Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития навыков диалогической и монологической речи в обучении иностранному языку в основной
школе 8
1.1 Монологическая и диалогическая речь как виды речевой
деятельности 8
1.2 Уровни овладения монологической и диалогической
речи 13
1.3 Средства формирования речевых навыков в монологе и диалоге на уроке
иностранного языка 15
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Применение аутентичных видеоматериалов на уроке немецкого языка на среднем этапе обучения 19
2.1. Необходимость внедрения аутентичных видеоматериалов в урок
иностранного языка 19
2.2. Организация работы по внедрению аутентичных видеоматериалов на
уроке немецкого языка в основной школе 25
2.3. Дидактические характеристики видеоматериалов для использования на
уроках иностранного языка 29
2.4 Практические упражнения на использование видеоматериалов на уроке
немецкого языка в 5 классе на примере темы «Was mag ich?» 30
Выводы по главе 2 37
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 45
Приложение Б 46
Приложение В 47
Приложение Г 48
Приложение Д 49
Приложение Е 50
Приложение Ж 51
Наш мир развивается достаточно быстро и стремительно, в нем появляется все больше информационных технологий, которые также стремительно внедряются в учебную деятельность. У современных детей должны развиваться все четыре основных вида речевой деятельности на иностранном языке (говорение, аудирование, чтение и письмо). Согласно ФГОС Основного общего образования по иностранному языку (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897), одной из основных целей обучению иностранного языка в основной школе является развитие речевых умений и навыков в целях формирования способности общаться на иностранном языке [Федеральный государственный..., 2010]. Таким образом, задача учителя заключается в том, чтобы развить коммуникативные способности у обучающихся, что приводит к поиску эффективных средств для развития навыков речевого общения.
Многие авторы методических и педагогических пособий по преподаванию иностранного языка, такие как Н.Д. Гальскова [2006], Е.Н. Соловова [2005], И.Л. Бим [1998], утверждают, что именно аутентичный материал способствует активному развитию различных видов речевой деятельности. В этой связи, необходимо учесть все особенности для их внедрения в учебный процесс в основной школе. На сегодняшний день реализовать это достаточно просто, так как большинство учебных учреждений оснащено необходимым оборудованием. Сейчас дети буквально рождаются с телефоном в руках, что накладывает определенный отпечаток на их дальнейшее будущее, связанное с изучением иностранного языка. Аутентичные видеоматериалы относятся к средствам обучения, позволяющим легко и быстро привлекать их на уроке . Именно аутентичные видеоматериалы являются хорошим средством для совершенствования навыков восприятия речи носителей языка, вызывая у учеников познавательный интерес. В этом заключается актуальность настоящей работы.
Объектом исследования выступает диалогическая и монологическая речь на уроке иностранного языка в основной школе.
Предмет исследования составляют аутентичные видеоматериалы как средство развития навыков диалогической и монологической речи на уроке иностранного языка в основной школе.
Цель исследования - представить эффективность использования аутентичных видеоматериалов для развития навыков диалогической и монологической речи на уроке немецкого языка в 5 классе основной школы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические подходы к обучению диалогической и монологической речи на уроке иностранного языка;
2. дать характеристику аутентичным видеоматериалам как средству обучения иностранным языкам;
3. обосновать необходимость применения аутентичных видеоматериалов согласно требованиям проведения современного урока;
4. разработать урок с использованием аутентичных видеоматериалов для развития навыков диалогической и монологической речи в рамках тематического блока “ Meine Klasse” УМК “ Horizonte” Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л...
В результате исследования мы проанализировали различные материалы, учебную литературу по проблеме проведенной работы, в частности определены методические, дидактические и психолого-педагогические особенности обучающихся основной школы. Также были даны определения по таким понятиям как «монологическая речь» и «диалогическая речь», основные особенности их обучения, классификации, типы и виды.
Преподавание монологической и диалогической речи имеет большое количество особенностей, поэтому необходимо внедрение эффективных методов для их развития. Поэтому нами были анализированы материалы по разделу «аутентичные видеоматериалы». К.С. Кричевская раскрывает понятие «аутентичные материалы» как подлинные литературные, фольклорные, изобразительные, музыкальные произведения, предметы реальной действительности, такие, как одежда, мебель, посуда и их иллюстративные изображения [Кричевская, 1996]. Аутентичные материалы обладают различными свойствами, имеют множество видов, поэтому очень важно правильно подобрать материал, который будет соответствовать требованиям урока.
В практическую часть работы вошел анализ УМК для 5 класса «Horizonte» (первый год обучения), авторами которого являются М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. Проведя анкетирование по выявлению интересов, было выявлено, что необходимо применение видео во время обучения. Именно поэтому нами было принято решение внедрить аутентичный видеоматериал на уроке иностранного языка в 5 классе.
Также в практической части была приведена информация по дидактическим особенностям применения видеофрагментов на уроке. Необходимо убедиться в наличии компьютера, проектора, колонок и экрана. Без них проведение урока с видео будет невозможным.
Нами был сделан вывод, что внедрение аутентичного видеоматериала на уроке является эффективным методом обучения для развития монологической и диалогической речи. Результаты исследования показали, что эффективность их применения приносит положительный результат.
1. Hallo aus Berlin - Wir [episode 1]. Youtube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-T7126yZNwM (дата обращения 23.04.2020).
2. Hallo aus Berlin. Wikipedia [Электронный ресурс]. URL:
https://en.wikipedia.org/wiki/Hallo_aus_Berlin (дата обращения 23.04.2020).
3. Hallo aus Berlin. Wikipedia [Электронный ресурс]. URL:
https://en.wikipedia.org/wiki/Hallo_aus_Berlin (дата обращения 23.03.2019).
4. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 672 с.
5. Аверин М. М.Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. М. Аверин, Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченко. — 4-е изд., перераб. — М. : Про свещение, 2017. — 136 с.
6. Аверин М.М. Немецкий язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. М.: Просвещение: Cornlesen, 2018. 96 с.
7. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий — М.: Издательство ИКАР, 2019.
8. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина ;М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. —Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 104 с.
9. Верисокин, Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку /Ю.И. Верисокин // Иностранные языки в школе. 2011. № 5.
10. Видеофильм как средство мотивации к изучению иностранного языка
[Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye- yazyki/library/2012/09/27/referat-videofilm-kak-sredstvo-motivatsii-k-izucheniyu. (Дата обращения: 15.04.2020).
11. Винокур Г. О., «Горе от ума» как памятник русской художественной речи, в его кн.: Избранные работы по русскому языку, М., 1959.
12. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) // Иностранные языки в школе. 2003. №2.
13. Г альскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам /. — Москва, 2004.
14. Глазырина Е.С. Аутентичность языкового материала как фактор повышения мотивации студентов при обучении иностранному языку для специальных целей Гуманитарные исследования 2015. № 3 (7)
15. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с...42