ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Волейбол как вид спорта 7
1.2. Физиологические механизмы формирования координационных
способностей. Средства и методы развития координационных способностей 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика основ спортивной
подготовки юных волейболистов 26
1.4. Особенности развития координационных способностей
занимающихся волейболом 33
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Методы исследования 39
2.2. Организация исследования 42
3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 44
3.1. Обоснование и разработка средств для развития координационных
способностей у волейболистов 13-14 лет 44
3.2. Оценка эффективности разработанных средств для развития
координационных способностей 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.
Физическое совершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этой основе системы использования способов, форм и методов физического воспитания. В тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость. Она зависит от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), пластичности, саморегуляции. Ловкость рассматривается как вторичное качество, зависящее, в основном, от комплексного развития силы, быстроты и выносливости и одновременно состояния ЦНС. В результате тренировок увеличивается подвижность нервных процессов, повышается координация деятельности различных отделов ЦНС, сокращение и расслабление мышц- антагонистов. Технические средства обучения и контроля в спорте - это совокупность различных технических средств, способствующих формированию двигательных навыков, развитию физических качеств, контролю за их совершенствованием, а также технические средства обратной связи и другие вспомогательные средства механизации тренировочного процесса.
Применение технических средств обучения и подвижных игр в комплексе имеет большую ценность для развития физических качеств, в частности ловкости, помогает быстрее осваивать новые элементы, овладевать сложными техническими приемами, способствует повышению сознательности обучения и тренировки, создает условия для повышения моторной плотности тренировочный занятий.
Построение тренировки в спортивных играх и ее реализация всегда привлекали внимание специалистов, работающих в детско-юношеских спортивный школах и в спорте высших достижений. В настоящее время в спортивный играх накоплены: достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический опыт, которые обусловливают возможность более основательной и детальной разработки этой проблемы [2].
В последнее десятилетие существенно изменяется методика тренировки, совершенствуется техническое и тактическое мастерство волейболистов, повышается уровень развития физических и психических качеств. Волейбол как вид спорта становится более агрессивной и темповой, что требует повышения технико-тактической, психологической и физической подготовленности спортсменов, одним из основных качеств которой являются координационные способности [5].
Развитие и совершенствование координационный способностей следует рассматривать как один из важных разделов подготовки спортсменов разного уровня мастерства, что обусловлено переменной деятельности, а сопротивление, оказываемое соперником, значительно затрудняет проведение технических действий [7].
Координационная тренировка представляет собой сложный педагогический процесс, обеспечиваемый функциями различный систем организма и разделов подготовки. Особое значение имеет выбор направленности1педагогических воздействий и подбора средств тренировки. Вопросы средств тренировки при развитии координационных способностей в спортивных играх изучались многими специалистами [9].
Однако направленность педагогических! воздействий тренировки при развитии координационных способностей у волейболистов, занимающихся в детско-юношеских! спортивных школах в группах начальной подготовки, изучена недостаточно.
Сложившееся в настоящее время положение сдерживает возможность направленно воздействовать на процесс обучения волейболом, который в значительной мере связан с проявлением координационных способностей.
Актуальность исследования обусловлена: недостаточностью научного обоснования направленности педагогических воздействий при развитии координационных способностей волейболистов; необходимостью подбора эффективных средств и методов тренировки для развития координационных способностей у волейболистов, занимающихся в детско- юношеских спортивных школах; отсутствием научного и методического обеспечения тренеров по волейболу, отражающего методику развития координационных способностей у занимающихся в детско-юношеских спортивных школах.
Координационные способности являются одним из важнейших качеств, от развития которых зависит результативность как тренировочного, так и соревновательного процесса.
Совершенствуя координационные способности волейболистов, надо опираться на методические разработки, вытекающие из знания физиологических механизмом. Методы развития координационных способностей в волейболе должна, учитывать все особенности, присущие этому виду спорта. Использование различных умений и навыков возможно только при условии, если спортсмен обладает достаточно развитыми координационными способностями.
