Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №169892

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Проблема психологической готовности к школе в научных
исследованиях 6
1.2. Понятие «ограниченные возможности здоровья» в психологии 12
1.3. Особенности психологической готовности к школе детей старшего
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 29
2.3 Рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья 43
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ


Переход ребенка из детского сада в школу - это особенный этап для каждого ребенка, а для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно. Меняется среда, в которой он существовал, при этом приобретая новую для себя роль в обществе, у ребенка меняется отношение к сверстникам и взрослым, все больше ребенку предъявляют требования к разным сторонам его психических качеств, личности, знаниям и умениям. Ребенок должен со всей ответственностью относиться к учебному процессу, осознавать ее общественную значимость, понимать и принимать требования и правила школьной жизни. Переход от одной ступени обучения к другой, в первую очередь влияет на эмоциональную сферу дошкольников, так как требования к уровню психического развития детей, поступающих в школу, возрастает. В связи с этим, количество не готовых детей к школе, в силу различных причин, становится все больше, прежде всего, это связанно с наличием ограниченных возможностей здоровья детей.
При обучении детей с ОВЗ характерны трудности связанные с возможностями интеллектуального развития, познавательной сферы в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [1].
Рассматривая с этой проблемой в практической деятельности, понимая важность этого вопроса, мы решили уделить особое внимание психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Большое внимание особенностям психологической готовности к школьному обучению уделяется в научных трудах Л.И. Божович (1998), Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова (1991), Н.Г. Салмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадрикова (1999, 2001), Д.Б. Эльконина (1981, 1989), А. Анастази, Я. Йирасек и других [18].
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста отличается у детей с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения) и детей без ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе в научных исследованиях.
2. Раскрыть понятие «ограниченные возможности здоровья» в психологии.
3. Выделить особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование уровня психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования уровня психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого -педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: беседа, педагогический эксперимент,
качественный и количественный анализ полученных результатов. Методики исследования: тест «Кругозор» (С.А. Банков), «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова).
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №Х г. Назарово Красноярского края.
Экспериментальную выборку составляли 10 детей подготовительной группы комбинированного вида, имеющие ограниченные возможности здоровья (речевые нарушения) и 10 детей без ОВЗ из подготовительной группы.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической главы, включающие три параграфа, практической, включающей три параграфа, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решая первую задачу, мы рассмотрели проблему психологической готовности детей к школе в научных исследованиях. Таким образом, психологическая готовность к школе - подразумевает взаимосвязанные качества: особенности мотивации, высокий уровень речевого, познавательного и интеллектуального развития, определенные взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса.
Решая втору задачу, мы раскрыли понятие «ограниченные возможности здоровья» в психологии. Под ограниченными возможностями здоровья - понимается любая утрата психической, физической или анатомической структуры или функции либо отклонения от них, влекущее полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.
Решая третью задачу, мы выделили особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Так можно выделить понятие «школьной зрелости».
«Школьная зрелость» (schoolmaturity), «готовность к школе» (school readiness) и «психологическая готовность к школе» — эти понятия используются в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по сформированности которого можно учиться в школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к школе определяет произвольность, сформированность всех психических процессов, личностных качеств развития. Готовность к школе детей - это результат всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемый семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста. Все эти компоненты выражают необходимость организации специальной коррекционной работы по повышению уровня их общего развития.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что образование в рамках инклюзии, благоприятно влияет на развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их готовности к школьному обучению, но следует отметить, что данная тема не исчерпывает актуальности проблемы и требует дальнейшего глубокого изучения.
Во второй главе мы определили методы и методики психологической готовности к школе детей с ОВЗ и провели констатирующий эксперимент.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №Х «Калинка» г. Назарово Красноярского края. Экспериментальную выборку составляли 10 детей подготовительной группы комбинированного вида, имеющие ограниченные возможности здоровья (речевые нарушения) и 10 детей без ОВЗ из подготовительной группы. Для определения психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья были выбраны методики, позволяющие определить общее интеллектуальное развитие, уровень умения действовать по инструкции, уровень произвольности и мелкой моторики, а также методика на определение мотивационной готовности к обучению в школе.
Результаты диагностики показали, что уровень интеллектуального развития у детей с речевыми нарушениями у большинства детей находится на среднем и высоком уровне, при этом уровень мотивационной готовности у 9 детей из 10 находятся на среднем и низком уровне, что говорит о благоприятном фоне в анализируемой группе.
Данное исследование показало, что дети с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями), имеющие низкие значения по уровню интеллектуального развития, оказывают незначительное негативное влияние на общее психологическое состояние. Данное заключение позволяет сделать вывод, что гипотеза исследования доказана.
Таким образом, задачи данного исследования решены, а цель достигнута.



1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432 (дата
обращения: 22.01.2019).
2. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М.: 1972. 48 с.
3. Агаева И.Б. Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями: хрестоматия; КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 392 с.
4. Архипова Г.К., Коваленко В.И. Учебная мотивация как критерий готовности к школе // Смальта. 2016. № 2. С. 61-64.
5. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности М.: 2008. 158 с.
6. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе. Тула: Арктоус, 1997. 100 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
8. Вазирова Л.У. Отличительные особенности методики обучения
Ш.А. Амонашвили // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href="https://scienceforum.ru/2019/article/2018011847">https://scienceforum.ru/2 019/article/2018011847(дата обращения: 12.06.2021 )
9. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М.: Знание, 2013. 189 с.
10. Выготский Л.С. Детская психология / Собр. соч.: В 6 т. Т4. М.: Просвещение, 1984. 432 с.
11. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002. 1008 с.
12. Гончарова В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. М.: ИНФРА-М, 2018. 343c.
13. Григорьева М.Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель. 2009. 136 с.
14. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: МГ1111У, 2002. 3-е изд., переработанное 68 с.
15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 5-е изд. СПб.: Питер, 2011. 208 с.
16. Дубровина И.В. 1рактическая психология в образовании:
Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2004. 562 с.
17. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. М.: Национальный книжный центр, 2015. (Развитие и коррекция.), 221 с.
18. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 2009. 240 с.
19. Карасёва Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС / Е.Г. Карасёва. М.: Русское слово, 2018. 527 с.
20. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 2011. 80 с.
21. Кривых С.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия / С.В. Кривых, М.В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. 2017. № 2. С. 75¬86.
22. Лобень Л.М. Мотивационная готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста // Символ науки. 2016. № 11-4 (23). С.171-173.
23. Макаркова Я.С. Характеристика компонентов психологической готовности к школьному обучению. // Наука и образование: новое время. 2016. № 2 (13). С. 904-908.
24. Мёдова Н.А. Обучение и развитие детей со сложными комплексными нарушениями: метод. рекомендации / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина, Отд. орг. обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А.А. Коваленко. Томск, 2013. 44 с.
25. Мещерякова М.В. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/6981(дата обращения: 07.02.2019).
26. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. 488 с.
27. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого -педагогическая готовность к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 256 с.
28. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Романова М.В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, современное состояние // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8-3. С. 146-152.
29. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 144 с.
30. Рудик О.С. Как помочь аутичному ребёнку: метод. пособие: книга для родителей / О.С. Рудик. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. 207 с.
31. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. МГУ.: 2010. 288с.
32. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. 180 с.
33. Троицкая И.Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2017. №6. С. 207 -209.
34. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего
возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. 136 с. (Педагогическая наука — реформе школы). URL:
http: //psychlib.ru/inc/absid.php?absid=21794.
35. Hetzer H., 1936; Kern A., 1951; Strebel С, 1957; Jirasek J„ 1970, 1978, и др.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