Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Советское кино в годы Второй мировой войны: создание фильмографии для профильных классов

Работа №169956

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Педагогический потенциал советского кинематографа периода Второй мировой войны как средства изучения школьного курса истории Ош
ибка! Закладка не определена.
1.1 Использование педагогического потенциала документов о деятельности Всесоюзного Комитета по делам кинематографии при СНК СССР (1938-1945 гг.)
как средства изучения периода Второй мировой
войны Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Материалы художественного кинематографа в контексте изучения периода
Второй мировой войны в школьном курсе истории 27
1.3 Использование документов документального кинематографа в контексте изучения периода Второй мировой войны в школьном курсе истории Ош ибка! Закладка не определена.
Глава 2. Реализация методических оснований создания фильмографии для профильных классов по теме «Советский кинематограф в годы Второй мировой войны» 61
2.1 Общая характеристика дидактических возможностей элективного курса для
профильных классов по теме «Советский кинематограф в годы Второй мировой войны» О
шибка! Закладка не определена.
2.2 Методические рекомендации по разрабтка фильмографии для профильных классов по теме «Советский кинематограф в годы Второй мировой
войны» О
шибка! Закладка не определена.
Заключение 81
Список использованных источников и литературы 85
Приложения 100

Актуальность темы: Кино - основной вид искусства и просвещения, влияющий на общественное сознание. Ввиду обилия особенностей, кино может как укреплять, так и ослаблять идеологию общества. Следовательно, вопросы науки, искусства и обычного интереса к кино переходят уже в более серьезные темы, касающиеся независимости и безопасности страны.
Период становления, а также развития СССР дает понять, как кинематограф подчиняется целям господствующего режима. Наиболее интересным и малоизученным отрывком истории по этой теме является Вторая мировая война. Именно из-за этого необходимо рассмотреть данную тематику поподробнее.
На сегодняшний день существует острая необходимость оздоровления отечественной экранной политики. Непреходящей является потребность грамотного использования воспитательного, нравственного и эстетического потенциала киноискусства для самоопределения молодого поколения. Успех перечисленных мероприятий в значительной степени зависит от готовности и способности общества извлекать уроки прошлого, коих немало хранит история Второй мировой войны.
Степень изученности темы: Полифункциональная сущность кино закономерно предопределила широкий интерес к «важнейшему из искусств» со стороны деятелей культуры, представителей различных наук и общественности. В результате на сегодняшний день существует длительная историографическая традиция и создана внушительная база работ, освещающих те или иные аспекты развития киносферы. Однако следует подчеркнуть, что среди обилия литературы, посвященной советскому кино, ничтожно малая часть трудов обращена к рассмотрению кинематографа в обозначенный период. Именно последнее обстоятельство, главным образом, вызывает к жизни появление данного исследования.
Анализ эволюции образа Великой Отечественной войны был предложен историком О.В.Дружбой в диссертационной работе «Великая Отечественная война в историческом сознании советского и постсоветского общества». Автор в основном обращает внимание на художественную литературу, публицистику и нормативные документы, предлагая свою периодизацию изменений образа Войны на основе этих источников. Осмыслению новой формы, анализу места многосерийного телефильма в системе советского телевидения, первыми из которых были именно многосерийные художественные фильмы о Великой Отечественной войне, посвящен сборник статей «Многосерийный телефильм. Истоки. Практика. Перспектива» (1976). В нем разнообразные по тематике многосерийные телефильмы первого десятилетия своего существования рассматриваются с точки зрения их художественной ценности, оправданности выбора этой новой формы и исторической достоверности, так как большинство из них посвящено историческим событиям. При этом отдельно образ Великой Отечественной войны не рассматривается - историзм многосерийных телефильмов воспринимается как логичная составляющая драматургической основы при создании этой новой формы.
Все эти телефильмы, независимо от событий, о которых в них рассказывается, рассматриваются в той же парадигме, что и те, которые посвящены только Великой Отечественной войне. Однако уже в статье В.П. Демина возникает понятие «эпоса» как основы многосерийного фильма: художественный вымысел в «Семнадцати мгновениях весны» сопоставляется с аналогичным феноменом в романе «Война и мир». При этом картина Т.М. Лиозновой - не только самый известный отечественный многосерийный телевизионный фильм, но и один из самых популярных объектов исследования, и в киноведении, и в культурологии, и в филологии, как у российских, так и у западных ученых.
