ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБИДЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы изучения проблемы обиды в младшем школьном возрасте 6
1.1. Сущность понятия обиды в психологической науке 6
1.2. Особенности, причины и последствия переживания обиды в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Психолого-педагогические приемы работы с обидой 23
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления обиды у младших школьников 28
2.1. Методическая организация исследования 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 31
2.3. Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам в
проживании чувства обиды 39
Выводы по Главе 2 45
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложения
Глава 1.Психолого-педагогические основы изучения проблемы обиды в младшем школьном возрасте 6
1.1. Сущность понятия обиды в психологической науке 6
1.2. Особенности, причины и последствия переживания обиды в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Психолого-педагогические приемы работы с обидой 23
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления обиды у младших школьников 28
2.1. Методическая организация исследования 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 31
2.3. Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам в
проживании чувства обиды 39
Выводы по Главе 2 45
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложения
Актуальность исследования. Одной из важных составляющих личности, непосредственно влияющих на ее развитие, является эмоциональное состояние. Эмоции - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость, оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции регулируют деятельность индивида; практически все эмоциональные состояния отражаются на поведении личности [18, с. 125].
Поэтому важно уделять особое внимание эмоциональному фону, чтобы обеспечить полноценное развитие человека. В связи с этим обратим внимание на этап становления эмоциональных реакций, а именно на младший школьный возраст. Данный этап начинается с кризиса семи лет, и поэтому, по мнению многих ученых (Л.И. Божович, В.В. Ковалева, А.Н. Лука, В.С. Мухиной, П.М. Якобсона), он является наиболее «эмоционально насыщенным». У младшего школьника появляется способность подавления нежелательных эмоциональных реакций, при этом преобладают отрицательные черты в отношении к самому себе (Д.И. Фельдштейн). Отрицательный эмоциональный фон может присутствовать достаточно часто, влияя на психологическое здоровье ребенка [32, с. 144].
Еще Л.С. Выготский указывал на то, что развитие познавательной деятельности у детей связано с динамично изменяющейся эмоциональной сферой. Несформированность или нарушение эмоциональных качеств оказывает отрицательное воздействие на развитие личности.
Остановимся на одном из проявлений эмоций - чувстве обиды. Обида - это естественная психологическая реакция, различного характера (скрытого, демонстративного), оказывающая влияние на другого индивида (манипуляция), возникающая в результате несоответствия реальности и ожиданий. В основе ощущения обиды лежит фрустрация - обман, тщетное ожидание, расстройство. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения [34, с. 12].
Исследованием проблемы состояния обиды занимались выдающиеся ученые: К. Изард, Х. Коут, М.С. Неймарк, Д. Паттерсон, Э. Шостроми другие.
Данная проблема актуальна в современном мире. Становится все больше детей с эмоциональными проблемами. Некоторым необходима помощь в преодолении состояния обиды. Если этого не делать, то проблема будет сопровождать человека в течение всей жизни. Это очень значимое чувство, которое нельзя оставлять без внимания. Например, если у ребенка останется обида на друга, который не сдержал обещания, то он может перестать доверять людям и не станет делиться с близкими чем -то важным. Именно поэтому важно обратить внимание на проявления обиды в младшем школьном возрасте.
Цель работы: на основе изучения особенностей проявления обиды у младших школьников составить программу по преодолению чувства обиды.
Объект исследования: эмоциональные переживания детей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности проявления обиды младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы проявления обиды в младшем школьном возрасте.
2. Изучить и проанализировать особенности, причины и последствия проявления обиды в младшем школьном возрасте.
3. Подобрать диагностические методики для изучения проявления обиды в младшем школьном возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей проявления обиды в младшем школьном возрасте.
5. Описать особенности проявления обиды в младшем школьном возрасте.
6. Разработать программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам по проживанию чувства обиды.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что проявления чувства обиды современных младших школьников:
1) включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий;
2) характеризуется: отсутствием понимания ситуаций возникновения чувства обиды и причин поведения другого человека, что может стать причиной нарушений во взаимоотношениях с другими;
3) может быть преодолено с помощью реализации программы психолого-педагогической помощи младшим школьникам в проживании чувства обиды, целью которой является создание условий для преодоления эмоциональных переживаний.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Новобирилюсская СОШ» с. Новобирилюссы. В нем приняли участие 14 школьников в возрасте 8-9 лет (2 класс), 17 школьников в возрасте 10-11 лет (4 класс).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников, приложений.
