Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №169920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования ответственности у младших школьников 7
1.1 Понятие «ответственность» в психолого-педагогической науке 7
1.2 Психолого-педагогические особенности воспитания ответственности у
младших школьников 14
1.3 Методы и приемы формирования ответственности у младшего
школьника в деятельности туристического кружка 19
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию развития ответственности у младших школьников 26
2.1. Диагностика ответственности как качества личности младшего
школьника 26
2.2. Результаты эксперимента по выявлению актуального уровня развития
нравственного качества ответственность у младшего школьника 29
2.3. Программа развития ответственности у младших школьников 37
Выводы по Главе 2 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложения


Почему люди склонны избегать ответственности? Ведь быть ответственным это значит быть самостоятельным, быть взрослым. Вырастая, человек понимает, что для того, чтобы выйти во взрослый мир, нужно уметь отвечать за свои поступки. Чем больше ответственности ты научишься на себя брать, тем более взрослым и самостоятельным ты будешь в глазах общества. Но, впоследствии выясняется, что люди просто не умеют быть ответственными, их не научили это делать.
Нередко можно услышать фразу: «Какой же ты безответственный!». Мы очень часто говорим о том, что ребенка надо воспитывать, что все закладывается в детстве и нужно лишь не упустить этот момент, суметь им воспользоваться. Но, к сожалению, как бы ни хотелось воплотить эти слова в жизнь, с каждым годом это становится все труднее. В современном мире родители все больше и больше отдаются работе и, в связи с этим, у них остается все меньше времени на воспитание своих собственных детей и взаимодействие с ними. Но дети проводят свое время не только в семье: значительную часть в их жизни занимает школа. Поэтому общество обращается к ней, как ко второй по значимости воспитательной инстанции с такой же задачей - воспитать в ребенке ответственность.
Чувство ответственности как компетентностного показателя формируется, по утверждению С.Л. Рубинштейна, через осознание последствий своего действия, зависимости того, что произойдет от собственного принятого решения [50].
Проблеме формирования ответственности посвящено много исследований. Наибольшее внимание учеными в этой проблеме уделено проявлениям этого качества у школьников разных возрастов - Л.И. Божович, Т.Ф. Иванова, Т.В. Морозкина, С.Г. Ярикова. Психологические аспекты развития ответственности представлены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К. Муздыбаева, Д.Б. Эльконина [11; 39; 40; 71].
Мы можем заметить, что ответственность формируется именно в младшем школьном возрасте и насколько она будет развита, настолько серьезно ребенок будет относиться в будущем к стоящим перед ним задачам. До школы за ребенка все решали родители, но после того, как он пошел в школу, перед ним стала ставиться необходимость самоконтроля, он должен научиться разграничивать такие понятия как «хочу» и «надо». Это очень трудно, но трудно не потому, что дети не хотят нести ответственность, а потому, что у них нет такой привычки, и они не понимают надобности этого.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет считать, что формирование ответственности - наблюдаемый процесс и не поддается строгому измерению. Педагоги разных времен и народов постоянно искали пути решения проблемы воспитания ответственности. Исследователи Г.Г. Григорьева, Н.А. Ветлугина, Л.К. Веретенникова, М.В. Борцова связывают воспитание ответственности с творческой деятельностью детей, М.Г. Яновская, С.Я. Лайзане - с игровой деятельностью младшего школьника [32].
Здесь проявляется главное противоречие: для обучения и воспитания детей необходима достаточная сформированность у них ответственности, но для этого нет нужных психолого-педагогических условий, которые как раз формировали бы это качество.
Таким образом, цель данного исследования: на основе изучения особенностей проявления ответственности у младших школьников разработать программу, направленную на развитие ответственности.
В соответствии с темой были выделены следующие задачи:
1. Выполнить анализ психолого-педагогической литературы по развитию ответственности у детей младшего школьного возраста.
2. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Подобрать диагностический инструментарий по теме исследования в соответствии с компонентами развития ответственности.
4. Выполнить диагностику для выявления актуального уровня развития ответственности.
5. Проанализировать и описать полученные в ходе диагностики данные.
6. Составить программу по развитию ответственности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития ответственности у младших школьников
Предмет исследования: особенности проявления ответственности у младших школьников
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что ответственность у младших школьников характеризуется:
1. Средним уровнем развития эмоционального компонента, который проявляется, в целом, в положительном отношении к ответственности и к проявлениям этого качества у себя.
2. Низким уровнем развития когнитивного компонента, который проявляется в незнании определения термина «ответственность», и непониманием того, какого человека можно назвать ответственным.
3. Низким уровнем развития поведенческого компонента, который проявляется в перекладывании ответственности на других людей и внешние обстоятельства.
Методы исследования: 
2. Практические - анкетирование и опросные методы.
3. Математические - методы обработки данных.
Экспериментальная база:
Эксперимент проводился на базе гимназии №5 г. Красноярска в 2020 году. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 2 «Б» класса в количестве 30 человек.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка.
