ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 4
Глава 1. Развитие навыка чтения в начальной школе как психолого-педагогическая проблема 7
1.1 Психологические механизмы чтения 7
1.2 Навык чтения с точки зрения педагогики 13
1.3 Приемы совершенствования навыка чтения в начальной школе.
Зрительный диктант 23
Вывод по Главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса совершенствования навыков чтения у младших школьников 29
2.1 Диагностика актуального уровня навыка чтения 29
2.2 Результаты исследования актуального уровня навыка чтения у
младших школьников 36
2.3 Комплекс зрительных диктантов, направленных на развитие навыка
чтения у младших школьников 46
Вывод по Главе 2 58
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Приложение Б
Глава 1. Развитие навыка чтения в начальной школе как психолого-педагогическая проблема 7
1.1 Психологические механизмы чтения 7
1.2 Навык чтения с точки зрения педагогики 13
1.3 Приемы совершенствования навыка чтения в начальной школе.
Зрительный диктант 23
Вывод по Главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса совершенствования навыков чтения у младших школьников 29
2.1 Диагностика актуального уровня навыка чтения 29
2.2 Результаты исследования актуального уровня навыка чтения у
младших школьников 36
2.3 Комплекс зрительных диктантов, направленных на развитие навыка
чтения у младших школьников 46
Вывод по Главе 2 58
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Приложение Б
На сегодняшний день интерес к проблеме совершенствования навыков чтения весьма актуален, поскольку достаточно развиты средства информации, снижающие у детей потребность в чтении, в этом случае ребенок выступает как «пассивный объект», у которого не возникает необходимости и внутренней в приобретении этого культурного навыка [2, с. 5].
Чтение является одним из ведущих способов приобретения информации, так как до 80% информации человек получает при помощи чтения, поэтому овладение этим навыком является для школьников важным условием успешного обучения в школе. Чтение способствует интеллектуальному, эстетическому и речевому развитию учащихся. В связи с этим существует необходимость систематической и целенаправленной работы над совершенствованием навыка чтения у детей младшего школьного возраста [39, с. 51].
Вопросами изучения овладения навыками чтения детьми занимались такие ученые как В.А. Сухомлинский, М.Р. Львова, В.Г. Горецкий, М..Б. Сосновская, И.Т. Федоренко и др.
Одной из важных задач начальной школы является формирование у детей навыка чтения, который образует фундамент всего последующего образования. Учащиеся, выходя со школы начальных классов должны иметь беглое, осмысленное, правильное и выразительное чтение, но зачастую почти в каждом классе находятся несколько учащихся, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой. Умея читать, они проделывают это очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного [6,с. 215].
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности развития навыка чтения у младших школьников».
Объект исследования: процесс развития навыка чтения у младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень и особенности развития навыка чтения у младших школьников.
Принимая во внимание вышесказанное, была поставлена цель работы: определить актуальный уровень развития и особенности проявления навыка чтения у младших школьников.
Исходя из цели и учитывая специфику исследования предмета, определены следующие задачи:
1. Раскрыть физиологические и психологические механизмы чтения.
2. Рассмотреть навык чтения с точки зрения педагогики.
3. Определить методы совершенствования навыка чтения в начальной школе.
4. Определить актуальный уровень развития навыка чтения у младших школьников.
5. Подобрать комплекс упражнений, направленный на
совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: навык чтения у обучающихся начальных классов развит на среднем уровне, при этом младшие школьники
• читают по слогам или целыми словами;
• допускают ошибки, связанные в основном с «угадывающим
чтением»;
• не всегда полностью понимают то, о чем читают.
Теоретической и методологической базой исследования являются: концепция письменно-речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Эльконин Д.Б. и др.); исследования по проблеме обучения чтению детей и попроблеме трудностей в формировании навыков чтения, представленные в исследованиях Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Т.Г. Егорова И.Т Федоренко и др.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, нами использовались следующие методы исследования: теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы, учебных изданий, обобщение передового опыта; эмпирические методы - педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в подборе комплекса упражнений по совершенствованию навыков чтения у детей младшего школьного возраста. Этот комплекс упражнений по совершенствованию навыков чтения у младших школьников может быть полезен педагогам начального звена.
