ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Проблема психологической готовности к школе в научных
исследованиях 6
1.2. Понятие «ограниченные возможности здоровья» в психологии 12
1.3. Особенности психологической готовности к школе детей старшего
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 29
2.3 Рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья 43
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Проблема психологической готовности к школе в научных
исследованиях 6
1.2. Понятие «ограниченные возможности здоровья» в психологии 12
1.3. Особенности психологической готовности к школе детей старшего
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 29
2.3 Рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья 43
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Переход ребенка из детского сада в школу - это особенный этап для каждого ребенка, а для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно. Меняется среда, в которой он существовал, при этом приобретая новую для себя роль в обществе, у ребенка меняется отношение к сверстникам и взрослым, все больше ребенку предъявляют требования к разным сторонам его психических качеств, личности, знаниям и умениям. Ребенок должен со всей ответственностью относиться к учебному процессу, осознавать ее общественную значимость, понимать и принимать требования и правила школьной жизни. Переход от одной ступени обучения к другой, в первую очередь влияет на эмоциональную сферу дошкольников, так как требования к уровню психического развития детей, поступающих в школу, возрастает. В связи с этим, количество не готовых детей к школе, в силу различных причин, становится все больше, прежде всего, это связанно с наличием ограниченных возможностей здоровья детей.
При обучении детей с ОВЗ характерны трудности связанные с возможностями интеллектуального развития, познавательной сферы в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [1].
Рассматривая с этой проблемой в практической деятельности, понимая важность этого вопроса, мы решили уделить особое внимание психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Большое внимание особенностям психологической готовности к школьному обучению уделяется в научных трудах Л.И. Божович (1998), Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова (1991), Н.Г. Салмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадрикова (1999, 2001), Д.Б. Эльконина (1981, 1989), А. Анастази, Я. Йирасек и других [18].
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста отличается у детей с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения) и детей без ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе в научных исследованиях.
2. Раскрыть понятие «ограниченные возможности здоровья» в психологии.
3. Выделить особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование уровня психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования уровня психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого -педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: беседа, педагогический эксперимент,
качественный и количественный анализ полученных результатов. Методики исследования: тест «Кругозор» (С.А. Банков), «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова).
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №Х г. Назарово Красноярского края.
Экспериментальную выборку составляли 10 детей подготовительной группы комбинированного вида, имеющие ограниченные возможности здоровья (речевые нарушения) и 10 детей без ОВЗ из подготовительной группы.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической главы, включающие три параграфа, практической, включающей три параграфа, заключения, списка литературы, приложений.
При обучении детей с ОВЗ характерны трудности связанные с возможностями интеллектуального развития, познавательной сферы в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что должны создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [1].
Рассматривая с этой проблемой в практической деятельности, понимая важность этого вопроса, мы решили уделить особое внимание психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Большое внимание особенностям психологической готовности к школьному обучению уделяется в научных трудах Л.И. Божович (1998), Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова (1991), Н.Г. Салмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадрикова (1999, 2001), Д.Б. Эльконина (1981, 1989), А. Анастази, Я. Йирасек и других [18].
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста отличается у детей с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения) и детей без ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе в научных исследованиях.
2. Раскрыть понятие «ограниченные возможности здоровья» в психологии.
3. Выделить особенности психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование уровня психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования уровня психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого -педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: беседа, педагогический эксперимент,
качественный и количественный анализ полученных результатов. Методики исследования: тест «Кругозор» (С.А. Банков), «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова).
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №Х г. Назарово Красноярского края.
Экспериментальную выборку составляли 10 детей подготовительной группы комбинированного вида, имеющие ограниченные возможности здоровья (речевые нарушения) и 10 детей без ОВЗ из подготовительной группы.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической главы, включающие три параграфа, практической, включающей три параграфа, заключения, списка литературы, приложений.
Решая первую задачу, мы рассмотрели проблему психологической готовности детей к школе в научных исследованиях. Таким образом, психологическая готовность к школе - подразумевает взаимосвязанные качества: особенности мотивации, высокий уровень речевого, познавательного и интеллектуального развития, определенные взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса.
