Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №169897

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2021
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОЛЛЕКТИВА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие коллектива в психолого-педагогической науке 6
1.2 Социально-психологические особенности младшего школьного возраста 12
1.3 Обоснование эффективности использования коллективно-творческого
дела при формировании коллектива в начальной школе 18
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33
2.1. Организация и методика исследования 33
2.2. Анализ полученных результатов 36
2.3. Методические рекомендации по развитию классного коллектива в
начальной школе 46
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение

Актуальность выбранной темы связана в первую очередь с требованиями Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта начального общего образования, в котором подчёркивается важность «развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». Кроме этого, в законе РФ «Об образовании» ставится принцип «формирование культуры мира и межличностных отношений».
Главным способом реализации вышесказанных нормативов, является формирование школьного коллектива, который представляет собой социальную среду существования младшего школьника. Следовательно, коллектив является не только главным средством воспитания, но и становления личности всех входящих в него членов. Существуют исследования, в которых подчёркивается необходимость формирования коллектива для повышения эффективности различных дидактических методов.
Кроме этого, выделены следующие проблемы, которые предполагается решить, посредством формирования классного коллектива.
Во-первых, высокий уровень развития коллектива, способствует решению проблем в межличностных конфликтах, которые имеют место в школьной среде. Как правило, данные конфликты возникают на основе несформированных умений коммуникации младших школьников и постоянной конкуренции. В результате совместное нахождение детей в классе провоцирует негативный эмоционально-психологический климат и способствует возникновению конфликтов. Развитие коллектива помогает привить детям гуманистические установки поведения и навыки самоорганизации, взаимовыручки, сотрудничества, заботы, дружбе.
Второй проблемой считается высокий уровень индивидуализма и эгоизма у младших школьников. В результате действия данных личностных качеств ребёнок стремится к постоянной конкуренции, тем самым провоцируя конфликты в классе. Как правило, такие дети являются с позиции обучения - «трудными» и часто проявляют нежелание выполнять задачи учителя. Встраивание таких детей в коллектив позволяет сгладить некоторые особенности характера.
В-третьих, в педагогических исследованиях подчёркивается проблема отсутствия соответствующей теоретической подготовки самого педагога для решения задач, связанных с формированием коллектива.
Таким образом, проблема данного исследования заключается в том, чтобы разработать эффективные методические рекомендации по развитию коллектива младших школьников.
Цель данной работы: выявить особенности классного коллектива младших школьников и разработать методические рекомендации по формированию классного коллектива.
Объект исследования: классный коллектив младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития классного коллектива младших школьников.
Гипотеза: предполагается, что уровень классного коллектива находится на среднем уровне, что проявляется в средней выраженности сплоченности, статусной позиции, активности, самочувствия в коллективе.
Данная цель и гипотеза конкретизировались решением следующих задач:
1. Рассмотрение в психолого-педагогической литературе понятия «классный коллектив».
2. Анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотрение КТД как средства формирования классного коллектива младших школьников.
4. Проведение констатирующего эксперимента, а именно определение социально-психологических характеристик коллектива.
5. Анализ полученных результатов.
6. Разработка методических рекомендаций по развитию классного коллектива в начальной школе.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования.
- теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
- эмпирические методы (тестирование, качественный и количественный анализы).
Практическая значимость работы заключается в создании методических рекомендаций на основе технологии КТД, которые можно включить в педагогический процесс, стимулируя развитие социально¬психологических характеристик коллектива.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во-первых, рассмотрение в психолого-педагогической литературе понятия «классный коллектив». Среди исследователей существует мнение, что термины «малая группа» и «коллектив» несмотря на некоторые схожие моменты, являются различными. Коллектив понимается как высокий уровень развития малой группы. В выпускной квалификационной работе были рассмотрены определения данного термина, из которых в качестве рабочего, было выбрано определение А. И. Фархатовой, где классный коллектив понимается «как модель реального социума, основой которого является гармоничное устойчивое взаимодействие учащихся, в ходе которого осуществляется социализация, где учащиеся приобретают опыт социальных отношений, формируются полезные для всех обучающихся социальные навыки, включаются активные процессы личностного саморазвития» [43].
Из данного определения можно выделить ключевой термин «социализация», который понимается как усвоение социального опыта детьми через нахождение в социуме. Следовательно, для повышения эффективности социализации необходимо развивать в коллективе такую характеристику как сплочённость. Сплочённость представляет собой фактор единства действий участников, где объединение обеспечивает более эффективную реализацию поставленных задач, в рамках общей цели.
