Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития орфографической зоркости
1.1. Состояние проблемы развития орфографической зоркости у учащихся младшего школьного возраста 6
1.2. Психолого-педагогическое обоснование формирования орфографической
зоркости 18
1.3. Анализ программы и учебников русского языка в аспекте исследуемой проблемы 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию орфографической зоркости.
2.1. Диагностическая программа определения уровня орфографической зоркости
у младших школьников 28
2.2. Констатирующий эксперимент по проверке уровня орфографической зоркости у младших школьников 39
2.3. Комплекс упражнений, направленный на повышение уровня орфографической зоркости 42
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение А 58
Приложение Б 59
Из практических языковых и речевых умений и навыков, которыми овладевают младшие школьники, особое место принадлежит орфографическим умениям и навыкам, то есть формированию орфографической грамотности. Формирование орфографической зоркости является актуальной проблемой, потому что она является залогом формирования орфографически правильного письма. Орфографическая зоркость, как отмечает М.Р. Львов, формируется на протяжении многих лет. Он также отмечает: «Обследование уровня зоркости дает неутешительные результаты: она колеблется с 20-60% (учитывались только изученные типы орфограмм) и лишь у отдельных учащихся достигает 90%» [25]
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.
Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:
- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. (В настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая);
- во- вторых, из-за неразработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом за-висит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно пони-мать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.
Одним из условий формирования орфографической грамотности является развитие орфографической зоркости учащихся. Орфографическая зоркость - это умение «видеть» в словах «ошибочные» места. [19], т.е. такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. [37] Такие трудные места в русском языке называются «орфограммой», изучением которой занимается особый раздел науки о языке - орфография.
Многие ученые занимались и занимаются этой проблемой по сей день. Большой вклад в исследование этой проблемы внесли такие ученые Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, М.М. Разумовская, П.С. Жедек, Р.Ф. Иванова, Л.Л. Касаткин.
Цель исследования - определить особенности проявления орфографической зоркости у младших школьников.
Объект исследования - развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние орфографической зоркости младших школьников.
Методы исследования
- анализ психологических, педагогических, методических источников по проблеме исследования;
- констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что у младших школьников орфографическая зор-кость сформирована преимущественно на низком уровне и характеризуется следующими особенностями: неумением обнаруживать орфограмму в слове, выделять морфему, в которой находится ошибкоопасное место, определять тип орфограммы, а также учащиеся не умеют обнаруживать орфографические ошибки в словах.
Исследование проводилось на базе МАОУ СШ № 152 г.Красноярка. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список литературы и приложение.
Формирование орфографической грамотности в современной школе в условиях ФГОС одна из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников.
Орфографическая грамотность в большей степени определяется развитием орфографической зоркости и орфографической памяти.
Поэтому, одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение «видеть» орфограммы. Исходя из этого, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы нашего исследования.
Чтобы достичь поставленной в работе цели: разработать систему упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка, были реализованы следующие задачи:
1. Проведена статическая обработка результатов исследования, и данные результаты представлены в виде таблиц и диаграмм;
2. Полученные результаты интерпретированы. В результате проведенного исследования мы определили, что 3 «З» класс в целом находится на среднем уровне сформированности орфографической зоркости, таким образом мы смогли убедиться, что выдвинутая гипотеза верна.
3. Проанализировали методическую литературу для отбора оптимальных условий и способов улучшения орфографической зоркости у младших школьников.
4. Определили условия, которые позволят повысить уровень орфографической зоркости у младших школьников.
5. Разработали систему заданий для повышения уровня орфографической зоркости у младших школьников с учетом выявленных условий и способов улучшения орфографической зоркости у младших школьников.
1. Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости./Н.Н Алгазина/ Русский Язык в школе. - 1981 - №3 - С.32-37.
2. Бакулина Г.А Влияние психологических факторов на формирование орфографического навыка: теория и практика вопроса, /Г.А. Бакулина/ Начальная школа.
- 2013 - №6. - С. 15-20
3. Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка / Г.А. Бакулина // Начальная школа. 2000. №7.
4. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория / В.В. Бабайцева. М., 1995.
5. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости (Работа со слабоуспевающими учениками) // Начальная школа. - 2004 - №3. - С. 35 -38.
6. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. / Д.Н. Богоявленский/-М., 1966
7. Богоявленский Д.Н. Психологический принципы усвоения орфографии, обучение орфографии /Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. - 2003 - №4 - С.39
8. Бойко Е.С. Лингвистические основы формирования коммуникативных умений. - Красноярск, 1995. - С.47
9. Бойко Е. С. Практикум по русскому правописанию: семиотический знаковый, подход /Е.С Бойко; Краснояр. гос.пед. ун - т им. В.П.Астафьева, 2008 - 428 с.
10. Бойко Е.С. Практикум по фонетике русского языка ( в свете теории речевой деятельности) (для студентов высших учебных заведений) / Краснояр. гос. пед. ун - т им. В.П.Астафьева. Красноярск. 2006.104 с.
11. Борисенко И.В. «Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию»// Начальная школа, №7, 2003
12. Бочкарева Т.Д. «Предупреждение ошибок». // Начальная школа. №3. 2001
13. Булохов В.Я Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. // Начальная школа. - 2002 - №1 - С.90.
14. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса (1 - 4) и 1-го класса (1 - 3)// Серия «Свободный ум». - М.: БАЛЛАС», С - инфо», 1997.
15. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. русский язык. Учебник для 3-го класса (1 - 4) в 2-х ч. Часть 1. Изд 3-е, перераб. - М.: «БАЛЛАС», 2002.
16. Валгина Н.С. Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык; Учебник для вузов., М.: Логос, 2001.
17. Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности. // Вопросы психологии. - 1995. - №3. - С. 24 - 28.
18. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Концева Л.А. «Секреты орфографии», 1991, с.44
19. Жедек П.С., Репкин В.В. Из опыта изучения закономерностей русской орфографии. - В кн.: Обучение орфографии в восьмилетней школе. - М.: Просвещение, 1974. - С 16 - 44.
20. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию /П.С. Жедек, М.И. Тимченко // Начальная школа. - 1999. - №8.
21. Жедек П.С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах) / П.С.Жекдек. - М., Просвещение, 1992.
22. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. / В.Ф.Иванова - М.: Просвещение,1991.
23. Кленникова Е.Д. Орфографические минуткию / Е.Д. Кленникова//Начальная школа. - 1988. №11
24. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка. // Начальная школа. - 1988. №11.
25. Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе? /А.С Кузьменко // Начальная школа. - 1992ю № 9 - 10. - С.49
26. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987.
27. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка ь в начальных классах; учебное пособие для студентов выс. Пед.учеб. заведений / М.Р.Львов, Горецкий , О.В Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 472 с.
28. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990. - 159с.
29. Огирь Г.А. Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию / Г.А. Огирь// Начальная школа. - 2010. - №4 - С.14 - 16.
30. Одегова В.Д Развитие орфографической зоркости /В.Д.Одегова//Начальная школа. - 1989. - №6. - С. 20 - 22.
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4 -е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
32. О природной грамотности и условиях ее формирования. -2012,
http//www. baby.ru/community/view/30500/forum/post/87859059/
33. /Панов М.В. Теория письма. Орфография. Современный русский язык/ М.В. Панов; под ред. В.А.Белощапковой. 2 - е изд. М., 2009. - 792 с.
34. Перовских Н.П. Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограммы./ Н.П. Перовских//Начальная школа. - 1987. - №1 - С. 28 - 30.
35. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя / Л.И.Разумовская - М.: Просвещение, 1996ю - 251с.
36. Разумовская М.М. Проблема обучения орфографии и пути их решения. / М.М.Разумовская//Русский язык в школе. - 1978. - №3 - С. 8 - 13.
37. Репкин В.В. Развивающее обучение русскому языку и проблема орфографи-ческой грамотности./В.В.Репкин//Начальная школа. - 1999. - №7 - С. 35 - 48.
38. Репкин В.В. учебный словарь русского языка: Учебное пособие для средних школ. Программа развивающего обучения. 3 - е изд. М., 1998.
39. Рождественский Н.С. обучение орфографии в начальной школе. / Н.С. Рождественский - М.: Просвещение 1960. - 328с.
40. Розенталь Д.Э. Русская орфография / Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб. М., 2010., 446с.
41. Русский язык: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Л.Л.Касаткина, Е.В. Клобуков, Л.П.Крысин и др.; Под ред. Л.Л.Касаткина - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 768с.
42. Савельева Л.В. Учет опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения. / Л.В. савельева //Начальная школа. - 1999. - №12 - С.50 - 55
43. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости / З.А. Савинова//Начальная школа.- 1996. - №1 - С. 45
44. Синявская Е.М. Моделирование орфографических правил младшими школь-никами. / Е.В.Синявская//Начальная школа- 2014. - №12. - С. 43 - 47.
45. Тлюстен Л.Ш. Орфографическая зокость и ее роль в формировании навыков русского правописания у учащихся начальной школыю 0 2008,http://cyber- leninka.ru/n/orfograficheskaya-zorkost-eyo-rol-v-formirovanii-navykov-russkogo- pravopisaniya-u-uchaschihsya-nachalnogo-adygeyskoy-shkolu
46. Трубицына Г.Д.Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте / Г.Д.Трубицына//Начальная школа. - 1990. - №3.
47. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей /Л.А.Фролова //Начальная школа. - 1999. №7 - С.38
48. Фролова Л.А. Организация орфографической деятельности младших школь-ников / Л.А.Фролова//Начальная школа. - 2013.№8 С. 44 - 48
49. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников. / Начальная школа, №5, 2001 г. - С. 41 - 47.
50. Шереметевский В.П Об орфографии вообще и о письме под диктовку как упражнении элементарном в особенности [1883] / В.П.Шереметевский//Сочинения. - М. 1897. - С.1 - 34.
51. Чистякова Л.Н. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок / Л.Н.Чистякова //Начальная школа. - 1997. №2 - С.82.
52. Шаповалова Н.С. Организация самостоятельной работы по орфографии /Н.С.Шаповалова//Начальная школа плюсДо и После - 2010. - №1 - С. 43 - 46.