Введение 4
Глава 1. Развитие навыка чтения в начальной школе как психолого-педагогическая проблема 7
1.1 Психологические механизмы чтения 7
1.2 Навык чтения с точки зрения педагогики 13
1.3 Приемы совершенствования навыка чтения в начальной школе.
Зрительный диктант 23
Вывод по Главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса совершенствования навыков чтения у младших школьников 29
2.1 Диагностика актуального уровня навыка чтения 29
2.2 Результаты исследования актуального уровня навыка чтения у
младших школьников 36
2.3 Комплекс зрительных диктантов, направленных на развитие навыка
чтения у младших школьников 46
Вывод по Главе 2 58
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Приложение Б
На сегодняшний день интерес к проблеме совершенствования навыков чтения весьма актуален, поскольку достаточно развиты средства информации, снижающие у детей потребность в чтении, в этом случае ребенок выступает как «пассивный объект», у которого не возникает необходимости и внутренней в приобретении этого культурного навыка [2, с. 5].
Чтение является одним из ведущих способов приобретения информации, так как до 80% информации человек получает при помощи чтения, поэтому овладение этим навыком является для школьников важным условием успешного обучения в школе. Чтение способствует интеллектуальному, эстетическому и речевому развитию учащихся. В связи с этим существует необходимость систематической и целенаправленной работы над совершенствованием навыка чтения у детей младшего школьного возраста [39, с. 51].
Вопросами изучения овладения навыками чтения детьми занимались такие ученые как В.А. Сухомлинский, М.Р. Львова, В.Г. Горецкий, М..Б. Сосновская, И.Т. Федоренко и др.
Одной из важных задач начальной школы является формирование у детей навыка чтения, который образует фундамент всего последующего образования. Учащиеся, выходя со школы начальных классов должны иметь беглое, осмысленное, правильное и выразительное чтение, но зачастую почти в каждом классе находятся несколько учащихся, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой. Умея читать, они проделывают это очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного [6,с. 215].
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности развития навыка чтения у младших школьников».
Объект исследования: процесс развития навыка чтения у младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень и особенности развития навыка чтения у младших школьников.
Принимая во внимание вышесказанное, была поставлена цель работы: определить актуальный уровень развития и особенности проявления навыка чтения у младших школьников.
Исходя из цели и учитывая специфику исследования предмета, определены следующие задачи:
1. Раскрыть физиологические и психологические механизмы чтения.
2. Рассмотреть навык чтения с точки зрения педагогики.
3. Определить методы совершенствования навыка чтения в начальной школе.
4. Определить актуальный уровень развития навыка чтения у младших школьников.
5. Подобрать комплекс упражнений, направленный на
совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: навык чтения у обучающихся начальных классов развит на среднем уровне, при этом младшие школьники
• читают по слогам или целыми словами;
• допускают ошибки, связанные в основном с «угадывающим
чтением»;
• не всегда полностью понимают то, о чем читают.
Теоретической и методологической базой исследования являются: концепция письменно-речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Эльконин Д.Б. и др.); исследования по проблеме обучения чтению детей и попроблеме трудностей в формировании навыков чтения, представленные в исследованиях Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Т.Г. Егорова И.Т Федоренко и др.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, нами использовались следующие методы исследования: теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы, учебных изданий, обобщение передового опыта; эмпирические методы - педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в подборе комплекса упражнений по совершенствованию навыков чтения у детей младшего школьного возраста. Этот комплекс упражнений по совершенствованию навыков чтения у младших школьников может быть полезен педагогам начального звена.
База исследования: МБОУ «Крутоярская СОШ» Назаровского района, поселок Красная Сопка. В исследовании приняли участие 16 учащихся второго класса, из них 8 мальчиков и 8 девочек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 52 литературных источника и 5 интернет - источников источников и приложений (3). Результаты исследования иллюстрируются таблицами и диаграммами.
В результате проведенной работы, были сформулированы следующие выводы:
- Чтение является одним из важных видов коммуникативно- познавательной деятельности, которая направлена на извлечение информации из текста. Вопросами изучения чтения, его процесса занимались такие ученые, как: Л.С. Выготский, З.И. Клычникова, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов и другие. Эта форма общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в разных сферах жизни, развивает интеллект, познавательные процессы, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает, а также формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Навык чтения - это совокупность способа чтения (послогового, слогами и целыми словами, целыми словами и словосочетаниями) и качеств чтения: правильность, беглость, осознанность и выразительность.