Во-вторых, был проведёт анализ психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Исследователями считается, что период младшего школьного возраста является важным для социализации ребёнка и воспитания в нём дальнейших навыков коллективного взаимодействия. С одной стороны, ребёнок в этом возрасте считается более послушным. Это проявляется главным образом в реализации учебной деятельности, которая считается ведущей для данного возрастного периода. Отмечается, что для ребёнка очень важно мнение учителя.
Несмотря на это, по мнению некоторых авторов, поступление ребёнка в школу является кризисом для него. В основном это проявляется в сложностях адаптации к самому педагогическому процессу и вступлением в группу сверстников. Во многих работах подчёркивается влияние внешних и внутренних факторов на данный процесс. Внутренние факторы, как правило, связываются с индивидуальностью ребёнка, которая может иметь форму разных характеристик, например, сложности в смене привычек и др. Внешние факторы, связаны со сменой социальной среды. При поступлении в школу ребёнок попадает в группу с новыми, не знакомыми ему людьми и учителем, роль которого имеет выраженные отличия от воспитателя. Поэтому считает, что правильная организация коллектива при поступлении в школу помогает существенно снизить негативные переживания ребёнка и в дальнейшем способствует сглаживаю конфликтов и повышению эффективность педагогического воздействия.
В-третьих, КТД рассматривается как средство формирования классного коллектива младших школьников. В теории воспитательной работы присутствуют разные способы совершенствования развития коллектива детей. Одним из таких является КТД, которая является технологией, разработанной И.П. Ивановым, являющимся учеником А.С. Макаренко. По его мнению, совершенствование коллектива должно осуществляться в условиях творческой деятельности, разработка и проведение которой осуществляют школьники, а учитель, занимая позицию организатора, выступает в пассивной позиции, может подсказывать и стимулировать их. Для проведения таких занятий важно соблюдение этапов: Предварительная работа коллектива; на втором этапе осуществляется коллективное планирование; коллективное утверждение плана действий; реализация плана/ стадия проведения КТД; рефлексия/коллективный анализ дела; «ближайшее последействие КТД». При этом организацию и контроль выполнения творческого дела осуществляют учащиеся через создание органов самоуправления.
В-четвёртых, проводился констатирующий эксперимент, а именно определение социально-психологических характеристик коллектива. Для этого составлялась диагностическая программа, включающая в себя следующие шкалы: мотивация на коллективную деятельность («Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива модифицированный вариант методики О.В. Лишина»), сплочённость (А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»); статусная позиция («Выбор в действии» методика Р.С. Немова); социально-психологический климат в коллективе («Методика изучения социально-психологического климата с помощью метода «цветописи» А.Н. Лутошкин).
В-пятых, проводился анализ полученных результатов. Было определено, что результаты большинства учащихся свидетельствуют о среднем уровне сформированности коллектива. Речь идёт о средней выраженности мотивации на коллективную деятельность; среднем уровне сплочённости, обозначающем недостаточное социально-психологическое единство коллектива; среднем уровень статусной позиции, что характеризует относительное статусное однообразие членов коллектива, а именно избирательность межличностных отношений; среднем уровне социально¬психологического климата, обозначающем наличие смешанных (позитивных и негативных) эмоций у членов коллектива.
В-шестых, были разработаны методические рекомендации по развитию классного коллектива в начальной школе. Для развития коллектива проводился формирующий процесс с применением технологии КТД. Это означает, что формирующий процесс проводится поэтапно. На 1 этапе предварительной работы был составлен перечень идей, из которых отобраны лучшие идеи, связанные с рисованием рисуночного проекта и проведением сюжетных игр. 2 этап посвящён «коллективному планированию». 3 этап посвящён коллективному утверждению плана действия. На 4 этапе осуществлялось непосредственное произведение задуманных мероприятий, а именно рисованию рисуночного проекта и проведению сюжетно-ролевых игр. 5 этап посвящён рефлексии. 6 этап является заключительным, на нём составляются бедующие планы КТД и рассматривается педагогический потенциал сформированных микрогрупп.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.



1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Наука, 2003. - 224 с.