Таким образом, обобщение передового практического опыта, глубокий теоретический анализ и многолетние экспериментальные исследования позволили выделить основные разделы подготовки волейболистов, изложить материал в логической последовательности, основываясь на современные научные данные теории и практики физической культуры и спорта [16].
Цель исследования - обоснование и разработка средств для развития координационных способностей для волейболистов 13-14 лет.
Объект исследования -учебно-тренировочный процесс волейболистов 13-14 лет.
Предмет исследования - средства развития координационных
способностей в учебно-тренировочном процессе волейболистов 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме.
2. Разработать средства для развития координационных способностей у волейболистов 13-14 лет.
3. Внедрить разработанные средства в практику и проверить их эффективность.
Гипотеза: мы предположили, что разработанные средства с применением сложно - координационных упражнений, подвижных игр и эстафет позволит повысить уровень координационных способностей у волейболистов 13-14 лет.
1. Проанализировав литературу по данной теме, мы выявили, что у подростков 13 - 14 лет высокими темпами улучшаются координационные способности, вследствие накопленного двигательного опыта.
2. Были разработаны сложно - координационные упражнения и подобраны подвижные игры, применяемые на учебно - тренировочных занятиях у волейболистов 13 - 14 лет.
3. Применение разработанных средств в экспериментальной группе на протяжении педагогического эксперимента позволило выявить в конце исследования достоверные различия в показателях координационных способностей между контрольной и экспериментальной группой. Достоверность оценки возрастает значительно, когда уровень физической и тактической подготовленности волейболистов сопоставляются с показателями их соревновательной деятельности. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу и говорит об эффективности разработанных нами средств.
1. Аврамова, Н.В. Разработка модели основных направлений
совершенствования технической подготовки волейболисток 15-17 лет / Н.В. Аврамова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.- 2012, № 4. - С. 6 - 11.
2. Акчурин, Н.А. Оценка морфофункциональных свойств организма при проведении профессионального отбора школьников для занятия волейболом / Н.А. Акчурин. , А.А. Шанкие, В.Г. Кошелева // Фундаментальные исследования. - 2012.- № 9. - С. 265-267.
3. Андреев, В.И. Совершенствование техники атакующих действий
волейболистов / В.И.Андреев, И.А.Зюбанова, Л.М. Иценко, Л.В.
Капилевич.- Томск: Изд- во Томского политехнического университета, 2010. - 100 с.
4. Арушанова, А. П. Энциклопедия спорта / А. П. Арушанова.- Москва: Просвещение, 2005. - 512 с.
5. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.Б. Барчуков.- Москва: Кронус, 2011.- 247с.
6. Безруких, М.М. Здоровье, формирующее физическое развитие / М.М. Безруких. - Москва: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
7. Беляев, А.В.Волейбол: Теория и методика тренировки (школа тренера) / А. В Беляев. - Москва: Физкультура и спорт, 2007. - 184 с.
8. Беляев, А.В.Волейбол / А.В. Беляев. - Москва: ТВТ Дивизион, 2009.- 360 с.
9. Бисеров, В. В. Физическая культура: учебное пособие/ В. В. Бисеров, И. В.
Рукина, Т. Л. Мухтарова, М. С. Бородулина, Л. Л. Брёхова.- Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008.- 275 с.
10. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. -
Москва: Владоспресс, 2002.- 105 с.
11. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2008.- 381 с.
12. Власов, А. А. Физическая культура и спорт. Краткий терминологический словарь/ А.А. Власов.- Москва: Советский спорт, 2005.
13. Гаврилов, М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврилов.- М.: «Физкультура,
образование, и наука», 2000. - 294с.
14. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов // Учебное пособие. - Москва: 2000. - 168с.
15. Дорохов, Р.Н. Спортивная морфология: учеб. пособие для высших и средних специальных учреждений физической культуры / Р.Н. Дорохов,В.П. Губа.- Москва: СпортАкадемПресс, 2002.- 236 с.
16. Дубровский, В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова.- Москва: «Издательство Владос-пресс», 2002.- 666 с.
17. Железняк, Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк.- Москва: Физкультура и спорт , 2003.-294с.
18. Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. - Москва: 2000.- 254с.
19. Журомскас, Д. С. Психолого-педагогические проблемы формирования спортивной мотивации юных волейболистов /Д.С. Журомскас // «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, перспективы и условия развития» материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием (19 апреля 2012 г.). I том - Иркутск: ООО «Издательство «Аспринт», 2012.- 332 с.
20. Ивойлов, А.В.Волейбол: Учебник для институтов физ. Культуры/ А.В. Ивойлов. - Москва, 2000.- 230 с
21. Клещев, Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев.- Москва: Физкультура и спорт, 2003.- 294с.
22. Коваленко, Т.Г.Основы спортивной тренировки: Учебно-методическое
пособие/ Т.Г. Коваленко. - Волгоград: Издательство Волгоградского
государственного университета, 2001.- 88 с.
23. Козырева, Л.В. Волейбол (Азбука спорта) / Л.В. Козырева. - Москва: Физкультура испорт, 2003.- 168 с.
24. Королев, М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе.-2009, №4. - С.33-37
25. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл.- Москва: Олимпийский спорт, 2008. - 421с.
26. Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц.- Минск.: Общая и
спортивная физиология, 2003.- 308 с.
27. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
28. Кузьмин, В.Г.Введение в теорию физической культуры/ В.Г. Кузьмин. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2004. - 207с.
29. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин . - Москва: Советский спорт, 2010.- 464 с.
30. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда.- Москва: Советский спорт, 2008.-244 с.
31. Лепешкин, В. Волейбол / В. Лепешкин // Спорт в школе.- 2007, № 20
32. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / В.И. Лях.- Москва: Пособие для учителя, 2001.- 230 с.
33. Матвеев, Е.М. Волейбол. Школа движений / Е.М. Матвеев. - Физическая культура в школе, 2001.- 33 с.
34. Минкевич, М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе /
М.А. Минкевич.- Москва: Медгиз, 2001. - 183 с.
35. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов
Методическое пособие / В.Г. Никитушкин.- Москва: Москомспорт, 2009.¬112 с.
36. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта. Ф и С / А.Ц. Пуни.- Москва: Психология спорта 2000.- 96 с.
37. Сентябрев, Н.Н. Определение функционального состояния ЦНС
спортсменов: Учебно-методической пособие/ Н.Н. Сентябрев. - Волгоград, ВГАФК, 2000. - 15 с.
38. Сергиенко, Л. П. Основы спортивной генетики / под ред. Л.П. Сергиенко.- К.: Вища шк., 2004.- 31с.
39. Сологуб, Е.Б.Физиология человека / Е.Б.Сологуб, А.С. Солодков.- Москва: Советский спорт, 2008.- 620 с.
40. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк. - 2-е изд., стереотип. - Москва: «Академия», 2004. - 520 с.
41. Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I - III
курсов) / сост. В. Н. Буянов, И. В. Переверзева.- Ульяновск: УлГТУ,
2011. - 310 с.
42. Филонов, А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов.- Москва: Школьная книга, 2002.- 233 с.
43. Фомин, Е.В. Структура специальной физической подготовленности волейболистов // Теория и практика физической культуры.- 2007.- №7.- С.33-34.
44. Фурманов, А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009.- 240 с.
45. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.
Холодов.- Москва: Издательский центр «Академия», 2009.- 480 с.
46. Ценности и ценностные ориентации в физическом воспитании: Учеб.- метод. разработка. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2003.- 30 с.
47. Чехов, О.С. Подготовка юных волейболистов / О.С. Чехов.-
Москва:Физкультура и спорт, 2003.- 294 с.
48. Щедрина, Ю.С. Физическая культура / Ю.С. Щедрина.- Москва: Юнити, 2005.- 350 с.
49. Юдин, В.Д. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.Д. Юдин.- Москва: Инфра-М, 2004.- 280 с.
50. Якушев, П.В. Теория спорта. Курс лекций / П.В. Якушев.- Витебск: УО ВГУ им. П. М. Машерова, 2005.- 129с.