РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ 7
1.1. Концепт в исследованиях западных лингвистов 7
1.2. Концепт в исследованиях отечественных лингвистов 9
1.3. Методологические принципы изучения концептов 12
1.4. Понятие «судьба» в разных культурах 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТ СУДЬБА В ЯПОНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ . 27
2.1. Составление ядра и периферии концепта судьба в японском языке 27
2.2. Корпусный анализ лексических единиц, входящих в ядро концепта
«судьба» в японском языке 37
2.3. Корпусный анализ лексических единиц, составляющих периферию
концепта «судьба» в японском языке 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Данная работа посвящена изучению характерных признаков концепта «судьба» в японской лингвокультуре. Выбор темы обоснован принадлежностью понятия судьбы к так называемым «вечным темам», которые беспокоят людей всех народов на протяжении истории. Подход к вопросам, входящим в разряд таких тем, может характеризовать картину мира нации или конкретного индивидуума. Они представляют собой определённый набор концептов, презентующих нематериальные понятия.
Рассмотрение концептов, принадлежащих к японской лингвокультуре, способно помочь составлению более чёткого понимания японской картины мира. Таким образом, рассмотрение концепта «судьба» является также немаловажным.
При смене научных парадигм в лингвистике, вызванной изменением подходов к языку, и утверждении антропоцентрической парадигмы значимость обрело понятие концепта, также являющееся центральным в настоящей работе.
Темой данного исследования является лексическая репрезентация концепта «судьба» в японской лингвокультуре.
Актуальность настоящей работы обоснована ростом популярности изучения концептов в разных научных сферах. Кроме того, концепт «судьба», содержащий в себе совокупность представлений о предназначении человека и непреодолимых или изменяемых жизненных обстоятельствах, встречается во многих культурах, однако его состав в разных национальных когнитивных базах может значительно различаться. Именно поэтому важно выделить признаки, характерные для этого концепта при проявлении его в конкретной лингвокультуре.
Объектом исследования является концепт «судьба» в японской лингвокультуре, а предметом - лексические единицы, описывающие данный концепт в современных текстах, словарях и статьях, научных и словарных.
Гипотеза - концепт «судьба» в японской лингвокультуре обладает признаками «движение жизни», «предрешённость», «изменяемость», «счастье и несчастье». Ключевым словом концепта является слово Ж^ /уммэй/. Гипотеза выведена по результатам предыдущего исследования - курсовой работы на тему «Концепт «судьба» в японской лингвокультуре на материале песен»...
В данной работе был проведён анализ концепта «судьба» в японской лингвокультуре.
В ходе изучения выражения концепта «судьба» в японской лингвокультуре были исследованы труды отечественнных и зарубежных лингвистов, чтобы обозначить теоретичесекую базу работы. Было установлено, что концепт - это культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму.
Используемый в работе общий метод подхода к языку обоснован выполнением её в рамках когнитивной лингвистики и является когнитивным подходом к языку, а именно методом рассмотрения языка как когнитивной способности. Также используется традиционный частный метод концептуально-дефиниционного анализа и частный специфический метод концептуально-таксономического анализа. Используется классификация концептов по степени абстракции передаваемого содержания и содержании самого концепта, а также структурные деления концептов, подразумевающие наличие ядра и периферии концепта, базового уровня, инорфмационного содержания и интерпретационного поля. Было установлено, что один концепт может выражаться множеством лексем в языке.
Рассмотрение понятия «судьба» в контексте разных культур позволило разграничить его наиболее общие и частные признаки.
Было проведено условное разделение ядра и периферии концепта «судьба» в японской лингвокультуре. Концептуально-дефиниционный анализ и работа со словарями позволили разделить лексемы по сходству и различию их значений, а корпусный анализ - по частоте употребления.
К ядру концепта были отнесены признаки «жизнь», «счастье», «несчастье», «будущее», «предназначение», «воля небес», «любовь», «то, что можно изменить», «то, что нельзя изменить», «то, что предрешено», «то, с чем нужно смириться», «события в жизни», выраженные лексемами Ж^ /уммэй/, ^Й /садамэ/, ^^/сюкумэй/, ^^ /тэммэй/.
К ближней периферии концепта были отнесены признаки «прошлая жизнь», «прошлое и будущее», «причина и следствие», «взаимосвязь», «действия», «поступки», выраженные лексемами 0Ж /инга/, ЛУЬ^/карума/, S Ж /иннэн/, а также признаки «продолжительность жизни», «неопределённое будущее», «случайность», «повороты судьбы», «любовь», «встреча», «свадьба», выраженные лексемами ^^ /мэйсу:/, ^^ /дзэнто/, 0 U ^Ъ^ /мавариавасэ/, ^И& /акай ито/, тЛт^-— /дэсутини:/. Результаты корпусного анализа показали, что эти единицы выражают переферию концепта «судьба» в японской лингвокультуре, а также позволили выделить связь их значений с религиозными источниками. Приведённая гипотеза подтвердилась частично. Судьба в японской лингвокультуре действительно обладает признаками «предрешённость», «изменяемость», «счастье» и «несчастье», но также обладает и прочими признакми в ядре и на периферии. Ж^ /уммэй/ является ключевым словом, но ^Й /садамэ/, ^^ /сюкумэй/ и ^^ /тэммэй/ тоже относятся к ядру концепта «судьба» в японской лингвокультуре.
Таким образом, было установлено, что судьба в японской культуре предстаёт как абстрактное порождение сил, превосходящих человеческие, приносящее счастье или невзгоды, то, с чем нужно смириться, если это, судьба-садамэ, или чему можно противостоять, если это более гибкое понятие судьба-уммэй, это как и в целом срок жизни пребывания определённого человека на земле, судьба-мэйсу, так и только неопределённое будущее человека или человечества, как судьба-дзэнто. А такие понятия, влияющие на судьбу, как инга и карума отсылают нас к философии буддизма и понятию прошлой жизни.
1. Алефиренко Н.Ф. Теоретические проблемы семантики // Спорные проблемы семантики: монография / под ред. Н.Ф Алефиренко. М: Гнозис, 2005. С. 7-87.
2. Арутюнова Н.Д. Понятие судьбы в контексте разных культур: предисловие // Понятие судьбы в контексте разных культур: научи. сб. / под ред. Н.Д. Арутюновой. М.: Наука, 1994. С. 3-4.
3. Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке: сб. статей / под общ. рук. и ред. Н.Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 7-19.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская словесность: Антология. М.: Academia, 1997. C. 269-273.
5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Издательство ВГУ, 1996. 104 с.
6. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание. Воронеж, 2001. С. 25-45.
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии: учеб. пособие. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016. 163 с.
8. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. Вып. 1. С. 18-36.
9. Болдырев Н.Н. Репрезентация знаний в системе языка // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. Вып. 4 (13). С. 17-27.
10. Болдырев Н.Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. 480 с.
11. Борискина О.О. Корпусное исследование языка: мода или необходимость? // Вестник Воронежского государственного университета.
2015. Вып. 4. С. 10-13.
12. Буренкова О.М., Гилязева Э.Н. Понятие «концепт» в трудах отечественных и зарубежных лингвистов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. Вып. №8-1(62). С. 40-43.
13. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. Пер. с англ. М.: Русские словари, 1999. 232 с.
14. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки , 2001. Вып. 1. С. 64 -72.
15. Воркачёв С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. 2003. Т. 17. Вып. 2. Краснодар. С. 268-276...55