База исследования: МБОУ «Крутоярская СОШ» Назаровского района, поселок Красная Сопка. В исследовании приняли участие 16 учащихся второго класса, из них 8 мальчиков и 8 девочек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 52 литературных источника и 5 интернет - источников источников и приложений (3). Результаты исследования иллюстрируются таблицами и диаграммами.
Чтение является одним из ведущих способов приобретения информации, так как до 80% информации человек получает при помощи чтения, поэтому овладение этим навыком является для школьников важным условием успешного обучения в школе. Чтение способствует интеллектуальному, эстетическому и речевому развитию учащихся. В связи с этим существует необходимость систематической и целенаправленной работы над совершенствованием навыка чтения у детей младшего школьного возраста [39, с. 51].
Вопросами изучения овладения навыками чтения детьми занимались такие ученые как В.А. Сухомлинский, М.Р. Львова, В.Г. Горецкий, М..Б. Сосновская, И.Т. Федоренко и др.
Одной из важных задач начальной школы является формирование у детей навыка чтения, который образует фундамент всего последующего образования. Учащиеся, выходя со школы начальных классов должны иметь беглое, осмысленное, правильное и выразительное чтение, но зачастую почти в каждом классе находятся несколько учащихся, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой. Умея читать, они проделывают это очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного [6,с. 215].
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности развития навыка чтения у младших школьников».
Объект исследования: процесс развития навыка чтения у младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень и особенности развития навыка чтения у младших школьников.
Принимая во внимание вышесказанное, была поставлена цель работы: определить актуальный уровень развития и особенности проявления навыка чтения у младших школьников.
Исходя из цели и учитывая специфику исследования предмета, определены следующие задачи:
1. Раскрыть физиологические и психологические механизмы чтения.
2. Рассмотреть навык чтения с точки зрения педагогики.
3. Определить методы совершенствования навыка чтения в начальной школе.
4. Определить актуальный уровень развития навыка чтения у младших школьников.
5. Подобрать комплекс упражнений, направленный на
совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: навык чтения у обучающихся начальных классов развит на среднем уровне, при этом младшие школьники
• читают по слогам или целыми словами;
• допускают ошибки, связанные в основном с «угадывающим
чтением»;
• не всегда полностью понимают то, о чем читают.
Теоретической и методологической базой исследования являются: концепция письменно-речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Эльконин Д.Б. и др.); исследования по проблеме обучения чтению детей и попроблеме трудностей в формировании навыков чтения, представленные в исследованиях Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Т.Г. Егорова И.Т Федоренко и др.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, нами использовались следующие методы исследования: теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы, учебных изданий, обобщение передового опыта; эмпирические методы - педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в подборе комплекса упражнений по совершенствованию навыков чтения у детей младшего школьного возраста. Этот комплекс упражнений по совершенствованию навыков чтения у младших школьников может быть полезен педагогам начального звена.
База исследования: МБОУ «Крутоярская СОШ» Назаровского района, поселок Красная Сопка. В исследовании приняли участие 16 учащихся второго класса, из них 8 мальчиков и 8 девочек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 52 литературных источника и 5 интернет - источников источников и приложений (3). Результаты исследования иллюстрируются таблицами и диаграммами.
В результате проведенной работы, были сформулированы следующие выводы:
- Чтение является одним из важных видов коммуникативно- познавательной деятельности, которая направлена на извлечение информации из текста. Вопросами изучения чтения, его процесса занимались такие ученые, как: Л.С. Выготский, З.И. Клычникова, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов и другие. Эта форма общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в разных сферах жизни, развивает интеллект, познавательные процессы, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает, а также формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Навык чтения - это совокупность способа чтения (послогового, слогами и целыми словами, целыми словами и словосочетаниями) и качеств чтения: правильность, беглость, осознанность и выразительность.
За время обучения в начальной школе обучающийся должен перейти от аналитического чтения к синтетическому, далее начать осваивать этап автоматизации навыка. Это довольно сложный период, который требует различной методической поддержки в определенные периоды.
В методике существует поход, сторонники которого предлагают совершенствовать навык чтения при помощи специально разработанных упражнений , носящих тренировочный характер.
