Введение 3
1. Теоретические аспекты использования игровых технологий для
формирования иноязычной коммуникативной компетенции
обучающихся 7
1.1. Сущность иноязычной коммуникативной компетенции 7
1.2. Понятие и характеристика игровых технологий 16
1.3. Применение игровых технологий на уроках иностранного
языка 25
Выводы по главе 1 36
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровых
технологий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся основной школы на уроках иностранного
языка 38
2.1. Особенности обучения иностранному языку в основной
школе 38
2.2. Применение игровых технологий на уроках иностранного языка в 7-м
классе 46
2.3. Методические рекомендации по применению игровых технологий на
уроках иностранного языка для формирования иноязычной коммуникативной компетенции 55
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А 71
Приложение Б 74
Приложение В 89
Приложение Г 96
В настоящее время детям с раннего возраста доступны различные блага современности и множество источников информации, где последняя представлена ярко и лаконично. Дети довольно быстро привыкают к такому способу получить новые знания, но став школьниками понимают: школа не может предложить им нечто похожее. Время, проведенное в Интернете, возрастает ещё больше по достижению подросткового периода; находясь в сети, подростки «добывают» информацию, принимая в этом процессе непосредственное и довольно активное участие.
На школьных уроках, в основном, информация доносится преподавателем монологично, а ученики остаются пассивны. Такой способ подачи материала непривычен и непривлекателен для современных детей. Именно поэтому активизация процесса обучения широко обсуждается в научной среде. В центре этих обсуждений находится иноязычное обучение, так как в его процессе перед педагогом встают дополнительные задачи, требующие нестандартных решений. В результате, появилось много приемов интенсификации образовательного процесса.
В последнее время вектор внимания смещается, всё же, в сторону изучения вопроса с точки зрения формирования определенных компетенций. Иноязычная коммуникативная компетенция, в этом плане, представляет огромный интерес ученых и педагогов, поскольку её формирование заявлено одной из центральных целей современного иноязычного образования. Так, в процессе поиска стало важным учитывать дополнительные факторы, которые не только справились бы с задачей активизации иноязычной деятельности на уроках, а ещё и стали эффективным инструментом формирования навыков коммуникации.
Особое место в числе методов, позволяющих интенсифицировать и модернизировать образовательный процесс, занимают игровые технологии. Здесь важно помнить о превалирующей роли игры на ранних этапах образования, а также об особенностях современного потребления информации. Во-первых, подростки узнают что-то новое в процессе некой деятельности, которой увлечены. Во-вторых, чтобы получать релевантную информацию, важно обладать навыками коммуникации и практически непрерывно находиться в её процессе. Игра создает своеобразный аналог данных процессов на уроке: обучающийся увлечен игрой, взаимодействует с одноклассниками и преподавателем, и в это же время получает нужные знания. Таким образом, игровая технология способна решить две основополагающие задачи иноязычного обучения.
К вопросу использования игр в обучении действительно проявлен большой интерес; а в связи с информатизацией общества и желанием педагогов уйти от использования привычных приемов игровые технологии нередко цифровизируют. Такая технология может по праву считаться уникальной - являясь, с одной стороны, знакомой для обеих сторон образовательного процесса, она может также выполнить функцию так называемого «мостика» к модернизации и постепенной цифровизации образования. Благодаря этому игровые технологии позиционируют как «инновационные» в системе российского образования. Многие методические публикации дают лишь обобщенное представление игровой технологии, не описывая специфики и конкретики действий сторон образовательного процесса, а также не содержат каких-либо рекомендаций по их применению...
Резюмируя проведенные исследования, мы пришли к выводу, что применение игровых технологий на уроках в основной школе станет мощным и эффективным средством формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, обеспечения их необходимыми личностными качествами, а также инструментом продуктивной социализации и компенсации сниженной учебной мотивации. Всё это позволит обучающимся не только успешно продолжать обучение на следующих ступенях образования, но и уметь оперативно адаптироваться к окружающим условиям и самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы, завершить этап становления.
В соответствии с целью нашего исследования: изучить теоретические аспекты формирования иноязычной коммуникативной компетенции в игровом процессе, а также разработать методические рекомендации по формированию иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в основной школе посредством игровых технологий, в его процессе нами были решены поставленные задачи.
Были изучены теоретические аспекты применения игровых технологий в процессе обучения иностранным языкам. Внедряя игровые технологии в иноязычное обучение, важно, чтобы игры соответствовали учебно-воспитательным целям урока, были доступны для школьников данного возраста и умеренны в использовании на уроках. Применение игровых технологий развивает мышление средствами иностранного языка, повышает учебную мотивацию, способствует процессам личностного становления обучающихся, обеспечивает совершенствование умений, позволяющих сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию. Реализация игровых технологий посредством ИКТ решает такие задачи более эффективно. Это объясняется высокой степенью компьютеризации общества и осведомлённостью подростков в сфере современных технологий.
Мы изучили важность формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка, ведь именно это является центральной целью современного иноязычного образования, а степень сформированности этой компетенции отражает уровень владения иностранным языком. Являясь многокомпонентным явлением, иноязычная коммуникативная компетенция обеспечивает разностороннее предметное и личностное развитие языковой личности, обеспечивая её способность к межкультурному общению...
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 41 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
3. Английские пословицы и поговорки [Электронный ресурс]. URL: https://www.native-english.ru/proverbs (дата обращения: 27.09.2019)
4. Аникеева Н. П. Специфика игровой ситуации. Педагогика и психология игры / Н.П. Аникеева. Новосибирск: НГПИ, 1989. 121 с.
5. Белякова Е.А. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения будущего учителя иностранного языка // Альманах современной науки и образования. 2011. № 2 (45). C. 70-73
6. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам /И.Л. Бим, А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.
7. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
8. Болотина О. Использование игровых технологий на уроках английского
языка // Просвещение. Иностранные языки, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2015/09/using-games/ (дата обращения:
18.05.2020)
9. Вишняков С.А. Пороговый уровень. Русский язык / С.А. Вишняков. Т.1 Повседневное общение. Т.2 Профессиональное общение. Страсбург: Совет Европы Пресс, 1996.
10. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.:
Педагогика, 1991. 310 с.
12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. М.: Аркти-Глосса, 2000.165 с.
13. Гейдт В.К., Лыкова Т.Р. К вопросу об иноязычной коммуникативной
компетенции // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018005950 (дата обращения:
14.05.2020).
14. Гутарева Н.Ю. Тестирование при определении уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции: на примере обучения специальности «Экологический менеджмент» в неязыковом вузе: дис. ... канд. пед. наук / Н. Ю. Гутарева. Томск, 2005. 177 с.
15. Девять лучших игр на уроках английского языка [Электронный ресурс].
URL: https://angliyskiyazik.ru/9-luchshih-igr-na-urokah-angliyskogo-yazyka/
(дата обращения: 17.09.2019)..65