Введение 3
1. Теоретические основы обучения устной речи на уроке иностранного языка в 7 классе
9
1.1. Проблемы развития устных видов речевой деятельности при обучении
иностранному языку
9
1.2. Особенности развития навыков устной речи на уроке иностранного
языка в 7 классе
13
Выводы по главе 1 19
2. Опытно-экспериментальная работа с использованием приемов театрализации, направленных на развитие навыков устной речи на уроке немецкого языка в 7 классе
21
2.1. Классификация приемов театрализации при обучении устной речи на
уроках иностранного языка 21
2.2. Разработка и апробация комплекса упражнений с использованием приемов театрализации, направленных на развитие навыков устной речи на уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Горизонты. Немецкий язык как второй иностранный. 7 класс»». Авторы: М.М.Аверин, Ф.
Джин, Л.Рорман)
26
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список использованных источников 47
Приложение А 53
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями от 11 декабря 2020 г.) конечным результатом освоения дисциплины
Иностранный язык должно быть пополнение активного и потенциального словарного запаса изучаемого языка, способность обучающихся свободно выражаться на иностранном языке и вести беседу в рамках усвоенного материала, соблюдая требования стандартов устной и письменной речи, а также правила разговорного этикета, принятые в стране изучаемого языка. [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010]. На сегодняшний день при обучении устной речи на уроках иностранного языка выражается острая необходимость в использовании современных подходов к обучению, способных задействовать весь спектр эмоций обучающихся, что обеспечивается внедрением в образовательный процесс творческих приемов, таких как театрализация, способных не только научить навыкам воспринимать и запоминать информацию, но и развивать способность творчески ее перерабатывать.
Вопросы обучения устной речи на уроке иностранного языка рассматривают в своих трудах Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя А.А. Леонтьев, В.М. Генкин, А.А Алмазова, В.А. Ковшиков, В.П. Глухов, С. З. Арчегова, Е. Н. Соловова. З.Н. Никитенко, О. В. Агаева, И. Л. Бим, С. А. Рассказов, S. Even.
Особенности развития навыков устной речи на уроке иностранного языка в 7 классе представлены в исследованиях Г.В. Роговой, А.В.Конышевой, А.Н Щукина, Г.М. Магомед-Касумова, M. Schewe.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся основной школы описывается в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как И.А. Фурманов, Д.В. Эльконин, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, И.С. Кон, Г.К. Лозанов, Е.И. Пассов, В.М. Филатов, Н.Г. Барышникова, Л.И. Новикова, J.Hodsen.
Исследование применения приемов театрализации на уроке иностранного языка освещают В.В. Вартанова, Е.Л. Ерхова, В.М. Генкин, Н.С. Карпинская, Т. Л. Шишова, D. Feldhendler и др.
В настоящее время обучающиеся все чаще испытывают информативные перегрузки в процессе обучения. По мнению А.В. Конышевой, для лучшего усвоения материала следует выйти на уровень эмоционально-чувственной сферы жизнедеятельности [Конышева, 2006, с.54].
Театрализация - это гармоничное сочетание театрального искусства (условность атрибутов, конкретное художественное произведение) с педагогическим процессом посредством включения театральных средств в дидактический процесс, соответствующее главным принципам построения театрального искусства: коллективное действие, потребность в общем лидерство, разделение ролей [Азимов, 2009, с.376].
Актуальность вопросов внедрения приемов театрализации в учебный процесс заключается в необходимости применения образовательных технологий, дающих учащимся возможность не только воспринимать и запоминать информацию, но и творчески ее обрабатывать для полного восприятия [Дупленский, 2018, с. 50-51]. Для реализации этих технологий в обучении иностранному языку необходимо задействовать весь спектр чувств, эмоций и максимально раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся посредством реализации искусственно воссозданных при помощи приемов театрализации коммуникативно-языковых ситуаций на практике.
Признавая наличие целого ряда работ, посвященных комплексному анализу использования приемов театрализации на уроке иностранного языка, стоит отметить, что, по нашим данным, этой проблеме все еще уделяется недостаточно внимания. Недостаточная разработанность заявленной проблематики позволила определить тему исследования: «Развитие навыков устной речи в процессе использования приемов театрализации на уроке немецкого языка в 7 классе».
Объектом исследования является процесс обучения устной речи на уроке иностранного языка.
В качестве предмета исследования рассматриваются приемы театрализации, направленные на развитие навыков устной речи.
Цель исследования: определить возможности использования
комплекса упражнений с применением приемов театрализации как средства развития навыка устной речи на уроке немецкого языка в 7 классе.
С учетом поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы развития устных видов речевой деятельности при обучении иностранному языку.
2. Описать особенности развития навыков устной речи на уроке иностранного языка в 7 классе.
3. Изучить содержание понятия «театрализация» как приема, используемого в процессе иноязычного обучения.
4. Провести классификацию приемов театрализации при обучении устной речи на уроках иностранного языка.
