Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологического портрета школьников с агрессивным поведением

Работа №169913

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения феномена агрессии в зарубежной и отечественной
литературе 8
1.2. Психологическая характеристика младших школьников 14
1.3. Особенности агрессивного поведения младших школьников 20
Выводы по первой главе 27
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей психологического портрета младших школьников с агрессивным поведением 28
2.1. Организация, методы и методики исследования 28
2.2. Анализ особенностей психологического портрета младших школьников с
агрессивным поведением 36
Выводы по второй главе 51
Глава III. Методические рекомендации по коррекции и профилактики агрессивного поведения младших школьников 53
3.1. Основные подходы к профилактике агрессии младших школьников 53
3.2. Программа коррекции и профилактики агрессивного поведения младших
школьников 59
Выводы по третьей главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72


Актуальность темы исследования. В последнее время на всем мировом пространстве происходит видимый рост агрессивных проявлений, который вызван нестабильной социальной и экономической обстановкой и другими факторами присутствующими в нашей жизни.
Особенно рост агрессивных проявлений хорошо заметен в школьной среде, как на уровне индивидуального общения учеников друг с другом, так и на уровне группы. Ситуация роста агрессивного поведения в школах, вызывает беспокойство и тревогу педагогов и родителей. Тема агрессивного поведения среди школьников приобретает все больше значимости за счет роста детской преступности, различных проявлений актов агрессии и насилия.
Неустойчивая и крайне напряженная социальная обстановка в современном российском обществе приводит к повышению уровня тревоги в семье, негативно отражаясь на детском мироощущение .
В настоящее время одной из актуальных тем, которой уделяется огромное значение является подростковая агрессия, о ней много пишут и говорят. Однако упускается из виду, что в зоне риска находятся не только подростки, но и дети младшего школьного возраста.
Для младших школьников с ярко-выраженными проявлениями агрессивного поведения характерна повышенная тревожность, драчливость, раздражительность, обидчивость, враждебность к окружающим. В отношениях со взрослыми и ровесниками они проявляют напряженность и амбивалентность. Помимо этого, устойчивая агрессия влияет на процесс всего личностного развития и социализации в последующих периодах взросления. Таким образом, высокий уровень агрессивности у младших школьников не только проблема педагогов и психологов, но и всего общества в целом.
Проблемой агрессии у младших школьников занимались такие ученые как А. Бандура (2000), Л. Берковиц (2011), Р. Бэрон (2008), К. Лоренц (2013), И.А. Фурманов (2008) и многие другие. Благодаря их исследованиям, было выявлено что для младших школьников характерны определенные формы агрессивного поведения. Однако, у некоторых детей устойчивая форма агрессии способна не только к сохранению, но и к развитию, трансформируясь в устойчивое качество личности. Как итог, происходит снижение продуктивного потенциала, возможности коммуникаций, происходит деформирование развития личности.
Не смотря на высокую актуальность исследований агрессии младших школьников, устойчивого и единого мнения о сущности и профилактике агрессивного поведения в науке не сложилось. В нашей работе мы рассматриваем не только диагностику, но и апробируем в практической части работы занятия по профилактике агрессивного поведения, направленные на понимание природы агрессии, получению навыков саморегуляции и социально приемлемых тактиках поведения в случае конфликта.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей психологического портрета младших школьников с агрессивным поведением, теоретическим обоснованием применения методических и практических рекомендаций снижения уровня агрессивного поведения.
Цель работы: Изучить психологические особенности агрессивного поведения младших школьников.
Объект исследования. Психология агрессивного поведения у младших школьников.
Предмет исследования. Психологические особенности агрессивного поведения младших школьников.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что для лиц младшего школьного возраста с агрессивным поведением характерно снижение эффективности взаимодействия с обществом, непроизвольное создание конфликтных ситуаций. Неумение контролировать агрессивность своего поведения, стрессовые ситуации связанные с учебным процессом, трудности в социальной коммуникации, поверхностные, непрочные связи младших школьников, не всегда позволяют занять им активную позицию для решения этих проблем.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
- На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
- Провести исследования и выявить особенности психологического портрета младших школьников с агрессивным поведением
- Разработать методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения младших школьников направленные на снижение агрессивного поведения за счет навыков эффективного взаимодействия в конфликтной ситуации
Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирический (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент).
3. Аналитический (качественная и количественная обработка данных и интерпретация результатов эмпирического исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Басса - Дарки» - диагностик агрессивных и враждебных реакций (1957).
