Введение 3
1. Теоретические основы развития фонетического навыка у обучающихся в 5 классе
7
1.1 Типологизация упражнений, направленных на развитие фонетического
навыка 7
1.2 Особенности обучения фонетической стороне речи на уроке иностранного языка в 5 классе
14
Выводы по главе 1 18
2. Разработка комплекса фонетических игр, направленных на развитие фонетического навыка на уроке английского языка в 5 классе 20
2.1 Понятие «фонетическая игра»: описание и классификационные признаки 20
2.2 Комплекс фонетических игр, направленный на развитие фонетического навыка на уроке английского языка в 5 классе (в дополнение к УМК Oxford team Student’s book 1 «English. Учебник английского языка для 5 класса»
(Авторы: N. Whitney, L. Driscoll, J. Quintana) 27
Выводы по главе 2 37
Заключение 39
Список использованных источников 40
На сегодняшний день проведено множество исследований, где доказано, по каким признакам человек способен различать и узнавать звуки речи. Способность проявляется в умение идентифицировать, соотносить, сопоставлять ту или иную услышанную информацию. Следует отметить, что правильному интонированию намного сложнее научиться, чем правильному произношению звуков.
Правильное произношение формируется на начальном этапе изучения иностранного языка. Чтобы речь была правильной и красивой, ее необходимо довести до автоматизма, т.е. сформировать и развить фонетический навык. С помощью овладения фонетическим навыком появляется умение правильной артикуляции звуков и соединение их в словах, словосочетаниях и предложениях. При наличии фонетического навыка обеспечивается овладение всеми видами речевой деятельности.
Овладение фонетическим навыками является главной целью всего обучения фонетике. Происходит развитие таких способностей как анализ и синтез на основе различения фонем языка, умение слышать и различать звуки. Фонетическая игра способна разнообразить процесс обучения, раскрепостить обучающихся, а с другой стороны, обучающиеся продолжают процесс обучения иностранному языку «замаскированный» игрой, не замечая этого.
На наш взгляд, исследование фонетических игр на данный момент является актуальным. На любом уроке иностранного языка можно встретить использование таких игр: обучающиеся прослушиваю текст, повторяют интонацию, отгадывают слова или выражения, пишут слова на скорость и многое другое.
Особенности процесса формирования и развития фонетического навыка рассматривают Е.С. Мучкина, М.М. Цатурян, W. Blevins.
Фонетические игры на уроках иностранного языка описывают С.Н. Добряк, С.А. Верещак, В.М. Бозорова.
Обучение фонеме и фонетической стороны речи на уроке иностранного языка рассматривается в трудах Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, B. Collins, D. Jones.
Тем не менее, использование фонетических игр в процессе формирования и развития фонетического навыка рассмотрено, на наш взгляд, в научно - методической литературе в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования: «Развитие фонетических навыков с помощью фонетических игр на уроке английского языка в 5 классе».
Объектом исследования является процесс обучения фонетической стороне иноязычной речи.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем фонетический навык.
Цель исследования: разработать комплекс фонетических игр, направленный на развитие фонетического навыка на уроке английского языка в 5 классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. Дефинировать понятие «фонетический навык».
2. Описать особенности обучения фонетической стороне иноязычной речи в 5 классе.
3. Раскрыть содержание понятия «фонетическая игра» и выделить ее классификационные признаки.
4. Рассмотреть возможности использования фонетических игр как способа развития фонетического навыка на уроке иностранного языка.
5. Разработать комплекс фонетических игр, направленный на развитие фонетического навыка на уроке английского языка в 5 классе (в дополнение к УМК Oxford team Student’s book 1 «English. Учебник английского языка для 5 класса» (Авторы: N. Whitney, L. Driscoll, J. Quintana).
Теоретико-методологическую базу работы составляют исследования процесса обучения фонетической стороне иноязычной речи Е.С. Мучкиной, Л.А. Гущиной, С.А. Верещак; формирования и развития фонетического навыка М.М. Цатурян; работы, посвященные теории и практике игры В.А. Сухомлинского; фонетической игры - Л.С. Выготский, Г.В. Рогова, B.L. Wellman; нормативные документы ФГОС основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса фонетических игр, направленного на развитие фонетического навыка на уроке английского языка в 5 классе (в дополнение к УМК Oxford team Student’s book 1 «English. Учебник английского языка для 5 класса» (Авторы: N. Whitney, L. Driscoll, J. Quintana).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов на уроке английского языка в 5 классе.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, обобщение практического опыта.