Для достижения цели и решения поставленных задач автору потребовалось привлечение культурологической, исторической, искусствоведческой (киноведческой) и специальной литературы. Количественное и качественное - пополнение обозначенных видов изданий на каждом этапе исследования проблемы происходило неравномерно, но в целом непрерывно способствовало накоплению научного знания о кинематографе в годы войны1.
При обращении к историографии вопроса нами учитывался ряд факторов, главные из которых — общественно-политическая обстановка в государстве и уровень организации науки на момент написания работ, а также степень подготовленности социума к восприятию новых теоретических положений. В результате обозначился единый критерий определения этапов изучения проблемы - наличие, либо отсутствие плюрализации познания.
С начала Великой Отечественной войны до 1985 г. продолжается первый период, в рамках которого выделяется 3 основных (1—1941 — середина 1950-х гг.; II - вторая половина 1950-х — середина 1960-х гг.; III — вторая половина 1960-х — 1985 гг.), различных по специфичности, но объединенным в одну группу. Они все схожи тем, что в каждом из подпериодов присутствует система жестких идеологических суждений, а также соответствующая организация науки - истории(малая база данных для исследований).
Второй период - с середины 1980 до настоящего времени, определен как нелегкий переход(1986 — рубеж 1990-х гг.) и постепенного утверждения (1991­2010 гг.) улучшения качества истории как науки (увеличение базы информации для проведения исследований и т. д.).
В большинстве работ появились разные вопросы, касающиеся искусства киноматографии, а также специальные исследования, позволяющие лучше узнать об других направлениях, в которых обозначалось влияние военного статуса государства на развитие отечественного кино.
Авторы заслуживают уважения за проделанную работу, однако, стоит отметить недостатки, считающиеся наиболее заметными. Наиболее явные из них — низкий исследовательский уровень, чрезмерная тенденциозность, враждебность к кинематрографу буржуазного типа, а также превозношение успехов кино СССР. Среди диссертационных трудов преобладали искусствоведческие исследования, которым были присущи иллюстративность, фрагментарность и дублирование фактов .
«Оттепель» Хрущева привела к определённым трансформациям в общественной и научной среде. Показателем прироста знаний по теме стало появление крупных очерков о кино, написанных большими группами исследователей в союзе с творческими работниками. На данном этапе дальнейшую разработку получила история различных видов киноискусства2.
Отдельным периодам отечественной кинематографии была посвящена серия книг, подготовленная сотрудниками кафедры истории кино ВГИКа. Взгляд на события сквозь призму времени позволил авторам более глубоко проанализировать содержание фактов культурной истории Великой мировой войны. Так, по мнению С.С. Гинзбурга, «попытка изображения военного периода развития советской кинематографии как периода непрерывного роста и равномерного подъёма, с которой мы сталкиваемся в отдельных книгах и статьях военных и первых послевоенных лет, безусловно, несостоятельна». Исследователь указал на объективные трудности, приведшие к значительному снижению уровня кинопроизводства и сокращению киносети и подчеркнул, что «далеко не все мастера кино смогли полностью осознать смысл происходящих событий».
Отдельные аспекты развития кино раскрывались при освещении культурной жизни Советского государства в период суровых испытаний в 6- титомном труде «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.».
Книги по советской культуре продолжили традиции предшествующего этапа . Написанные с ортодоксальных позиций, они кратко излагали историю кино в контексте важнейших идеологических решений.
Известная смена внешнеполитического курса определила возможность обогащения исследовательской базы наработками иностранных авторов. Однако принципиальные моменты истории «важнейшего из искусств» и здесь получили сдержанные оценки, не выходящие за рамки положений, бытовавших внутри страны . В частности, Ж. Садуль написал очень хорошую 6-титомную работу, где уделил внимание советскому кино в рассматриваемый нами период, позволивший проследить наиболее четкое построение, как ситуации страны в описываемый период, так и жанровое разнообразие художественных и документальных фильмов.
С 1956 по 1964 г. на данном этапе общей заслугой авторов названных выше работ стало признание огромного влияния культа личности на количество, содержание и идейную направленность кинопроизведений. В то же время при попытке произвести верификацию фактологического материала и сделанных на его основе выводов возникают существенные трудности, поскольку в перечисленных трудах практически отсутствуют указания на источники приводимых данных. Эта особенность с успехом преодолевается на следующем этапе накопления знаний по теме.