По теме исследования имеется публикация.
Поэтому важно уделять особое внимание эмоциональному фону, чтобы обеспечить полноценное развитие человека. В связи с этим обратим внимание на этап становления эмоциональных реакций, а именно на младший школьный возраст. Данный этап начинается с кризиса семи лет, и поэтому, по мнению многих ученых (Л.И. Божович, В.В. Ковалева, А.Н. Лука, В.С. Мухиной, П.М. Якобсона), он является наиболее «эмоционально насыщенным». У младшего школьника появляется способность подавления нежелательных эмоциональных реакций, при этом преобладают отрицательные черты в отношении к самому себе (Д.И. Фельдштейн). Отрицательный эмоциональный фон может присутствовать достаточно часто, влияя на психологическое здоровье ребенка [32, с. 144].
Еще Л.С. Выготский указывал на то, что развитие познавательной деятельности у детей связано с динамично изменяющейся эмоциональной сферой. Несформированность или нарушение эмоциональных качеств оказывает отрицательное воздействие на развитие личности.
Остановимся на одном из проявлений эмоций - чувстве обиды. Обида - это естественная психологическая реакция, различного характера (скрытого, демонстративного), оказывающая влияние на другого индивида (манипуляция), возникающая в результате несоответствия реальности и ожиданий. В основе ощущения обиды лежит фрустрация - обман, тщетное ожидание, расстройство. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения [34, с. 12].
Исследованием проблемы состояния обиды занимались выдающиеся ученые: К. Изард, Х. Коут, М.С. Неймарк, Д. Паттерсон, Э. Шостроми другие.
Данная проблема актуальна в современном мире. Становится все больше детей с эмоциональными проблемами. Некоторым необходима помощь в преодолении состояния обиды. Если этого не делать, то проблема будет сопровождать человека в течение всей жизни. Это очень значимое чувство, которое нельзя оставлять без внимания. Например, если у ребенка останется обида на друга, который не сдержал обещания, то он может перестать доверять людям и не станет делиться с близкими чем -то важным. Именно поэтому важно обратить внимание на проявления обиды в младшем школьном возрасте.
Цель работы: на основе изучения особенностей проявления обиды у младших школьников составить программу по преодолению чувства обиды.
Объект исследования: эмоциональные переживания детей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности проявления обиды младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы проявления обиды в младшем школьном возрасте.
2. Изучить и проанализировать особенности, причины и последствия проявления обиды в младшем школьном возрасте.
3. Подобрать диагностические методики для изучения проявления обиды в младшем школьном возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей проявления обиды в младшем школьном возрасте.
5. Описать особенности проявления обиды в младшем школьном возрасте.
6. Разработать программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам по проживанию чувства обиды.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что проявления чувства обиды современных младших школьников:
1) включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий;
2) характеризуется: отсутствием понимания ситуаций возникновения чувства обиды и причин поведения другого человека, что может стать причиной нарушений во взаимоотношениях с другими;
3) может быть преодолено с помощью реализации программы психолого-педагогической помощи младшим школьникам в проживании чувства обиды, целью которой является создание условий для преодоления эмоциональных переживаний.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Новобирилюсская СОШ» с. Новобирилюссы. В нем приняли участие 14 школьников в возрасте 8-9 лет (2 класс), 17 школьников в возрасте 10-11 лет (4 класс).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников, приложений.
По теме исследования имеется публикация.
Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном итоге деформируют личность человека. А это может оставить след на дальнейшую жизнь человека. Он может стать замкнутым, злым, проявлять недоверие к окружающим.
В работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме таких авторов: З.А. Агеевой, О.А. Апуневич, М.А. Набатовой, Д.В. Ольшанского, Ю.М. Орлова, Ю.В. Печина, Н.А. Савченко, А.Н. Шапкиной, А.Г. Шмелева.
