Особенности развития координационных способностей в учебно-тренировочном процессе волейболистов 13-14 лет
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Волейбол как вид спорта 7
1.2. Физиологические механизмы формирования координационных
способностей. Средства и методы развития координационных способностей 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика основ спортивной
подготовки юных волейболистов 26
1.4. Особенности развития координационных способностей
занимающихся волейболом 33
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 42
3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 44
3.1. Обоснование и разработка средств для развития координационных
способностей у волейболистов 13-14 лет 44
3.2. Оценка эффективности разработанных средств для развития
координационных способностей 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Волейбол как вид спорта 7
1.2. Физиологические механизмы формирования координационных
способностей. Средства и методы развития координационных способностей 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика основ спортивной
подготовки юных волейболистов 26
1.4. Особенности развития координационных способностей
занимающихся волейболом 33
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 42
3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 44
3.1. Обоснование и разработка средств для развития координационных
способностей у волейболистов 13-14 лет 44
3.2. Оценка эффективности разработанных средств для развития
координационных способностей 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.
Физическое совершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этой основе системы использования способов, форм и методов физического воспитания. В тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость. Она зависит от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), пластичности, саморегуляции. Ловкость рассматривается как вторичное качество, зависящее, в основном, от комплексного развития силы, быстроты и выносливости и одновременно состояния ЦНС. В результате тренировок увеличивается подвижность нервных процессов, повышается координация деятельности различных отделов ЦНС, сокращение и расслабление мышц- антагонистов. Технические средства обучения и контроля в спорте - это совокупность различных технических средств, способствующих формированию двигательных навыков, развитию физических качеств, контролю за их совершенствованием, а также технические средства обратной связи и другие вспомогательные средства механизации тренировочного процесса.
Применение технических средств обучения и подвижных игр в комплексе имеет большую ценность для развития физических качеств, в частности ловкости, помогает быстрее осваивать новые элементы, овладевать сложными техническими приемами, способствует повышению сознательности обучения и тренировки, создает условия для повышения моторной плотности тренировочный занятий.
Построение тренировки в спортивных играх и ее реализация всегда привлекали внимание специалистов, работающих в детско-юношеских спортивный школах и в спорте высших достижений. В настоящее время в спортивный играх накоплены: достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический опыт, которые обусловливают возможность более основательной и детальной разработки этой проблемы [2].
В последнее десятилетие существенно изменяется методика тренировки, совершенствуется техническое и тактическое мастерство волейболистов, повышается уровень развития физических и психических качеств. Волейбол как вид спорта становится более агрессивной и темповой, что требует повышения технико-тактической, психологической и физической подготовленности спортсменов, одним из основных качеств которой являются координационные способности [5].
Развитие и совершенствование координационный способностей следует рассматривать как один из важных разделов подготовки спортсменов разного уровня мастерства, что обусловлено переменной деятельности, а сопротивление, оказываемое соперником, значительно затрудняет проведение технических действий [7].
Координационная тренировка представляет собой сложный педагогический процесс, обеспечиваемый функциями различный систем организма и разделов подготовки. Особое значение имеет выбор направленности1педагогических воздействий и подбора средств тренировки. Вопросы средств тренировки при развитии координационных способностей в спортивных играх изучались многими специалистами [9].
Однако направленность педагогических! воздействий тренировки при развитии координационных способностей у волейболистов, занимающихся в детско-юношеских! спортивных школах в группах начальной подготовки, изучена недостаточно.
Сложившееся в настоящее время положение сдерживает возможность направленно воздействовать на процесс обучения волейболом, который в значительной мере связан с проявлением координационных способностей.
Актуальность исследования обусловлена: недостаточностью научного обоснования направленности педагогических воздействий при развитии координационных способностей волейболистов; необходимостью подбора эффективных средств и методов тренировки для развития координационных способностей у волейболистов, занимающихся в детско- юношеских спортивных школах; отсутствием научного и методического обеспечения тренеров по волейболу, отражающего методику развития координационных способностей у занимающихся в детско-юношеских спортивных школах.
