ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОЛЛЕКТИВА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие коллектива в психолого-педагогической науке 6
1.2 Социально-психологические особенности младшего школьного возраста 12
1.3 Обоснование эффективности использования коллективно-творческого
дела при формировании коллектива в начальной школе 18
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33
2.1. Организация и методика исследования 33
2.2. Анализ полученных результатов 36
2.3. Методические рекомендации по развитию классного коллектива в
начальной школе 46
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОЛЛЕКТИВА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие коллектива в психолого-педагогической науке 6
1.2 Социально-психологические особенности младшего школьного возраста 12
1.3 Обоснование эффективности использования коллективно-творческого
дела при формировании коллектива в начальной школе 18
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33
2.1. Организация и методика исследования 33
2.2. Анализ полученных результатов 36
2.3. Методические рекомендации по развитию классного коллектива в
начальной школе 46
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение
Актуальность выбранной темы связана в первую очередь с требованиями Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта начального общего образования, в котором подчёркивается важность «развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». Кроме этого, в законе РФ «Об образовании» ставится принцип «формирование культуры мира и межличностных отношений».
Главным способом реализации вышесказанных нормативов, является формирование школьного коллектива, который представляет собой социальную среду существования младшего школьника. Следовательно, коллектив является не только главным средством воспитания, но и становления личности всех входящих в него членов. Существуют исследования, в которых подчёркивается необходимость формирования коллектива для повышения эффективности различных дидактических методов.
Кроме этого, выделены следующие проблемы, которые предполагается решить, посредством формирования классного коллектива.
Во-первых, высокий уровень развития коллектива, способствует решению проблем в межличностных конфликтах, которые имеют место в школьной среде. Как правило, данные конфликты возникают на основе несформированных умений коммуникации младших школьников и постоянной конкуренции. В результате совместное нахождение детей в классе провоцирует негативный эмоционально-психологический климат и способствует возникновению конфликтов. Развитие коллектива помогает привить детям гуманистические установки поведения и навыки самоорганизации, взаимовыручки, сотрудничества, заботы, дружбе.
Второй проблемой считается высокий уровень индивидуализма и эгоизма у младших школьников. В результате действия данных личностных качеств ребёнок стремится к постоянной конкуренции, тем самым провоцируя конфликты в классе. Как правило, такие дети являются с позиции обучения - «трудными» и часто проявляют нежелание выполнять задачи учителя. Встраивание таких детей в коллектив позволяет сгладить некоторые особенности характера.
В-третьих, в педагогических исследованиях подчёркивается проблема отсутствия соответствующей теоретической подготовки самого педагога для решения задач, связанных с формированием коллектива.
Таким образом, проблема данного исследования заключается в том, чтобы разработать эффективные методические рекомендации по развитию коллектива младших школьников.
Цель данной работы: выявить особенности классного коллектива младших школьников и разработать методические рекомендации по формированию классного коллектива.
Объект исследования: классный коллектив младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития классного коллектива младших школьников.
Гипотеза: предполагается, что уровень классного коллектива находится на среднем уровне, что проявляется в средней выраженности сплоченности, статусной позиции, активности, самочувствия в коллективе.
Данная цель и гипотеза конкретизировались решением следующих задач:
1. Рассмотрение в психолого-педагогической литературе понятия «классный коллектив».
2. Анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотрение КТД как средства формирования классного коллектива младших школьников.
4. Проведение констатирующего эксперимента, а именно определение социально-психологических характеристик коллектива.
5. Анализ полученных результатов.
6. Разработка методических рекомендаций по развитию классного коллектива в начальной школе.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования.
- теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
- эмпирические методы (тестирование, качественный и количественный анализы).
Практическая значимость работы заключается в создании методических рекомендаций на основе технологии КТД, которые можно включить в педагогический процесс, стимулируя развитие социально¬психологических характеристик коллектива.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Главным способом реализации вышесказанных нормативов, является формирование школьного коллектива, который представляет собой социальную среду существования младшего школьника. Следовательно, коллектив является не только главным средством воспитания, но и становления личности всех входящих в него членов. Существуют исследования, в которых подчёркивается необходимость формирования коллектива для повышения эффективности различных дидактических методов.
