Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению иноязычного текста 8
1.1. Чтение как вид речевой деятельности 8
1.2. Основные виды чтения 10
1.3. Принципы обучения чтению Джереми Хармера 14
1.4. Технологии обучения чтению 17
1.5. Механизмы возникновения языковой догадки в процессе чтения иноязычного
текста 25
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Разработка комплекса упражнений, направленных на развитие языковой догадки при чтении иноязычного текста в старшей школе 32
2.1. Развитие языковой догадки на основе словообразования 32
2.2. Развитие языковой догадки на основе контекста 40
2.3. Оценка результатов опытной работы по развитию языковой догадки в
процессе чтения иноязычного текста 49
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 64
Приложение Г 65
Приложение Д 72
В наши дни чтение занимает одно из самых важнейших мест в жизни каждого человека. Чтение позволяет нам постигать окружающий мир, каждый день делать небольшие, но всё же открытия. Ничто не способно так обогатить внутренний мир человека так, как способно это сделать чтение. Помимо вышесказанного, навык чтения представляет собой одно из важнейших средств коммуникации не только между гражданами одной страны, но также и на международном уровне. Обмен такой информацией между странами дает современному человеку возможность познакомиться с художественной, специальной литературой, а также с аутентичными вариантами газет и журналов на различных языках.
Развитие языковой догадки у современных школьников помогает справиться со многими трудностями, возникающими в процессе обучения иностранному языку, а именно в процессе обучения чтению. Даже современные ученики, несмотря на развитие различных технологий и методик, при чтении очень зависимы от учителя и словаря. Любое незнакомое слово в тексте способно вызвать у них настоящую панику, из-за которой им психологически трудно двигаться дальше. Без развития языковой догадки учащиеся неспособны догадаться о значении слова из контекста и постоянно прибегают к помощи онлайн- переводчиков, словарей или учителя. Языковая догадка помогает угадать смысл слова, словосочетания или целого предложения без помощи учителя или словаря. Школьники учатся работать с текстами с младшей школы. Там закладываются базовые умения и навыки, которые в дальнейшем помогают развивать языковую догадку. А также, учитывая высокую вероятность того, что английский язык войдет в перечень обязательных государственных экзаменов, исследуемый нами навык языковой догадки поможет ученикам успешно справиться с экзаменом и набрать наивысший балл.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом проблем, связанных с явлением языковой догадки, которые до сих пор присутствуют в реалиях современной школы. При прохождении учебной, педагогической практики в школе, в процессе наблюдения за учебным процессом, были выявлены следующие проблемы, связанные с главной темой нашего исследования:..
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены и проанализированы теоретические основы обучения чтению иноязычных текстов; изучены механизмы возникновения языковой догадки и её виды; рассмотрены возможные пути формирования умений языковой догадки при обучении иноязычному чтению.
Для достижения цели нашего исследования - разработать систему упражнений, направленных на развитие языковой догадки у старшеклассников, были поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главах данного исследования.
В практической части данной выпускной квалификационной работы нами было выделено две техники развития языковой догадки, на основе которых был составлен комплекс упражнений к текстам учебника УМК «Starlight» для 10 классов общеобразовательных учреждений (авторы Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П).
В процессе обучения чтению необходимо использовать задания, которые будут способны увеличивать скорость понимания его содержания, что будет также способствовать развитию скорости чтения. По нашему мнению, данный комплекс упражнений способен оказать позитивное влияние на развитие навыков чтения у обучающихся и значительно повысить качество понимания иноязычных текстов.
На основе проделанной работы, можно сделать вывод о том, что, несмотря на недостаточное количество упражнений в учебнике Starlight 10, направленных на развитие языковой догадки при чтении, он насыщен большим количеством аутентичных, актуальных текстов, статей, рекламных брошюр, вырезок из журналов, что для учителя является отличной базой для самостоятельного подбора дополнительных упражнений на языковую догадку. Разработанные нами упражнения являются типовыми, то есть являются универсальными образцами, содержание которых можно изменять в соответствии с содержанием текста и поставленной целью, что делает их доступными для использования с любыми другими текстами.
1. Абрамова М.В. Развитие языковой догадки на уроках русского языка как иностранного на предвузовском этапе // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. № 5. 407-410 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам. М.: ИКАР, 2009. с. 448.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. 608 с.
4. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. Английский язык. Starlight. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. 2¬е изд. М.: Express Publishing : Просвещение, 2012. 200 с.
5. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе // Собр.соч. в 7 т. М.: Искусство, 1997. Т.5. С.287
6. Белянин В.П. Психолингвистические особенности художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988. 6 с.
7. Берман И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах. М: Высшая школа, 1970. 232 с.
8. Большакова Н.Г. Развитие языковой догадки при чтении текстов в современном пособии по РКИ // Cyberleninka. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-yazykovoy-dogadki-pri-chtenii-tekstov-v- sovremennom-posobii-po-rki/viewer (Дата обращения: 10.04.20).
9. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
10. Ефименко С.В. Развитие психофизиологических механизмов чтения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. 215-221 с.
11. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1983. 199с.
12. Колшанский Г.В. О природе контекста // Вопросы языкознания. 1959. № 4. 47-49 с.
13. Кулешова Ю.А. Развитие языковой догадки при изучении английского языка студентами технического вуза / Ю.А. Кулешова // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 10. 85-90 с.
14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
15. Малаховский Л.В. Теория лексической и грамматической омонимии. СПб.: Наука, 1990. 239 с...33