Период с 1965 по 1984 г. отмечен стремительным ростом числа публикаций при сохранении трактовки событий в пределах коммунистической идеологии, а также отходом от критического анализа фактов и явлений, колоритно проявившегося на предшествующем этапе. Наиболее масштабно происходило пополнение киноведческого блока изданий, в которых авторы проводили формальную ревизию ключевых постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, но в целом подчеркивали незыблемость положений и правильность идей, выраженных в партийных документах . Познавательная ценность указанных работ заключена в попытках авторов представить периодизацию кино.
Показателем дальнейшего расширения и углубления знаний по теме стало создание первого кинословаря на русском языке, где в биографические статьи о творческих работниках кино включены данные о фильмах рассматриваемого периода.
Наряду с этим значительно расширился культурологический спектр исследований. В их числе необходимо выделить одну из монографий Л.В. Максаковой, содержащую богатый фактический материал, а также дневниковые записи и воспоминания участников событий. Автором показана образная картина деятельности киноработников, приведены сведения о кинообслуживании населения, отражены основные постановления и меры по стабилизации функционирования предприятий киноотрасли и т. д3.
Отдельные аспекты развития кино затрагивались в публикациях о роли партии и деятельности интеллигенции на идеологическом фронте войны , работах по культурному строительству СССР. В них поднимались вопросы руководства киносферой, особое внимание уделялось характеристике форм и методов работы с массовым зрителем....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Кино и его значимость в жизнедеятельности государства четко осознавалась советским политическим режимом. И поэтому в довоенный период властные структуры уделяли повышенное внимание развитию кинодела в СССР. Высокоцентрализованная система управления киносферой, создание которой завершилось к началу Великой Отечественной войны, во многом отвечала интересам самой отрасли. Подобно другим областям народного хозяйства, кинематография находилась под неустанным контролем партийно­государственных органов.
В 1930- е гг. отмечается наибольшее количество изменений в системе управления кинематографией, связанных с поиском организационных форм. В целом центральный орган руководства в итоге не нашел тех мощных стимулов, которые заставили бы участников кинопроцесса максимально объединить свои усилия в выполнении поставленных перед ними задач, хотя такие попытки предпринимались. В результате не было выработано эффективной формы руководства кинематографией СССР, при которой неизбежная децентрализация управления региональными субъектами не сопровождалась бы негативными явлениями центробежных процессов, а концентрация части их денежных средств осуществлялась бы на добровольной основе. В то же время без этого ключевого условия, любые типы структур управления отраслью, какие применялись на протяжении 1930-х гг., слабо способствовали выполнению поставленных перед кинематографией задач.
С началом Великой Отечественной войны обозначилась тенденция количественного и качественного сокращения киносети, промышленной и производственной базы киноотрасли. В короткие сроки материально­технические, финансовые и трудовые ресурсов были перераспределены в пользу оборонного производства. Закономерное сокращение государственного финансирования; естественные кадровые потери в совокупности, приводили к снижению показателей - деятельности киноиндустрии.
Отечественное кино 30-х годов - один из самых драматичных, трудных, противоречивых, но и самых ярких, памятных миллионам зрителей периодов. Сложившаяся в стране обстановка многочисленных запретов, ограничений страха, вызванного жесточайшими массовыми репрессиями, создавала большие трудности для художников, не могла не влиять на творческий процесс. Но в том- то и заслуга наиболее талантливых и смелых кинематографистов, что они создавали свои произведения на внутреннем сопротивлении крайне неблагоприятным внешним обстоятельствам. Уверенность в своей правоте и силы придавала многим из них и искренняя вера в провозглашенные революцией идеалы. То, что в 30-е годы они нещадно попирались, казалось явлением временным, ошибками отдельных недостойных лиц.
Во второй половине 30-х годов антифашистская тематика, в фильмах художественного цикла отразилась иллюзия массовой борьбы всего немецкого народа против фашизма. Но при всех очевидных слабостях их роль была, безусловно, положительной. Накануне решающего военного столкновения с германским вермахтом они учили зрителя ненавидеть фашизм, они раскрывали его бесчеловечную сущность.
После нападения Германии художественная кинематография начала перестраиваться на военный лад в связи с этим был пересмотрен план производства художественных фильмов. На этом фоне возникают боевые киносборники, состоящие из короткометражных фильмов. В художественных фильмах преобладали патриотизм, героизм, ненависть к фашизму, мужество женщин и детей, партизанская борьба. Жанры стали намного разнообразнее к концу войны, здесь появляется и агитационная новелла, комедия, историческая трагедия, историко-революционные и исторические фильмы, так же экранизировались произведения классической литературы.