2. Байковская Н.А. Взаимосвязь социального статуса младшего школьника в группе сверстников и различных компонентов морально-нравственного развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 9. - С. 216-222.
3. Байрамбекова В.Б. Организация коллективно-творческой деятельности с трудными подростками // Вестник ТОГИРРО. 2016. № 2 (34). С. 323-325.
4. Беринская И.В., Кузина О.Л. Формирование классного коллектива как фактора успешной социализации младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 36-40.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
6. Буракова Л.В. Дидактическая игра как форма психолого-педагогической диагностики на этапе формирования классного коллектива в начальной школе // Научный потенциал. 2015. № 2 (19). С. 64-66.
7. Вершинин В. Личностно-ориентированное воспитание - воспитание, ориентированное личностью // Народное образование. - 2013. - № 7. - С. 149-157.
8. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.
10. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2008. №7. С. 28-30.
11. Голованова Е.Г., Особенности межличностных отношений соматически ослабленных детей младшего школьного возраста в классном коллективе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (33). С. 254-260.
12. Голованова Н.Ф. Общая педагогика.- СПб. : Тезариус, 2005. - 320 с.
13. Дашкуева П.В. Формирование толерантной среды средствами
коллективно-творческой деятельности учащейся молодежи. / П.В. Дашкуева, 3.А. Магомеддибирова, П.Г. Шахбанова. // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2015. №4(53). 139-141 с.
14. Дощанова Ж.И. Коллективная творческая деятельность младших
школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Ж.И. Дощанова, А.Э. Кайвалиева, О.А. Кулкаева // В сборнике: В мире научных открытий. Сборник научных трудов. Научный редактор Н.Н. Вольская. Москва, 2018. С. 45-48.
15. Дубинина М.В. Коллективное творческое дело как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников // Наука через призму времени. 2018. № 8 (17). С. 64-67.
16. Дубинина М.В. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности // Вопросы педагогики. 2020. № 1-1. С. 78-82.
17. Ершова Г.А. Специфика развития личности ребенка в начальной школе на современном этапе // Ценности современного образования: материалы X Молодежного педагогического форума, 24 апреля 2013 г. / под ред. Л.П. Качаловой, С.В. Сидорова. - Шадринск: Изд-во Шадринского гос. пединститута, 2012. - 222 с.
18. Ефремов А.А. Культурная деятельность как средство формирования межкультурной компетенции студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - 20-28 с.
19. Живогляд М.В. Коллективное творческое дело как форма организации досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере / М.В. Живогляд А.Н. Яковлева, А.Э. Осокина // В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2019. С. 53-56.
20. Жолобова А.А. Взаимосвязь личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в классном коллективе // В сборнике: Наука и современность - 2017 сборник материалов LI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 103-108.
21. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Под ред. Ш.И. Ганелина. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 328 с.
22.Задорожная И.А. Значение коллективной творческой деятельности в жизни современного ребенка // В сборнике: Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 327-329.
23. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.zakon-ob-obrazovanii. (Дата обращения: 22.06.2021)
24.Замша А.В., Филатова Г.В. Использование системно-деятельностного подхода в практике воспитателя // Евразийский союз ученых. 2016. № 4-3 (25). С. 29-31.
25. Зимина Е.М., Дубровин В.М. Коллективная творческая деятельность на уроках изобразительного искусства // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 3 (8). С. 79-81.
26. Иванов И.П. Коллективное творческое дело как средство
коммунистического воспитания младших школьников. - Л.: ЛГПИ им. А.М. Герцена, 1983.
27. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989.
28. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 304 с.
29. Кичаева Е.В. Понятия малой группы и коллектива // В сборнике: наука и инновации в xxi веке: актуальные вопросы, открытия и достижения сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 258-260.
30. Клевакина Т.С., Цыганкова Н.П. Как сплотить детский коллектив // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - №3. - С. 17¬19.
31. Колесникова И.В. Коллективно - творческое дело как эффективное средство реализации курса внеурочной деятельности в основном образовании // В книге: Опыт и перспективы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе. Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.В. Карповой. 2018. С. 105-108.
32. Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломинский, Н.М. Плескачева, И.И. Заяц, О.А. Митрахович - СПб.: Речь, 2011. 240 с.
33. Костенко Е.И., Удовина М.С. Технология коллективной творческой деятельности в дополнительном образовании детей // В сборнике: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. международная научно-практическая заочная конференция: сборник статей. 2017. С. 61-64.
34. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф- Сысоева. - М.: Проспект, 2004. - 432 с.
35. Крюкова Л.В. Личностно-ориентированное воспитание учащихся в условиях классного коллектива [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/statya- lichnostno- orientirovannoevospitanie-
uchaschihsya-v-usloviyah-klassnogo-kollektiva- 641001.html
(Дата обращения: 22.06.2021)
36. Куташова В., Калугина Н.А. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе начальной школы // В сборнике: Голос и коммуникации в современном мире Материалы научно-образовательной конференции, посвященной Международному дню голоса. Под ред. Н.А. Калугиной, Е.А. Лариной. 2019. С. 153-157.
37. Лазарев В.С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования // Изв. Рос. акад. образования. - 2000. - № 2. - С. 15-24.
38. Латынцева А.В., Формирование ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности // Педагогика и современность. 2015. № 2 (16). С. 66-69.
39. Лепнева О.А., Классный коллектив технология формирования. / О.А. Лепнева, Е.А. Тимошенко- М.: ООО «ЦГЛ», 2005. - 128 с
40. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
41. Макаров М.В. Микроклимат школы и его влияние на социализацию // Воспитание школьников. 2006. № 65. С. 32-36.
42. Миреева Н.В. Использование технологии коллективной творческой деятельности в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2017. Т. 1-2. С. 92-96.
43. Михайлов С.Л. Особенности позиции в группе среднестатусных
дошкольников при переходе из детского сада в начальную школу // Автореф. ... канд. психол. наук. МГУ, 2006. 24 с.
44. Нагаец И.В. Коллективно-творческая деятельность как основа
воспитательной работы в рамках реализации ФГОС НОО // В сборнике: Итоги реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: опыт, проблемы и перспективы. Материалы областной научно-практической конференции. Составитель А.В. Смолина. 2016. С. 48-52.
45. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. - М.: ООО «ПЕР СЭ», 2010. 336 с
46. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. - М.: Просвещение, 2000. - C. 45-49; 87-91.
47.Обозов Н. Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд. ЛГУ, 1979.
48. Павлова Е.П. Организация деятельности классного коллектива младших школьников: учебное пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. - 84 с.
49. Пирожкова Н.В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01 - Шадринск: Изд-во Шадринского гос. пединститута, 2012. - 222 с.
50. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
51. Сатиева Р.Н. Коллективная творческая деятельность обучающихся на
уроках изобразительного искусства // В сборнике: Технологическое и художественное образование учащейся молодежи: проблемы и
перспективы. материалы V Всероссийской заочной научно-практической конференции. под общей редакцией М.Г.Шакировой. 2016. С. 101-107.
52. Сидоренков А.В. Групповая сплоченность // Психологический журнал. - 2006. - №1. - С.44-49.
53. Сидорова З.А. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива в начальной школе // Меридиан. - 2017. - №4. - С. 192-195.
54. Смирнова И.В. Роль учителя в формировании психологического климата классного коллектива в начальной школе // Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии. - 2018. - С. 217-220
55. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 592с.
56. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 181-185.
57. Тузова В.Л. Классный театр: опыт сотрудничества и сотворчества в жизнедеятельности коллектива младших школьников // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2016. Т. 2. С. 198-203.
58. Фархшатова И.А. К вопросу о сущности понятия «ученический коллектив». Инновации в науке и образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И. А. Фархшатова, А. И. Вострецова. Прага: Vydavatel «Osviceni»; Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2016. С. 10-16.
59. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт «Второго поколения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru.
60. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/ 30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 07.11.2021).
61. Харланова Е.М. Российское движение школьников в образовательной организации: учеб. пособие / Е.М. Харланова, С.В. Рослякова, Н.А. Соколова и др.; под ред. Е.М. Харлановой. - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. - 281 с.
62. Хасанова А.Е. Деятельность классного руководителя по сплочению коллектива младших школьников посредством программы «один за всех и все за одного» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25-2. С. 122-126.
63.Чернова А.Д. Изучение понятия «коллективно-творческая деятельность» // В сборнике: Fundamental and applied approaches to solving scientific problems. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 219-222.
64. Шамукова Э.Н. Личностно ориентированная педагогика коллектива // В сборнике: Актуальные проблемы современных наук. Инновационные тенденции развития. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 66-68.
65. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно¬развивающего обучения. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