2. Проектная методика М.З. Дукаревич «Несуществующее животное» (1978).
3. Методика опроса А.А. Романова «Ребенок глазами взрослого» (1961).
Методологическая и теоретическая база исследования. В основу исследования легли труды психологов, занимающихся изучением феномена агрессивного поведения в детской возрастной психологии: Г.М. Андреева (2001), Л.М. Семенюк (2006), А.А. Реан (2010), Т.Г. Румянцева (1991), Т.П. Смирнова (2009), И.А. Фурманов (2007), Выготский (1982).
Эмпирическая база исследования. Экспериментальной базой для реализации исследования послужило Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «МАОУ». Объектом исследования стали ученики 4 - х классов в количестве 30 человек. Возраст учащихся 9 - 10 лет.
Теоретическая значимость исследования. Исследование может быть применено в рамках преподавания курсов педагогики и детской психологии.
Практическая значимость исследования. Методическую часть работы можно применить в рамках образовательного и воспитательного процесса в общеобразовательных школах. Опыт работы над профилактикой агрессии с детьми младшего школьного возраста можно реализовывать в рамках образовательного и воспитательного процесса.
Этапы проведения исследования.
Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Первый этап (сентябрь 2019 — ноябрь 2019) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и литературы по проблеме исследования.
Второй этап (ноябрь 2019 — декабрь 2019) - анализ понятийно-терминологической системы и методологии исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, гипотезы и задач исследования.
Третий этап (декабрь 2019 — апрель 2020) - составление плана исследования; подбор диагностических методик, проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвертый этап (апрель 2020 — май 2020) -формулирование общих выводов и заключения.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 69 источников. Текст выпускной квалификационной работы изложен на 82 страницах. Включает 9 таблиц, 4 рисунка, 3 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В рамках нашего исследования, было решено придерживаться следующего определения: агрессия это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда живому существу, не желающему такого обращения. Таким образом, мы понимаем под агрессией модель поведения, не эмоцию или мотив.
2. В ходе теоретического исследования было выявлено, что агрессивное поведение достаточно частый феномен среди учащихся младшего школьного возраста.
3. Совокупность психологических предикторов, включая мультимодальное психическое состояние, высокий индекс агрессивности определяет риск нарушения психического здоровья у 27% обследованных детей.
4. Выявлена специфика нарушения психического здоровья у школьников с учетом выраженности нарушений общения со сверстниками и родителями: в 73% случаев у школьников имеется средний индекс агрессивности и в 27% случаев индекс агрессивности выше среднего.
5. Психологической характеристикой определяющей возможности сохранения здоровья младших школьников, является наличие в 47% случаев низкого уровня агрессивного поведения.
6. Разработаны направления и методики дифференцированной помощи детям, страдающим агрессивным поведением.



1. Агрессия и психическое здоровье [Текст]/ Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостакович - М.: Академия, 2009. - 464с.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2012.- 336с.
3. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей [Текст]/ Н. Аккерман // Хрестоматия: Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2011. - 512с.
4. Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка [Текст] / А. Андреева// Воспитание школьников. - 2007. - № 3. - С.14-18.
5. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст]/ В.М. Астапов - СПб.: Питер, 2013. - 224с.
6. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320с
7. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А.И. Баркан. - М., АСТПРЕСС, 2014. - 314с.
8. Белоцерковец, Н.И. Особенности коррекции агрессивного поведения
детей младшего школьного возраста средствами досуговой
деятельности [Электронный ресурс] / Н.И. Белоцерковец, Ж.О. Каневская // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014.
9. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. - 510с.
10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Просвещение, 2017. - С. 187.
11. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2010. - 672с.
12. Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие для вузов [Текст]/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2018. - 330с.
13. Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. [Текст] / Бэрон Р., Ричардсон Д. - 2-е междунар. изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2001. - 352с.
14. Ватова, Д. Как снять агрессивность детей [Текст]/ Д. Ватова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - С.55-58.
15. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2007. - 182с.
16. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1998. - 368 с.
17. Гербеев, Ю.В. Система перевоспитания детей в условиях специальной школы [Текст] / Ю.В. Гербеев. - СПб.,2017.
18. Горшечникова, Т.Б. Причины агрессивного поведения у младших школьников и подростков [Электронный ресурс] / Т.Б. Горшечникова, Л.Н. Дородницына // psyinfo.ru/ru/service/conf/asoc.php (Дата обращения 02.02.2016).
19. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителей [Текст] / Д.В. Григорьев,
П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
20. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Е.И.Изотова, Е.В. Никифорова - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288с.
21. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры,
упражнения, техники [Текст]/О.Н. Истратова-Ростов н/Д: Феникс,2007- 349с.
22. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 448с.
23. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка - учителю. М., 1986
24. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л.Колосова. - СПб.: ПИТЕР, 2014. - 120с.
25. Кравченко А.И. Социология. - М.: Академический проект, 2000
26. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л.Кряжева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2013. - 192с.
27. Кудрявцева, Л. Типология агрессия у детей и подростков [Текст] / Л. Кудрявцева // Народное образование. - 2005. - №9. - С. 193 - 195.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2015. - 464с.
29. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние агрессии [Текст] / Н.Д. Левитов // Школьный психолог. - 2009. - № 6.
30. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц. - М., 2013. - 269с.
31. Лютова, Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Нева, 20015. - 445с.
32. Малышев, К. Профилактика и коррекция девиантного поведения [Текст] / К. Малышев. - М., 2003.
33. Методическое пособие для дет. практ. психологов учреждений образования / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2009. - 160с.
34. Минаева, В.М. Психолого-педагогический практикум [Текст] / В.М. Минаева. - М., 2009.
35. Мочалова, И.А. Педагогические условия профилактики агрессивности детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении [Электронный ресурс] / И.А. Мочалова // В мире научных открытий : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2015
36. Мухина, В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., - М.: Academia, 1999. - 456 с.
37. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси 1989;
38. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М., 2002. Стр 34
39. Панфилова, М.А. Игратерапия общения [Текст] / М.А. Панфилова. - М.: ИНТОР, 2007.- 228с.
40. Панцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] / А.Я. Панцупов. - М., 2003. Стр 54
41. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997
42. Плинер, Я.Г. Воспитание личности в коллективе [Текст] / Я.Г. Плинер, В.А. Бухвалов. - М.: Педагогич. поиск, 2000. - 370с.
43. Поспишиль, К. Особенности агрессивного поведения детей с
умственной отсталостью [Текст] / К. Поспишиль. - СПб., 2010.
44. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. заведений [Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 160с.
45. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов [Текст] / сост. и отв. ред. Радугин А.А. - М.: Гардарики, 2013.- 463с. 47
46. Психология человека от рождения до смерти. /под ред. А.А. Реан - СПб.: Еврознак, 2011. - С. 284.
47. Романов, А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у
детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. - М.: «ПлэЙТ», 2004. - 48 с.
48. Ратинов А.Р., Ситковская О.Д. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально-психологического исследования: Сб-к научных трудов. - М., 1989. - С. 15.
49. Романов, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А. Реан // Психологический журнал. - Т.17, 2010. - №5. - С.3-15.
50. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2019. - С. 312.
51. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е.И. Рогов. - М., 2011
52. Рожкова, М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением [Текст] / М.И. Рожкова. - М., 2001. Стр 72
53. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я.
Рубинштейн. - М.: Флинта, 2015.- 628с.
54. Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М., 2017
55. Савина, В.С. Особенности агрессивного поведения у детей младшего
школьного возраста [Электронный ресурс] / В.С. Савина //
http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1441
56. Сельченок, К. Психология человеческой агрессивности: хрестоматия [Текст] / К. Сельченок. - М., 2015.
57. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2010. - 385 с.
58. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М, 2016. - 96с.
59. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д, 2010.
60. Соловьева, С.Л. Агрессивное поведение как психологическая категория деятельности // Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии. СПб 1999.
61. Фрейд, З. Я и Оно: Сочинения [Текст] / З. Фрейд. - М.: ЗАО Издательство ЭСМО - Пресс; Харьков: Издательство «Фолно», 1998. - 1040с.
62. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Просвящение, 2015. - 448 с.
63. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм.
- М.: 2016. - 78с
64. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. - СПб., Речь, 2007.
65. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. - М.: Просвещение, 2008. - 360с.
66. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология» [Текст] / Х. Хекхаузен; науч. ред. пер. на рус. яз.: Д.А. Леонтьев, Б. М. Величковский. - 2-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2003.
67. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М., 2005.
68. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Исследование процесса индивидуальности: Пер с англ. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1998. - 295 с.
69. Lorenc К. «Das Zogenannte Bose: zur Naturgeschichte der Aggression», Wienn, 1963; по русски в кн. К.Лоренц. «Так называемое зло», Москва,2008, с85 -308.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