Кроме этого, выделены следующие проблемы, которые предполагается решить, посредством формирования классного коллектива.
Во-первых, высокий уровень развития коллектива, способствует решению проблем в межличностных конфликтах, которые имеют место в школьной среде. Как правило, данные конфликты возникают на основе несформированных умений коммуникации младших школьников и постоянной конкуренции. В результате совместное нахождение детей в классе провоцирует негативный эмоционально-психологический климат и способствует возникновению конфликтов. Развитие коллектива помогает привить детям гуманистические установки поведения и навыки самоорганизации, взаимовыручки, сотрудничества, заботы, дружбе.
Второй проблемой считается высокий уровень индивидуализма и эгоизма у младших школьников. В результате действия данных личностных качеств ребёнок стремится к постоянной конкуренции, тем самым провоцируя конфликты в классе. Как правило, такие дети являются с позиции обучения - «трудными» и часто проявляют нежелание выполнять задачи учителя. Встраивание таких детей в коллектив позволяет сгладить некоторые особенности характера.
В-третьих, в педагогических исследованиях подчёркивается проблема отсутствия соответствующей теоретической подготовки самого педагога для решения задач, связанных с формированием коллектива.
Таким образом, проблема данного исследования заключается в том, чтобы разработать эффективные методические рекомендации по развитию коллектива младших школьников.
Цель данной работы: выявить особенности классного коллектива младших школьников и разработать методические рекомендации по формированию классного коллектива.
Объект исследования: классный коллектив младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития классного коллектива младших школьников.
Гипотеза: предполагается, что уровень классного коллектива находится на среднем уровне, что проявляется в средней выраженности сплоченности, статусной позиции, активности, самочувствия в коллективе.
Данная цель и гипотеза конкретизировались решением следующих задач:
1. Рассмотрение в психолого-педагогической литературе понятия «классный коллектив».
2. Анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотрение КТД как средства формирования классного коллектива младших школьников.
4. Проведение констатирующего эксперимента, а именно определение социально-психологических характеристик коллектива.
5. Анализ полученных результатов.
6. Разработка методических рекомендаций по развитию классного коллектива в начальной школе.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования.
- теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
- эмпирические методы (тестирование, качественный и количественный анализы).
Практическая значимость работы заключается в создании методических рекомендаций на основе технологии КТД, которые можно включить в педагогический процесс, стимулируя развитие социально¬психологических характеристик коллектива.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во-первых, рассмотрение в психолого-педагогической литературе понятия «классный коллектив». Среди исследователей существует мнение, что термины «малая группа» и «коллектив» несмотря на некоторые схожие моменты, являются различными. Коллектив понимается как высокий уровень развития малой группы. В выпускной квалификационной работе были рассмотрены определения данного термина, из которых в качестве рабочего, было выбрано определение А. И. Фархатовой, где классный коллектив понимается «как модель реального социума, основой которого является гармоничное устойчивое взаимодействие учащихся, в ходе которого осуществляется социализация, где учащиеся приобретают опыт социальных отношений, формируются полезные для всех обучающихся социальные навыки, включаются активные процессы личностного саморазвития» [43].
Из данного определения можно выделить ключевой термин «социализация», который понимается как усвоение социального опыта детьми через нахождение в социуме. Следовательно, для повышения эффективности социализации необходимо развивать в коллективе такую характеристику как сплочённость. Сплочённость представляет собой фактор единства действий участников, где объединение обеспечивает более эффективную реализацию поставленных задач, в рамках общей цели.
Во-вторых, был проведёт анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Исследователями считается, что период младшего школьного возраста является важным для социализации ребёнка и воспитания в нём дальнейших навыков коллективного взаимодействия. С одной стороны, ребёнок в этом возрасте считается более послушным. Это проявляется главным образом в реализации учебной деятельности, которая считается ведущей для данного возрастного периода. Отмечается, что для ребёнка очень важно мнение учителя.