Решая втору задачу, мы раскрыли понятие «ограниченные возможности здоровья» в психологии. Под ограниченными возможностями здоровья - понимается любая утрата психической, физической или анатомической структуры или функции либо отклонения от них, влекущее полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.
Решая третью задачу, мы выделили особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Так можно выделить понятие «школьной зрелости».
«Школьная зрелость» (schoolmaturity), «готовность к школе» (school readiness) и «психологическая готовность к школе» — эти понятия используются в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по сформированности которого можно учиться в школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к школе определяет произвольность, сформированность всех психических процессов, личностных качеств развития. Готовность к школе детей - это результат всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемый семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста. Все эти компоненты выражают необходимость организации специальной коррекционной работы по повышению уровня их общего развития.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что образование в рамках инклюзии, благоприятно влияет на развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их готовности к школьному обучению, но следует отметить, что данная тема не исчерпывает актуальности проблемы и требует дальнейшего глубокого изучения.
Во второй главе мы определили методы и методики психологической готовности к школе детей с ОВЗ и провели констатирующий эксперимент.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №Х «Калинка» г. Назарово Красноярского края. Экспериментальную выборку составляли 10 детей подготовительной группы комбинированного вида, имеющие ограниченные возможности здоровья (речевые нарушения) и 10 детей без ОВЗ из подготовительной группы. Для определения психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья были выбраны методики, позволяющие определить общее интеллектуальное развитие, уровень умения действовать по инструкции, уровень произвольности и мелкой моторики, а также методика на определение мотивационной готовности к обучению в школе.
Результаты диагностики показали, что уровень интеллектуального развития у детей с речевыми нарушениями у большинства детей находится на среднем и высоком уровне, при этом уровень мотивационной готовности у 9 детей из 10 находятся на среднем и низком уровне, что говорит о благоприятном фоне в анализируемой группе.
Данное исследование показало, что дети с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями), имеющие низкие значения по уровню интеллектуального развития, оказывают незначительное негативное влияние на общее психологическое состояние. Данное заключение позволяет сделать вывод, что гипотеза исследования доказана.
Таким образом, задачи данного исследования решены, а цель достигнута.
Решая втору задачу, мы раскрыли понятие «ограниченные возможности здоровья» в психологии. Под ограниченными возможностями здоровья - понимается любая утрата психической, физической или анатомической структуры или функции либо отклонения от них, влекущее полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.
Решая третью задачу, мы выделили особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья. Так можно выделить понятие «школьной зрелости».
«Школьная зрелость» (schoolmaturity), «готовность к школе» (school readiness) и «психологическая готовность к школе» — эти понятия используются в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по сформированности которого можно учиться в школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к школе определяет произвольность, сформированность всех психических процессов, личностных качеств развития. Готовность к школе детей - это результат всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемый семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста. Все эти компоненты выражают необходимость организации специальной коррекционной работы по повышению уровня их общего развития.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что образование в рамках инклюзии, благоприятно влияет на развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их готовности к школьному обучению, но следует отметить, что данная тема не исчерпывает актуальности проблемы и требует дальнейшего глубокого изучения.
Во второй главе мы определили методы и методики психологической готовности к школе детей с ОВЗ и провели констатирующий эксперимент.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №Х «Калинка» г. Назарово Красноярского края. Экспериментальную выборку составляли 10 детей подготовительной группы комбинированного вида, имеющие ограниченные возможности здоровья (речевые нарушения) и 10 детей без ОВЗ из подготовительной группы. Для определения психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья были выбраны методики, позволяющие определить общее интеллектуальное развитие, уровень умения действовать по инструкции, уровень произвольности и мелкой моторики, а также методика на определение мотивационной готовности к обучению в школе.
Результаты диагностики показали, что уровень интеллектуального развития у детей с речевыми нарушениями у большинства детей находится на среднем и высоком уровне, при этом уровень мотивационной готовности у 9 детей из 10 находятся на среднем и низком уровне, что говорит о благоприятном фоне в анализируемой группе.
Данное исследование показало, что дети с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями), имеющие низкие значения по уровню интеллектуального развития, оказывают незначительное негативное влияние на общее психологическое состояние. Данное заключение позволяет сделать вывод, что гипотеза исследования доказана.
Таким образом, задачи данного исследования решены, а цель достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Готовность детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала (Елецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021



