк, Д. Паттерсон, Э. Шостроми другие.
Данная проблема актуальна в современном мире. Становится все больше детей с эмоциональными проблемами. Некоторым необходима помощь в преодолении состояния обиды. Если этого не делать, то проблема будет сопровождать человека в течение всей жизни. Это очень значимое чувство, которое нельзя оставлять без внимания. Например, если у ребенка останется обида на друга, который не сдержал обещания, то он может перестать доверять людям и не станет делиться с близкими чем -то важным. Именно поэтому важно обратить внимание на проявления обиды в младшем школьном возрасте.
Цель работы: на основе изучения особенностей проявления обиды у младших школьников составить программу по преодолению чувства обиды.
Объект исследования: эмоциональные переживания детей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности проявления обиды младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы проявления обиды в младшем школьном возрасте.
2. Изучить и проанализировать особенности, причины и последствия проявления обиды в младшем школьном возрасте.
3. Подобрать диагностические методики для изучения проявления обиды в младшем школьном возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей проявления обиды в младшем школьном возрасте.
5. Описать особенности проявления обиды в младшем школьном возрасте.
6. Разработать программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам по проживанию чувства обиды.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что проявления чувства обиды современных младших школьников:
1) включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий;
2) характеризуется: отсутствием понимания ситуаций возникновения чувства обиды и причин поведения другого человека, что может стать причиной нарушений во взаимоотношениях с другими;
3) может быть преодолено с помощью реализации программы психолого-педагогической помощи младшим школьникам в проживании чувства обиды, целью которой является создание условий для преодоления эмоциональных переживаний.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Новобирилюсская СОШ» с. Новобирилюссы. В нем приняли участие 14 школьников в возрасте 8-9 лет (2 класс), 17 школьников в возрасте 10-11 лет (4 класс).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников, приложений.
По теме исследования имеется публикация.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном итоге деформируют личность человека. А это может оставить след на дальнейшую жизнь человека. Он может стать замкнутым, злым, проявлять недоверие к окружающим.
В работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме таких авторов: З.А. Агеевой, О.А. Апуневич, М.А. Набатовой, Д.В. Ольшанского, Ю.М. Орлова, Ю.В. Печина, Н.А. Савченко, А.Н. Шапкиной, А.Г. Шмелева.
Изучены основные причины проявления обиды у младших школьников - это несовпадение между тем, что ребенок ожидает от окружающих, и их реальным поведением; нереализованная потребность в признании; результат непонимания со стороны других; завышенные ожидания по отношению к окружающим, самолюбие (считают себя достойными лучшего отношения); ребенок и родитель имеют разные взгляды на все события жизни; недоверие.
Для выявления особенностей проявления обиды в младшем школьном возрасте использованы следующие методики: методика незаконченных предложений; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева); самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки).
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, позволивший выявить особенности детей, подверженных частому переживанию чувства обиды. Результаты исследования показали, что детям, склонным к проявлению чувства обиды свойственны: представления младших школьников 2 класса о чувстве обиды (когнитивный уровень) находятся на низком уровне; у младших школьников 4 класса представления о чувстве обиды (когнитивный уровень)- на среднем уровне; эмоциональный компонент обиды младших школьников 2 класса и младших школьников 4 класса находится на высоком уровне; поведенческий компонент младших школьников 2 и 4 класса находится на высоком уровне; в ситуации обиды детям проще всего проявить физическую агрессию.
Учащиеся еще не способны понять истинные причины поведения другого человека.
Важно начать работу с чувством обиды как можно скорее, если это необходимо. Также важно работать с обидой до ее наступления, чтобы младший школьник знал правила поведения и умел правильно контактировать с окружающими.
Составленная программа может быть использована психологами и педагогами для создания условий для преодоления эмоциональных переживаний, которые связаны с обидой у детей младшего школьного возраста, так же могут быть взяты отдельные элементы, упражнения. Это будет способствовать развитию представлений о чувстве обиды, формированию оптимальных эмоциональных и поведенческих реакций, и следовательно, нормализации эмоционального состояния детей, комфортному взаимодействию с окружающими.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием и коррекцией проявления чувства обиды младших школьников, а также родителями.



1. Агеева З.А. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Естественные, общественные науки». 2009. Вып. 1. С. 19-23.
2. Андреева И.Н. Половые различия в выраженности факторов переживания обиды // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида: материалы V Международной научной конференции (Минск). 2020. С. 15-20.
3. Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. М.: Москва, 1966. 420 с.
4. Апуневич О.А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Череповец, 2001. 210 с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 575 с.
6. Бреслав Г.М. Обида как предмет психологического изучения: от прощения к его отсутствию // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 1. С. 27-42.
7. БурланЮ. Обида - деструктивное чувство. [Электронный
ресурс].Режим доступа: http://www.yburlan.ru/biblioteka/obida-
destruktivnoechuvstvo
8. Вагин И.О. Ты: практическая психология. М.:Росткнига. 2000. 160 с.
9. Васерман С.В. Выявление состояния обиды с помощью проективных ситуаций у детей младшего школьного возраста // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2018. С. 205-
209.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. Л.М. Штутиной, Л.М. Маловой. М.: Педагогика, 1991. 536 с.
