Введение 3
Глава I Теоретические исследования и гендерные особенности эмпатии в младшем школьном возрасте 7
1.1 Исторический ракурс проявления эмпатии в младшем школьном
возрасте 7
1.2 Эмпатия и её основные характеристики в психолого-педагогической
литературе 14
1.3 Способы и приемы развития эмпатии у младших школьников 21
Выводы по главе 1 27
Глава II РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 28
2.1. Методическая организация исследования 28
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 32
2.3 Программа групповых занятий, направленная на развитие эмпатии у
младших школьников 40
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложения 56
Малоизученность проблемы и ее актуальность, послужили поводом для выбора темы нашего исследования «Особенности проявления эмпатии у мальчиков и девочек в начальной школе».
Особо важное значение в ряду социальных эмоций имеет исследование роли эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные отношения.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Развитие эмпатии особенно важно в период младшего школьного возраста, когда у детей интенсивно начинают развиваться нравственные ценности, новые взгляды на отношения между людьми. Развитие эмпатии одна из важнейших сторон формирования личности, обеспечивающая нравственное развитие (Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, К. Дембеле, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович и др.). Она является важным условием гуманизации межличностных отношений, одним из факторов, тормозящих проявления агрессии и побуждающих действовать в пользу другого (Н. Айзенберг, С. Бэтсон, А. Валлон, М. Дэвис, Н. Н. Обозов, М. Хоффман и др.). Именно недостаток эмпатии, как отмечают многие исследователи, лежит в основе ряда психологических трудностей младших школьников.
Дети младшего школьного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей.
В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии, как свойства личности (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов) эмпатии, как процесса (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, и др.), уровням ее развития (Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Н. Козлова, Т.Д. Корягина), механизмам формирования (Т.П. Гаврилова, Н.Н. Обозов, И.Г. Осухова, Н.И. Сарджвеладзе, и др.), этапом становления (Л.П. Стрелкова, А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов). Исследователи пришли к выводу о существовании различных форм эмпатии: сопереживание и сочувствие (Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, Т.Е. Конникова, А.П. Сопиков, О.И. Цветкова, И.М. Юсупов, и др.).
Исследования отечественных и зарубежных ученых указывают на то, что социальные и психологические факторы влияют на развитие психики детей, в зависимости от их гендерной принадлежности. К таким факторам следует отнести: культурно-исторические условия и особенности социального окружения. Существует масса подходов к исследованию эмпатии: относительно осознанности эмпатии, происхождения, видов эмпатии, гендерных особенностей проявления эмпатии и возможности её развития
Актуальность: Деятельностный характер нового Федерального стандарта начального общего образования предполагает в качестве результата обучения сформированность ряда личностных и коммуникативных качеств личности ребенка. Это, в свою очередь, делает актуальным использование личностно - ориентированной модели образования, которая обязательно учитывает социально - перцептивные особенности обучающегося, в частности, его эмпатийные характеристики.
Младший школьный возраст является важным этапом в развитии личности ребенка. Нравственные чувства данного возраста развиваются внутри учебной деятельности. Те чувства, которые появились у дошкольников, в младшем школьном возрасте продолжают совершенствоваться в повседневных взаимоотношениях с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил. Формирование навыков общения, взаимодействия со сверстниками, положение ученика в группе - это главная задача в воспитании и обучении младшего школьника.
Эмпатия рассматривается, как коммуникативное свойство личности и является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми. Проявляется она в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведет к развитию гуманистических ценностей личности младшего школьника.
Цель исследования - на основе изучения и описания особенностей проявления эмпатии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста разработать методические рекомендации для учителей и родителей.
Объект исследования - эмпатия младших школьников.
Предмет исследования - уровень проявления эмпатии у мальчиков и девочек в начальной школе.
