ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОСТИ
ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Характеристика осознанного чтения как компонента полноценного
навыка чтения 6
1.2 Психолого-педагогические особенности развития осознанности чтения у
младших школьников 8
1.3 Основные приёмы развития осознанности чтения 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ОСОЗНАННОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Определение актуального уровня осознанности чтения у младших
школьников 19
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
2.3 Комплекс внеурочных занятий, направленных на развитие осознанности
чтения 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечено, что к концу четвёртого класса учащиеся должны овладеть первоначальными умением осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. [55].
В школьной практике мы часто сталкиваемся с тем, что прочитав задание к упражнению, условие к задаче, художественный текст, обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так не владеют навыком осознанного чтения.
Наблюдая за учащимися второго класса мы выявили отрицательные факторы, влияющие на качество чтения.
1. Большинство второклассников читать не любят, так как они не овладели ещё хорошо техникой чтения, все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть текст, а не уяснить его смысл.
2. Воспитание в семье - родители не читают вместе с детьми
( следовательно, дети тоже не читают).
3. Родители стараются задействовать ребёнка везде: спорт, музыка, театр - времени на чтение практически не остаётся.
4. Изменилась и структура свободного времени детей: огромное влияние оказывают средства массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, за компьютером.
5. «Техника чтения», которая формирует безошибочное чтение без учёта, содержания прочитанного. Большинство учащихся не могут бегло читать и в то же время понимать смысл прочитанного.
6. Низкий уровень внимания. У медленно читающего школьника внимание быстро переключается на посторонние предметы. Поэтому, учащиеся читают механически, смысл прочитанного не доходит до сознания.
7. Механизм смыслового прогнозирования слабо развит.
Перечисленные факторы затрудняют процесс формирования осознанного чтения у младших школьников.
Так, по результатам проведённой краевой диагностической работы по читательской грамотности за 2018-2019 год: 80% выпускников начальной школы справились с работой. Из них, только 17% имеют повышенный уровень, 62% показали базовый (средний) уровень, 20% не достигли базового уровня. У каждого пятого четвероклассника читательские умения не сформированы.
Таким образом, проблема формирования навыков осознанного чтения у младших школьников является весьма актуальной.
Проанализировав научные труды В.А. Сухомлинского, В.Д. Ушинского, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н. Светловской, М.Р. Львова, Т.Г. Егорова и др., мы пришли к выводу, что проблема формирования навыка осознанности чтения возникает в период обучения чтению. Значит, в процессе обучения чтению учителем должна вестись систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка осознанного чтения, начиная с первого года обучения.
Цель исследования: на основании результатов экспериментальной проверки актуального уровня осознанности чтения у младших школьников разработать комплекс внеурочных занятий, направленных на развитие осознанности чтения.
Объект исследования: процесс развития осознанности чтения у младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень осознанности чтения у младших школьников.
Гипотеза: осознанность чтения у младших школьников развита преимущественно на среднем уровне, что выражается в неумении определять тему произведения и авторскую позицию.
Для достижения цели исследования мы поставили следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Раскрыть понятие “осознанность чтения”.
3. Изучить способы и приёмы, способствующие развитию осознанности чтения у младших школьников.
4. Разработать диагностическую программу для определения уровня осознанности чтения у младших школьников.
5. С помощью диагностической программы проверить актуальный уровень осознанности чтения младших школьников.
6. На основании результатов констатирующего эксперимента подобрать материал для комплекса внеурочных занятий, способствующих развитию осознанности чтения (художественные тексты).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе эксперимента.
Экспериментная работа проводилась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Туринская начальная школа», п. Тура, Эвенкийского района, Красноярского края, во 2-ом классе.
Данное исследование было посвящено важному вопросу - особенностям проявления осознанности чтения у младших школьников.
Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Изучение литературы привело нас к выводу о том, что наиболее эффективными способами приёмами для развития осознанности чтения являются следующие: антиципация; обсуждение названия произведения; нахождение ключевых слов; сопоставление текста и иллюстрации; сравнение первоначальных предположений учащихся с их окончательными выводами по тексту.
В своей диагностической программе, опираясь на теоретические исследования, мы выделили 4 критерия осознанности чтения:
1) умение назвать тему произведения;
2) умение определить главного героя (героев) произведения.
3) умение охарактеризовать главного героя (героев) произведения;
4) умение определить главную мысль произведения.
В ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что большинство учащихся не обладают высоким уровнем осознанного чтения. Особенно сложно второклассникам определить самостоятельно тему и основную мысль произведения. Значит, они не могут полноценно воспринять художественный текст.
Мы пришли к выводу, что необходима систематическая целенаправленная работа со стороны учителя, чтобы повысить уровень осознанности чтения учащихся.
Целью нашего исследования было создание комплекса занятий, направленных на повышение уровня осознанности чтения младших школьников. Составленный нами комплекс состоит из 10 занятий. Каждое занятие включает в себя задания и вопросы, предполагающие использование одного или нескольких специальных приёмов.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза доказана. Мы подтвердили, что осознанность чтения у младших школьников развита преимущественно на среднем уровне, что выражается в неумении определять тему произведения и авторскую позицию.