В документальном кинематографе конца 1930-х годов, на первый план выдвинулась кинохроника, как самый оперативный вид кино. Можно сказать о том, что она заняла место рядом с газетной периодикой. Утверждается жанр производственного фильма в кинодокументах, героическая киносага и т.д. Ведущие темы в документальном кино, такие как образ врага, образ вождя, тематика ГУЛАГа и т.д.
В годы войны многие документальные фильмы отличались новизной режиссерских приемов, яркостью и необычайной выразительностью своих кадров, высоким профессиональным операторским мастерством, хорошим диктаторским текстом, прекрасным музыкальным оформлением. Очень разнообразной была тематика документальных фильмов в данный период, такие как фильмы об узловых событиях борьбы против захватчиков, фильмы, создающие широкие, обобщенные картины военной борьбы ,документальные фильмы о борьбе народов оккупированных стран и др.
В годы второй мировой войны кинематограф был абсолютно необходим, как власти, так и людям. Правительство использовало киноискусство как мощное орудие для политической агитации, которое поднимало его духовные силы. Киноискусство помогло людям понять и осмыслить важность и опасность всего происходящего, проникнуться чувством патриотизма, верой в собственные силы и возможности, найти примеры мужества и героизма для подражания. Комедийные фильмы, которые позволяли немного отвлечься и взглянуть на войну по-новому, были насквозь пропитаны стремлением к победе, являлась настоящим оружием пропаганды в руках советской власти, нацеленным на удачное окончание борьбы с фашизмом.
Вторая мировая война стала важным героическим периодом в развитии советского кинематографа, связующим звеном советского киноискусства 30-х гг. и послевоенного периода, а также временем, подарившим режиссёрам ценный материал, отражающий нашу историю.
Кинокартины военных лет, особенно документальное, до сих пор имеют большую силу воздействия на общественное сознание. Многие режиссёры в настоящее время берут за основу те фильмы как основу для создания собственных кинокартин. Но, несмотря на это, только киноискусство военных лет может вселить глубокое чувство патриотизма и настоящей любви к Родине.


1. Постановление СНК СССР от 23 марта 1938 г. "Об улучшении организации производства кинокартин" // СЗ СССЗ. 1938. - Отд. 1. - № 13. - Ст. 82.
2. В Комитете по делам кинематографии // Кино. 1939. - №1.
3. В Комитете по делам кинематографии // Кино. 1940. - № 32.
4. Советская кинематография Текст.: систематизированный сб.
законодательных постановлений, ведомственных приказов и инструкций / сост.
А.Е. Коссовский. М.: Госкиноиздат, 1940. - 417 с.
Мемуары
5. Алексеев Д. Немощный опекун // Советское искусство. 1937. - № 34. - С.
3.
6. Большаков И. Ближайшие задачи кинофикации и проката // Кино. 1940.
- № 14.
7. Бюро пропаганды советского киноискусства. - М.,1972.
8. Вишневский Вс. Дневник военных лет. Соч. Т.4.
9. Герасимов С. Собрание сочинений. В 3 т.: Искусство,1984.
10. Дукельский С. За большевистский порядок в кинематографии // Кино. -1938. -№ 19.
11. Их оружие кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров Текст.: 2-е изд., доп. / сост. А. Лебедев, Д. Рымарев. - М.: Искусство, 1984. -278 с.
12. Ивановский А. Воспоминания кинорежиссера.- М.:Искусство,1967.
13. К сплошной кинофикации СССР! // Кино. 1939. - № 8.
14. Кармен Р. Л., Но пасаран! - М.: Советская Россия. - 1972.
15. Кино на войне Текст.: документы и свидетельства / Федер. агентство по культуре и кинематографии РФ, НИИ: киноискусства; авт.-сост. В.И. Фомин. - М.: Материк, 2005. -914 с.
16. Кремлёвский кинотеатр. 1928-1953: Документы. Текст. / Сост. K.M Андерсон, Л.В. Максименков, Л.П. Кошелева и др. М.: РОССПЭН, 2005. -1120 с.
17. Ромм М. Устные рассказы. - М.,1989.
18.Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 т.-М.: Искусство, 1968.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