Несмотря на это, по мнению некоторых авторов, поступление ребёнка в школу является кризисом для него. В основном это проявляется в сложностях адаптации к самому педагогическому процессу и вступлением в группу сверстников. Во многих работах подчёркивается влияние внешних и внутренних факторов на данный процесс. Внутренние факторы, как правило, связываются с индивидуальностью ребёнка, которая может иметь форму разных характеристик, например, сложности в смене привычек и др. Внешние факторы, связаны со сменой социальной среды. При поступлении в школу ребёнок попадает в группу с новыми, не знакомыми ему людьми и учителем, роль которого имеет выраженные отличия от воспитателя. Поэтому считает, что правильная организация коллектива при поступлении в школу помогает существенно снизить негативные переживания ребёнка и в дальнейшем способствует сглаживаю конфликтов и повышению эффективность педагогического воздействия.
В-третьих, КТД рассматривается как средство формирования классного коллектива младших школьников. В теории воспитательной работы присутствуют разные способы совершенствования развития коллектива детей. Одним из таких является КТД, которая является технологией, разработанной И.П. Ивановым, являющимся учеником А.С. Макаренко. По его мнению, совершенствование коллектива должно осуществляться в условиях творческой деятельности, разработка и проведение которой осуществляют школьники, а учитель, занимая позицию организатора, выступает в пассивной позиции, может подсказывать и стимулировать их. Для проведения таких занятий важно соблюдение этапов: Предварительная работа коллектива; на втором этапе осуществляется коллективное планирование; коллективное утверждение плана действий; реализация плана/ стадия проведения КТД; рефлексия/коллективный анализ дела; «ближайшее последействие КТД». При этом организацию и контроль выполнения творческого дела осуществляют учащиеся через создание органов самоуправления.
В-четвёртых, проводился констатирующий эксперимент, а именно определение социально-психологических характеристик коллектива. Для этого составлялась диагностическая программа, включающая в себя следующие шкалы: мотивация на коллективную деятельность («Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива модифицированный вариант методики О.В. Лишина»), сплочённость (А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»); статусная позиция («Выбор в действии» методика Р.С. Немова); социально-психологический климат в коллективе («Методика изучения социально-психологического климата с помощью метода «цветописи» А.Н. Лутошкин).
В-пятых, проводился анализ полученных результатов. Было определено, что результаты большинства учащихся свидетельствуют о среднем уровне сформированности коллектива. Речь идёт о средней выраженности мотивации на коллективную деятельность; среднем уровне сплочённости, обозначающем недостаточное социально-психологическое единство коллектива; среднем уровень статусной позиции, что характеризует относительное статусное однообразие членов коллектива, а именно избирательность межличностных отношений; среднем уровне социально¬психологического климата, обозначающем наличие смешанных (позитивных и негативных) эмоций у членов коллектива.
В-шестых, были разработаны методические рекомендации по развитию классного коллектива в начальной школе. Для развития коллектива проводился формирующий процесс с применением технологии КТД. Это означает, что формирующий процесс проводится поэтапно. На 1 этапе предварительной работы был составлен перечень идей, из которых отобраны лучшие идеи, связанные с рисованием рисуночного проекта и проведением сюжетных игр. 2 этап посвящён «коллективному планированию». 3 этап посвящён коллективному утверждению плана действия. На 4 этапе осуществлялось непосредственное произведение задуманных мероприятий, а именно рисованию рисуночного проекта и проведению сюжетно-ролевых игр. 5 этап посвящён рефлексии. 6 этап является заключительным, на нём составляются бедующие планы КТД и рассматривается педагогический потенциал сформированных микрогрупп.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.
Из данного определения можно выделить ключевой термин «социализация», который понимается как усвоение социального опыта детьми через нахождение в социуме. Следовательно, для повышения эффективности социализации необходимо развивать в коллективе такую характеристику как сплочённость. Сплочённость представляет собой фактор единства действий участников, где объединение обеспечивает более эффективную реализацию поставленных задач, в рамках общей цели.
