Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития эмпатии мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
1.1. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности эмоциональной сферы мальчиков девочек 12
1.3. Особенности проявления мальчиками и девочками старшего дошкольного
возраста 19
1.4. Специально-организованная игровая деятельность как педагогический
способ развития эмпатии 23
Выводы по первой главе 26
II ГЛАВА. Экспериментальное изучение особенностей проявления эмпатии мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
2.1. Методы и организация констатирующего эксперимента 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 30
2.3. Методические рекомендации по развитию эмпатии у мальчиков и девочек
старшего дошкольного возраста 38
Выводы по второй главе 41
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения
Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально - экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является национально - нравственное воспитание детей.
Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Современная педагогическая теория и практика уделяют большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями (Е.В. Бондаревская).
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания - научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова).
Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии, как процесса (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), уровней ее развития (Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов), механизмов формирования (И.Г. Осухова и др.). Однако, в настоящее время, нет универсальных критериев определения эмпатии личности. Остается нерешенной и проблема динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны и представлены конкретные технологии.
В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский, Т.Х.Шингаров, Е.В.Субботский), у детей школьного возраста (Т.П.Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.), у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Е.Р. Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально - нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.
Анализ существующей практики эмоционально - нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях свидетельствует об отсутствии целостной системы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, возникает определенное противоречие между требованиями, складывающимися в парадигме гуманистического образования, и отсутствием эффективной технологии организации процесса развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие эмоциональной сферы мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления эмпатии мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста.
Цель: Изучить особенности проявления эмпатии мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмпатии у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать базовые понятия «Социальные эмоции», «Компоненты эмпатии», «Эмпатия».
3. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня эмпатии у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
4. Выявить особенности проявления эмпатии у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методы рекомендаций по развитию эмпатии у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - проявление эмпатии мальчиками и девочками характеризуется рядом особенностей в частности:
• Характером понимая ситуативного контекста (способность распознавать и понимать эмоциональные состояния другого. Эмоциональный компонент эмпатии).
• Характером восприятия и понимания внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия (мне жаль его, мне небезразлично, что ему плохо. Когнитивный компонент эмпатии.)
• Характером стремления к оказанию действенной помощи (я помогу, я постараюсь помочь. Поведенческий компонент эмпатии).
В исследовании использовались следующие методы и методики:
Группы используемых методов:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, экпиремент, качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.
Методики
1. «Понимание социальных эмоций» источник: Урунтаева. Г.А., Афонькина. Ю.А. «Практикум по детской психологии». -М.: ВЛАДОС, 1995г.
2. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д.Кошелевой. - М., 1985. - С. 99 - 100.
Этапы исследования:
Первый этап - теоретический анализ проблемы, отбор и адаптация диагностических методик, апробация отдельных педагогических средств.
Второй этап - разработка. методов рекомендаций по развитию эмпатии мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста..
База исследования: МБДОУ г. Красноярска..
Исследование проводилось в период с по . В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, из них: 20 мальчиков и 20 девочек (Для основной и экспериментальной групп)
Для изучения и теоретического обоснования сущности и структуры эмпатии, как свойства личности в своем исследовании мы рассмотрели существующие трактовки феномена эмпатии, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления: эмпатия
определяется как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний (Т. Баррет - Ленкорд, В. Айкес, А.П. Сопиков, Т.П. Гаврилова); эмпатия рассматривается в качестве психической, эмпатической реакции в ответ на стимул (И.М. Юсупов); эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющее сложную аффективно - когнитивно - поведенческую природу (Д. Майерс, И.П. Петровский, К. Роджерс, Л.В. Стрелкова и др.).
Общенаучные подходы к процессу развития эмпатии позволили выделить ее специфику, виды и формы, особенности развития эмпатии в контексте эмоционально - нравственного развития в период дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст - очень важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психологических образований. Именно возраст 5 - 6 лет является сензитивным для развития эмпатии. Этот период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека.
По результатам диагностических исследований нами было выделено три основных уровня развития эмпатии детей 5 - 6 лет: низкий, средний, высокий.
При анализе сущности игровой деятельности мы отметили, что она является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Кроме того, она служит своего рода школой чувств, обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.). Поэтому, в своем исследовании мы выделили именно игровую деятельность в качестве основного педагогического средства, способствующего развитию эмпатии у дошкольников.
В связи с этим, нами была разработаны рекомендации, состоящие из комплекса игр, направленных на развитие эмпатии детей 5-6 лет, включающие следующие этапы:
- на первом этапе - доминировали игры, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний, т.е. на повышение уровня эмоционального компонента эмпатии;
- на втором этапе - игры, направленные на восприятие внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента эмпатии;
- на третьем этапе - игры, направленные на помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого, т.е. игры на развитие поведенческого компонента эмпатии.
Таким образом, эффективность предлагаемых нами игр должна подтвердится на практике.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М., 2000. - 415 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
3. Бодалев А.А. Психология о личности. - М., 1988. - С. 124 - 125.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1988. - 143 с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для учащихся педучилищ. - М., 1988. - 336 с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; под ред. А.М. Виноградовой. - М., 1989. - 96 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997. - 224 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Том 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1987. - 367 с.
10. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 147 - 168.
11. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 61 - 68.
12. Голдаева Г. Педагогика переживания // Дошкольное воспитание. - 2001. - №6. - С. 95 - 97.
13. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. 4.2. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
14. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.
15. Журавых О. Пойми меня... // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - С. 18 - 20.
16. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелелева А.Д. Леонтьев А.Н. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
17. Изард К., Кэрролл Е. Эмоции человека. - М., 1980. - 464 с.
18. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С. 98 - 101.
19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие для студентов сред. пед. уч. завед. - М., 1998. - 160 с.
20. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -
1999. - №10.
21. Корепанова М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве: учебное пособие к спецкурсу. - В., 2000. - 120 с.
22. Кряжева Н.Л. Развитие Эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1996 - 208 с.
23. Морозов В.П., Васильева А.Г. Невербальный слух и эмпатия // Труды института психологии РАИ. - 1995. - Сер 1. №2. - С. 253 - 260.
24. Недоспасова В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст. - М., 2002. - 190 с.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1995. - 357 с.
26. Овчаренко Е.Р. Зеркальный кубик и веселая гусеница // Обруч. - 2003. - №3. С. 21 - 22.
27. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5 - 7 лет // Науч. - метод. журнал «Начальная школа плюс: До и После». - 2003. - №10. - С. 11 - 15.
28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2001.
29. Психология: словарь / Пол общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.,1990. - С. 463.
30. Рогов Е.И. Психология общения. - М.,2001. - С. 202 - 205.
31. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. - М., 1984. - С. 234 - 238.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Госучпедтиз, 2000. - 704 с.
33. Социальная психология / Петровский А.В., Абраменкова В.В. - М., 1987. - 224 с.
34. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М., 2000. - С. 178 - 190.
35. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.
36. Стрелкова А.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. - М., 1989.
38. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 1998. - 304 с.
39. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
40. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 358 с.
41. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985. - С. 99 - 100.
42. Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: Автореф. Дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1995.
43. Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира.
Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.