Имеется публикация в журнале «Молодой ученый» на тему «Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги нашего исследования, следует отметить, что понятие ответственность, как таковое, впервые появилось в книге Э. Берна «Эмоции и воля», хотя представление зародилось гораздо раньше. В дальнейшем данное понятие стало изучаться многими исследователями: педагогами и психологами, целью которых было не просто дать определение, но и выявить составляющие его структурные компоненты.
Анализируя работы исследователей (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Э. Фромм, А. Реан, Дж. Роттер, Д. Маклеланд, Дж. Аткинсон, Х. Уиткин, Э. Берн, Ф. Перлз, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Максимова), мы сделали вывод, что единого определения ответственности на данный момент нет, но существуют схожие черты и направления в исследованиях, на основании которых составлены классификации понятия. Также, на основании этого анализа, мы смогли заключить, что ответственность - важнейший компонент структуры личности. Ответственность может быть перед каким-то человеком, либо перед самим собой. К тому же, все ученые сходятся во мнении, что люди не рождаются с данным качеством, оно вырабатывается в ходе упражнения, переходя в привычку, и включает в себя: передачу опыта, усвоение привычек, выработку стереотипов.
В ходе исследования нам удалось установить, что формирование ответственности имеет особую важность именно в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте у ребенка начинает происходить усвоение основ нравственного поведения, принятие нравственных норм. Помимо этого младший школьник очень отзывчив на ответственное и безответственное поведение других людей, хотя у него самого еще нет понимания того, что это такое, быть ответственным для него - быть умным, хорошим.
В связи с тем, что еще одной возрастной особенностью является незавершившийся переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, не все приемы воспитания будут одинаково эффективны. С.Я. Лайзане и Л.И. Божович придерживались мнения, что на начальном этапе обучения важно использовать особенности игры, для того, чтобы принятие новых норм произошло наиболее легко и незамето.
Так как ответственность является волевым качеством, следовательно, анализировали мы методы формирования волевых качеств на основании классификации В.И. Селиванова. Зная, что в начальной школе довольно большой популярностью пользуется кружковая деятельность, мы рассматривали эффективность данных методов применительно к туристическому кружку и пришли к выводу, что кружковая деятельность - один из самых перспективных вариантов формирования ответственности у младших школьников.
При выборе диагностирующего инструментария для проведения констатирующего эксперимента нами были учтены возрастные особенности младшего школьника и компоненты развития ответственности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Методики были подобраны таким образом, чтобы изучить каждый компонент в полной мере. С помощью анкеты на изучение представлений об ответственности мы смогли изучить когнитивный компонент. Она помогла нам определить, в какой степени развиты и точны представления об ответственности у ребенка младшего школьного возраста, каких людей он считает ответственными, а каких безответственными и как он это определяет.
Методика «Самооценка волевых качеств» М.В. Матюхиной и С.Г. Яриковой помогла нам узнать, как качество ответственности воспринимается учащимися в рамках эмоционального компонента. При обработке результатов нами был замечен большой процент детей, отмечающих у себя высокий уровень ответственности.
С помощью методики «10 воображаемых ситуаций» М.В. Матюхиной и С.Г. Яриковой мы выяснили, что ребята не готовы брать на себя ответственность за несделанное ими дело. Им проще, когда причины невыполнения относятся к внешним обстоятельствам, а не к ним.
Исходя из результатов исследования, мы выявили, что младший школьник в возрасте 8-9 лет имеет минимальные задатки ответственности. Но так как младший школьный возраст является сенситивным для формирования этого качества, то при должном развитии нравственной стороны личности оно у ребенка правильно и основательно сформируется.
Полученные результаты явились основой составления программы внеурочной деятельности, целью которой послужило развитие нравственных качеств и физических способностей младших школьников. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам


1. Абдижаббарова Ж., Мырзабекова Г. Готовность детей к началу школьного обучения // Молодой ученый. 2019. № 52. С. 247-248.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 229 с.
3. Авдеева А. Н. Формирование ответственности как качества личности
младших школьников в условиях игровой деятельности // Известия ВГПУ. 2007. №4. [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie-otvetstvennosti-kak- kachestvalichnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-igrovoy-deyatelnosti(дата обращения: 20.10.2020).
4. Агеев В.С. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 15-17.
5. Андриади И., Темина С. Педагогический энциклопедический словарь. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 34с
6. Бардин К.В. Азбука туризма. О технике пешеходных путешествий. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
7. Берн Э. Психика в действии. М.: Просвещение, 2007. 152 с.
8. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
9. Бодалев А.А. О проектировании личности учащегося воспитателем // Человек и общество. 1969. № 5. С. 161-162.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 25-26.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1997. 132 с.
12. Борисова, Т. С. Ответственность - качество родом из детства ZZ Народное образование. 2010. №5. С. 246-251.
13. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. М.: Педагогика, 1978. 389 с.
14. Величко О. Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников // Начальная школа. 2008. №8. С. 8-11.
15. Верховод А.В. Изучение процесса формирования личности человека // Молодой ученый. 2021. № 14. С. 53-54.
16. Гаврилычева Г.Ф. Воспитание самостоятельности // Воспитание школьников. 2008. №5. С. 24-27
17. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? Штрихи к портрету // Начальная школа. 2004. №3. С. 13-19
18. Головко Н. А. Моральная ответственность личности в условиях развитого социализма. М.: Просвещение, 1976. 220 с.
19. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
20. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание. М.: АСТ, 2019. 224 с.
21. Данилов М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. М.: Просвещение, 2008. 82 с.
22. Дементий Л.И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля: Метод. пособие. Омск. 2001. 126 с.
23. Дементий Л.И, Гроголева О.Ю. Особенности ответственности в
дошкольном и младшем школьном возрасте // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.
[Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti- otvetstvennosti-v-doshkolnom-imladshem-shkolnom-vozraste (дата
обращения: 31.05.2020). 
24. Иванова Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших
школьников // Мир психологии. 2005. №3. [Электронный ресурс] URL: http://psychology.net.ru/articles/content/1088978822 (дата обращения:
29.05.2020).
25. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
26. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. М.: Просвещение, 1968. 224 с.
27. Ковалева Г.В.,
государственный
(филиал). 2017. С. 208-211.
28. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2013. 176 с.
29. Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. №3. С. 173-175.
30. Костина В. К. Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста в семье // Современная педагогика. 2014. № 5. [Электронный ресурс] URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2383(дата обращения: 10.04.2020).
31. Косолапов Р. И. Свобода и ответственность. М.: Политиздат, 1969. 69 с.
32. Лайзане С. Я. Диагностика развития воли и внимания детей. Рига.: Полярис, 1980. 173 с.
33. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. 224 с.
34. Майерс Д. С. Социальная психология. СПб.: ПИТЕР, 2002. 224 с.
35. Макаренко А.С. Лекции для родителей. М.: Учпедгиз, 1940. 352 с.
36. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие / ВГПИ. Волгоград, 1983. 72 с.
37. Молостова Н.Ю. Влияние стиля детско-родительских отношений на социальную уверенность младших школьников // Коллекция гуманитарных исследований. 2016. №1. С. 63-67
38. Молчанова А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. 2015. №8. С. 46
39. Морозкина Т.Ф. Проблема моральной ответственности в зарубежной психологии личности // Вестник Московского университета. 1983. №1. С. 40 - 48.
40. Муздыбаев К. Психология ответственности. СПб.: ПИТЕР, 2004. 348 с.
41. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2002. 456 с.
42. Наимова З.К. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2019. № 50. С. 362-364.
43. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы. М.: Эксмо, 2009. 384 с.
44. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, изд. 4-е доп. М.: ИТИ Технологии, 2015. 944 с.
45. Перлз Ф. Гештальт-семинары. М.: Эксмо, 2007. 246 с.
46. Пиаже Ж. Психология интеллекта. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
47. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Академия, 2002. 456 с.
48. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
49. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Питер, 1999. 153 с.
50. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Академия наук СССР, 1957. 328 с.
51. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Академия наук СССР, 1973. 423 с.
52. Рудь С.А. Понятие «ответственное отношение к учению» и его характеристика // Молодой ученый. 2021. №17. С. 282-290.
53. Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. М.: Концептуал, 1954. 208 с.
54. Славина Л.С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений. М.: Педагогика, 1961. 224 с.
55. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2002. 456 с.
56. Смирнова А.Р. О структуре ответственности // Вестник Удмуртского университета. 2017. № 4. С. 464-467.
57. Смирнова А.С., Левицкая Л.В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1783-1785.
58. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю. Семья младшего школьника как
субъект образовательной среды // Коллекция гуманитарных
исследований. 2016. №2. С. 67-70.
59. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю., Ферапонтова М.В.
Психолого-педагогические аспекты становления ответственности младшего школьника поколения z // Педагогика и психология образования. 2017. №1. [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologopedagogicheskie-aspekty-stanovleniya-otvetstvennosti-mladshego-shkolnikapokoleniya-z (дата
обращения: 13.05.2021).
60. Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Туристско-краеведческая
деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. М.:
Просвещение, 2015. 115 с.
61. Сухлинская Л. А. Возложение ответственности за успехи и неудачи в группах различного уровня развития // Вопросы психологии. 1978. №2. С. 12-20.
62. Трофимов Н. М. Нравственное взросление младших школьников в условиях современной информационной среды. Воронеж.: Научная книга, 2005. 16 с
63. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М: Просвещение, 1990. 159 с.
64. Усачева А. Н. Формирование ответственности как личности младших школьников средствами игровой деятельности. Волгоград.: ВГПИ, 2011. 21 с.
65. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов. М.: Аделант, 2013. 800 с.
66. Фархшатова И.А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Мир науки. 2016. №2. С. 45
67. Федосеенков А.В., Устинов Д.В. Воля и возраст. Как в течении жизни меняется и развивается сила воли // Молодой ученый. 2017. № 48. С. 168-171.
68. Федосова И. В. Психолого-педагогические основы формирования ценностных ориентаций в детском возрасте // Наука и Мир. 2014. №9 С.127-131.
69. Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост. М.: Просвещение, 2004. 354 с.
70. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
71. Ярикова С. Г. Формирование ответственности у младших школьников. Методические рекомендации для студентов и учителей начальных классов. Волгоград, 1983. 19 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