Во-вторых, был проведёт анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Исследователями считается, что период младшего школьного возраста является важным для социализации ребёнка и воспитания в нём дальнейших навыков коллективного взаимодействия. С одной стороны, ребёнок в этом возрасте считается более послушным. Это проявляется главным образом в реализации учебной деятельности, которая считается ведущей для данного возрастного периода. Отмечается, что для ребёнка очень важно мнение учителя.
Несмотря на это, по мнению некоторых авторов, поступление ребёнка в школу является кризисом для него. В основном это проявляется в сложностях адаптации к самому педагогическому процессу и вступлением в группу сверстников. Во многих работах подчёркивается влияние внешних и внутренних факторов на данный процесс. Внутренние факторы, как правило, связываются с индивидуальностью ребёнка, которая может иметь форму разных характеристик, например, сложности в смене привычек и др. Внешние факторы, связаны со сменой социальной среды. При поступлении в школу ребёнок попадает в группу с новыми, не знакомыми ему людьми и учителем, роль которого имеет выраженные отличия от воспитателя. Поэтому считает, что правильная организация коллектива при поступлении в школу помогает существенно снизить негативные переживания ребёнка и в дальнейшем способствует сглаживаю конфликтов и повышению эффективность педагогического воздействия.
В-третьих, КТД рассматривается как средство формирования классного коллектива младших школьников. В теории воспитательной работы присутствуют разные способы совершенствования развития коллектива детей. Одним из таких является КТД, которая является технологией, разработанной И.П. Ивановым, являющимся учеником А.С. Макаренко. По его мнению, совершенствование коллектива должно осуществляться в условиях творческой деятельности, разработка и проведение которой осуществляют школьники, а учитель, занимая позицию организатора, выступает в пассивной позиции, может подсказывать и стимулировать их. Для проведения таких занятий важно соблюдение этапов: Предварительная работа коллектива; на втором этапе осуществляется коллективное планирование; коллективное утверждение плана действий; реализация плана/ стадия проведения КТД; рефлексия/коллективный анализ дела; «ближайшее последействие КТД». При этом организацию и контроль выполнения творческого дела осуществляют учащиеся через создание органов самоуправления.
В-четвёртых, проводился констатирующий эксперимент, а именно определение социально-психологических характеристик коллектива. Для этого составлялась диагностическая программа, включающая в себя следующие шкалы: мотивация на коллективную деятельность («Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива модифицированный вариант методики О.В. Лишина»), сплочённость (А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»); статусная позиция («Выбор в действии» методика Р.С. Немова); социально-психологический климат в коллективе («Методика изучения социально-психологического климата с помощью метода «цветописи» А.Н. Лутошкин).
В-пятых, проводился анализ полученных результатов. Было определено, что результаты большинства учащихся свидетельствуют о среднем уровне сформированности коллектива. Речь идёт о средней выраженности мотивации на коллективную деятельность; среднем уровне сплочённости, обозначающем недостаточное социально-психологическое единство коллектива; среднем уровень статусной позиции, что характеризует относительное статусное однообразие членов коллектива, а именно избирательность межличностных отношений; среднем уровне социально¬психологического климата, обозначающем наличие смешанных (позитивных и негативных) эмоций у членов коллектива.
В-шестых, были разработаны методические рекомендации по развитию классного коллектива в начальной школе. Для развития коллектива проводился формирующий процесс с применением технологии КТД. Это означает, что формирующий процесс проводится поэтапно. На 1 этапе предварительной работы был составлен перечень идей, из которых отобраны лучшие идеи, связанные с рисованием рисуночного проекта и проведением сюжетных игр. 2 этап посвящён «коллективному планированию». 3 этап посвящён коллективному утверждению плана действия. На 4 этапе осуществлялось непосредственное произведение задуманных мероприятий, а именно рисованию рисуночного проекта и проведению сюжетно-ролевых игр. 5 этап посвящён рефлексии. 6 этап является заключительным, на нём составляются бедующие планы КТД и рассматривается педагогический потенциал сформированных микрогрупп.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Формы развитии детского коллектива в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коллектива класса начальной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Формирование благоприятного микроклимата в начальных классах (Московский областной гуманитарно-социальный колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