Апробация и этапы исследования: Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание курсовой работы, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования, подготовку к защите и защиту курсовой работы.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 40 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава посвящена рассмотрению типологий упражнений, направленных на формирование и развитие фонетического навыка и особенностям обучения фонетической стороне речи на уроках иностранного языка в 5 классе.
Вторая глава дает определение понятию «фонетическая игра», приводится ее классификация, определяются особенности применения фонетической игры при обучении иностранному языку. Практическая часть содержит составленный автором исследования комплекс фонетических игр, направленный на развитие фонетического навыка на уроке английского языка в 5 классе (в дополнение к УМК Oxford team Student’s book 1 «English. Учебник английского языка для 5 класса» (Авторы: N. Whitney, L. Driscoll, J. Quintana).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Важность формирования фонетических навыков у обучающихся в 5 классе связана с тем, что в данном возрасте происходит активное развитие познавательных процессов, таких как внимание, восприятие, память, в частности, долговременная. Обучать правильному произношению необходимо на данном этапе: если вовремя не исправить ошибки в произнесении звуков, то на последующих этапах обучения языку их будет трудно преодолеть. В выпускной квалификационной работе мы выявили различные виды игр, направленных на формирование и развитие фонетических навыков на уроке английского языка в 5 классе.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Определены роль и место фонетических навыков в обучении иностранному языку, дефинировано понятие «фонетическая игра»; разработан комплекс фонетических игр, направленных на формирование фонетического навыка на уроке английского языка в 5 классе в дополнение к УМК Oxford team Student’s book 1 «English. Учебник английского языка для 5 класса» (Авторы: N. Whitney, L. Driscoll, J. Quintana).
Комплекс включает 11 фонетических игр, направленных на формирование фонетического навыка: 3 игры на развитие фонематического слуха; 3 игры на развитие навыков звукопроизношения; 2 игры для обучения транскрипции и 3 игры на развитие слухового внимания и памяти.
Мы полагаем, что использование данных игр на уроке английского языка может существенно повлиять на успешное формирование и развитие фонетических навыков обучающихся.
Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в адаптации комплекса фонетических игр к другим УМК, ориентированным на обучение английскому языку в 5 классе.
1. Бекмагамбетова Г.К. Роль фонетической зарядки в изучении студентами иностранного языка // Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 547549.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1998. 256с.
3. Верещак С.А. Фонетические игры на уроках английского языка. Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/Nwhs B (дата обращения: 03.02.2020).
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологи.1966. №6. С.62-76.
5. Гущина Л.А. Технология формирования иноязычных фонетических навыков [Электронный ресурс] URL: http://goo.gl/IQcKIJ (дата обращения: 19.03.2020).
6. Деревянка Н.Н., Жаворонкова С.В. NEW MILLENNIUM ENGLISH/ Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ STUDENT’S BOOK 5 BRITISH COUNCIL. 2017. 176 с.
7. Куряева, Р. И. Английский язык. Лексико-грамматическое пособие в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Куряева. 6-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2020. 264 с.
8. Любимова Н.А. Русское произношение. Звуки. Ударение. Ритмика. М.: Русский язык, 1981. 144 с.
9. Милованова И.С. Фонетические игры и упражненияю Постановка и
коррекция [Электронный ресурс] URL: https://docplayer.ru/43576349-
Foneticheskie-igry-i-uprazhneniya-na-nachalnom-etape-obucheniya-russkomu- kak-inostrannomu-i-angliyskomu-yazykam.html (дата обращения: 20.02.2021).
10. Мучкина Л.С, Кошкина И.В., Детинко Ю.И и др. Практическая фонетика английского языка / Учебное пособие / Мучкина Л.С.: СФУ. 2019. С.123.
11. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. М: Глосса- Пресс, 2010. 640 с.
12. Подборка игр для обучения фонетике английского языка (в переводе С.Н. Добряк) [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/mJuX0V(дата обращения: 23.11. 2019).
13. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1998. 287с.
14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс лекций М.: АСТ, 2010. 272 с.
15. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Минск: Народная асвета, 1988. 288 с....19