Задачи работы:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть особенности проявления эмпатии у мальчиков и девочек по отношению друг к другу в младшем школьном возрасте;
3. Изучить способы и приёмы развития эмпатии у младших школьников;
4. Подобрать комплекс методик для выявления актуального уровня проявления эмпатии в младшем школьном возрасте;
5. Составить методические рекомендации, направленные на развитие эмпатии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста для учителя и родителей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в младшем школьном возрасте для детей характерна недостаточная сформированность эмпатии как свойства личности, и уровень развития эмпатии у девочек выше, чем у мальчиков.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Опросники
3. Экспресс - диагностика
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 98, в нем приняли участие 20 детей в возрасте 9 - 11 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Структура работы включает: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.
Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру.
Развитие эмпатии — это целенаправленный процесс формирования у детей гуманистического взгляда на мир, направленный на развитие в детях бережного, внимательного отношения друг к другу, старшим, родителям; воспитание потребности делать добро на пользу людям и в то же время это воспитание у детей нетерпимости, активной непримиримости к равнодушию, злу, несправедливости, угнетению человеческого достоинства.
Наиболее удачным для развития эмпатийного отношения считается младший школьный возраст, когда происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по- прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Таким образом, эмпатия в современной психологической науке является объектом пристального изучения ученых. Данное психическое явление рассматривается и как процесс, и как состояние, и как психическое свойство. При этом эмпатия с одной стороны выступает как условие продуктивной профессиональной деятельности в тех областях, где объектом деятельности выступает другой человек, а с другой стороны, она предстает как объект формирования.
В результате были выявлены следующие особенности: у младших школьников преобладает низкий уровень эмпатии, что свидетельствует о недостаточной способности возникновения адекватных эмоциональных реакций на переживания других людей, ограниченной способностью верно понимать чувства и эмоции окружающих, значительным количеством установок, блокирующих проявления соответствующих ситуации эмпатических действий. Девочки отличаются более высоким показателем общего уровня эмпатии, они более эмоциональны и склонны к сопереживанию, к сочувствию, чем мальчики.
Полученные результаты послужили поводом для составления программы групповых занятий, целью которой стало развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста. Составленная нами программа может быть полезна учителям и психологам, а также родителям, которые заинтересованы данной проблемой своих детей.
1. Абраменкова В.В. А 16 Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Просвещение, 2014. 335 с.
3. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики/под ред. И. Б. Ханиной. - М. Моск. ун-т, 1975
4. Бадалев, А.А. Формирование понимания о другом человеке как личности [Текст] / А.А. Бадалев. - Л.: Лениздат, 2013. 211 с. 4.
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Академия, 2012. - 136 с.
6. Большой психологический словарь. Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. Стр 108
7. Борисенко, С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии [Текст] / С.Б. Борисенко. - Л.: Лениздат, 2010. 115 с.
8. Буякас, Т. М. Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей (культурных символов) в индивидуальном сознании Вопросы психологии. - 2011
9. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века (под ред. Д. Брэзиера). М., "Когито-центр", 2005.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
11. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Вопросы психологии. 1975.
12. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии Т.П. Гаврилова Вопросы психологии. - 2012
13. Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 2012. 275 с.
14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 2014. 574 с.
15. Гончаренко, Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7-8 лет Е.С. Гончаренко.
16. Джерназян, Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях Л.Н. Джерназян. - Тбилиси, 2014
17. Денисова С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников// КБГУ. 2017
18. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия М.2014
19. Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. М.; СПб.: Питер, 2007. С. 372-394.
20.Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Акад Режим доступа URL:
https://урок.рф/library/razvitie_empatii_092332.html (Дата обращения:
25.05.2020)
22. Карамуратова, Р.Б. Психологические исследования роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе Р.Б. Карамуратова. - Тбилиси, 2012
23. Картотека игр и упражнений по психогимнастике. Режим доступа URL:
https://multiurok.ru/files/ighry-i-uprazhnieniia-na-razvitiie-empatii.html (Дата
обращения: 2.04.2020)
24. Кoвалев, А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой А.Г. Ковалев Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Издательство Кубанского университета, 2008.
25. Кoрдуэлл, М. Психология А - Я: Словарь-справочник. М.: ФАИРПРЕСС, 2000. 448 с.
