Введение 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы изучения проблемы обиды в младшем школьном возрасте 6
1.1. Сущность понятия обиды в психологической науке 6
1.2. Особенности, причины и последствия переживания обиды в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Психолого-педагогические приемы работы с обидой 23
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления обиды у младших школьников 28
2.1. Методическая организация исследования 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 31
2.3. Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам в
проживании чувства обиды 39
Выводы по Главе 2 45
Заключение 47
Список используемых источников 49
Приложения
Актуальность исследования. Одной из важных составляющих личности, непосредственно влияющих на ее развитие, является эмоциональное состояние. Эмоции - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость, оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции регулируют деятельность индивида; практически все эмоциональные состояния отражаются на поведении личности [18, с. 125].
Поэтому важно уделять особое внимание эмоциональному фону, чтобы обеспечить полноценное развитие человека. В связи с этим обратим внимание на этап становления эмоциональных реакций, а именно на младший школьный возраст. Данный этап начинается с кризиса семи лет, и поэтому, по мнению многих ученых (Л.И. Божович, В.В. Ковалева, А.Н. Лука, В.С. Мухиной, П.М. Якобсона), он является наиболее «эмоционально насыщенным». У младшего школьника появляется способность подавления нежелательных эмоциональных реакций, при этом преобладают отрицательные черты в отношении к самому себе (Д.И. Фельдштейн). Отрицательный эмоциональный фон может присутствовать достаточно часто, влияя на психологическое здоровье ребенка [32, с. 144].
Еще Л.С. Выготский указывал на то, что развитие познавательной деятельности у детей связано с динамично изменяющейся эмоциональной сферой. Несформированность или нарушение эмоциональных качеств оказывает отрицательное воздействие на развитие личности.
Остановимся на одном из проявлений эмоций - чувстве обиды. Обида - это естественная психологическая реакция, различного характера (скрытого, демонстративного), оказывающая влияние на другого индивида (манипуляция), возникающая в результате несоответствия реальности и ожиданий. В основе ощущения обиды лежит фрустрация - обман, тщетное ожидание, расстройство. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения [34, с. 12].
Исследованием проблемы состояния обиды занимались выдающиеся ученые: К. Изард, Х. Коут, М.С. Неймарк, Д. Паттерсон, Э. Шостроми другие.
Данная проблема актуальна в современном мире. Становится все больше детей с эмоциональными проблемами. Некоторым необходима помощь в преодолении состояния обиды. Если этого не делать, то проблема будет сопровождать человека в течение всей жизни. Это очень значимое чувство, которое нельзя оставлять без внимания. Например, если у ребенка останется обида на друга, который не сдержал обещания, то он может перестать доверять людям и не станет делиться с близкими чем -то важным. Именно поэтому важно обратить внимание на проявления обиды в младшем школьном возрасте.
Цель работы: на основе изучения особенностей проявления обиды у младших школьников составить программу по преодолению чувства обиды.
Объект исследования: эмоциональные переживания детей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности проявления обиды младшем школьном возрасте.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы проблемы проявления обиды в младшем школьном возрасте.
2. Изучить и проанализировать особенности, причины и последствия проявления обиды в младшем школьном возрасте.
3. Подобрать диагностические методики для изучения проявления обиды в младшем школьном возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей проявления обиды в младшем школьном возрасте.
5. Описать особенности проявления обиды в младшем школьном возрасте.
6. Разработать программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам по проживанию чувства обиды.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что проявления чувства обиды современных младших школьников:
1) включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий;
2) характеризуется: отсутствием понимания ситуаций возникновения чувства обиды и причин поведения другого человека, что может стать причиной нарушений во взаимоотношениях с другими;
3) может быть преодолено с помощью реализации программы психолого-педагогической помощи младшим школьникам в проживании чувства обиды, целью которой является создание условий для преодоления эмоциональных переживаний.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Новобирилюсская СОШ» с. Новобирилюссы. В нем приняли участие 14 школьников в возрасте 8-9 лет (2 класс), 17 школьников в возрасте 10-11 лет (4 класс).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников, приложений.
По теме исследования имеется публикация.
Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном итоге деформируют личность человека. А это может оставить след на дальнейшую жизнь человека. Он может стать замкнутым, злым, проявлять недоверие к окружающим.
В работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме таких авторов: З.А. Агеевой, О.А. Апуневич, М.А. Набатовой, Д.В. Ольшанского, Ю.М. Орлова, Ю.В. Печина, Н.А. Савченко, А.Н. Шапкиной, А.Г. Шмелева.
Изучены основные причины проявления обиды у младших школьников - это несовпадение между тем, что ребенок ожидает от окружающих, и их реальным поведением; нереализованная потребность в признании; результат непонимания со стороны других; завышенные ожидания по отношению к окружающим, самолюбие (считают себя достойными лучшего отношения); ребенок и родитель имеют разные взгляды на все события жизни; недоверие.
Для выявления особенностей проявления обиды в младшем школьном возрасте использованы следующие методики: методика незаконченных предложений; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева); самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки).
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, позволивший выявить особенности детей, подверженных частому переживанию чувства обиды. Результаты исследования показали, что детям, склонным к проявлению чувства обиды свойственны: представления младших школьников 2 класса о чувстве обиды (когнитивный уровень) находятся на низком уровне; у младших школьников 4 класса представления о чувстве обиды (когнитивный уровень)- на среднем уровне; эмоциональный компонент обиды младших школьников 2 класса и младших школьников 4 класса находится на высоком уровне; поведенческий компонент младших школьников 2 и 4 класса находится на высоком уровне; в ситуации обиды детям проще всего проявить физическую агрессию.
Учащиеся еще не способны понять истинные причины поведения другого человека.
Важно начать работу с чувством обиды как можно скорее, если это необходимо. Также важно работать с обидой до ее наступления, чтобы младший школьник знал правила поведения и умел правильно контактировать с окружающими.
Составленная программа может быть использована психологами и педагогами для создания условий для преодоления эмоциональных переживаний, которые связаны с обидой у детей младшего школьного возраста, так же могут быть взяты отдельные элементы, упражнения. Это будет способствовать развитию представлений о чувстве обиды, формированию оптимальных эмоциональных и поведенческих реакций, и следовательно, нормализации эмоционального состояния детей, комфортному взаимодействию с окружающими.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием и коррекцией проявления чувства обиды младших школьников, а также родителями.
1. Агеева З.А. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Естественные, общественные науки». 2009. Вып. 1. С. 19-23.
2. Андреева И.Н. Половые различия в выраженности факторов переживания обиды // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида: материалы V Международной научной конференции (Минск). 2020. С. 15-20.
3. Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. М.: Москва, 1966. 420 с.
4. Апуневич О.А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Череповец, 2001. 210 с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 575 с.
6. Бреслав Г.М. Обида как предмет психологического изучения: от прощения к его отсутствию // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 1. С. 27-42.
7. БурланЮ. Обида - деструктивное чувство. [Электронный
ресурс].Режим доступа: http://www.yburlan.ru/biblioteka/obida-
destruktivnoechuvstvo
8. Вагин И.О. Ты: практическая психология. М.:Росткнига. 2000. 160 с.
9. Васерман С.В. Выявление состояния обиды с помощью проективных ситуаций у детей младшего школьного возраста // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2018. С. 205-
209.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. Л.М. Штутиной, Л.М. Маловой. М.: Педагогика, 1991. 536 с.
11. Гассин Э.А. Психология прощения // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 93-102.
12. Герасимов С.В. Психология зла [Электронный ресурс]. Режим доступа:й11р://доой1ез1з.ги/Ьоокз/рз1хо1од1уа_71а/8_5_оЫй41уоз1_1_оЫйа/
13. Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младших школьников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Екатеринбург. 1996. 78 с.
14. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности. Калининград. 1997. 228 с
15. Гусаков Н.Ю. Обида: психогенез деструктивного поведения. Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. 123 с.
16. Давыдова Е.В. Взаимосвязь психологической границы личности и обиды // Евразийский научный журнал. 2016. 127-130 с.
17. Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 52-62.
18. Еникеев М. И. Общая психология: учебник для вузов. М.: Приор, 2000. 400 с.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
20. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Учебное пособие. 9-е издание. Спб.: Питер. 2012. 940 с.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 544 с.
22. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Наука, 1971. 130 с.
23. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.:Генезис. 2000. 192с.
24. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебное пособие. Санкт- Петербург: Питер, 2006. 582 с.
25. Мельников Т.Н., Бойко И.Н., Большакова А.О. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого - педагогические науки. 2020. № 1 (51). С. 167-171.
26. Месникович С.А., Журавлёва И.В. Теоретические и практические аспекты обиды в современной психологии // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12. № 7. С. 118-119.
27. Мкртчян Ц.Л. Психологические аспекты обиды и прощения как феномена межличностного общения //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. 76-85 с.
28. Набатова М.А. Социально-педагогическая помощь младшим школьникам в преодолении обид: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2005. 165 с.
29. Николаева Е.И. Детская обида: ее причины и последствия //
Вестник практической психологии образования. 2013. № 1 (34). С. 82-85.
30. Николаева Е.И. Детская обида: ее причины и последствия //
Народное образование. 2013. № 2. С. 247-251.
31. Новикова О.Д. Феноменология переживания обиды и стратегии прощения у младших школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/fobida.htm
32. Новохатная М.А., Сафонова М.В. Особенности аффективного компонента чувства обиды в младшем школьном возрасте // Евразийский союз ученых. 2015. № 5-6 (14). С. 144-146.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. 2000. - 448 с
34. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. СПб.: Изд- во: Академический проект 2002. 528 с.
35. Ольшанский Д.В. Обида // Диалог. 1991. № 17. С. 11-13.
36. Орлов Ю.М. Искусство прощать обиды. // Семья и школа. 1994.
№ 7. с. 15-16.
37. Орлов Ю.М. Как быть с обидчиком? // Семья и школа. 1994. № 8. с. 14-15.
38. Орлов Ю.М. Обида. Вина. М.: Слайдинг, 2004. 96 с.
39. Орлов Ю.М. Саногенное размышление обиды. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://lib.exdat.com/docs/5516/index-15812-12.html
40. Панфилов А. Когда заживают обиды. // Первое сент. 1997. № 37. с. 2.
41. Печин Ю.В. Исследования обиды в российской психологии: современное состояние и перспективы // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 93-97.
42. Психологические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб:«Питер» , 2001. 512 с.
43. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018 - 109 с.
44. Психология человека от рождения до смерти / Под редакцией А.А. Реана. Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
45. Поздняков Н.И. Обидчивость как форма проявления гордости //
Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.29,
СПб.:НЕСТОР, 2008. 26 с
46. РожковМ.И., НабатоваМ.А. Как помочь ребёнку преодолеть обиду: методика воспитательной работы. Ярославль: Академия развития, 2006.191 с.
47. Савченко Н.А. Обида: внешний и внутренний аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2020. № 1 (31). С. 74-77.
48. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 256 с.
49. Стовбчатый П.А. Судьба. Фатализм. Смерть: последнее
утешение. М.: АСТ-ПРЕСС. 2001. 431 с.
50. Стрелкова И.Э. К проблеме психодиагностики и коррекции трудностей межличностного общения студентов // Психологические трудности общения. Сб. статей. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004. С. 3-7.
51. Таргакова М.З. Психология Обиды. [Электронный ресурс]. Режим доступа:й11р://орфографика.рф/таг1па-1агдакоуа-рз1йо1од1уа-оЬ1бу1
52. Телепова Н.Н., Телепов М.Н. Динамика преобразования обиды в деструктивное поведение // IV международный пенитенциарный форум "преступление, наказание, исправление" (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): сборник тезисов выступлений и докладов участников. 2019. С. 275-279.
53. Триандофилова Е.И. Радость прощения. 2-е изд. Москва : ДАРЪ, 2019. 16 с.
54. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1. Пер. с нем. - М.: Генезис. 1998. 106 с.
55. Фесюкова Л.Б., Курбатова З.А. Чувства. Эмоции. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Х.: Изд-во «Ранок», 20 отдельных листов в папке. 2006.
56. Царева Е.С. Обида как форма реагирования на проявления агрессивности в общении // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 126-130.
57. Чукова А.С. Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Саратов, 2011. 21 с.
58. Шапарь В.Б. Тренинг ведущих видов деятельности личности. Ростов н/Д.: Феникс. 2007. 365 с.
59. Шапкина А.Н. Работа с обидой // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 3 (46). С. 160-183.
60. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. 1992. 128 с.