За время обучения в начальной школе обучающийся должен перейти от аналитического чтения к синтетическому, далее начать осваивать этап автоматизации навыка. Это довольно сложный период, который требует различной методической поддержки в определенные периоды.
В методике существует поход, сторонники которого предлагают совершенствовать навык чтения при помощи специально разработанных упражнений , носящих тренировочный характер.
Был проведен педагогический эксперимент по исследованию процесса совершенствования навыков чтения у детей младшего школьного возраста. В ходе констатирующего эксперимента был определен актуальный уровень навыка чтения у младших школьников. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Крутоярская СОШ» п. Красная Сопка, Назаровского района. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста 2 класса. Всего 16 детей, из них 8 мальчиков и 8 девочек. Для определения актуального уровня навыков чтения у младших школьников, была использована одна из методик из набора стандартизированной методики исследования навыка чтения (А.Н. Корнев). Анализ результатов показал, что уровень навыков чтения у младших школьников во 2 классе довольно низкий, только треть ребят показали результаты, являющиеся нормой. Большая часть младших школьников еще используют чтение по слогам.
- Изучив методику И.Т Федоренко, а также литературу других специалистов, мы планируем использовать зрительные диктанты украинского педагога, доктора педагогических наук И.Т. Федоренко, для занятий с учащимися, отстающими в чтении. В результате ежедневной работы с диктантами за счет удлинения линейной протяженностью каждого из них способствуют формированию навыка беглого чтения, развития у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости. Учащиеся легко осмысливают различные тексты, заинтересовываются чтением, быстрее овладеть навыком аналитического чтения и грамотного письма, значительно прибавляют в скорости чтения. Диктанты, могут быть полезны педагогам начального звена.
- Гипотеза, заявленная нами в начале эксперимента, не подтверждена. Детей с высоким и средним уровнем развития навыка чтения оказалось менее половины от всего количества испытуемых. Основные задачи нашей работы решены, цель достигнута.
1. Адамович E.A. Как улучшить качество чтения / Е.А. Адамович // Начальная школа. - 2009. - № 1 - С.11 - 25.
2. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека.
3. Беспалова Я.В. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения /Я.В. Беспалова, В.С. Беспалов // Начальная школа. - - 2012. - № 6. - С. 46 - 47.
4. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа. М.: «Просвещение»,- 1995 № 3
5. Бессчастная Е.И. Рекомендациик проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период / Е.И. Бессчастная // Начальная школа. - 2014. - № 4. - С. 14 - 19.
6. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные
проблемы обучения чтению в начальных классах / - К.:
«Педагогика», -2003. С.- 198 -215.
7. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя / М.: «Просвещение», -2008. С. - 13-196 с.
8. Горецкий В.Г. Повышение эффективности и качества формирования навыка чтения как важнейшее условие интенсификации процесса обучения и воспитания младших школьников // Интенсификация учебно воспитательного процесса в школе. М.,- 1988. С. -87-91.
9. Горецкий В.Г. О путях и способах повышения качества уроков объяснительного чтения художественных текстов. Вопросы методики чтения в начальных классах. М., -1964. С. 5-33.
10. Гребенюк О.С Общие основы педагогики. Учеб. для студентов вузов. - М.: Владос, -2003. С.-160.
11. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., -1953
С.- 11-16.
12. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. С., 1953. С.- 26
13. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению М.,- 1990. С. -52-62
14. Зайцев Н.В. Быстрое чтение резервы, возможности, результаты // Нар. Образование. -1989. № 8. С.-104-113.
15. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе; методические рекомендации для учителей начальных классов. /Омск:.Издательство ОмГУ, 2004.С..22.
16. Калинина И.Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы // Начальная школа. 2009. № 2. С. 2 - 17.
17. Клычников З.И. Психологические особенности обучению на
иностранном языке: пособие для учителя. Изд-е 2-е. М.:
Просвещение, 1983. С. 207
18. Козлова Г.Р. Формирование навыка чтения в начальной школе / Г.Р. Козлова // Студенческий научный форум. - 2012. - № 1.- С. 9 - 11.
19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Уч.-метод. пособие.-СПб: ИД "МиМ",- 1997. -С. 286
20. Корнев А.Н. Стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМНЧ) // Приложение 1 С. 274-285.