1. Ануфриев А.Т., Костромина С.И. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 2003.
2. Аксёнова А.К. Подготовка детей с трудностями а обучении навыкам беглого чтения. - М.: Просвещение, 1997.
3. Ананьев Б.Г., Психология. - М: Просвещения, 1999.
4. Артёмов В.Г., Восприятие и понимание речи // Учебные записки, МГПИИЯ. М., 1954. Т.8.
5. Библиофонд [Электронный ресурс]. - режим доступа: //http:bibliofond.ru
6. Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. - М. : Баласс, 2014.
7 Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах - М.: Педагогика, 2004.
8. Воюшина М.П. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факул. нач. обуч. и учит. нач. классов. Под ред. Рамзаевой Т.Г. СПб: Спец. лит-ра, 1996.
9 Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
10. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений / Граблева В.Н // Начальная школа. 2000. № 11. С.19-25.
11. Горецкий В.Г., Тикунова Л.Г. Контрольные работы в начальной школе по чтению, - М.: Дрофа 2001.
12. Горецкий В.Г. Литературное чтение. Рабочие программы системы «Школа России» 1-4 классы / В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2014.
13. Граник Г.Г. Соболева О.В. Путешествие в страну Книги. - М.:
Просвещение, 2008.
14. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 2009.
15. Ефросинина Л.А. Оморокова М.И. Литературное чтение в четырёхлетней начальной школе // Начальная школа. 2004. №8.
16. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в свете современных требований // Начальная школа. 2010. № 11.
17. Джежелей О.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения / О.В. Джежелей, В.А. Сергеева, Т.В. Игнатьева. - М.: АРКТИ, 1997.
18. Зуева Н.А. Тарасенко Г.В. Творческие задания как средство развития ассоциативного мышления младшего школьника. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2009.
19. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: Ось-89, 2006.
20. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. 2 класс. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2010.
21. Кудрявцева Е.В. Формирование навыков осознанного чтения. Из опыта работы., [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/329773-metody-i-prijomy- formirovanij a-osoznannogo-ch
22. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс - М.: Экзамен, 2014.
23. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя/ М.Р.Львов. - М.: Просвещение, 1985.
24. Львов М.Р. Горецкий О.В. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - 2-е издание, испр. - М.: «Академия», 2013.
25. Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе [Электронный
ресурс]: Сборник статей (2009). - М., 2009. Режим доступа:
http://nsc.1september.ru
26. Лазарева В.А. Принципы и технологии анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. - М.: Доп. Педагогика,
2000.
27. Липкина А. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах / А. И. Липкина, М. И. Оморокова. - М.: Просвещение, 2007.
28. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997.
29. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1981.
30. Люблинская А.А. Учителю о психологии младших школьников. - М.: Просвещение, 2007.
31. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 класс). - М.: ВАКО, 2005.
32. Матвеева Е.И., Патрикеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Литературное чтение (из опыта работы). - М., 2015.
33. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками // Основы методики начального обучения русскому языку / под.ред. Рождественского Н.С. - М.: Просвещение, 1965.
34. Морозова Н.Г. О понимании текста. - М.: Изд-во АПН РСФСР, Вып.7. 1947
35. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников - М.: 2007.
36. Оморокова М.И. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. - М.: Просвещение, 1990.
37. Молдавская Н.Д. Наивный реализм читателя-школьника // Литература в школе. 1973. № 3.
38. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007.
39. Первова Г.М. Формирование читательских умений и навыков в начальных классах. - Тамбов, 2007.
40. Первова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах: Методическое пособие в помощь учителю. - М.: 2006.
41. Первова Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы // Начальная школа. 2014. № 3.
42. Пуршева Е.Г. Формирование осознанности чтения у младших школьников // Молодой учёный. 2018. № 50.
43. Реализация ФГОС второго поколения // Начальная школа. 2009. № 9.
44. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер. 2000.
45. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Академия, 2009.
46. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1982.
47. Столыпина Н. В., Тарабуева М. В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 1.
48. Столыпина Н.В., Тарабуева М.В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения // Начальная школа До и После. - 2011. № 1.
49. Светловская Н. Н. Пиче-ООЛ Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать. - М.: АРКТИ, 2007.
50. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? //Начальная школа. 2005. №2.
51. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. Кн. для учителя. - М.: Педагогика, 1991.
52. Скрипова Ю.Ю. Структура читательской компетентности младших школьников // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта. - Пермь, 2012.
53. Соболева О.В. Беседы о чтении или Как научить детей понимать текст. Пособие для учителей начальных классов. - М., 2009. С.7-8.
54. Троицкая Т.О. Литературное образование младших школьников // Начальная школа. 2007. № 8.
55. Федеральный государственный стандарт НОО ФГОС, С.8, п.5 56.
[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe- prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na- 18-maya-2015- goda.html
56. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов. - М.: Перо, 2018.
57. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 2002.
58. Яшина Н.П. Учить трудно, но интересно // Начальная школа. 2001. С. 24- [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://n-shkola.ru/storage/archive/1408531723-987830200.pdf
59. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению // Начальная школа. 1990. № 1 - 20 - 26 с.