Координационные способности являются одним из важнейших качеств, от развития которых зависит результативность как тренировочного, так и соревновательного процесса.
Совершенствуя координационные способности волейболистов, надо опираться на методические разработки, вытекающие из знания физиологических механизмом. Методы развития координационных способностей в волейболе должна, учитывать все особенности, присущие этому виду спорта. Использование различных умений и навыков возможно только при условии, если спортсмен обладает достаточно развитыми координационными способностями.
Таким образом, обобщение передового практического опыта, глубокий теоретический анализ и многолетние экспериментальные исследования позволили выделить основные разделы подготовки волейболистов, изложить материал в логической последовательности, основываясь на современные научные данные теории и практики физической культуры и спорта [16].
Цель исследования - обоснование и разработка средств для развития координационных способностей для волейболистов 13-14 лет.
Объект исследования -учебно-тренировочный процесс волейболистов 13-14 лет.
Предмет исследования - средства развития координационных
способностей в учебно-тренировочном процессе волейболистов 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме.
2. Разработать средства для развития координационных способностей у волейболистов 13-14 лет.
3. Внедрить разработанные средства в практику и проверить их эффективность.
Гипотеза: мы предположили, что разработанные средства с применением сложно - координационных упражнений, подвижных игр и эстафет позволит повысить уровень координационных способностей у волейболистов 13-14 лет.
Физическое совершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этой основе системы использования способов, форм и методов физического воспитания. В тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость. Она зависит от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), пластичности, саморегуляции. Ловкость рассматривается как вторичное качество, зависящее, в основном, от комплексного развития силы, быстроты и выносливости и одновременно состояния ЦНС. В результате тренировок увеличивается подвижность нервных процессов, повышается координация деятельности различных отделов ЦНС, сокращение и расслабление мышц- антагонистов. Технические средства обучения и контроля в спорте - это совокупность различных технических средств, способствующих формированию двигательных навыков, развитию физических качеств, контролю за их совершенствованием, а также технические средства обратной связи и другие вспомогательные средства механизации тренировочного процесса.
Применение технических средств обучения и подвижных игр в комплексе имеет большую ценность для развития физических качеств, в частности ловкости, помогает быстрее осваивать новые элементы, овладевать сложными техническими приемами, способствует повышению сознательности обучения и тренировки, создает условия для повышения моторной плотности тренировочный занятий.
Построение тренировки в спортивных играх и ее реализация всегда привлекали внимание специалистов, работающих в детско-юношеских спортивный школах и в спорте высших достижений. В настоящее время в спортивный играх накоплены: достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический опыт, которые обусловливают возможность более основательной и детальной разработки этой проблемы [2].
В последнее десятилетие существенно изменяется методика тренировки, совершенствуется техническое и тактическое мастерство волейболистов, повышается уровень развития физических и психических качеств. Волейбол как вид спорта становится более агрессивной и темповой, что требует повышения технико-тактической, психологической и физической подготовленности спортсменов, одним из основных качеств которой являются координационные способности [5].
Развитие и совершенствование координационный способностей следует рассматривать как один из важных разделов подготовки спортсменов разного уровня мастерства, что обусловлено переменной деятельности, а сопротивление, оказываемое соперником, значительно затрудняет проведение технических действий [7].
Координационная тренировка представляет собой сложный педагогический процесс, обеспечиваемый функциями различный систем организма и разделов подготовки. Особое значение имеет выбор направленности1педагогических воздействий и подбора средств тренировки. Вопросы средств тренировки при развитии координационных способностей в спортивных играх изучались многими специалистами [9].
Однако направленность педагогических! воздействий тренировки при развитии координационных способностей у волейболистов, занимающихся в детско-юношеских! спортивных школах в группах начальной подготовки, изучена недостаточно.