Был проведен педагогический эксперимент по исследованию процесса совершенствования навыков чтения у детей младшего школьного возраста. В ходе констатирующего эксперимента был определен актуальный уровень навыка чтения у младших школьников. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Крутоярская СОШ» п. Красная Сопка, Назаровского района. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста 2 класса. Всего 16 детей, из них 8 мальчиков и 8 девочек. Для определения актуального уровня навыков чтения у младших школьников, была использована одна из методик из набора стандартизированной методики исследования навыка чтения (А.Н. Корнев). Анализ результатов показал, что уровень навыков чтения у младших школьников во 2 классе довольно низкий, только треть ребят показали результаты, являющиеся нормой. Большая часть младших школьников еще используют чтение по слогам.
- Изучив методику И.Т Федоренко, а также литературу других специалистов, мы планируем использовать зрительные диктанты украинского педагога, доктора педагогических наук И.Т. Федоренко, для занятий с учащимися, отстающими в чтении. В результате ежедневной работы с диктантами за счет удлинения линейной протяженностью каждого из них способствуют формированию навыка беглого чтения, развития у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости. Учащиеся легко осмысливают различные тексты, заинтересовываются чтением, быстрее овладеть навыком аналитического чтения и грамотного письма, значительно прибавляют в скорости чтения. Диктанты, могут быть полезны педагогам начального звена.
- Гипотеза, заявленная нами в начале эксперимента, не подтверждена. Детей с высоким и средним уровнем развития навыка чтения оказалось менее половины от всего количества испытуемых. Основные задачи нашей работы решены, цель достигнута.
- Чтение является одним из важных видов коммуникативно- познавательной деятельности, которая направлена на извлечение информации из текста. Вопросами изучения чтения, его процесса занимались такие ученые, как: Л.С. Выготский, З.И. Клычникова, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов и другие. Эта форма общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в разных сферах жизни, развивает интеллект, познавательные процессы, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает, а также формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Навык чтения - это совокупность способа чтения (послогового, слогами и целыми словами, целыми словами и словосочетаниями) и качеств чтения: правильность, беглость, осознанность и выразительность.
За время обучения в начальной школе обучающийся должен перейти от аналитического чтения к синтетическому, далее начать осваивать этап автоматизации навыка. Это довольно сложный период, который требует различной методической поддержки в определенные периоды.
В методике существует поход, сторонники которого предлагают совершенствовать навык чтения при помощи специально разработанных упражнений , носящих тренировочный характер.
Был проведен педагогический эксперимент по исследованию процесса совершенствования навыков чтения у детей младшего школьного возраста. В ходе констатирующего эксперимента был определен актуальный уровень навыка чтения у младших школьников. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Крутоярская СОШ» п. Красная Сопка, Назаровского района. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста 2 класса. Всего 16 детей, из них 8 мальчиков и 8 девочек. Для определения актуального уровня навыков чтения у младших школьников, была использована одна из методик из набора стандартизированной методики исследования навыка чтения (А.Н. Корнев). Анализ результатов показал, что уровень навыков чтения у младших школьников во 2 классе довольно низкий, только треть ребят показали результаты, являющиеся нормой. Большая часть младших школьников еще используют чтение по слогам.
- Изучив методику И.Т Федоренко, а также литературу других специалистов, мы планируем использовать зрительные диктанты украинского педагога, доктора педагогических наук И.Т. Федоренко, для занятий с учащимися, отстающими в чтении. В результате ежедневной работы с диктантами за счет удлинения линейной протяженностью каждого из них способствуют формированию навыка беглого чтения, развития у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости. Учащиеся легко осмысливают различные тексты, заинтересовываются чтением, быстрее овладеть навыком аналитического чтения и грамотного письма, значительно прибавляют в скорости чтения. Диктанты, могут быть полезны педагогам начального звена.
- Гипотеза, заявленная нами в начале эксперимента, не подтверждена. Детей с высоким и средним уровнем развития навыка чтения оказалось менее половины от всего количества испытуемых. Основные задачи нашей работы решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Коррекция нарушений навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Особенности проявления осознанности чтения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Изучение особенностей овладения навыком чтения младших школьников с ОНР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыка чтения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Возможности развития навыка скорочтения у младших школьников с помощью специальных упражнений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования навыка чтения у учащихся 1 классов с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