Изучены основные причины проявления обиды у младших школьников - это несовпадение между тем, что ребенок ожидает от окружающих, и их реальным поведением; нереализованная потребность в признании; результат непонимания со стороны других; завышенные ожидания по отношению к окружающим, самолюбие (считают себя достойными лучшего отношения); ребенок и родитель имеют разные взгляды на все события жизни; недоверие.
Для выявления особенностей проявления обиды в младшем школьном возрасте использованы следующие методики: методика незаконченных предложений; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева); самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки).
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, позволивший выявить особенности детей, подверженных частому переживанию чувства обиды. Результаты исследования показали, что детям, склонным к проявлению чувства обиды свойственны: представления младших школьников 2 класса о чувстве обиды (когнитивный уровень) находятся на низком уровне; у младших школьников 4 класса представления о чувстве обиды (когнитивный уровень)- на среднем уровне; эмоциональный компонент обиды младших школьников 2 класса и младших школьников 4 класса находится на высоком уровне; поведенческий компонент младших школьников 2 и 4 класса находится на высоком уровне; в ситуации обиды детям проще всего проявить физическую агрессию.
Учащиеся еще не способны понять истинные причины поведения другого человека.
Важно начать работу с чувством обиды как можно скорее, если это необходимо. Также важно работать с обидой до ее наступления, чтобы младший школьник знал правила поведения и умел правильно контактировать с окружающими.
Составленная программа может быть использована психологами и педагогами для создания условий для преодоления эмоциональных переживаний, которые связаны с обидой у детей младшего школьного возраста, так же могут быть взяты отдельные элементы, упражнения. Это будет способствовать развитию представлений о чувстве обиды, формированию оптимальных эмоциональных и поведенческих реакций, и следовательно, нормализации эмоционального состояния детей, комфортному взаимодействию с окружающими.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием и коррекцией проявления чувства обиды младших школьников, а также родителями.
В работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме таких авторов: З.А. Агеевой, О.А. Апуневич, М.А. Набатовой, Д.В. Ольшанского, Ю.М. Орлова, Ю.В. Печина, Н.А. Савченко, А.Н. Шапкиной, А.Г. Шмелева.
Изучены основные причины проявления обиды у младших школьников - это несовпадение между тем, что ребенок ожидает от окружающих, и их реальным поведением; нереализованная потребность в признании; результат непонимания со стороны других; завышенные ожидания по отношению к окружающим, самолюбие (считают себя достойными лучшего отношения); ребенок и родитель имеют разные взгляды на все события жизни; недоверие.
Для выявления особенностей проявления обиды в младшем школьном возрасте использованы следующие методики: методика незаконченных предложений; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева); самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки).
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, позволивший выявить особенности детей, подверженных частому переживанию чувства обиды. Результаты исследования показали, что детям, склонным к проявлению чувства обиды свойственны: представления младших школьников 2 класса о чувстве обиды (когнитивный уровень) находятся на низком уровне; у младших школьников 4 класса представления о чувстве обиды (когнитивный уровень)- на среднем уровне; эмоциональный компонент обиды младших школьников 2 класса и младших школьников 4 класса находится на высоком уровне; поведенческий компонент младших школьников 2 и 4 класса находится на высоком уровне; в ситуации обиды детям проще всего проявить физическую агрессию.
Учащиеся еще не способны понять истинные причины поведения другого человека.
Важно начать работу с чувством обиды как можно скорее, если это необходимо. Также важно работать с обидой до ее наступления, чтобы младший школьник знал правила поведения и умел правильно контактировать с окружающими.
Составленная программа может быть использована психологами и педагогами для создания условий для преодоления эмоциональных переживаний, которые связаны с обидой у детей младшего школьного возраста, так же могут быть взяты отдельные элементы, упражнения. Это будет способствовать развитию представлений о чувстве обиды, формированию оптимальных эмоциональных и поведенческих реакций, и следовательно, нормализации эмоционального состояния детей, комфортному взаимодействию с окружающими.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием и коррекцией проявления чувства обиды младших школьников, а также родителями.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ОБИДЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - Профилактика обидчивости младших школьников посредством группового консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2018 - Психодиагностика агрессии у младших школьников и подростков
Курсовые работы, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ОБИДЫ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ПЕРЕЖИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Внеурочные занятия по формированию навыков конструктивного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



