ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития детского коллектива в начальных классах 6
1.1. Понятие детского коллектива 6
1.2. Детский коллектив в младшем школьном возрасте 15
1.3. Пути развития детского коллектива 20
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей развития детского коллектива в начальных классах 29
2.1. Методический инструментарий констатирующего среза по выявлению
особенностей развития детского коллектива в начальных классах 29
2.2. Анализ результатов констатирующего среза 34
Вывод по главе 2 38
2.3 Методические рекомендации по формированию детского коллектива в начальных классах 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
В наше время важную роль играет умение людей взаимодействовать между собой. От того, насколько хорошо человек взаимодействует с окружающими, зависит основная часть его жизни. На протяжении всей жизни мы находимся в социуме, общаемся с другими людьми, тем самым развиваемся как личность. В школах детей с первого класса приучают к общению. Работа в парах, в группах, в коллективе - всё это направлено на достижение коммуникативных результатов.
В начальной школе коммуникативным универсальным учебным действиям (далее - УУД) уделяют большое внимание не только на уроках, но и во время внеурочных занятий. В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) указано, что на протяжении обучения в начальной школе ребёнок должен овладеть следующими навыками:
1. обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
2. умение слушать и вступать в диалог;
3. умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
4. возможность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [44].
Проблема состоит в том, что у школьников возникают трудности при работе в коллективе. Сложность в умении договориться, правильно изложить свою точку зрения, услышать и понять точку зрения других - всё это затормаживает процесс развития коммуникативных УУД. От такой проблемы следует избавляться, используя разные способы.
Исследования в области педагогики коллектива в нашей стране имеют давнюю традицию. В настоящий период развития отечественной педагогики от термина «коллектив» отказались. Однако оказалось, что достаточно чётких представлений о воспитательном процессе коллектива не имеют.
Непонятны и механизмы воздействия на личность ребёнка внутри детского коллектива. Воспитатели нередко заменяют без достаточных для того оснований воздействия одного типа воздействиями другого.
В отечественной литературе принципы коллективного воспитания обоснованы в педагогических трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Центральное место в теории коллективного воспитания занимают труды крупнейшего советского педагога А.С. Макаренко, разработавшего модель «воспитательного коллектива».
В начале XX века великие педагоги П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский занимались изучением организационных условий поддержки и сопровождения в группе сверстников, атмосферы взаимовыручки и сотрудничества. Авторы рассматривали непосредственно вопросы формирования коллектива и использования его ресурсов для гармоничного развития личности.
Как известно, школа является одним их основных звеньев государственной (общественной) воспитательной системы. Школьный коллектив следует рассматривать в качестве оптимального условия интеграции образования и культуры. Это подтверждается мнением В.А. Караковского, одного из авторов концепции открытой воспитательной системы в образовании. Он пишет, что «говоря о повышении воспитательного потенциала современных школ за счет создания в них гуманистических систем, мы неизбежно обращаемся к детскому коллективу. Воспитание малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, на организационное единство, психологическую общность, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры» [9].
В нашей работе сосредоточим внимание на понятие «детский коллектив», рассмотрим, каковы его особенности в младшем школьном возрасте, раскроем пути развития детского коллектива в начальных классах.
Цель: изучить особенности развития детского коллектива в начальных классах.
Задачи:
• рассмотреть понятие детского коллектива, его составные части, принципы, стадии развития;
• ознакомиться с особенностями детского коллектива в младших классах;
• рассмотреть ученический совет, традиции, коллективно¬творческое дело как пути развития коллектива;
• определить, описать и провести методики констатирующего исследования;
• описать полученные результаты, сделать выводы;
• разработать программу, направленную на развитие детского коллектива в начальных классах.
Объект исследования: детский коллектив.
Предмет работы: особенности детского коллектива в начальных классах.
Гипотеза: детский коллектив представляет собой группу детей, объединённых общей целью, деятельностью, интересами, зависит от степени уровня сплочённости, эмоционального понимания других внутри коллектива и качества совместной деятельности учащихся.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение.
Базой исследования стала МБОУ СШ №51г., Красноярск. В исследовании приняли участие 20 детей 2 «В» класса.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось изучение особенностей развития детского коллектива в начальных классах.
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования позволил установить, что коллектив- это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли, выражаемой руководством коллектива.
