Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СЕРИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

Работа №169896

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНОСТНОТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Коммуникативная компетентность как психолого-педагогическое
понятие 7
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетентности в
младшем школьном возрасте 13
1.3 Интеллектуальная игра как средство развития коммуникативной
компетентности младших школьников 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента для
определения актуального уровня развития коммуникативной 29
компетентности 29
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3 Программа развития коммуникативной компетентности у младших
школьников через серию интеллектуальных игр 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ

Компетентностный подход является основой современной образовательной парадигмы и главным принципом организации обучения в начальной школе. Эта тактика актуальна благодаря своей практической ориентированности, способности создавать условия для развития ученика и его самообразования [24]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [1] уделяет особое внимание формированию различных компетенций у младших школьников, в том числе коммуникативной компетенции, являющейся одной из наиболее важных. Эта компетенция является неотъемлемым компонентом успешного развития речевого общения и личности в целом [39].
Переход в начальную школу - один из самых сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Это не только новые условия, но и новые контакты, отношения и переживания. Начальная школа играет особую роль в развитии ребенка: именно в этом возрасте формируются качества, необходимые для успешного обучения и социализации в различных группах. Ученые-дидакты, методисты, психологи и лингвисты (А.А. Андреев, Н.М. Бибик, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Савченко, Н.А. Хомский) рассматривают развитие коммуникативной компетентности не только как цель в начальной школе, но и как важное условие успеха учащегося [15].
Период начальной школы является оптимальным для развития коммуникативных навыков и адекватного социального поведения. Для достижения этой цели необходимо создать специальные педагогические ситуации, в которых учащиеся могут участвовать в учебном диалоге, аргументировать свои мнения и доказывать свою позицию. Для успешного взаимодействия с одноклассниками, учителями и взрослыми, детям необходимо иметь высокий уровень коммуникативной компетентности. Такая компетентность формируется в процессе общения и проявляется через приобретение опыта коммуникации в различных коммуникативных ситуациях. Важным элементом развития коммуникативной компетентности
является овладение речевыми навыками, такими как аудирование, говорение, чтение и письмо, при использовании русского языка как основного средства коммуникации.
Однако на практике часто происходит ситуация, когда само по себе усвоение языковых явлений становится целью обучения. Вместо этого, следует акцентировать внимание на осознанном, целесообразном и правильном использовании языковых средств в процессе сравнения, обобщения, абстрагирования и других психофизиологических процессах. Для эффективного формирования коммуникативной компетентности необходимо выявление и обоснование психолого-педагогических предпосылок, анализ ситуаций общения и стратегий поведения, а также выбор подходящей логики диалога.
Таким образом, задачей педагога является формирование коммуникативной компетентности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО и развития этой компетентности вне учебной деятельности, а также обучение учащихся эффективно взаимодействовать в различных ситуациях жизни.
Для реализации этой задачи будем использовать формат внеурочной деятельности, поскольку он обеспечивает «выйти за рамки» конкретного предмета и продемонстрировать обучающимся различные способы коммуникации.
Следовательно, идея выпускной квалификационной работы состоит в необходимости разработки программы развития коммуникативной компетентности, которую можно было бы реализовывать как в урочное, так и во внеурочное время.
Целью исследования является выявление актуального уровня сформированности коммуникативной компетентности у младших школьников и разработка программы по её развитию.
Объект исследования - процесс развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативной компетентности» и особенности её формирования у обучающихся младшего школьного возраста.
2. Проанализировать специальную литературу для определения способов развития коммуникативной компетентности у обучающихся в образовательной практике;
3. Разработать диагностический комплекс для определения актуального уровня развития коммуникативной компетентности у обучающихся третьего класса;
4. Выявить актуальный уровень развития коммуникативной компетентности у обучающихся третьего класса;
5. Разработать программу занятий, направленную на повышение уровня развития коммуникативной компетентности у обучающихся третьего класса. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические - анализ психолого-педагогической литературы;
• практические - эксперимент, измерение, наблюдение.
Гипотеза исследования: коммуникативная компетентность включает в себя знание и применение культурных норм общения, умение договариваться и приходить к общему мнению с другими участниками процесса общения, ориентацию в языковых средствах. Мы предполагаем, что у младших школьников эти коммуникативные умения находятся на среднем уровне развития.
База исследования:
Констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ СШ №152 им. А. Д. Березина г. Красноярска в 3 «В» классе. Учитель - Каротыгина Татьяна Александровна. В эксперименте приняли участие 28 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После тщательного изучения психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что коммуникативная компетентность означает способность эффективно устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, быстро адаптироваться и выбирать подходящие средства общения в различных ситуациях коммуникации.
В результате анализа доступной литературы мы пришли к выводу о неотложности развития коммуникативной компетентности у младших школьников и необходимости системного подхода к ее развитию со стороны образовательной организации. Подготовка и формирование этой компетентности происходит в процессе обучения, где наибольший акцент делается на изучение норм и правил русского языка, однако также необходимо развивать и коммуникативные навыки обучающихся, включая способность договариваться, слушать мнение собеседника, принимать его точку зрения и аргументированно отстаивать свою позицию. Одним из альтернативных методов развития коммуникативных навыков учащихся являются специально разработанные интеллектуальные игры.