5. Разработать и апробировать комплекс упражнений с
использованием приемов театрализации, направленных на развитие навыков устной речи на уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Горизонты. Немецкий язык как второй иностранный. 7 класс»». Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л.Рорман).
Теоретико - методологическую базу исследования представляют работы, посвященные проблеме развития навыков устной речи на уроке иностранного языка (Н.Д. Гальсковой, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Г.В. Роговой, А.А. Леонтьева, S. Even); особенностям развития навыков устной речи на уроке иностранного языка в 7 классе (В.С. Мухина, Е.И. Пассов, И.Ф Харламов, J. Wilkins, N. Kerr); определению понятия «театрализация», описанию ее приемов, целей и задач в современной методике обучения (Н.И. Никонова, Е.Н. Нельзина, В.В Вартанова, W. Beimdick); нормативные документы: ФГОС РФ основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Научная новина исследования заключается в разработке комплекса упражнений с использованием приемов театрализации, направленных на развитие навыков устной речи на уроке немецкого языка в 7 классе (в дополнение к УМК «Горизонты. Немецкий язык как второй иностранный. 7 класс»». Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л.Рорман).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении немецкому языку в 7 классе.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение нормативной документации.
Апробация и этапы исследования: Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2019 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Результаты исследования прошли апробацию через выступление с докладом и публикацию статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 2021 г.). Статья включена в базу данных РИНЦ.
Разработанный автором исследования комплекс упражнений апробирован в период учебной практики в Гимназии № 3 города Красноярск.
Объем и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 52 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ обучения устной речи на уроке иностранного языка в 7 классе. Описываются проблемы развития устных видов речевой деятельности при обучении иностранному языку; особенности развития навыков устной речи на уроке иностранного языка в 7 классе.
Вторая глава представляет классификацию приемов театрализации при обучении устной речи на уроках иностранного языка. Практическая часть главы содержит разработанный автором исследования комплекс упражнений с использованием приемов театрализации, направленных на развитие навыков устной речи на уроке немецкого языка в 7 классе (на основе УМК «Горизонты. Немецкий язык как второй иностранный. 7 класс»». Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 53 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Приложение А содержит текст статьи «Развитие навыков устной речи в процессе использования приема театрализации учебной деятельности на уроке иностранного языка в 7 классе», включенной в сборник Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 2021 г.).
В выпускной квалификационной работе дано определение термина «театрализация», разработан комплекс упражнений, направленных на развитие устной речи с использованием приемов театрализации учебной деятельности на уроке иностранного языка в седьмом классе.
Для достижения цели исследования - разработки комплекса типологизированных упражнений, направленных на развитие навыков устной речи с использованием театрализации учебной деятельности на уроке немецкого языка в 7 классе поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главе выпускной квалификационной работы.
На основе полученных данных разработан комплекс условно-речевых упражнений с использованием приемов театрализации, направленных на развитие навыков устной речи на уроке немецкого языка в 7 классе в дополнение к УМК «Немецкий язык» серии «Горизонты» для 7 класса. Серия «Горизонты». (авторы: М.М.Аверин, Ф. Джин, Л.Рорман).
Комплекс упражнений апробирован на практике в 7 классе МБОУ «Гимназия № 3» г. Красноярска; опытно-экспериментальным путем доказана эффективность его применения для развития навыков устной речи.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса упражнений с использованием приемов театрализации учебной деятельности общения на уроке немецкого языка в 10-11 классе.
1) Агаева О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 9294. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1289/ (дата обращения: 31.03.2021).
2) Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 446 с.
3) Алмазова А.А., Шибанова А.А. Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи // Проблемы современного образования. 2013. № 2. С. 123-131.
4) Арчегова С. З. Обучение устной речи на уроках иностранного языка // Молодой ученый. 2015. № 1 (81). С. 429-431.
5) Ахмедова, М. Х. Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи учащихся // Молодой ученый. 2015. № 2 (82). С. 480-483. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/82/14742/ (дата обращения: 11.04.2021).
6) Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. М.: Просвещение. 1988. 255 с.
7) Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург : Изд- во Урал. ун-та, 2018. 104 с.
8) Вартанова В. В. Формирование автономности студентов в контексте театральной деятельности при обучении иностранному языку // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2008. No. 10 (17): в 2 -х ч. [Электронный ресурс] URL:www.gramota.net/editions/1.html (дата обращения: 31.03.2021)
9) Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение. 1991. 96 с.
10) Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
11) Выготский, Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2013. 1134 с.
12) Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. иностр. яз. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 336 с.
13) Гез Н.И. Методика преподавания иностранных языков в средней школе. М.: Высшая школа, 2015. 252 с.
14) Генкин В.М. Методика преподавания видов речевой деятельности: устная речь: методические рекомендации. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. 52 с.
15) Государственная программа Российской федерации «Развитие
образования» на 2019-2025 годы. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.04.2020). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.04.2021)....54