Также известно, что в Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) указано, что на протяжении обучения в начальной школе ребёнок должен овладеть следующими навыками:
1. обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
2. умение слушать и вступать в диалог;
3. умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
4. возможность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
У школьников возникают трудности при работе в коллективе. Сложность в умении договориться, правильно изложить свою точку зрения, услышать и понять точку зрения других - всё это затормаживает процесс развития коммуникативных УУД. От такой проблемы следует избавляться, используя разные способы.
Опытно-экспериментальная работа по исследуемой проблематике предполагала проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня развития детского коллектива.
По результатам диагностики все участники исследования были сделаны следующие выводы:
43% учащихся не умеют правильно взаимодействовать с коллективом, часто возникают разногласия и недопонимание. Возникают сложности при организации коллективной работы. Учащиеся не могут договориться. Также в классе имеются дети, отдаляющиеся от всего коллектива, они стараются не взаимодействовать с одноклассниками, не принимать участие в коллективных работах. В классе образованны мини-группы, которые взаимодействуют только между собой, отдаляясь от остальной части коллектива. Помимо этого часть учащихся не считают коллектив своего класса благоприятным эмоционально, не всегда в коллективе преобладает взаимопомощь, ответственность, дружелюбие. Некоторые из ребят, по возможности, хотели бы поменять класс, школу, в частности из-за непонимания, возникающего по отношению к одноклассникам. Только у 15% учащихся из класса на высоком уровне развито умение взаимодействовать с коллективом.
На основании полученных данных была разработана программа, направленная на развитие взаимодействия учеников в коллективе.
Процессы развития личности и коллектива очень тесно связаны друг с другом. Развитие личности во многом зависит от коллектива, его сплоченности, уровня развития, организованности, структуры сложившихся в нем межличностных и деловых отношений.
Начальная школа считается предельно значимым этапом в плане становления школьного коллектива, так как здесь в первый раз знакомится со своими будущими друзьями по учебе, классным руководителем, оценкой со стороны первой учительницы, учащихся, непосредственно формируется его новый социальный статус.
Важно сплотить детский коллектив и организовать класс путем в совместной деятельности, четко распределив обязанностей между всеми учащимися. А включение игровых занятий, помогут детям установить тесные контакты между собой, помочь самоанализу, при помощи невербального общения научить понимать друг друга, поддерживать друг друга. Все это поможет установлению доверия между членами коллектива.
• Бехтерев В.М., Б.В. Беляев, А.С. Залужный, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Л.И. Уманский, Е.В. Шорохова и другие о коллективе. Психология коллектива. - [Электронный ресурс]. URL: http://studbooks.net/1606823/psihologiya/vmnbspbehterev bvnbspbelyaev asnbspzaluzhnyy asnbspmakarenko avnbsppetrovskiy kknbspplatonov linbspumanskiyДата обращения - 23. 10.2019
• Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. — 1994.7с.
• Василькова Ю.В., Василькова Т.А. В19 Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд. стереотип. — М.:Издательский центр «Академия», 2000. — 440 с. С.229
• Воронцов А.Б., Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: учебное пособие для учителя / А.Б. Воронцов Серия «Новые образовательные стандарты». - М.: Вита-Пресс, 2011.
• Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984
• Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах: учебное пособие / В.К. Дьяченко. - М.: Народное образование, 2004.
• Иванов А.В. «Социальная педагогика» Издательство: Дашков и К, Москва, 2011, 424 с.
• Иванов И. П. «Коллективные творческие дела» ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983 г.
• Караковский В.А. Воспитание. Воспитание: теория и практика шк. воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова; под ред. Н.Л. Селиванова. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. об-во России, 2000. -256 с.
• Кенсаринова М.В. Теория коллектива А.С. Макаренко: философские и психологические аспекты Научный журнал // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1 (часть 2) - С. 301-304
• Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
• Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Коломинский. - 2-е изд. доп. и перераб. - Минск: Нар. асвета, 1984.
• Кондратьев М. Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. М.: Пер Сэ, 2006. С. 115.
• Конникова Т. Е. Формирование коллектива и его влияние на личность
школьника //Теория и методика коммунистического воспитания. - М.:
Просвещение, 1974.
• Коробейников И.А. «Нарушения развития и социальная адаптация» Издательство: «Пер Сэ», Москва, 192 с.