В следующей главе доклада были представлены результаты эксперимента, проведенного по данной теме исследования. Чтобы определить текущий уровень развития коммуникативной компетентности у младших школьников, мы провели комплекс диагностических тестов для учащихся 3 класса. Результаты диагностики в различных аспектах (поведенческом, когнитивном и эмоциональном) показали, что уровень развития коммуникативной компетентности в основном находится на среднем уровне (78%). Следовательно, учащиеся, принявшие участие в эксперименте, нуждаются в дополнительной специализированной работе для преодоления выявленных недостатков.
С этой целью, в рамках внеурочной деятельности, мы разработали программу, которая основывается на серии интеллектуальных игр в рамках школьного чемпионата для учеников 3-4 классов. Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута, задачи были решены, и гипотеза подтверждена.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования" (зарегистрирован 22.12.2022 № 71762)
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2009.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. М.: Просвещение, 2008.
4. Баев П.М. Играем на уроках русского языка, -Москва: Русский язык, 1989.
5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. - Ярославль: Академия развития, 2004.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Педагогика, 2012.
7. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г.
Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт- Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.; 26 см. - (Большая
психологическая энциклопедия).
8. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. - Ярославль: Академия Холдинг, 2009.
9. Вагапова А.В., Бочарова Е.Е. Психологическое сопровождение профессионального становления личности студента в условиях вузовского образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54390_full.shtml
(дата обращения: 10.07.2023).
10. Васильев, Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / Г. С. Васильев М., 1977.
11. Демченко, Е.В. Коммуникативная компетентность педагога детского образовательного учреждения как основа его профессиональной компетентности / Е.В. Демченко // Электронный научный журнал. - 2019. - № 6 (26). - С. 67-70
12. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987.
13. Евгеньева, А. П. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / АН СССР, Институт русского языка. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1970.
14. Езова, С.А. Коммуникативная компетенция / С.А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4. - С. 23-36.
15. Еловская С.В., Алексеева Е.Ю. Психолого-педагогические условия обучения школьников иностранному языку посредством информационно-коммуникационных технологий // Педагогика. Вопросы теории и практики.2016. № 2(2). С.12-14.
16. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - изд- во Лен. Гос. Ун., 1985.
17. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010.
18. Жуков, Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в
практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.
19.Захарова, Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие,
характеристики / Т.В. Захарова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Н.К. Игнатьева, Е.В. Киргизова, Т.А. Бахор // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.
20. Зотова, И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности / И.Н Зотова. - Таганрог, 2006. - С. 225-227.
21. Ильин, Е.П. Психология общения / Е.П. Ильин. - СанктПетербург.: Питер, 2015 .
22. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына. - СПб.: Питер, 2001.
23. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис. д-ра псих. наук / В.Н. Куницына. - СПб, 1991.
24. Кушнир, О.Ю. Формирование коммуникативной компетенции младших
школьников в процессе работы с текстом / О. Ю. Кушнир. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 491¬494. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75273/(дата обращения:
21.03.2023).
25. Левин Б. Е. "Что? Где? Когда?" для "чайников" [Текст] / - Донецк : Сталкер, 1999 .
26. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение/ А.А. Леонтьев. - М.:
Педагогика. - 1979.
27. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида/ Б.Ф. Ломов. - М.: Просвещение - 1976. - С.235-236
28. Майстровский Ю. Р. Интеллектуальный игры для школьников.
[Электронный ресурс]. URL: http://songo63.ru/lib/wp-
content/uploads/2018/05/Intellektuaknie_igri_shkolnikov_1 .pdf (дата
обращения: 19. 08. 2023).
29. Манаенкова, М.П. Формирование речевой компетентности в условиях современной образовательной парадигмы // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. 2017. С.372-377
30. Мандель Б. Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся: учебное пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (все уровни подготовки). - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017.
31. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие / М.: Педагогическое общество России, 2001.
32. Немов, Р. С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. - М. : Владос, 2011.
33. Неупокоева, Н.М. Коммуникативная культура педагога / Н.М. Неупокоева. - Курган, 2012. - С.25-28., с. 25-28, 46, с. 5-9
34. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П.Никитин. - М.: Просвещение, 1991.
35. Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. - М.: ОГУ, 2005.
36.Озерова, И.Н. Формирование коммуникативной культуры у детей в сценической деятельности/ И.Н. Озерова// Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 65 - 67
37. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально¬
психологический тренинг. - М.: Изд-во Моск. ун-та,- 1989.
38. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников/ Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение - 2000. - С.245-247
39. Сафонова, В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2004. - 236 с.
40. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитания. // Дополнительное образование. - 2004. - №1. - 97 с.
41. Соколова, В.В. Развитие коммуникативных умений / В.В. Соколова. - М. : Просвещение, 2012.
42. Тесленко В.И., Латынцева С.В. Формирование коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 2003.
43. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976.
44. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск: «ПЕЛЕНГ», 1993.
45. Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - СПб: Владос-Пресс, 2012.
46. Шмаков С. А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