Сложившееся в настоящее время положение сдерживает возможность направленно воздействовать на процесс обучения волейболом, который в значительной мере связан с проявлением координационных способностей.
Актуальность исследования обусловлена: недостаточностью научного обоснования направленности педагогических воздействий при развитии координационных способностей волейболистов; необходимостью подбора эффективных средств и методов тренировки для развития координационных способностей у волейболистов, занимающихся в детско- юношеских спортивных школах; отсутствием научного и методического обеспечения тренеров по волейболу, отражающего методику развития координационных способностей у занимающихся в детско-юношеских спортивных школах.
Координационные способности являются одним из важнейших качеств, от развития которых зависит результативность как тренировочного, так и соревновательного процесса.
Совершенствуя координационные способности волейболистов, надо опираться на методические разработки, вытекающие из знания физиологических механизмом. Методы развития координационных способностей в волейболе должна, учитывать все особенности, присущие этому виду спорта. Использование различных умений и навыков возможно только при условии, если спортсмен обладает достаточно развитыми координационными способностями.
Таким образом, обобщение передового практического опыта, глубокий теоретический анализ и многолетние экспериментальные исследования позволили выделить основные разделы подготовки волейболистов, изложить материал в логической последовательности, основываясь на современные научные данные теории и практики физической культуры и спорта [16].
Цель исследования - обоснование и разработка средств для развития координационных способностей для волейболистов 13-14 лет.
Объект исследования -учебно-тренировочный процесс волейболистов 13-14 лет.
Предмет исследования - средства развития координационных
способностей в учебно-тренировочном процессе волейболистов 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме.
2. Разработать средства для развития координационных способностей у волейболистов 13-14 лет.
3. Внедрить разработанные средства в практику и проверить их эффективность.
Гипотеза: мы предположили, что разработанные средства с применением сложно - координационных упражнений, подвижных игр и эстафет позволит повысить уровень координационных способностей у волейболистов 13-14 лет.
1. Проанализировав литературу по данной теме, мы выявили, что у подростков 13 - 14 лет высокими темпами улучшаются координационные способности, вследствие накопленного двигательного опыта.
2. Были разработаны сложно - координационные упражнения и подобраны подвижные игры, применяемые на учебно - тренировочных занятиях у волейболистов 13 - 14 лет.
3. Применение разработанных средств в экспериментальной группе на протяжении педагогического эксперимента позволило выявить в конце исследования достоверные различия в показателях координационных способностей между контрольной и экспериментальной группой. Достоверность оценки возрастает значительно, когда уровень физической и тактической подготовленности волейболистов сопоставляются с показателями их соревновательной деятельности. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу и говорит об эффективности разработанных нами средств.
2. Были разработаны сложно - координационные упражнения и подобраны подвижные игры, применяемые на учебно - тренировочных занятиях у волейболистов 13 - 14 лет.
3. Применение разработанных средств в экспериментальной группе на протяжении педагогического эксперимента позволило выявить в конце исследования достоверные различия в показателях координационных способностей между контрольной и экспериментальной группой. Достоверность оценки возрастает значительно, когда уровень физической и тактической подготовленности волейболистов сопоставляются с показателями их соревновательной деятельности. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу и говорит об эффективности разработанных нами средств.
Подобные работы
- Особенности развития координационных способностей посредством подвижных игр на уроке волейбола у детей 13-14 лет.
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Средства и методы развития координационных способностей волейболисток 13-14 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Подвижные игры как средство развития ловкости у обучающихся 13-14 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Повышение технического уровня у девочек 13-14 лет с применением координационных упражнений на уроках волейбола
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие координационных способностей девочек-подростков в процессе
занятий волейболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование скоростно-силовых качеств обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по волейболу
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2019 - Методика развития ловкости с применением игровых упражнений в волейболе
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование методики развития координационных способностей волейболисток 13-14 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