11. Гассин Э.А. Психология прощения // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 93-102.
12. Герасимов С.В. Психология зла [Электронный ресурс]. Режим доступа:й11р://доой1ез1з.ги/Ьоокз/рз1хо1од1уа_71а/8_5_оЫй41уоз1_1_оЫйа/
13. Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младших школьников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Екатеринбург. 1996. 78 с.
14. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности. Калининград. 1997. 228 с
15. Гусаков Н.Ю. Обида: психогенез деструктивного поведения. Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. 123 с.
16. Давыдова Е.В. Взаимосвязь психологической границы личности и обиды // Евразийский научный журнал. 2016. 127-130 с.
17. Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 52-62.
18. Еникеев М. И. Общая психология: учебник для вузов. М.: Приор, 2000. 400 с.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
20. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Учебное пособие. 9-е издание. Спб.: Питер. 2012. 940 с.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 544 с.
22. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Наука, 1971. 130 с.
23. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.:Генезис. 2000. 192с.
24. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебное пособие. Санкт- Петербург: Питер, 2006. 582 с.
25. Мельников Т.Н., Бойко И.Н., Большакова А.О. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого - педагогические науки. 2020. № 1 (51). С. 167-171.
26. Месникович С.А., Журавлёва И.В. Теоретические и практические аспекты обиды в современной психологии // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12. № 7. С. 118-119.
27. Мкртчян Ц.Л. Психологические аспекты обиды и прощения как феномена межличностного общения //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. 76-85 с.
28. Набатова М.А. Социально-педагогическая помощь младшим школьникам в преодолении обид: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2005. 165 с.
29. Николаева Е.И. Детская обида: ее причины и последствия //
Вестник практической психологии образования. 2013. № 1 (34). С. 82-85.
30. Николаева Е.И. Детская обида: ее причины и последствия //
Народное образование. 2013. № 2. С. 247-251.
31. Новикова О.Д. Феноменология переживания обиды и стратегии прощения у младших школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/fobida.htm
32. Новохатная М.А., Сафонова М.В. Особенности аффективного компонента чувства обиды в младшем школьном возрасте // Евразийский союз ученых. 2015. № 5-6 (14). С. 144-146.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. 2000. - 448 с
34. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. СПб.: Изд- во: Академический проект 2002. 528 с.
35. Ольшанский Д.В. Обида // Диалог. 1991. № 17. С. 11-13.
36. Орлов Ю.М. Искусство прощать обиды. // Семья и школа. 1994.
№ 7. с. 15-16.
37. Орлов Ю.М. Как быть с обидчиком? // Семья и школа. 1994. № 8. с. 14-15.
38. Орлов Ю.М. Обида. Вина. М.: Слайдинг, 2004. 96 с.
39. Орлов Ю.М. Саногенное размышление обиды. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://lib.exdat.com/docs/5516/index-15812-12.html
40. Панфилов А. Когда заживают обиды. // Первое сент. 1997. № 37. с. 2.
41. Печин Ю.В. Исследования обиды в российской психологии: современное состояние и перспективы // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 93-97.
42. Психологические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб:«Питер» , 2001. 512 с.
43. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018 - 109 с.
44. Психология человека от рождения до смерти / Под редакцией А.А. Реана. Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
45. Поздняков Н.И. Обидчивость как форма проявления гордости //
Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.29,
СПб.:НЕСТОР, 2008. 26 с
46. РожковМ.И., НабатоваМ.А. Как помочь ребёнку преодолеть обиду: методика воспитательной работы. Ярославль: Академия развития, 2006.191 с.
47. Савченко Н.А. Обида: внешний и внутренний аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2020. № 1 (31). С. 74-77.
48. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 256 с.
49. Стовбчатый П.А. Судьба. Фатализм. Смерть: последнее
утешение. М.: АСТ-ПРЕСС. 2001. 431 с.
50. Стрелкова И.Э. К проблеме психодиагностики и коррекции трудностей межличностного общения студентов // Психологические трудности общения. Сб. статей. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004. С. 3-7.
51. Таргакова М.З. Психология Обиды. [Электронный ресурс]. Режим доступа:й11р://орфографика.рф/таг1па-1агдакоуа-рз1йо1од1уа-оЬ1бу1
52. Телепова Н.Н., Телепов М.Н. Динамика преобразования обиды в деструктивное поведение // IV международный пенитенциарный форум "преступление, наказание, исправление" (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): сборник тезисов выступлений и докладов участников. 2019. С. 275-279.
53. Триандофилова Е.И. Радость прощения. 2-е изд. Москва : ДАРЪ, 2019. 16 с.
54. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1. Пер. с нем. - М.: Генезис. 1998. 106 с.
55. Фесюкова Л.Б., Курбатова З.А. Чувства. Эмоции. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Х.: Изд-во «Ранок», 20 отдельных листов в папке. 2006.
56. Царева Е.С. Обида как форма реагирования на проявления агрессивности в общении // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 126-130.
57. Чукова А.С. Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Саратов, 2011. 21 с.
58. Шапарь В.Б. Тренинг ведущих видов деятельности личности. Ростов н/Д.: Феникс. 2007. 365 с.
59. Шапкина А.Н. Работа с обидой // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 3 (46). С. 160-183.
60. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. 1992. 128 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