21. Ладыженская Т.А. Речь. Книга для учителя.-М., «Педагогика», 1990.
22. Леонтьева Г.В. В начальной школе дети не любят читать, потому что мало понимают из прочитанного // Смена. -1996. № 29. С.- 5.
23. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы / А.А. Леонтьев - М.: «Просвещение», 2000. С. -32 - 215.
24. Лепская Н.И. Техника и осмысленность чтения // Нач. шк. -1982. № 7. С. -57-60.
25. Лошкарева H.A. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников / Н.А.Лошкарева. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 2012. С. - 88.
26. Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся в начальной школе // Львов М.Р - М.: «Просвещение»,- 2005. С. - 299.
27. Львов М.Р. Основы развития младших школьников / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 32 - 40.
28. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Максимук - М.: ВАКО, -2007.С. - 128.
29. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рализаевой. - СПб.: «Специальная литература», -2000. С. -93 - 168.
30. Молчанова Г.Д. Упражнения по развитию речи детей и улучшению техники чтения / Г.Д. Молчанова //Начальная школа. - 2000. № 7..
31. Нечаева Н.В. Организация литературного творчества. Метдические рекомендации. -М.: МП «Начальная школа», -1992.
32. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С. 55 - 101.
ЗЗ.Омарокова М.И. Работа над совершением техники чтения младших школьников / М.И. Омарокова - М.: «Просвещение»,- 2004. С.- 224 .
34.Османова М.К. Развитие навыка грамотного чтения у младших школьников // Наука и современность. - 2016. - № 45. - С. 39 - 43.
35.Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших классов; Светловския И.Н. Детское чтение и некоторые особенности становления учащихся - читателей // Начальная школа -1983. № 9 С.- 76-80.
36. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших
школьников // Л.А. Павлова - М.: «Просвещение», -2007. С. 81- 145.
37. Пальченко И.Г. Система упражнений. Из опыта использования рекомендаций профессора И.Т.Федоренко. Донецк. -1990.
38. Рудыка Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 9 - 13.
39. Савельева Е.С. Чтение с настроением // Начальная школа. - 2002. № 9. С. - 51
40. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 6 - 9.
41. Сидоренко К.Н., Сынкова Н.А. Развитие навыков чтения у младших школьников // Студенческий научный форум. - 2015. - № 4. - С. 7 - 9.
42. Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость
познания // Антология гуманной педагогики. М.: Издательский дом Шалвы Амоошвили. -2005. С. - 237.
43. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тексты по проверке техники чтения / М.: «АСТ-Астрель», -2010. С.-188
44. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний // - Киев, 1980. С. -94.
45. Федоренко Т.Г. Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе: лабораторные работы: учебно методическое пособие / Сахалинский гос. ун-т. -Южно- Сахалинск. Издательство СахГУ- 2007. С.-63
46. Фролова В.Д.Развитие интереса к чтению.//Начальная школа. 2002 № 7.
47. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ю. Чечерина // Я-мама. - 2006. - № 2. - С. 3-6.
48. Шарова Т.М. Учим, обучая / Т.М. Шарова // Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 50 - 54.
49. Шишкова М.И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении // Логопед. - 2006. - № 1. - С. 1 - 4.
50. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. М. Учпедгиз, - 1958. С. - 226.
51. Юшкова Л.М. Совершенствование техники чтения / Л.М. Юшкова // Начальная школа. -2009 - № 5 - С. 15 - 17.
52. Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно // Начальная школа. - 2001. № 6.
Интернет-источники:
1. Ефимова С.И Формирование навыков чтения у младших
школьников //
ййр://открытыйурок.рф/%В 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D1 %8C%D0%B8/509967/
2. Заболотнева Е.И. Зрительные диктанты по Федоренко И.Т. для развития оперативной памяти //
http: //zabolotneva.umi.ru/dlya vas roditeli/poleznye sovety/zritelnyj diktanty/
3. Исаева Е.П. Контроль техники чтения по ФГОС // https: //nsportal .ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/10/17/konrol-tekhniki-chteniya-po-fgos
4. Корнев А.Н Стандартизированная методика исследования
навыка чтения (СМНЧ) //
.https://poisk-ru.ru/s2976t3.html
5. Петрова О.И. Методика формирования навыка чтения у младших школьников //
https: //nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-
mo/2013/09/16/metodika-formirovaniya-navyka-chteniya-u- mladshikh