Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятий «универсальные учебные действия», «логические универсальные учебные действия», «внеурочная деятельность» 6
§ 1.2. Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников 15
§ 1.3. Развитие логических универсальных учебных действий у младших
школьников посредством внеурочной деятельности 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
УРОВНЯ ЛОГИЧЕСКИХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
§2.1. Этапы организации по изучению уровня логических универсальных
учебных действий у младших школьников 32
§2.2. Выявление актуального уровня развития логических универсальных
учебных действий у младших школьников 34
§ 2.3. Программа развития логических универсальных учебных действий у
младших школьников посредством внеурочной деятельности 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 63
Общество стремительно развивается и влечет за собой развитие и изменение системы образования. Основной целью Федерального государственного образовательного стандарта, которая встает перед школой, становится цель научить детей учиться. В связи с введением нового федерального государственного стандарта вводится понятие универсально учебные действия (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и др.) [6].
На текущий период времени универсальным учебным действиям придается огромное значение. На безусловную важность их развития у младших школьников указывали Ю.К. Бабанский, Л.О. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева. [11] Большое значение в образовании отводится развитию логических универсальных учебных действий. Этой проблемой занимались разные ученые, такие как Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др, долгие годы. Но основной всех их работ выступает формирование и развитие логических универсальных учебных действий конкретно в учебной деятельности.
Формирование этих действий происходит на протяжении всей человеческой жизни. По словам таких авторов, как Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин, усвоение общего приема логических действий формируется в младшем школьном возрасте.
Данный процесс достаточно сложный, логические универсальные учебные действия лишь часть для системы познавательных действий. Именно логические универсальные учебные действия позволяют детям научиться выделять основную мысль из текста, работать с информацией, анализировать и сравнивать объекты, подводить под одно понятие или классифицировать. Для этого необходимо создание соответствующих условий, что бы ребенок «научился учиться» сам и применял это умение в повседневной жизни. Для того, чтобы наша работа была более продуктивной, 3
мы опираемся на системно - деятельностный подход, продуктивность которого неоднократно доказана в современном образовании, автором которого являются Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. [7].
Так как внеурочная деятельность школьников- одна из инноваций федерального государственного образовательного стандарта, своей работе мы рассматриваем развитие логических универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность позволяет ребенку углубить и раскрыть имеющиеся или необходимые знания и умения, которые необходимы в процессе развития и обучения. Если опираться на слова А. П. Петровского, который сказал, что «перед современным образованием стоит задача развития не только интеллектуальных способностей обучающихся, но также формирования умения логически мыслить развитие которого должно начинаться уже на ступени начального образования», что, по нашему мнению, является истиной. [50].
В длительности урока не всегда хватает для того, чтобы качественно закрепить полученное умение, а также нет возможности проработать материал с каждым ребенком, опираясь на его индивидуальные особенности и способности. Видится ряд проблем, а именно: недостаточность методических разработок, описывающих способы развития логических универсальных учебных действий; необходимостью методического обеспечения процесса развития логических универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточностью разработок, описывающих этот процесс на уровне начального общего образования, отсутствие программ, нацеленных на их развитие в различных направлениях внеурочной деятельности.
В связи с этим, мы сформулировали тему нашего исследования: «Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников».
Цель исследования: Выявить актуальный уровень развития логических универсальных учебных действий и разработать программу внеурочной деятельности, направленную на развитие логических универсальных учебных действий.
Объект исследования: процесс развития логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: программа развития логических универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников;
3. Подобрать методики по выявлению актуального уровня развития логических универсальных учебных действий у младших школьников;
4. Выявить актуальный уровень развития логических универсальных учебных действий у младших школьников;
5. Разработать программу по развитию логических универсальных учебных действий у младших школьников посредством внеурочной проектной деятельности «Я познаю мир».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что логические универсальные учебные действия в начальной школе характеризуются анализом объектов, установкой причинно-следственных и логических связей, сравнением и обобщением объектов. Если использовать во внеурочной деятельности комплект лабораторного оборудования, это будет способствовать развитию логических УУД у обучающихся 3 класса.
Методы исследования: метод теоретического анализа, педагогический эксперимент.
База исследования: МОБУ лицей № 22 г. Сочи, Краснодарский край.