• Корозникова А.А. Развитие школьного ученического самоуправления //
Вестник Костромского государственного университета №3, 2010 -
КиберЛенинка: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-shkolnogo-
uchenicheskogo-samoupravleniya
• Крупская Н.К. Общественное воспитание. Пед. Соч. в 10-ти тт. М.: Изд. АПН,1958. - Т.2. - С. 133-141
• Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. Издательство «Знание», Москва, №4, 1978г.
• Макаренко А.С. Педагогическая поэма.- М. - 1992.
• Макаренко А. С. «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» доклад «О моем опыте», прочитанный в Научно-практическом институте специальных школ и детских домов НКР РСФСР 20 октября 1938 г. (А. С. Макаренко, Соч., т. 5, изд. АПН РСФСР, 1951 г.). - С.21
• Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: в восьми тонах. - М.: АПН, 1983.
• Материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей органов управления. Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». Выпуск № 3, март 2010.
• Мещерякова И.Н. Михайлова Н.М. Условия приобретения коллективом обучающихся позитивного социального опыта в современной информационно-образовательной среде школы // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6
• Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006г.
• Мкртчян М.А., Теория и технология коллективных учебных занятий: научная статья / М.А. Мкртчян. - Красноярск, 2005.
• Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1978.
• Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. Издательство «Просвещение».
• Ожегов С.И. с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой
• Педагогика. НЭС. // didacts.ru// [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/search?q=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2&type=words-Дата обращения - 10.11.2018.
• Перминова А.Н., Иванова В.А. Формирование коллектива младших
школьников // Научный альманах. 2015 - N10-4(12). URL:
http://ucom.ru/doc/na.2015.10.04.408.pdf-Дата обращения - 01.11.2019.
• Подласый И.П. Педагогика./Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений.- М., 1996.
• Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М., 1993.
• Селюкова Е.А., Сухоносова К.А. Формирование детского коллектива проблемы современной начальной школы. Сборник статей Международной научно-практической конференции 18 ноября 2016 г. Ч.2.193 с.
• Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / Сост. Губко А.Т. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.
• Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина . М.: Издательский центр "Академия", 2002. 444с.
• Словарь психологических терминов. // ourmind.ru- [Электронный ресурс].
URL: ййр8://оигштй.ги/81оуаг-р81хо1о£1сйе8к1х-1:егштоу.Дата обращения -
12.11.2018.
• Степанова Е.Н. Воспитательная система класса: теория и практика: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
• Сухомлинский В.А. Идти вперед!//Родная школа. - 2002.-№5. - С. С
• Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем..., М., 1986.
• Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1960г.
• Титова, С.А. Духовно-нравственное воспитание. - Мн.: Красико-Принт, 2006. - 125 с.
• Team Building for Kids: A Сошр1е1е Guide -
Ь11р://^^^.уеп1иге1еашЬи11^1П2.со.ик/1еаш-Ьи11^1П2=ас1гуг11е821рг-к1^8/
• Уварова М. В. Исторический аспект формирования понятия «коллектив» в педагогике и социальной психологии. 2008 - № 10 (17): в 2-х ч. Ч. II. C. 177-180. ISSN 1993-5552. URL:ййр:/Ас]оигпа1.ги/агйс^^п 1993-5552 2008 10¬2 79.pdf
• Федеральный Государственный образовательный стандарт начального
общего образования. URL:https://fgos.ru/- Дата доступа 17.10.2019.
• Формирование коллектива в начальной школе. - [Электронный ресурс]. Ййр8://игок.18ер1.ги/статьи/597766/. Дата обращения - 12.11.2019 г.
• Функции коллектива. - [Электронный ресурс].
URL: http://studepedia.org/index.php?уo1= 1 &post=54800-Дата обращения -
15.11.2019.
• Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. - 4е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2002.
• Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жиз- ни: Избранные труды. М.: Изд-во Московского института
• Шамсиева Д.Г. Ученическое самоуправление в классе // Научное сообщество
студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL:
http://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf(дата обращения: 15.11.2019)
• Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. -- М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с
• Этапы и условия развития детского коллектива. // studfiles.net/[Электронный ресурс]: URL:https://studfiles.net/preview/5707680/pag.- Дата доступа — 29.09.2019
• Энциклопедия коллективных творческих дел [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: URL:http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html. - Дата
доступа: 24.11.2019