26. Кузьмина В. П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Дис....канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999. 157 с.
27. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к
сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. канд. псих. наук. - Н. Новгород, 1999.
28. Куртатов А., Алехин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии. - М.: Олма Медиа Групп, 2007.
29. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника. А.А. Люблинская. - М.: Академия, 2009.
30. Мир психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
http://www.persev.ru/druzhba
ЗЕ^мов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гумaнит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. 541 с.
32. Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста Е.Р. Овчарeнко. - Волгоград: Дом печати, 2010
33.Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтность Вопросы психологии. 1993. №4.
Психологическая наука: проблемы и перспективы. 2012.
35.Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. 288 с.
36. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия: теория и практика; учебное пособие для студентов высших учебных заведений» В. И. Петрушин. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.
37. Почебут Л.Г., Мейжис И. А. Социальная психология. Издательский дом «Питер», 2016.
38. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990. С. 32-37.
39. Психология личности. Учебное пособие Под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской, - М.: Эксмо, 2007.
40. Психологический тренинг на развитие эмпатии Режим доступа URL: https://si-sv.eom/_ld/0/16_11.pdf(Дата обращения: 08.04.2020)
41. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Под ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. 272 с
42. Роджерс К. Эмпатия Психология эмоций. Сборник, М., МГУ, 1984
43. Ритаулы начала и окончания занятий Режим доступа URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/03/ritualy-nachala-i-okonchaniya- zanyatiya(Дата обращения: 15.04.2020)
44. РУВИНСКИЙ Л.И. «Психолого-педагогические проблемы нравственного
воспитания школьников»
45. Спиков, А.П. Механизм эмпатии А.П. Стишков Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Научные труды Кубанского гос. ун-та. - Краснодар, 2012.
46. Стрелкова, Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения Л.П. Стрелкова Развитие социальных эмоций у детей младшего школьного возраста. - М.: Истоки, 2011
47. Тарова Ю.Н. Ритуалы приветствия и прощания для тренниговых занятий.
Режим доступа URL:
https://урок.рф/library/rituali_privetstviya_i_proshaniya_dlya_trennigovih_zan_084243.html (Дата обращения: 20.04.2020)
48. Тoрoпoва М. С. Формирование чувства эмпатии у младших школьников на основе сказочного материала. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016.
49. Тренинг на развитие эмпатии Режим доступа URL: https://infourok.ru/trening- razvitiya-empatii-i-emocionalnoy-chuvstvitelnosti-dlya-detey-let-914275.html(Дата обращения: 20.04.2020)
50. Тренинг на развитие эмпатии Режим доступа URL: https://mydocx.ru/8- 117159.html(Дата обращения: 21.04.2020)
51. Упражнения для психогимнастики в начальной школе. Режим доступа URL: https://www.art-talant.org/publikacii/14024-upraghneniya-dlya-psihogimnastike-v- nachalynoy-shkole(Дата обращения: 20.04.2020)
52. Упражнения для разминки. Режим доступа URL:
http://azps.ru/training/indexrz.html(Дата обращения: 20.04.2020)
53. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с
54. Хeлен Би, Развитие ребенка. «Питер» М. 2004.
55. Чубунина Н.В. ритуалы приветствия Режим доступа URL:
https: //www. maam.ru/detskij sad/ritualy-privetstvij a-893450.html (дата
обращения: 15.05.2019)
56. Штeйнмец, А.Э. Развитие Эмпатии в школе А.Э. Штейнмец Вопросы психологии. 2013
57.Этчeгоен Г. Эмпатия Журнал практической психологии и психоанализа - 2003. - №1
58. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии В.В. Юрчук. - Минск: Элайда, 2000.
59. Юсупов И.М. Психология эмпатии: Теоретические и прикладные аспекты. Авторeф. дра психол. наук. СПб. гос. унт. СПб, 1995.
60. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) И.М. Юсупов. - СПб.: Феникс, 2009
61. Яковлев В.Я. «Научные основы нравственного воспитания школьников» Тамбов 1975