В рамках написания выпускной квалификационной работы была рассмотрена проблема развития логических универсальных учебных действий у младших школьников. Данным вопросом занимались многие ученые, такие как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., которые в свою очередь дают следующее определение логических универсальных учебных действий: «логические действия охватывают анализ предметов с целью обнаружения определенных признаков, а также выбор критериев для сопоставления и классификации объектов. Требуется нахождение причинно-следственной связи и построение последовательной цепи рассуждения. Школьники могут приводить свои доказательства и выдвигать гипотезы с личными обоснованиями».
Многие авторы рассматривают логические универсальные учебные действия в рамках учебной деятельности на уроках математики. Проблема развития логических универсальных учебных действий относительного младшего школьного возраста является актуальной, так как в этом возрасте зарождается активное развитие познавательных процессов.
Исходя из исследований, проблема развития логических умений является одной из основных. В учебной деятельности не хватает временных и методических ресурсов для совершенствования данного умения.
Таким образом, появляется ряд противоречий, между требованием общества к подготовке личностей «умеющих учиться», как прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте и недостаточностью методического обеспечения процесса развития логических универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточностью методических разработок, описывающих этот процесс на уровне начального общего образования, а так же отсутствием программ нацеленных на их развитие в рамках разных направлений внеурочной деятельности.
Необходимость разрешения данных противоречий обусловлено актуальностью данного исследования.
Используя широкие возможности внеурочной деятельности, мы смогли найти оптимальный вариант для разрешения этой проблемы.
Нами был проведен констатирующий эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента подобрана и проведена диагностика, с использованием методик А. Зака «Логические задачи», Л.Я. Ясюковой «Сформированность логических операций», диагностики А.Н. Рябинкиной «Нахождение схем к задачам» на выявление уровня развития логических универсальных учебных действий у учащихся 3 класса МОБУ «Лицей №22».
Нами была разработана программа по формированию логических универсальных учебных действий.
Исходя из результатов проведенной диагностики, мы сделали вывод, что у учащихся 3 класса логические универсальные учебные действия развиты недостаточно, преобладающим является средний и низкий уровень развития логических универсальных действий. В количественном соотношении это 74 % от общего количества учащихся класса.
Для дальнейшей работы по развитию логических универсальных учебных действий проведенное исследование дает возможность обозначить перспективы развития логических универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Мы предполагаем, что уровень можно повысить, если проводить работу по развитию уровня познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности посредством использования комплекта лабораторного оборудования «Тепловые явления».
Применение комплекта лабораторного оборудования «Тепловые явления» при изучении выбранных тем позволит учащимся освоить способ проведения экспериментов различной сложности; будут созданы условия для формирования действий анализа, синтеза, сравнения, обобщения объектов; подведения под понятие, выведение следствий; установления причинно - следственных связей, представления цепочек объектов и явлений; построения логической цепочки рассуждений.
Исходя из этого, мы сделали вывод о том, что использование комплекта лабораторного оборудования «Тепловые явления» во внеурочной деятельности будет способствовать развитию познавательных универсальных учебных действий, младших школьников, что и подтверждает гипотезу нашего исследования.
1. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов / И.Т. Алейникова // Управление школой. - 2013. - №11. - 78 с.
2. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19¬21.
3. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16.
5. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.
6. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор / Сост.: Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2011.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические труды. - М.: Академия, 2014. - С. 45-89.
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2007. - 332 с.
9. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Аспект Пресс, 2013. - С. 52-62
10. Гарсиа Э.Н. Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников / Э. Н. Гарсиа. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2011. - 63 с.
11. Гатаулина, О.И. Внеурочная деятельность младших школьников [Текст]: учебнометодическое пособие / О.И. Гатаулина, Т.А. Носова, Н.Е. Скрипова. - Челябинск: Цицеро, 2010. - 138 с., П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013. - 22 с
12. Грачева А.В. проектная деятельность в начальной школе//Начальная школа плюс «До и После» .2014 №5
13. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя - М.:
Просвещение, 2011. - 223с.
14. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014. - 196 с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 2002. - 232 с.
16. Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 222¬229.
17. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших // Начальная школа №4 М. 2014., с. 67-68
18. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 437 с.
19. Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога - Ростов н/Д: «Феникс», 2009
20. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. - М.: Просвещение, 1965. - 355 с.
21. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
22. Ильина, М.П. Формирование общеучебных умений у младших школьников. -Стерлитамак, 2004. 24 с.
23. Инновации в современной науке: Материалы II
Международного осеннего симпозиума: Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. Г.Ф. Гребенщиков - М: Издательство «Спутник+», 2013.
24. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
25. Кайе, В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет: моногр. / В.А. Кайе. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
26. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
27. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
28. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего
образования / Под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.:
Просвещение, 2012. - 274с.
29. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
30. Косенкова Е. Ю. Новое качество внеурочной
образовательной деятельности: опыт инструментально¬
диагностического измерения // Воспитание и дополнительное образование. - 2013. - № 2. - С. 25-30.
31. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие
для студ. Высш. Учеб. заведений / В. В. Краевский. - М.:
Издательский центр «Академия», 2008
32. Крайг Г. Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум. - СПб., 2012. - 939 с.
33. Леонтович А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности // Народное образование. - 2013. - № 3. - С. 115-120.
34. Логические упражнения на уроках математики 1-2 класс [электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/100714/свободный-Фестиваль педагогических идей.
35. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59-61.
36. Минова М.В., Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика: методическое пособие. - Красноярск: ККИПК, 2009. - 184 с.
37. Михеева Ю. В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования // Академический вестник. -
2011. - № 1(3) - С.46-54.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2009. - 456 с.
39. Небосова Н.В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. - 2014. - №5. - С. 43-44.
40. Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2010. - N 7. - С. 151-157.
41. Овчарова Р. В.Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 2009. 187 с.
42. Организация образовательного процесса в условиях
реализации
43. Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий, обучающихся Управление начальной школой. 1. № 1 2015, с. 1 - 12.
44. Осмоловская И.М., Петрова Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 34-36.
45. Осмоловская, И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
46. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] / В.В. Павлова // Начальная школа. - 2011. - №4. - С.33-36.
47. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. - 2011. - №5. - Т.2. - С. 151-155.
48. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология.
- М.: Академия, 2010. - 453 с.
49. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Владос, 2013. - 264 с.
50. Подходова Н.С., Фефилова Е.Ф. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) // Вестн. САФУ (Архангельск). 2013. № 4.
51. Попова А.А., Титаренко Н.Н., Махмутова Л.Г. Универсальные учебные действия в начальном образовании: монография. - Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. - 147 с.
52. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 219-226.
53. Пясталова И. Н. Использование проектной технологии во внеурочной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 6. - С. 14-16.
54. Радченко, H.H. Формирование оценочных
умений у первоклассников в условиях современной школы Республики Казахстан: автореф. дис. . канд. пед. наук / H.H. Радченко; Караг. госуд. ун-т. Караганда, 2008. - 24 с.
55. Реан А.А. Психология детства. [Текст] Реан А.А.- СПб.: прайм-еврознак, 2013,176
56. Романина, В. И. Конструирование / В.И. Романина. - М.: Просвещение, 2009. - 800 с.
57. Румянцева Л.И. Особенности процесса сравнения у младшего школьника. - М.: Просвещение, 1968. - 143 с.
58. Сборник работ по материалам Всероссийского заочного форума педагогов «Перспективы образования». Актуальные проблемы формирования УУД. - Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2012. С. 9
59. Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. - М.: Дрофа, 2007.
60. Сергеева, Е.В. Формирование самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности: автор. . дис. канд. пед. наук / Е.В. Сергеева; Магнитогор. госуд. ун-т. Магнитогорск, 2009. - 21 с.
61. Сиразетдинова Л.З. Эффективные приемы
рефлексивной деятельности младших школьников//ййр://05-04 -
1959.ucoz.ru/publ/obshhemetodicheskoe/podgotovka_uroka/ehffektivnye _priemy refleksivnoj_dejatelnosti_mladshikh_shkolnikov/14-1-0-67
62. Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1990/903/903025.php/
63. Сюсюкина И.Е. «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности» // ФГОУ ВПО
64. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. - М.: Просвещение, 2000. - 224 с.
65. Удалова Т. А. Работа с детьми разных образовательных потребностей // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 8. - С. 19-21.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. 32 с.
67. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]: Система заданий/ под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
68. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст]: пособие для учителей начальных классов/ Г.А. Цукерман. - М.: Педагогический центр "Эксперимент", 2012. - 362с.
69. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 327 с.
70. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.